Как сделать проектКалинин В.Б. Тому, как спланировать и выполнить проект, посвящены тонны литературы и бесчисленное количество интернет-страниц. Однако интерес к теме не спадает. Отчасти потому, что применяется один и тот же подход к описанию разработки проекта. И будущий автор (либо руководитель) проекта не получает новых сведений. Как и эмоций. Попробуем иначе подойти к вопросу. * * * Рассмотрим проект как путешествие. Причем, путешествие во времени – в будущее. Возможно, предложенная аналогия позволит лучше понять сущность проектной деятельности (ПД). К счастью, не придется идти пешком по нехоженым тропам: есть машина времени – теория ПД. И есть дорога – методика ПД. Водитель – автор проекта. А штурман, знающий дорогу, и он же механик, владеющий теорией ПД, – учитель. Для водителя важно получить удовольствие от путешествия – полюбоваться окрестностями, побывать в новых местах, да и кто не любит быстрой езды? :) – Другими словами, важна мотивация. Дело штурмана/механика – не только заинтересовать водителя, но и помочь выбрать интересный маршрут – тему проекта. При этом – оказывается – ехать водителю и штурману предстоит не вдвоем: обязательно будут пассажиры – целевая аудитория проекта, т.е. люди, для которых совершается поездка (т.е. выполняется проект). Так что, намерения водителя должны совпадать с потребностями пассажиров. И важно, чтобы было желание, радость помочь пассажирам. Если так сложится, то путешествие (т.е. работа по планированию и выполнению проекта) станет особенно желанным. А если пассажиры вовремя попадут точно по назначению, то их жизнь немножечко изменится к лучшему. Так вот, положительные изменения для пассажиров и будут целью путешествия (проекта). Чтобы узнать намерения пассажиров надо поинтересоваться: куда им ехать? – Т.е. провести социологическое исследование, в данном случае – устный опрос. И это – первая задача проекта. Выясняется, что пассажирам надо попасть в другой город. Естественно, в определенное место в этом городе, например, в театр, музей, парк, на праздник или важную встречу. Стало быть, объект проекта – город. И нужен не просто город, не весь город, а определенная улица, дом – адрес – предмет проекта. Как и положено, в пути не обойдется без приключений. Город, в который надо попасть, – на другой стороне реки. И ни моста, ни брода нет. Так что водителю предстоит решить проблему – самостоятельно построить мост (мост во времени, мост в будущее), т. е. создать продукт проекта. Это – вторая задача проекта. Возможно, для ее решения необходимо будет изучить литературу по мостостроению. А доставить пассажиров по выстроенному мосту, куда им требуется, – третья задача проекта. У пассажиров могут быть и дополнительные пожелания, например, сделать остановки в дороге, пофотографировать живописные места. Предоставить пассажирам такие возможности – также задачи проекта. Правда, если сроки поджимают, либо водитель еще недостаточно опытный, лучше не обременять его дополнительными пожеланиями :) Итог решения всех задач проекта представляет собой результат проекта в целом. Результат проекта соответствует цели проекта: Расписание поездки – график выполнения проекта. В расписании указываются этапы пути, сроки построения моста и доставки пассажиров по назначению. Путевой лист, в котором: Инструменты и материалы для строительства моста, и всё-всё-всё остальное, что потребуется для путешествия, – ресурсы, необходимые для выполнения проекта. Надо быть уверенными, что они у вас есть. Что ж, остается включить зажигание – зажечь, увлечь водителя за счет впрыска идей, энтузиазма, воодушевления. Впрочем, за четкой работой системы зажигания механику необходимо следить на протяжении всей поездки. И – в путь! Хотя, конечно, в буквальном смысле вы никуда не уедите, но перенесетесь в будущее. И не просто перенесетесь, а самостоятельно спланировав его, создадите будущее своими руками! – Ведь без вашего путешествия не было бы ни моста, ни знакомства с городом на другом берегу реки. Приготовьтесь к тому, что когда поездка подойдет к концу, ваша работа еще не будет окончена. Понадобится составить описание путешествия – дорабатывая маршрутный лист, пополняя его новыми сведениями, почерпнутыми во время поездки, – пока не составите итоговый текст проекта. Сопроводите его Ну, а если вы подготовите выступление и компьютерную презентацию, то у вас будут отличные шансы увлекательно рассказать о путешествии – выигрышно представить ваш проект на конкурсе или конференции. Конечно, в кратком описании указано далеко не всё, что предстоит сделать. Например, штурману необходимо следить за соблюдением правил движения – следовать требованиям множества норм и документов, в том числе, таких как СанПиН и ФГОС. Или вот, во время путешествия – т.е. в ходе выполнения проекта – формируются определенные компетенции и УУД. Следовательно, штурману надо ставить и решать педагогические цель и задачи. Безусловно, и продукты проектов у каждого учащегося будут свои – не строить же всем мосты :)
|
Новости
16.04.2024ИЗМЕНЕНИЕ ГРАФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОНЛАЙН-ТУРНИРОВ Уважаемые педагоги, дорогие друзья! Сообщаем Вам, что произошли изменения в графике проведения онлайн-турнира "Классная команда" и "Загадки окружающего мира" для 4-5 классов. Приносим свои извинения за доставленные неудобства. |
15.04.2024Космический вызов принимает МАН «Интеллект будущего» С 9 по 12 апреля 2024 года недалеко от Обнинска успешно прошёл Фестиваль «Космический вызов». Фестиваль состоялся в рамках проекта «КОСМИЧЕСКАЯ ЛИГА: стартовая площадка для юных исследователей». Проект проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. |
Читать полностью... |
12.04.2024Онлайн-турниры по математике - спешите участвовать! Совсем скоро – успевайте зарегистрироваться! Приглашаем команды юных математиков принять участие в Российском открытом онлайн-турнире «Математическое многоборье» для учащихся 1, 2-3 и 4-5 классов. Турнир проводится: ✅ |
Читать полностью... |
05.04.2024Всероссийская конференция "Шаги в науку" Уважаемые коллеги! Приглашаем делегацию Вашего учреждения принять участие во Всероссийской конференции учащихся "Шаги в науку", которая будет проходить с 24 по 26 апреля 2024 года (1 сессия) и с 14 по 16 мая 2024 года (2 сессия). Спешите подать свою заявку! |
03.04.2024Корпоративный университет «Газпром нефти» Корпоративный университет «Газпром нефти» открывает набор в летний образовательный лагерь «Вершины управления» для выпускников школ и студентов 1 курса инженерно-технического профиля! Участники получат возможность научиться управлять временем, лучше понимать себя и других, расставлять приоритеты, управлять своей эффективностью, работать в команде, договариваться и общаться! |
Читать полностью... |
03.04.2024Интеллектуально-творческая игра "На пути к счастью" Уважаемые педагоги, дорогие друзья! Приглашаем учащихся 8-11 классов принять участие в интеллектуально-творческой игре "На пути к счастью", которая состоится 10 апрреля в 14.00 по мск в онлайн-формате. Участие в игре бесплатное. Ждем Ваши заявки! |
01.04.2024Онлайн-турниры по русскому языку - спешите участвовать! Совсем скоро – успевайте зарегистрироваться! Приглашаем дружные команды ребят принять участие в Российском открытом онлайн-турнире «Любимый русский язык» для учащихся 1, 2-3 и 4-5 классов. Турнир проводится: ✅ |
Читать полностью... |