Как сделать проектКалинин В.Б. Тому, как спланировать и выполнить проект, посвящены тонны литературы и бесчисленное количество интернет-страниц. Однако интерес к теме не спадает. Отчасти потому, что применяется один и тот же подход к описанию разработки проекта. И будущий автор (либо руководитель) проекта не получает новых сведений. Как и эмоций. Попробуем иначе подойти к вопросу. * * * Рассмотрим проект как путешествие. Причем, путешествие во времени – в будущее. Возможно, предложенная аналогия позволит лучше понять сущность проектной деятельности (ПД). К счастью, не придется идти пешком по нехоженым тропам: есть машина времени – теория ПД. И есть дорога – методика ПД. Водитель – автор проекта. А штурман, знающий дорогу, и он же механик, владеющий теорией ПД, – учитель. Для водителя важно получить удовольствие от путешествия – полюбоваться окрестностями, побывать в новых местах, да и кто не любит быстрой езды? :) – Другими словами, важна мотивация. Дело штурмана/механика – не только заинтересовать водителя, но и помочь выбрать интересный маршрут – тему проекта. При этом – оказывается – ехать водителю и штурману предстоит не вдвоем: обязательно будут пассажиры – целевая аудитория проекта, т.е. люди, для которых совершается поездка (т.е. выполняется проект). Так что, намерения водителя должны совпадать с потребностями пассажиров. И важно, чтобы было желание, радость помочь пассажирам. Если так сложится, то путешествие (т.е. работа по планированию и выполнению проекта) станет особенно желанным. А если пассажиры вовремя попадут точно по назначению, то их жизнь немножечко изменится к лучшему. Так вот, положительные изменения для пассажиров и будут целью путешествия (проекта). Чтобы узнать намерения пассажиров надо поинтересоваться: куда им ехать? – Т.е. провести социологическое исследование, в данном случае – устный опрос. И это – первая задача проекта. Выясняется, что пассажирам надо попасть в другой город. Естественно, в определенное место в этом городе, например, в театр, музей, парк, на праздник или важную встречу. Стало быть, объект проекта – город. И нужен не просто город, не весь город, а определенная улица, дом – адрес – предмет проекта. Как и положено, в пути не обойдется без приключений. Город, в который надо попасть, – на другой стороне реки. И ни моста, ни брода нет. Так что водителю предстоит решить проблему – самостоятельно построить мост (мост во времени, мост в будущее), т. е. создать продукт проекта. Это – вторая задача проекта. Возможно, для ее решения необходимо будет изучить литературу по мостостроению. А доставить пассажиров по выстроенному мосту, куда им требуется, – третья задача проекта. У пассажиров могут быть и дополнительные пожелания, например, сделать остановки в дороге, пофотографировать живописные места. Предоставить пассажирам такие возможности – также задачи проекта. Правда, если сроки поджимают, либо водитель еще недостаточно опытный, лучше не обременять его дополнительными пожеланиями :) Итог решения всех задач проекта представляет собой результат проекта в целом. Результат проекта соответствует цели проекта: Расписание поездки – график выполнения проекта. В расписании указываются этапы пути, сроки построения моста и доставки пассажиров по назначению. Путевой лист, в котором: Инструменты и материалы для строительства моста, и всё-всё-всё остальное, что потребуется для путешествия, – ресурсы, необходимые для выполнения проекта. Надо быть уверенными, что они у вас есть. Что ж, остается включить зажигание – зажечь, увлечь водителя за счет впрыска идей, энтузиазма, воодушевления. Впрочем, за четкой работой системы зажигания механику необходимо следить на протяжении всей поездки. И – в путь! Хотя, конечно, в буквальном смысле вы никуда не уедите, но перенесетесь в будущее. И не просто перенесетесь, а самостоятельно спланировав его, создадите будущее своими руками! – Ведь без вашего путешествия не было бы ни моста, ни знакомства с городом на другом берегу реки. Приготовьтесь к тому, что когда поездка подойдет к концу, ваша работа еще не будет окончена. Понадобится составить описание путешествия – дорабатывая маршрутный лист, пополняя его новыми сведениями, почерпнутыми во время поездки, – пока не составите итоговый текст проекта. Сопроводите его Ну, а если вы подготовите выступление и компьютерную презентацию, то у вас будут отличные шансы увлекательно рассказать о путешествии – выигрышно представить ваш проект на конкурсе или конференции. Конечно, в кратком описании указано далеко не всё, что предстоит сделать. Например, штурману необходимо следить за соблюдением правил движения – следовать требованиям множества норм и документов, в том числе, таких как СанПиН и ФГОС. Или вот, во время путешествия – т.е. в ходе выполнения проекта – формируются определенные компетенции и УУД. Следовательно, штурману надо ставить и решать педагогические цель и задачи. Безусловно, и продукты проектов у каждого учащегося будут свои – не строить же всем мосты :)
|
Новости
26.03.2024Интеллект-экспресс Напоминаем, что 2 апреля заканчивается приём работ на конкурсы проекта "Интеллект-экспресс: III четверть". Спешите принять участие! Ждем ваши работы. |
26.03.2024Творческие конкурсы КИТ Гуманитарию не выучить математику? Русский язык не поддается логике? Биологии и литературе не ужиться в одной голове? Все возможно, когда на помощь приходит "К.И.Т."! Свежие творческие задания помогут провести время весело и с удовольствием! Новые конкурсы - новые победы! Участвуйте, ваc ждёт "Креативность. Интеллект. Талант"! |
26.03.2024Дошкольные олимпиады «Светлячок: яркая весна» Как подготовиться к школе, не выходя из дома? МАН "Интеллект будущего" помогает заботливым родителям! Весенние дошкольные олимпиады "Светлячок" мы разработали, чтобы наши будущие первоклассники: |
Читать полностью... |
26.03.2024Предметные олимпиады "Познание и творчество" (весенний тур) Готовьтесь к экзаменам и контрольным с нами! Верьте в себя, заполняйте пробелы – и любой предмет покажется Вам легким! В весеннем туре вас ждут свыше 40 олимпиад по:
|
Читать полностью... |
25.03.2024С.Т. Шацкий и современное образование |
Читать полностью... |
23.03.2023Космос и психология |
Читать полностью... |
22.03.2024Итоги игры "Счастье строим вместе" 21 марта успешно прошла интеллектуально-творческая игра "Счастье строим вместе" для учащихся 5–7 классов образовательных учреждений России. |
Читать полностью... |