Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 168255993
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 766
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

Рекомендации к выполнению исследовательских и проектных работ

 (Скачать в .PDF)

1. Критерии наличия исследования (для экспериментальных работ школьников):

А) Обычно исследование основано на сравнении, изучении динамики показателей или выявлении влияния каких-либо факторов. Демонстрационные опыты из интернета или повторение школьной лабораторной работы с заранее известным результатом исследованием не являются.
Б) Выполнение самого исследования адекватными научными методами (анкетирование, наблюдение, измерение, эксперимент).
В) Для большинства работ необходимо наличие выборок (групп исследуемых организмов). Исследования единичных организмов не дает достоверные результаты.
Г) Наличие повторностей – эксперименты, измерения и т.д должны быть проведены не менее 2-3 раз и давать близкие результаты.
Д) Обработка результатов методами математической статистики (только для старшеклассников).
2. Критерии наличия исследования (для исследований школьников, основанных на качественных методах):
А) Исследование обладает свойствами новизны: представлен новый материал, или изучается новый аспект в известном материале, или использованы новые методы в отношении известного материала, или сопоставляются явления, ранее не сопоставляемые, или известное явление рассматривается в новом контексте, с использованием новых ресурсов.
Б) Исследование базируется на известных и актуальных общенаучных и частнонаучных методах выборки, анализа и описания материала.
В) Исследование опирается на материал, обладающий свойствами представительности, объемности и достоверности.
Г) Анализ материала выбранными методами позволяет классифицировать его или устанавливать системные закономерности.
Д) Полученные закономерности соотнесены с результатами других исследований, проведенных в данном классе единиц.

2. Примерная структура текста проектной работы

Титульный лист.
Оглавление. Содержание
Введение: обосновывается актуальность проекта, формулируются цель и задачи.
Основная часть:
А) приводятся обзор литературы по проблеме проекта,
Б) собственные разработки. расчеты и т.д, описание этапов создания продукта и его характеристики
Заключение: итоги воплощения проекта, предложения по использованию, дальнейшие перспективы.
Список литературы.
Приложения (если необходимы).

3. Типичная структура текста исследовательских работ

Титульный лист;
Оглавление;
Введение;
Обзор литературы,
Материалы и методы исследований,
Результаты и обсуждение;
Выводы;
Список литературы;
Приложения (в случае необходимости).

1. Краткое содержание основных разделов работы

Титульный лист

Образец титульного листа

Титульный лист – обязательный элемент текста. На титульном листе обычно указывают наименование конференции; направление (номинацию); название работы и секцию; фамилию и инициалы автора, школу и класс; фамилию и инициалы научного руководителя, его должность и ученую степень (если есть), город и год выполнения работы. Недопустимо подавать работы на один конкурс, оставляя титульный лист другой конференции. Номер на титульном листе, как и на страницах раздела «Оглавление», не ставится. Номера страниц начинают печатать с страницы раздела «Введение» (как правило, с.3).
Содержание (Оглавление)
В содержании приводят названия всех разделов и подразделов работы, каждое из которых печатается с новой строки. В конце строки ставится номер страницы, с которой начинается данный раздел. Номера страниц печатаются вблизи правого поля, все на одинаковом расстоянии от края страницы.

  • Введение

Во введении автор должен обосновать актуальность своего исследования. показать современное состояние проблемы по данным литературы и объяснить, в чем заключается смысл и новизна его работы, теоретическое и практическое значение результатов.
Во введении должны быть сформулированы объект, предмет, цель и конкретные задачи исследования (проекта). Цель работы может быть только одна, из нее должно быть понятно, что автор планирует достичь в результате выполнения проекта/исследования, задачи являются этапами работы. Формулируются только те задачи. которые школьник может выполнить самостоятельно в соответствии со своим уровнем и возрастом. Объём данного раздела не должен превышать 0, 5 – 1 стр.

  • Обзор литературы

Из обзора литературы должно быть понятно состояние изученности данной темы, основные методические подходы к ее решению, основные научные факты. В качестве источников можно использовать энциклопедии, учебники, научно-популярную литературу, но в основном, научные статьи, курсовые и дипломные работы (особенно для старшеклассников), но не газеты и источники в интернете, не имеющие автора и других выходных данных.
В этом разделе надо познакомить читателя с основными фактами по теме работы (на уровне возраста автора). Обзор должен занимать не более 1/3 текста. Для младших школьников достаточно 2- 3 страниц, написанных простым и понятным языком, для старших рекомендуется использование научного стиля изложения.
Обзор источников –это не механическое копирование фраз из текстов других авторов. Нужно проводить критический анализ имеющихся данных, делать собственные выводы и обобщения. От более общих фактов принято переходить к частным, имеющим отношение к конкретной теме. В конце обзора принято подвести читателя к объяснению необходимости именно вашей работы.
При цитировании других авторов обязательно давать ссылки в тексте - в квадратных скобках указать номер данного источника по списку литературы. Например: «в работе Петрова В.А показано [ 5 ], что ….».
Постраничные сноски не используются.

  • Материал(ы) и методы

Материал этого раздела должен продемонстрировать соответствие выбранных методов цели и задачам исследования и дать возможность любому читателю найти данные методики и повторить их.
Необходимо достаточно подробно описать объекты исследований указать происхождение исследуемых объектов, место, сроки сбора материала и его объем, количество проведённых наблюдений, дозы веществ и другие детали. При необходимости можно привести фото объектов исследований
В качественных исследованиях детально описывают материал исследования: принципы и методы сбора материала, источники материала, общая характеристика собранного материала, его классификация. При необходимости используются количественные методы исследования, устанавливается процент класса явлений в общем количестве.
Подробно описываются методы, использованные при проведении экспериментов или качественных исследований. Если используются стандартные широко известные методы, то приводится ссылка на научный источник, из которого заимствована методика. Кратко обосновывается выбор методов и методик, их соответствие цели и гипотезе.
В конце раздела описывают использованные методы статистического анализа данных, указывают компьютерные программы, с помощью которых проводилась обработка (для старшеклассников), если они были использованы.

  • Результаты и обсуждение.

Этот раздел должен быть основным в тексте работы по смыслу и по объему. Принято кратко описывать данные таблиц или диаграмм, указывая самое важное и интересное. По правилам одни и те же результаты представляют только однократно. То есть не надо одни и те же данные показывать и таблицей, и диаграммой, или и диаграммой. и графиком. Эти таблицы, диаграммы. графики размещают в тексте, а не в Приложениях, как часто требуют на местных конференциях. Таблицы, диаграммы и графики оформляют строго в соответствии с правилами. Приводят не индивидуальные результаты по каждому исследованному образцу или организму, а только обработанные математически, хотя бы на уровне средних значений или процентов в младших классах и желательно со статистическими критериями для старшеклассников.

Обсуждение – это обязательный элемент текста, в нем проводят общий анализ результатов работы, сравнивают их с данными аналогичных других авторов, отмечают, что общего между ними и в чем различия. Необходимо хотя бы попытаться объяснить причины различий и противоречий результатов, высказать несколько разумных гипотез, которые могут стать темой продолжения работы.

  • Заключение

Заключение представляет собой краткий итог всей проделанной работы, это не просто сумма абзацев, выбранных из всего текста. Заключение должно быть понятно даже без чтения основного текста работы. Написать заключение достаточно сложно, поэтому для школьников можно обойтись без него, но выводы должны быть обязательно.
Выводы формулируются максимально кратко как констатация основных результатов исследования и должны соответствовать задачам работы
В выводах не упоминают цель и задачи исследования, а также методику работы и факты из обзора литературы.

  • Список литературы

Литературные источники в списке оформляются по общепринятым правилам описания произведений печати. Вначале указываются фамилии и инициалы всех авторов, название работы (указывается полностью), затем название журнала (принятое сокращение) или другого периодического издания, где опубликована работа, год издания, том, выпуск или номер, страницы, на которых изложена статья. Для книг указывается место издания, наименование издательства и общее количество страниц.
Список составляется в алфавитном порядке. При этом записи располагаются по алфавиту фамилий первых авторов. Труды одного автора помещают в хронологическом порядке.
Литературные источники на русском размещают в начале списка, а затем, продолжая нумерацию, приводят иностранные источники, набираемые латинским шрифтом. Каждая работа печатается с новой строки.
Источники гуманитарных выборок (словари, энциклопедии, тексты художественной литературы, архивные данные и т.д.) оформляются отдельными списками с соответствующими рубриками: Словари и энциклопедии; Архивные документы; Художественные тексты.

  • Приложения.

Приложения далеко не всегда нужны. Таблицы и диаграммы должны быть в самом тексте, где анализируют и обсуждают результаты. В основной части работы должно быть представлено все основное содержание работы. В приложении можно поместить большие по объему анкеты или опросники, крупные фотографии, схемы и т.д.
Обращаем ваше внимание на то, что не нужно помещать в текст работы. Это многочисленные фотографии самого автора, копии дипломов других конференций, рецензии и отзывы на работу. Руководитель не дает оценку работы своего ученика. для этого есть эксперты на каждой конференции.

  • Требования к содержанию и оформлению презентаций доклада.

Задача презентации - наилучшим образом представить свое исследование. Надо помнить, что автору его работа понятна, но все остальные видят и слышат ее в первый раз. Поэтому надо не просто «читать текст», а привлекать внимание слушателей, объяснять результаты и их смысл.
Количество слайдов должно быть примерно такое же, сколько минут доклада, то есть не более 10-12. Порядок показа слайдов соответствует плану доклада.

  • Примерный порядок доклада (соответственно - показа слайдов)

Титульный лист – название работы, Ф.И. автора, школа, класс, населенный пункт, Ф.И.О. научного руководителя с указанием его должности, званий, научной степени.
Несколько вводных фраз об актуальности работы, значимости данной проблемы. (можно использовать текст из «Введения»).
Цель и задачи работы, гипотеза.
Характеристика объекта исследования, перечисление и краткое описание методов работы.
Слайды, представляющие результаты работы: таблицы, графики, диаграммы и т.д. Анализ результатов и объяснения не надо писать на слайдах, в крайнем случае 1-2 короткие фразы.
Выводы.
Благодарности (руководителю, консультанту, всем, кто помогал в работе)

  • Требованию к оформлению слайдов.

1.Каждый слайд должен иметь заголовок. На слайде не должно быть много фраз. Лучше воспринимаются нумерованные или маркированные списки, а не сплошной текст.
2. Используйте не более двух видов простого и понятного шрифта: для заголовка и основного текста.
3. Размер шрифта должен быть таким, чтобы все могли увидеть в аудитории, не менее 20 - 22. Для смыслового выделения фрагментов текста, самых интересных результатов можно использовать жирный шрифт или изменение цвета.
4. Лучше использовать темный шрифт на светлом фоне. Такой вариант всегда хорошо виден в любой аудитории.
5. Не следует использовать как фон для текста узоры, фотографии. Все слайды должны быть сделаны в одном стиле – цвет фона, шрифты, виды диаграмм или графиков и т.д.
6. Все таблицы, диаграммы, графики должны иметь подписи, обозначения, чтобы в них можно было разобраться за время демонстрации слайда. На одном слайде можно разместить несколько небольших графиков или диаграмм.
7. Без крайней необходимости не надо применять звук и анимацию. Видеоролики нужны только, если они помогают понять смысл работы.
8. Не следует оформлять текст работы и презентацию в самых новых форматах и версиях программ, они могут не открываться на других компьютерах. Полезно делать резервную копию в pdf.
9. В некоторых случаях полезно сделать «запасные слайды» с результатами, которые не вошли в доклад, но могут представлять интерес, (особенно если зададут соответствующие вопросы) или с предложениями по продолжению исследования.

  • В процессе и по итогам публичной защиты работы

1. Автор работы не обязательно должен согласиться с мнением экспертов, но в этом случае должен обосновать свое мнение (ссылка на авторитетную литературу, дать рабочие определения понятий, подтвердить достоверность результатов).
2. В случае несогласия с экспертной оценкой работы автор имеет право подать на апелляцию, в которой указать аргументы несогласия.
3. Лучшая работа на секции определяется голосованием экспертов из работ, получивших 1 степень лауреата конференции.