Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 169301330
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 3405
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

ИТОГИ КОНКУРСА «МОЯ КОСМИЧЕСКАЯ ЭРА»

Аналитическая записка

Российский конкурс рефератов «Моя космическая эра» проведён Общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего» в рамках большого проекта «КОСМИЧЕСКАЯ ЛИГА: стартовая площадка для юных исследователей», поддержанного Фондом Президентских грантов.

Участники конкурса: школьники 5–11 классов, которые уже увлекаются астрономией и космонавтикой, но ещё не имеют достаточных знаний для выполнения проектов и исследований.

Конкурсные работы оценивались профессиональными экспертами, результаты будут фиксироваться в российском рейтинге достижений учащихся.

В конкурсе приняли участие 117 человек из разных субъектов Российской Федерации. Наиболее активными стали:
- Ростовская обл.
- Липецкая обл.
- Челябинская обл.
- Чувашская Республика

Цель конкурса: подготовка школьников к исследовательской и проектной деятельности по темам, связанным с Космосом, в юбилейный для космонавтики год – 90-летия со дня рождения первого космонавта - Юрия Гагарина.
Задачи:
- развитие умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний;
- формирование таких необходимых для исследовательской работы составляющих умственного труда как умение работать с различными источниками, определять и обобщать нужную информацию, структурировать ее, представлять в интересном просветительском формате;
- приобщение ребят к теме Космоса.

Положительные стороны присланных на конкурс работ

- При написании реферата многие ребята смело ставят себе широкие социально-просветительские цели, т.е. «не только сделать нечто для себя, но и для других».

- Более того, многие участники стремятся заглянуть не только в ближайшее будущее, но и в дальнее, т.е. в их работах обнаруживаются футуристические тенденции.

- Отрадно, что рефераты создаются в контексте не только научных знаний, но и исходя из мировоззренческих убеждений и профориентационных установок. Например, «Как стать космонавтом (изучая творческий путь космонавта А.Н. Шпаклерова)?».

Современные тенденции

- Большинство рефератов выполнены с использованием множества цифровых текстов и технологий.
- Конкурсанты широко применили логическое, образное, вероятностное, пространственное, графическое мышление.
- В значительной части рефератов авторы опираются на междисциплинарные достижения различных наук, синтезируют такие предметы, как физика, математика, астрономия, география и т.д., а также в культурно-историческом контексте привлекают мифологические представления людей прошлых веков.
- Конкурсанты не обошли стороной и обратили внимание на экологические проблемы, с которыми всё чаще м чаще сталкивается наша планета.

Предпочтения

Авторы при написании рефератов стремились задействовать как можно более яркую, интересную и образную информацию, которая близка их внутреннему миру, широко использовали видеоряд, анимацию, презентации и другие компьютерные технологии, старались создать свой индивидуальный текст и даже гипертекст.

Лучшие работы

1. Гуда Михаил, Ростов-на-Дону, МБУ ДО ДТДМ – «Нейтринные телескопы». Цель: выяснить устройство нейтринного телескопа и принципы его работы. Задачи: Познакомиться с некоторыми элементарными частицами и историей их открытия. Узнать, чем нейтрон отличается от нейтрино. Найти информацию о том, как регистрируют нейтрино и как устроен нейтринный телескоп.

2. Ткачев Алексей, Ростов-на-Дону, МБУ ДО ДТДМ – «Проблемы осуществления миссий космических телескопов». Целью данной работы является исследование научных публикаций посвященных космическим телескопам, работающим в настоящее время на орбите: «Спектр-РГ»; «Хаббл»; «Джеймс Уэбб». Автор изучил основные технические характеристики, историю запуска, а также разные исследования и открытия, полученные этими аппаратами. Сопоставлены данные и проведено сравнение по нескольким параметрам. Доказаны преимущества инфракрасного телескопа «Джеймса Уэбба» над предшественниками.

3. Александрова Маргарита, Ростов-на-Дону, МБУ ДО ДТДМ «Использование космических технологий для восстановления здоровья людей на Земле». Цель работы: показать, что использование космических технологий для восстановления здоровья людей на Земле позволяет достигать значительного лечебного и экономического эффекта. Задачи работы:
- Собрать информацию о разработках, которые первоначально предназначались для использования в космических полётах, а затем стали использоваться и на Земле.
- Выяснить, как космонавты применяли данные разработки в космосе, и как они используются на Земле.
- Выяснить, в чем преимущества данных разработок в области медицины перед другими методами.

4. Ферингер Артём, Аргаяш, МОУ Аргаяшская СОШ №2 - «Проблема космического мусора». Цель работы: выяснить способы борьбы с космическим мусором. Задачи: 1. Выявить причины появления «космического мусора» на орбитах Земли. 2.Изучить его влияние на атмосферу и околоземное пространство. 3.Определить пути решения проблемы космического мусора.

5. Абылхасынов Данил, Аргаяш, МОУ Аргаяшская СОШ №2 - «Тунгусский метерит: 100 лет спустя...» Цель: оценить масштабы проблем метеоритной опасности на примерах Тунгусского и Челябинского метеоритов для рассмотрения способов избегания подобных происшествий. Задачи: 1. Изучить последствия и проблемы Тунгусской катастрофы. 2. Сравнить их с масштабами падения Челябинского метеорита.

6. Тихонов Даниил, Мариинский Посад, МБОУ «Гимназия №1» - «Психологические аспекты работоспособности, вопросы групповой совместимости в полете». Решены следующие задачи: 1. Изучить данные литературных источников об истории становления космической психологии, возникновении профессии «космонавт». 2. Определить психофизиологические качества, необходимые для успешного выполнения программ космических полетов. 3. Выявить проблемы групповой совместимости.

7. Петров Михаил, Александрович, Мариинский Посад, МБОУ «Гимназия №1» - «Экзопланеты - это будущее человечества?» Цель этой работы: выяснить существуют ли планеты похожие на Землю. Для достижения этой цели автор решил следующие задачи: 1) изучить научные источники по теме: «Экзопланеты»; 2) узнать историю открытия экзопланет; 3) рассмотреть методы обнаружения и инструменты изучения экзопланет.

8. Михайлов Августин, Мариинский Посад, МБОУ «Гимназия №1» - «Как стать космонавтом (изучая творческий путь космонавта А.Н. Шпаклерова). Идея исследования: изучив творческий путь космонавта А.Н. Шпаклерова (жизнь, становление характера, деятельность), ответить вопрос «Как стать космонавтом?». Отмечается провсетительский потенциал реферата.

9. Серёгина Татьяна, ст. Луганская, ГОУ ЛНР "Станично-Луганская средняя школа". «Буран» - полёт в будущее». Цель работы: проследить историю создания, полета и причины прекращения работы программы многоразовых космических кораблей «Энергия-Буран», выполнить SWOT-анализ космического многоразового корабля «Буран», создать модель корабля. Задачи: расширить свои знания в области исследования космического пространства, роли космонавтики в современном мире; изучить материал по советскому орбитальному кораблю-ракетоплану многоразовой транспортной космической системы (МТКС), созданному в рамках программы «Энергия — Буран»; изучить строение орбитального корабля-ракетоплана «Буран» и создать модель; сделать выводы по теме исследования.

10. Груздев Радомир, Благовещенск, МАОУ "Гимназия №25 им. Героя России А. Иванова" - «Космодром Восточный: история и перспективы». Цель выполнения реферата: изучить историю и текущее состояние космодрома, а также перспективы его развития. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи: 1) изучить историю строительства космодрома «Восточный», 2) изучить историю запусков аппаратов с космодрома «Восточный», 3) привести интересные факты о космодроме.

Рекомендации на будущее

- Школьникам в процессе написания рефератов обязательно нужно сформулировать его точное название, поставить ясную цель.
- В соответствии с целью выдвинуть последовательные задачи, которые намечают логику изложения текста,
- Завершать текст необходимо заключением, в котором обозначаются результаты и делаются выводы, т.е. необходима интерпретация результатов в научно-методологическом, культурно-историческом или методико-технологическом контексте.
- Всегда нужно в своём реферате отразить нечто новое, малоизвестное, а также своё обоснованное и подтверждённое фактами мнение.
- Важно осознавать, что в своём совокупном охвате человек на протяжении своей жизни создаёт не разрозненные доклады и рефераты, но ЕДИНЫЙ НАУЧНО-КУЛЬТУРНЫЙ ТЕКСТ.

Предложения

1. Для педагогов-наставников и школьников 5-11 классов необходимо дополнительно организовать и провести ряд мероприятий с разбором присланных рефератов и обучением для последующего улучшения рефератов, для усиления просветительской работы по теме «Космонавтика и астрономия» (вебинары, групповые и индивидуальные консультации, мастер-классы. лекции, командные игры).
2. Информацию о лучших рефератах с комментариями экспертов разместить на сайте проекта, публиковать материалы о конкурсе в социальных сетях.
3. За участие в конкурсе рефератов начислить школьникам рейтинговые баллы, что будет являться действием социального лифта для ребят, увлеченных темой Космоса, астрономией.

Вывод

Конкурс рефератов «Моя космическая эра» позволил ребятам, увлеченным темой Космоса, погрузиться в одну из выбранных тем, найти и изучить необходимую литературу, составить обзор, продемонстрировать свою точку зрения и продвинуться в социальном плане. Конкурс для большинства участников стал первым этапом вхождения в исследовательскую и проектную деятельность в области астрономии и космонавтики. Необходимо продолжить конкурсную работу в области написания рефератов с учетом всех требований к их написанию.