

ИТОГИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНКУРСА «БУДУЩЕЕ РОЖДАЕТСЯ СЕГОДНЯ»
Успешно завершился конкурс педагогов «Будущее рождается сегодня», который проходил в рамках проекта «Космическая лига: стартовая площадка для юных исследователей».
Проект проводился c использованием гранта Президента Российской Федерации и был направлен на поддержку проектов в области науки, образования и просвещения.
Организатор конкурса – Общероссийская детская общественная организация «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего».
Данный конкурс был направлен на анализ и обобщение работы педагогов по продвижению учащихся в области исследовательской и проектной деятельности в области астрономии и космонавтики. Лучшие работы конкурса стали основой педагогического банка методических разработок, направленных на качественную работу и проведение мероприятий, классных часов, конференций, организацию исследовательской и проектной деятельности.
Достигнуты цели данного проекта - конкурс педагогов «Будущее рождается сегодня» позволил обобщить опыт работы педагогов-наставников различных регионов России по продвижению учащихся в области исследовательской и проектной деятельности в сфере астрономии и космонавтики, показал опыт работы по вовлечению школьников в исследовательскую и проектную деятельность в сфере астрономии и космонавтики.
Конкурс выявил пул педагогов-наставников, которые имеют опыт организации исследовательской деятельности в области астрономии и космонавтики, собрал опыт создания и деятельности «космических объединений», таких как клубы и кружки космонавтов, показал новые современные формы работы вовлечения школьников в исследовательскую и проектную деятельность, опыт привлечения к работе со школьниками представителей космической отрасли. Конкурс стал действенным средством популяризации науки об астрономии и космосе.
Участники конкурса «Будущее рождается сегодня»: педагоги, методисты, заместители директоров образовательных организаций, наставники учащихся, руководители научных объединений, отделений МАН «Интеллект будущего».
В конкурсе приняли участие 104 педагога из организаций общего и дополнительного образования из 52 населенных пунктов 29 субъектов Российской Федерации.
География участников конкурса: Алтайский край: МБОУ «Бродковская СОШ», Павловский район, с. Павловск; КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края», г. Бийск; Белгородская область: МБУДО «ЮНОСТЬ», г. Белгород; ОГБОУ «СОШ № 3 с УИОП г. Строитель», Яковлевский район, г. Строитель; МБУ ДО «СЮН» г. Губкина; МБОУ СОШ № 48, г. Белгород; Воронежская область: МБОУ Аннинская СОШ № 3, Аннинский район, п.г.т. Анна; Иркутская область: МБОУ «МСОШ», Ангарский городской округ, п. Мегет; Калужская область: МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги; МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги, НСП «Дом детского творчества»; ГКОУ КО «Калужская общеобразовательная школа-интернат № 5 им. Ф.А. Рау», г. Калуга; МБОУ «СОШ № 23» г. Калуги; Кемеровская область-Кузбасс: МБНОУ «Гимназия № 17», г. Новокузнецк; Вишневка, МБУДО "Дворец творчества детей и молодежи им. Добробабиной А.П. города Белово" Краснодарский край: МБОУ СОШ № 23, Усть-Лабинский район, хутор Братский; Ленинградская область: МОБУ «СОШ «Агалатовский ЦО», Всеволожский район, д. Агалатово; МОБУ «СОШ «Бугровский ЦО № 3», Всеволожский район, посёлок Бугры; Липецкая область: МАОУ СШ № 55 г. Липецка «Лингвист», г. Липецк; Луганская Народная Республика: ГОУ ЛНР «Артемовская СШ № 8», Перевальский район, г. Артемовск; Московская область: ГБПОУ МО «Красногорский колледж», Московская область, г. Красногорск; Мурманская область: МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 6»; Апатиты, МБОУ Гимназия №1 Нижегородская область: ГБПОУ «Нижегородский индустриальный колледж», г. Нижний Новгород; МБОУ «Первомайская СШ», г. Первомайск; Новосибирская область: МБОУ Гимназия № 4, г. Новосибирск; МБОУ СОШ № 27, г. Новосибирск; РЖД лицей № 6, г. Барабинск; МАОУ «Гимназия № 13 имени Э.А. Быкова», г. Новосибирск; Новосибирск, МАОУ ЦО "Развитие" Оренбургская область: МОАУ «Физико-математический лицей», г. Оренбург; МБОУ «Старокулумбетьевская СОШ», Матвеевский район, с. Старокулумбетьево; Пермский край: МАОУ «Школа-гимназия № 1», г. Краснокамск; Республика Башкортостан: МБОУ ДО «ЦДТ «Парус», г. Уфа; МОБУ СОШ с. Красный Яр; Республика Саха (Якутия): МОБУ Гимназия «Центр глобального образования», г. Якутск; Ростовская область: МБУ ДО ДДТ, г. Батайск; МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда, г. Зерноград; Самарская область: МБУ «Школа № 86», г. Тольятти; ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Усть-Кинельский, г. Кинель; Суходол, ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Суходол; Свердловская область: МАОУ — СОШ № 2, г. Богданович; Тамбовская область: ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж», г. Моршанск; Тульская область: МОУ СШ № 2 имени героя Советского Союза Жукова В.П., г. Богородицк Тульской области; ОУ ДО ТО «ЦДОД», г. Тула; МБОУ «СОШ №17» г. Новомосковска; Ульяновская область: МБОУ «Губернаторский лицей № 101 имени Ю.И. Латышева», г. Ульяновск; Хабаровский край: МБОУ Гимназия им. З.А. Космодемьянской, Верхнебуреинский район, п. Чегдомын; Ханты-Мансийский АО-Югра: МБОУ СОШ № 3, г. Радужный; Челябинская область: МАОУ "СОШ №15 г. Челябинска"; Ямало-Ненецкий АО: МБОУ «Арктический лицей», г. Новый Уренгой; Ярославская область: МОУ Болтинской СОШ, г. Судоверфь, Ярославский район.
На конкурс педагогов «Будущее рождается сегодня» были представлены работы по различным номинациям: 1. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся в области астрономии и космонавтики на примере своего опыта. 2. Способы выстраивания социального лифта для юных исследователей в области астрономии и космонавтики. 3. Примеры действия социального лифта (на примере портфолио учащегося, достигшего высоких результатов). 4. Обучение педагогов исследовательским компетенциям: актуальность, формы, описание опыта. 5. Компетенции будущего: методические приёмы формирования этих компетенций, какие компетенции относят к навыкам будущего. 6. Социальный лифт для педагогов-наставников: как поощрять педагогов и стимулировать повышение профессионального мастерства? 7. Методические рекомендации по созданию программ для клубов юных астрономов, клуба космонавтов, кружков астрономии и космонавтики (с приложением программ). 8. Разработки программ летних космических смен (из опыта работы). 9. Разработки командных игр по астрономии и космонавтике. 10. Разработки классных часов с презентацией по теме «Развитие космических идей», «Солнечная система», «Малые тела Солнечной системы», «Исследования планет» и т.п. 11. Исследование жизни и деятельности К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, С.П. Королёва. 12. Современные формы вовлечения школьников в исследовательскую и проектную деятельность по астрономии и космонавтике. 13. Опыт создания и организации воспитательной работы школьных музеев космонавтики. 14. Организация профориентационной работы в области астрономии и космонавтики, связь с профильными организациями космической направленности. 15. Решение кейсов, темы которых затрагивают практико-ориентированные задачи из области астрономии и космонавтики.
Следует отметить, что участники показали высокий уровень методической подготовки и профессионального мастерства.
Отметим особо ряд лучших работ участников конкурса.
НОМИНАЦИЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКИ НА ПРИМЕРЕ СВОЕГО ОПЫТА»
В номинации «Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся в области астрономии и космонавтики на примере своего опыта» стоит отметить следующие работы: Котова Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО ДТДМ г. Ростов-на-Дону, МБУ ДО ЦДТТ г. Батайска, Ростовская область, делится своим личным опытом работы в объединении юных астрономов, знакомит с основами исследовательской деятельности в области астрономии и космонавтики. Вот только некоторые темы исследовательских работ, связанных с наблюдениями Солнца и солнечной активностью: «Солнечная активность и погода Ростовской области»; «Среднесрочный прогноз погоды по солнечной активности для Ростовской области»; «Наблюдения хромосферы Солнца с помощью телескопа Coronado»; «Солнечные вспышки и их влияние на земные процессы»; «О температуре летом в период минимума и максимума 24 цикла солнечной активности»; «О возможной связи между количеством вспышек на Солнце и количеством осадков»; «Выявление возможной взаимосвязи между ростом солнечной активности и ростом заболеваемости SARS-CoV-2 (2019-nCoV)». Самое главное, что отмечает Ольга Викторовна, что исследовательская деятельность, опирающаяся на собственные наблюдения, их обработка помогает комплексно решать задачи интеллектуального и социального совершенствования личности. Конюхов Игорь Николаевич, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО «ЦДТ Парус» ГО г. Уфа, Республика Башкортостан, представил на конкурс свой опыт вовлечения школьников в исследовательскую и проектную деятельность по теме астрономии и космоса. В работе уделено внимание совмещению экологической и авиакосмической тематики – занятиям по изготовлению поделок (макетов самолетов, космических кораблей, космических станций, планетоходов) из различных бытовых отходов: картонных коробок из-под соков, молочных продуктов, сломанных игрушек, компьютеров, обрезков полиэтиленовых труб со стройки, различных упаковочных материалов. Оказалось, что можно одновременно развивать экологическое мышление у учащихся, поясняя, откуда взяты исходные материалы для творчества, и приобщать их к авиакосмическому направлению детского творчества. В данной работе можно ознакомиться с опытом сотрудничества с УГАТУ, где проводятся занятия в виде практически ежегодных экскурсий во время каникул в музей авиационных и космических двигателей и обзорных экскурсий по ВУЗу. Еще в работе рассказывается про направление, которое появилось три года назад: это стало знакомство детей с пилотированием квадрокоптера. Данное направление предвосхитило направление развития беспилотных авиационных систем, которое получило активнейшую поддержку руководство страны после начала СВО. Самое главное, что получается у Игоря Николаевича – это «зажечь», увлечь ребенка тематикой исследований, а это значит, что главная задача космического обучения может уже считаться решенной. Михалёва Галина Константиновна, учитель начальных классов МБОУ «МСОШ», Иркутская область, АГО, поселок Мегет, в своей работе представила свой опыт вовлечения учащихся начальной школы в удивительный мир исследований. Актуальность темы в том, что открытия в изучении космоса иногда меняют наше представление об его объектах. Так случилось и с Плутоном. Выбор темы вызван интересом проанализировать и обобщить последние сведения о загадочном Плутоне. В работе озвучены все аспекты исследовательской работы: проблема, объект исследования, предмет исследования, цель исследования, гипотеза, определены задачи. Автор познакомился с историей открытия Плутона. Ученик Галины Константиновны, который проводил исследование, побывал в Иркутском планетарии, взял интервью у Иркутского астронома, познакомился с материалами энциклопедий и на основе полученных знаний составил краткую характеристику Плутона. Изучив данные о Плутоне, автор провел в 4а классе игру для ребят «Путешествие на солнечном луче». Игра очень понравилась, и ученики приобрели новые знания в области астрономии. Работая над темой исследовательской работы, автор сделал вывод, что Плутон лишился статуса планеты из-за того, что он является рядовым объектом пояса Койпера. Гипотеза о том, что Плутон теперь назван астероидом подтвердилась. Практическая значимость исследования в том, что автор узнал много интересного об объектах Солнечной системы, выяснил, что теперь Плутон называется астероидом и рассказал об этом своим одноклассникам. Данная работа была представлена на научно – практической конференции младших школьников «Юный исследователь» и удостоена Диплома 1 степени. В 2020 г. мальчик участвовал во Всероссийском конкурсе учащихся «Будущие Ломоносовы» в номинации «Астрономия и космонавтика» по программе МАН «Интеллект будущего». Во 2 классе был реализован творческий проект «Луна и луноход». Цель проекта: создание модели Луны и модели лунохода. Для создания модели Луны потребовались: воздушный шарик, бумажные салфетки, клей ПВА, акриловая краска серого цвета. На воздушный шарик необходимого диаметра накладывали одну за другой, смоченные в клее салфетки. На следующий день окрасили макет и прорисовали темные пятна морей. В результате выполнения проектной работы, автор узнал много интересной информации о Луне и ее исследовании с помощью космических аппаратов, углубился в характеристики Луны, узнал о наблюдениях астрономов. Данный проект представлен на НПК младших школьников «Юный исследователь» и удостоен Диплома 1 степени. Реализация данных проектов развивает способность к постановке учеником учебно-познавательных задач, учит оценивать правильность выполнения своих действий, формирует умения подводить итоги своей деятельности. Гарьюнг Марина Александровна, учитель, МБОУ «Бродковская СОШ» с. Павловска Павловского района Алтайского края, представила свой замечательный опыт вовлечения школьников в исследовательскую деятельность. Актуальность проектно-исследовательской деятельности состоит в том, что перед каждым учителем стоит задача способствовать привлечению учащихся в активный познавательный процесс на основе проектной деятельности. Организация исследовательской и проектной деятельности у младших школьников - процесс сложный и безумно интересный, а тем более в области астрономии и космонавтики. Посещение библиотеки, чтение научной литературы, экскурсии в планетарий, посещение занятий по внеурочной деятельности «Я исследователь» – все это формирует познавательный интерес и желание заниматься исследовательской деятельностью. Начиная знакомиться с исследовательской деятельностью уже в 1 классе. Во 2 классе школьники учатся собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, оформляют некоторые записи самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. Школьники умеют определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования. В 3 классе ребята уже сами предлагают темы проектов. Они уже сами могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники). Устную информацию самостоятельно преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации. В этот период проходит знакомство со способами фиксации полученных данных, формирование умения систематизировать их в виде таблиц, графиков, диаграмм. В 4 классе работа выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации из других и оформить исследование самостоятельно. Теперь ребята приобрели исследовательские навыки, умение выступать перед аудиторией, публично рассказывать о своей работе. Таким образом, в работе Гарьюнг М.А. представлена поэтапная работа с 1 по 4 класс, и данный опыт может быть успешно использован другими педагогами для привлечения школьников начальной школы к исследовательской деятельности.
НОМИНАЦИЯ «ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ КОМПЕТЕНЦИЯМ: АКТУАЛЬНОСТЬ, ФОРМЫ, ОПИСАНИЕ ОПЫТА» В номинации «Обучение педагогов исследовательским компетенциям: актуальность, формы, описание опыта» хотелось бы отметить следующие работы: Новикова Татьяна Геннадьевна, учитель английского языка, руководитель школьного научного общества, МБОУ Гимназия им. З.А. Космодемьянской, Верхнебуреинский район, п. Чегдомын, Хабаровский край, поднимает актуальные вопросы наставничества в исследовательской и проектной деятельности школьников, проблемы наставляемых, привлечения нового педагога к активному осуществлению проектно-исследовательской деятельности в школе как в должности классного руководителя, так и в должности учителя-предметника. Здесь можно ознакомиться с дорожной картой организации исследовательской деятельности: учитель-учитель, учитель-ученик, что, несомненно, будет большим подспорьем для начинающих наставников.
НОМИНАЦИИ «СПОСОБЫ ВЫСТРАИВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЛИФТА ДЛЯ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКИ» И «ПРИМЕРЫ ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЛИФТА (НА ПРИМЕРЕ ПОРТФОЛИО УЧАЩЕГОСЯ, ДОСТИГШЕГО ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ)».
Заслуживающими внимания экспертов в этой номинации стали несколько работ, содержащих мнения, взгляды, предложения, новые подходы авторов к поощрению и стимулированию профессионального роста педагогов, а также примеры действия социального лифта своих подопечных.
Галкина Карина Игоревна, Придорожный, ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город», работа «Создание социального лифта для педагогов-наставников - необходимый шаг в модернизации образовательной системы». Карина Игоревна считает, что мотивация через финансовые и профессиональные стимулы, обучение и возможности карьерного роста, а также использование современных технологий — все это должно стать частью комплексного подхода к развитию педагогической профессии. Поддерживая и развивая педагогов-наставников, мы, безусловно, способствуем улучшению качества образования и созданию более умного и вдохновляющего будущего для нашей молодежи. В педагогическом проекте «Пять-п» - «Мы учим жить делами и сердцами», представленном на конкурс Гороховацким Валерием Николаевичем, ГБОУ ЛНР «АГ им. П.Н. Липовенко», Алчевск, ЛНР, изложены примеры социального лифта учащихся, описана деятельность Валерия Николаевича как учителя предмета «Технологии», раскрыты подходы к созданию своей особой атмосферы для творчества и поддержания увлеченности своих учеников. Сотниченко Светлана Николаевна, Радужный, МБОУ СОШ №3, работа «Рассказ о том, как в своей деревне я стала «космонавтом». Автор показывает все многообразие подходов к решению одной и той же задачи с позиции разных наук, где астрономия может соединять «разорванные знания в единое восприятие НАУКИ». Светлана Николаевна описывает возможности социального лифта на примере своего подопечного, увлеченного астрономией и космосом. Тютина Ольга Ивановна, МБОУ Аннинская СОШ № 3, п.г.т. Анна, «Внеурочная и внеклассная работа по астрономии и космонавтике как возможность достижений школьников». Увлечение темой космоса иногда приводит к самым неожиданным результатам. В работе приведены примеры из опыта учителя-словесника, когда увлечение темой космоса приводит к рождению литературных произведений, в которых отражаются полученные знания из этой области и которые являются показателем формирования нравственных ценностей, компетенций будущего. Бугаева Лариса Васильевна, МБУДО «Краснояружский ЦДО», Красная Яруга, Белгородская обл., работа «Мотивация детей к проектной и исследовательской деятельности по астрономии в условиях приграничных территорий (из опыта работы)». Лариса Васильевна выделила факторы, мотивирующие ребят изучать астрономию и космонавтику в сложных условиях и рассказала о свое опыте исследовательской деятельности в этом направлении. Котельникова Любовь Ивановна, Ульяновск, МБОУ "Губернаторский лицей № 101 имени Ю.И. Латышева", работа «Социальный лифт для педагогов-наставников: пути к профессиональному росту». Одним из первых шагов к эффективному повышению квалификации автор считает индивидуальный подход к каждому педагогу. Необходимо учитывать особенности их профессионального пути, сильные и слабые стороны, а также личные интересы и потребности. Персонализированные планы профессионального роста позволяют создать уникальные карьерные траектории, которые способствуют развитию конкретных навыков и умений, востребованных в современной образовательной среде.
НОМИНАЦИЯ «КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИХ КОМПЕТЕНЦИЙ, КАКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОТНОСЯТ К НАВЫКАМ БУДУЩЕГО» В номинации «Компетенции будущего: методические приёмы формирования этих компетенций, какие компетенции относят к навыкам будущего» эксперты отметили следующие работы: Тютина Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы, МБОУ Аннинская СОШ № 3, Аннинский район, п.г.т. Анна, Воронежская область, в своей работе «Космос как энергия света» рассматривает возможности космической тематики как источник детского творчества. Ольга Ивановна – филолог, преподаватель гуманитарных наук, но она считает, что космос вдохновляет ее и ее учеников, именно оттуда можно черпать неземную энергию. А энергия даёт великую силу, чтобы строить будущее. Космос далеко ещё не изучен, поэтому притягивает взгляды людей не одного поколения. Он побуждает к фантазии, заставляет мечтать. В этой неравной борьбе человек становится песчинкой мироздания, но он учится предполагать. Умение фантазировать – ключевая компетенция для людей творческих профессий. Умение прогнозировать ведёт человечество по дороге будущего. Увлечение темой космоса иногда приводит к самым неожиданным результатам. Например, к рождению литературных произведений, которые являются показателем формирования важнейших компетенций и нравственных ценностей. Гречишкина Евгения Игоревна, учитель иностранных языков, МОУ СШ № 2 имени героя Советского Союза Жукова В.П., г. Богородицк Тульской области, считает, что одной из важнейших компетенций будущего всё чаще называют способность мыслить критически. Вот основные компоненты критического мышления: способность посмотреть на ситуацию со стороны, способность работать с информацией и оценивать её, способность определять границы своего знания и незнания. Для формирования этих компетенций используются такие формы работы, как дебаты, где роли распределяются случайным образом. Каждому ученику важно научиться выходить из своей зоны комфорта и приводить аргументы и контраргументы в отношении любой точки зрения. Для работы с информацией учитель предлагает пользоваться определенным алгоритмом. Чтобы научиться определять границы своего знания и незнания, необходимо создать условия для осуществления ими рефлексивной деятельности. Данная диагностика носит исключительно ознакомительный характер. Её цель: помочь ребятам окунуться в практические ситуации и оценить, насколько они компетентны в различных вопросах.
НОМИНАЦИЯ «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ПРОГРАММ ДЛЯ КЛУБОВ ЮНЫХ АСТРОНОМОВ, КЛУБА КОСМОНАВТОВ, КРУЖКОВ АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКИ (С ПРИЛОЖЕНИЕМ ПРОГРАММ)» В номинации «Методические рекомендации по созданию программ для клубов юных астрономов, клуба космонавтов, кружков астрономии и космонавтики (с приложением программ)» стоит отметить программу, которую прислал на конкурс Репин Сергей Николаевич, педагог дополнительного образования, МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги, по ракетомоделированию. Актуальность программы обусловлена тем, что отечественные наука и техника нуждаются в специалистах, которые смогут поднять техническое оснащение различных видов производства на уровень, соответствующий современным мировым стандартам. Старшеклассники обучаются действиям по самоподготовке и саморазвитию, формируют профессиональные качества в избранном виде труда, корректируют профессиональные планы, оценивают готовность к избранной деятельности. Новизна программы заключается в использовании современных конструкционных материалов, технологий в изготовлении моделей. Используемая в программе педагогическая технология «творческий проект», позволяет активизировать познавательную деятельность, осуществлять личностно-ориентированный подход, способствует профессиональному самоопределению учащихся.
НОМИНАЦИЯ «РАЗРАБОТКИ КОМАНДНЫХ ИГР ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ» В номинации «Разработки командных игр по астрономии и космонавтике» особое внимание стоит уделить следующим работам: Салимова Галия Фасиховна, Закирова Резида Рафиковна, учителя МБОУ «Старокулумбетьевская СОШ» Матвеевского района Оренбургской области, представили на конкурс сценарий квеста «Путь к звездам». Квест - современная и интересная форма познавательного мероприятия, которая на протяжении уже нескольких лет пользуется популярностью в среде молодежи. Городской квест — это командная игра на местности, совмещающая элементы интеллектуального состязания и соревнования на скорость. Квест позволяет лучше познакомиться с тематическими объектами в черте города, так как сценарий носит также тематический характер и привязан к определенным зданиям и объектам. Квест в команде помогает лучше узнать друг друга в условиях необходимости принятия быстрых и правильных решений. Спортивные и активные этапы квеста позволяют совместно пережить эмоции, что психологически сближает участников события. Маршрут проходит через памятные места и объекты, связанные с развитием космонавтики в Оренбуржье, и составляет около 14 километров. Игровая форма квеста позволяет поддерживать живой интерес детей к работе по изучению краеведческого материала и развивать познавательную деятельность у школьников. Ястребова Елена Викторовна, методист МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги, представила на конкурс методическую разработку викторины «Знаменитый и гениальный К.Э. Циолковский». Викторина может проходить как в формате офлайн (обычная викторина), так и онлайн-квиза. Если организуется онлайн-квиз, то вопросы публикуются на сайте или на странице в социальной сети. Участники в течение 30 секунд из четырех вариантов ответов должны выбрать один правильный. При подведении итогов автоматически учитываются правильность и скорость ответов участников команд. В использовании возможностей цифровых ресурсов для проведения интеллектуальной игры заключается новизна методической разработки. Цель игры: сформировать понимание сопричастности прошлому своей малой родины, своего народа, российского государства на основе эмпатии к судьбе великого ученого, жившего и творившего на Калужской земле. Хуснутдинова Ирида Шамилевна, учитель МБОУ «Старокутлумбетьевская СОШ», с. Старокулумбетьево Матвеевского района Оренбургской области, прислала на конкурс методическую разработку «Игра-путешествие «Путешествие в космос». Актуальность методической разработки: проведение игры необходимо для развития у обучающихся интереса к космосу, его освоению. Данная игра ориентирована на развитие мышления, воображения, творческой активности, наблюдательности, любознательности, на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе. Побудить обучающихся самим делать открытия, заниматься научными исследованиями. Цель игры - получить задания, отыскать в них подсказки, ответить на вопросы, разгадать загадки, ребусы, решить задачи, пройти все препятствия и заслужить приз. Такие игры способствуют сплочению коллектива, учат договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Развивают у обучающихся и интеллект, и их физические способности, воображение и творчество. В игре необходимо проявлять и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, развитие аналитических способностей и нестандартного мышления, коммуникативных качеств. Матвеева Олеся Владимировна, учитель начальных классов, КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края». Внеклассное мероприятие «Игра- путешествие по Солнечной системе». Цель: создать благоприятные условия для расширения знаний детей о планетах Солнечной системы и о космосе. Планируемые результаты: Личностные: умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникших вопросов; Метапредметные: Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение проговаривать последовательность действий на занятии; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; высказывать свои предложения; Предметные: формирование знаний у обучающихся о космосе, космонавтах, космическом пространстве. Родионова Юлия Владимировна, учитель начальных классов ВКК, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями; Поротникова Елена Юрьевна, учитель начальных классов ВКК МАОУ «Гимназия № 13 имени Э.А. Быкова» г. Новосибирска. Интеллектуальная игра «Дню Космонавтики посвящается...» Цель мероприятия: создание условий для формирования интереса к изучению космоса. Задачи: стимулировать расширение и углубление знаний учащихся о космосе; развивать интерес к космонавтике как науке, эрудицию, интеллект, логическое мышление, память, умение работать в команде; воспитывать чувство уважения к членам команды, к другому мнению. В методической разработке представлены разные формы работы: «Блиц-опрос», командная игра, конкурс капитанов, угадывание предмета по его описанию, музыкальная игра.
НОМИНАЦИЯ «РАЗРАБОТКИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ КОСМИЧЕСКИХ ИДЕЙ», «СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА», «МАЛЫЕ ТЕЛА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ», «ИССЛЕДОВАНИЯ ПЛАНЕТ» И Т.П.» В номинации «Разработки классных часов с презентацией по теме «Развитие космических идей», «Солнечная система», «Малые тела Солнечной системы», «Исследования планет» и т.п.» эксперты выделили следующие работы: Фоминова Елена Владимировна, учитель, МБОУ СОШ № 23 имени С.З. Дьяченко, МО Усть-Лабинский район хутора Братского Краснодарского края, прислала на конкурс готовый сценарий внеклассного мероприятия «Гагаринский урок «Космос – это мы». Цель мероприятия: расширение знаний о космонавтике и развитие общеинтеллектуальных умений по теме на представленном материале, с формированием навыков саморазвития. Большой интерес вызывают методы и приемы, используемые для проведения мероприятия: упражнение «Поздоровайся глазами», анализ конкретных ситуаций (case-study), мозговая атака... Дубовикова Елена Сергеевна, преподаватель, ГБПОУ МО «Красногорский колледж», Московская область, г. Красногорск, поделилась сценарием классного часа «Освоение космоса: от мечты к реальности». Цель занятия: в доступной форме объяснить учащимся этапы завоевания человеком космоса. Кроме образовательной задачи: познакомить с историей первого полета человека в космос, с людьми, которые внесли вклад в развитие космонавтики, развивающей: содействовать развитию познавательного интереса учащихся, применять в работе ранее полученные знания, анализировать, делать выводы, обобщать, поставлена еще воспитывающая задача: создать условия для воспитания гордости за свою страну, открывшую путь в космос. Леонова Любовь Владимировна, педагог дополнительного образования, МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги, Калужская область, представила на конкурс методическую разработку «Космическая викторина». Актуальность данного занятия обусловлена особым значением изучения космоса, начиная с младшего школьного возраста, чтобы затем расширять и углублять знания об устройстве вселенной и истории освоения космоса. Новизна данного мастер-класса заключается в интерактивной форме: с помощью «триггеров» дети запускают механизм действия интерактивных вопросов и находят правильный ответ (сверяют свой ответ с правильным). Можевитина Оксана Александровна, учитель английского языка, ОГБОУ «СОШ № 3 с УИОП г. Строитель», Белгородская область, Яковлевский район, г. Строитель, классный час-викторина «Развитие космических идей» разработана в порядке букв алфавита. Например: А: Человек, который наблюдает за звездным небом, фотографирует его, изучает жизнь звезд и планет (астроном); Б: Как называется место в Казахстане – «городок космонавтов», откуда взлетают космические корабли? (Байконур) и т.д. Такие викторины, несомненно, помогают школьникам расширить свои познания и проникнуться дальнейшим изучением темы космоса. Старостина Инесса Алексеевна, методист, педагог дополнительного образования МБОУДО ЦРТДиЮ Созвездие» г. Калуги, Калужская область, методическая разработка внеклассного занятия «Виртуальное путешествие по Солнечной системе». Актуальность данного занятия обусловлена особым значением изучения космоса детьми. Понимая, что планета Земля уникальна, но она не единственная в космосе, дети выстраивают в систему первоначальные знания об устройстве мира, осознают значимость существования жизни на Земле, учатся видеть далекие горизонты. Новизна данного мастер-класса заключается в интерактивной форме: ребята не только видят на экране эмоционально привлекательные картинки планет и объектов Солнечной системы, но и сами расставляют по местам «весёлые планеты». Данная разработка может быть интересна воспитателям детских садов, родителям, учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования, работающим с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Якубова Любовь Юрьевна, учитель начальных классов, МБОУ «Арктический лицей», г. Новый Уренгой, ЯНАО, классный час по теме «Космическая академия». В 2024 году Юрию Алексеевичу Гагарину могло бы исполниться 90 лет. Сергей Королёв говорил: «Юра - настоящий русский парень: честный и добросовестный, открытый и жизнерадостный, смелый и талантливый, и очень любящий людей». Именно такой человек должен быть «героем нашего времени», героем всех времен, образцом для подражания детей. К сожалению, мы, взрослые, стали забывать, как должен выглядеть кумир молодежи, что уж там говорить о подрастающем поколении, воспитанном на голливудских фильмах о супергероях. Дети должны знать, что супергерой – это не Человек-паук. Цель: познакомить детей с биографией Ю.А. Гагарина и профессией космонавта (для учащихся 1 класса); обобщить и углубить представление детей о Ю.А. Гагарине и профессии космонавта (для учащихся 2-4 класса). Важная роль отведена групповой работе и работе в парах, что положительно сказывается не только на развитии познавательного интереса, но и сплочению коллектива. Мамоченко Наталия Вячеславовна, учитель, МБОУ «СОШ № 23» г. Калуги, Калужская область. Сборник «Астрономия в задачах». Цель: популяризовать знания об астрономии среди учащихся при помощи создания сборника задач по теме «Астрономия в задачах» для использования на элективных занятиях. Задачи: изучить дополнительную литературу по теме «Астрономия»: история и развитие; найти интересные факты о звездах и изучить их; составить самому задачи, используя научные факты про звезды; классифицировать задачи и собрать в сборник задач.
НОМИНАЦИЯ «ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО, А.Л. ЧИЖЕВСКОГО, С.П. КОРОЛЁВА» В номинации «Исследование жизни и деятельности К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, С.П. Королёва» отмечаются несколько наиболее интересных работ: Дворягина Лилия Анатольевна, педагог дополнительного образования, МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» города Калуги, Калужская область. Работа посвящена Александру Леонидовичу Чижевскому - выдающемуся ученому – космисту, который продолжительное время жил и работал в городе Калуга. Здесь произошло становление А.Л. Чижевского как учёного и знакомство с родоначальником космонавтики К.Э. Циолковским, которое имело для него судьбоносное значение. Цель: раскрытие влияния научной деятельности Чижевского на его творческую деятельность в период жизни в городе Калуга. Актуальность данной работы заключается в том, что результаты научных исследований А.Л. Чижевского, опередив свое время, являются востребованными и важными для науки и человечества в наши дни. Практическая значимость заключается в том, что данное исследование даст возможность читателю ознакомиться с широким аспектом деятельности Чижевского. Эта работа может быть представлена на школьных научных конференциях и тематических классных часах. Клишина Людмила Фёдоровна, МАОУ СШ № 55 г. Липецка «Лингвист», г. Липецк, Липецкая область. В работе представлены интересные факты из биографии Чижевского А.Л. «Широта кругозора и навыков сформировалась у Александра – студента двух ВУЗов трёх факультетов одновременно, где он изучил историю, философию, археологию, физику, математику, биологию, имел медицинские и экономические знания, знал несколько иностранных языков. В своей работе с учениками, привлекаю все возможные приёмы, чтобы указать на важность межпредметных (метапредметных) ЗУН для успеха в науке и исследовательской деятельности, в социальном созревании как полезного гражданина общества, способного к жертвам. Примеров самопожертвования ученых и путешественников много, и я всегда обращаю на это внимание, в рамках допустимых в детском сообществе. Трагическое недопонимание открытий А.Л. Чижевского, опередивших своё время и социальное развитие общества после революции 1917 года в России, не сломили его стремления приносить пользу Отечеству, людям. В книге он вспоминает речи отца Леонида Васильевича. «Человек сильной воли и необычайного спокойствия, говорил: «История человечества есть процесс необратимый. Надо работать и работать, чтобы создавать культурные ценности. Если вы проникнетесь этим убеждением, работа вам покажется легкой и приятной, как бы тяжела она ни была, и вы пойдете рука об руку с новой эпохой. Я — русский и России в ее тяжелые годины не оставлю». Вот цель – в создании культурных ценностей России. Иванова Елена Владимировна, учитель английского языка, Бектемирова Альбина Владимировна, учитель английского языка, МОБУ «СОШ «Бугровский ЦО № 3», Всеволожский район, посёлок Бугры, Ленинградская область, игра «Звёзды Вселенной» для проведения на уроке английского языка. Основной целью такой игры является сбор информации о конкретных людях, внёсших вклад в освоение космоса, основываясь на заданных критериях и подсказках. Подсказки зашифрованы в QR-кодах. Такая игра может быть прекрасным способом провести время с пользой на уроке (расширить свои знания по иностранному языку), во внеурочной деятельности, в дополнительном образовании школьников, а также во время проведения познавательного занятия, помогающего узнать что-то новое о великих учёных всех времён и поколений. Данную форму проведения занятия можно отнести к современным формам вовлечения школьников в исследовательскую и проектную деятельность.
НОМИНАЦИЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ» В номинации «Современные формы вовлечения школьников в исследовательскую и проектную деятельность по астрономии и космонавтике» особенно яркими можно назвать следующие работы: Купцов Александр Борисович, педагог дополнительного образования, МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги, Калужская область. На примере разработки интенсива «Космическая одиссея» по работе с визуальным языком программирования Scratch (https://scratch.mit.edu/), рассмотрена цифровая среда, помогающая в разработке и реализации данного проекта. Интенсив знакомит учащихся со средой разработки Scratch, носит поисково-исследовательский характер и направлен на вовлечение школьников в исследовательскую и проектную деятельность по астрономии и космонавтике.
НОМИНАЦИЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКИ, СВЯЗЬ С ПРОФИЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ КОСМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ» В номинации «Организация профориентационной работы в области астрономии и космонавтики, связь с профильными организациями космической направленности» следует отметить наиболее яркие работы: Полунина Алина Юрьевна, учитель, МБУДО «ЮНОСТЬ», г. Белгород, Белгородская область. Профориентационная работа в школе играет очень важную роль. Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии является обязательной частью гармоничного развития каждой личности. И в данной работе учитель представляет методику, с помощью которой учащиеся могут познакомиться с профессиями космической отрасли: космонавт (астронавт), астроном, инженер – конструктор, инженер – робототехник, инженер по телекоммуникациям и связи, инженер бортового оборудования, авиамеханик, инженер-строитель, космический биолог, специалист по космической медицине, гидрометеоролог, менеджер космического туризма. Свободина Юлия Викторовна, педагог-психолог, МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги. В работе «От психологии к звездам» представлен опыт работы по включению компонента учебно-исследовательской деятельности в профориентационную работу с учащимися, направленную на формирование интереса к космическим профессиям. Здесь отражен один из методологических компонентов организации учебно-исследовательской и проектной работы с учащимися как важный элемент и эффективное средство профориентации в учреждении дополнительного образования. Главная задача – помочь каждому ребенку познать себя, свой творческий, личностный потенциал и найти те направления для самореализации, которые подходят именно ему. Детский возраст тем и прекрасен, что это время для выбора и самоопределения в разных областях жизни. В данной статье рассмотрено, как в рамках деятельности творческого объединения по психологии была организована профориентационная работа в отношении профессий, связанных с изучением космоса.
НОМИНАЦИЯ «РЕШЕНИЕ КЕЙСОВ, ТЕМЫ КОТОРЫХ ЗАТРАГИВАЮТ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ ИЗ ОБЛАСТИ АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКИ» В номинации «Решение кейсов, темы которых затрагивают практико-ориентированные задачи из области астрономии и космонавтики» стоит выделить следующую работу: Сотниченко Светлана Николаевна, учитель, МБОУ СОШ № 3, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Радужный. Тема: «Составление и примеры решения кейсов, темы которых затрагивают практико- ориентированные задачи из области астрономии и космонавтики». Кейс технологии — это метод активного проблемно–ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). В вкратце цель метода – совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Этот метод интересен тем, что дает возможность снять психологические блоки между знаниями в отдельных областях и умением применить приемы, полученные при изучении одних предметов к другим. Кейс 1. «Определение ускорения свободного падения Земли» Кейс 2. «Определение различными способами возраста Земли» Кейс 3. «Определение радиуса, массы и плотности Земли» Кейс 4. «Определение магнитного поля земли» Преимущества кейс-технологий сводится к подготовке к жизни после школы. Учащиеся получают навыки решения реальных проблем, возможность работы в группе на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует знания и понимания терминов, умения ими оперировать, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать своё мнение.
НОМИНАЦИЯ «СВОБОДНАЯ ТЕМА»
Леонтьева Наталья Валерьевна, Суходол, ГБОУ СОШ №1, п.г.т. Суходол, работа «Особенности подготовки и проведения интегрированных уроков: математика + астрономия». В курсе алгебры 7-9 классов последовательность расположения тем обеспечивает своевременную подготовку к изучению физики и астрономии. Например, при изучении равноускоренного движения используются сведения о линейной функции, при изучении электричества – сведения о прямой и обратной пропорциональной зависимости. При изучении физики целенаправленно применяются понятия пропорции, вектора, производной, функций, графиков и др. В работе приведен опыт проведения интегрированных уроков: математика + астрономия.
***
Основная цель конкурса достигнута и соответствует основной цели проекта «Космическая лига: стартовая площадка для юных исследователей»: выявление, поддержка и продвижение учащихся, занимающихся в регионах России исследовательской или проектной деятельностью в сфере астрономии и космонавтики, через систему мотивирующих образовательных событий.
Однако, необходимо активизировать решение следующих задач: способы выстраивания социального лифта для юных исследователей в области астрономии и космонавтики, популяризировать тематику космоса и астрономии через воспитательную работу в летних детских лагерях, школьных музеях космонавтики. В ходе анализа конкретных работ экспертный совет пришел к выводу о том, что среди участников конкурса организация социального лифта непосредственно происходит на очных мероприятиях проекта «Космическая лига: стартовая площадка для юных исследователей». Данный опыт следует транслировать на вебинарах, лекциях специалистов др.
По опыту открытия и работы школьного музея космонавтики можно обратиться к руководителю музея ГБОУ школа № 525 с углубленным изучением английского языка имени дважды Героя Советского Союза Г.М. Гречко Московского района Санкт-Петербурга Лужной Зоряне Игоревне.
По итогам конкурса можно выделить самые активные регионы, приславшие наибольшее количество работ: Белгородская и Калужская области.
И самое главное, какой вывод можно сделать по итогам конкурса, что тема космоса и астрономии актуальна, интересна и педагогам, и школьникам. Эта тема современна, и необходимо продолжать обучать учащихся и их наставников исследовательским компетенциям в данной области, а для широкого вовлечения учащихся – заниматься популяризацией космоса, ученых, достижений нашей страны в этой области. Методические материалы на сайте проекта, позитивный опыт участия школьников и педагогов внесут весомый вклад в создание школьной системы космической профориентации, вдохновят учащихся на исследования в области астрономии и космонавтики, на выбор космических професси
|