Номинация «Робототехника» Проблематика реферативно-исследовательских работ: 4.1. «Совершенствование робототехники». Нынешние роботы далеки от совершенства: их поведение полностью запрограммировано. Они не могут обучаться, развиваться и собирать свои копии. Но даже такие роботы пользуются большим спросом. По данным Международной федерация робототехники с 2005 по 2008 г. количество роботов возросло с 2 до 10 млн. В чем состоят основные проблемы совершенствования робототехники? Какие задачи предстоит решить ученым в этой области? 4.2. «Эмоциональные роботы». Зачем роботам нужны эмоции? Актуальна ли эта проблема сейчас и могут ли современные специалисты по робототехнике создать «эмоциональные» механизмы? 4.3. «Объединение плоти и машин». Может ли человек стать бессмертным? Да, если удастся полностью перенести его сознание на неорганический носитель. Это может произойти в ближайшем будущем – ученые предсказывают, что скоро ожидается значительный прогресс в микроэлектронике. Это станет началом постбиологической эволюции. Изложите свой взгляд на это явление: какие предпосылки к постбиологической эволюции есть сейчас? Считаете ли вы, что постбиологическая эволюция возможна, и этично ли переносить сознание человека в механическую оболочку? 4.4. «Умная среда обитания». Что современные изобретатели и ученые понимают под определением «умная среда обитания»? Исследуйте проблему и изложите свой взгляд на нее. 4.5. «Фундаментальная проблема робототехники». Компьютерные программы не могут общаться с человеком на равных, но могут убедить неискушенного собеседника в том, что с ним говорит человек. В обычной беседе человек ограничивается парой сотен слов и десятком тем. Совсем другое дело – человек, который тестирует робота, сознательно пытается «вывести его на чистую воду». Английский математик и логик Алан Тьюринг предсказывал, что к 2000 году люди изобретут машину, которая в пятиминутном тесте сможет убедить в своей человечности даже экспертов. Его прогноз не оправдался: программ, которые способны не выдать эксперту свою компьютерную сущность, пока нет. Сформулируйте фундаментальную проблему робототехники и исследуйте ее. 4.6. Видеоролик «Мой робот». Создайте собственного робота и снимите о нем видеоролик (≈ 5 мин.) Для учеников 7 класса желательно использовать основы математической логики, 8-11 классов – основы программирования. Для создания робота можно использовать конструктор Lego Mind storms. В комментариях к видеоролику укажите имя робота, идею конструкции, его основные механизмы и что он умеет. Расскажите об особенностях робота и задачах, которые вы решали при помощи программирования.
Литература: |