30.06.2024
Образовательный потенциал России
Подведены итоги XXVII Всероссийского конкурса педагогов «Образовательный потенциал России», который был организован и проведен с января по июнь 2024 года Общероссийской общественной организацией «Малая академия наук «Интеллект будущего».
Некоммерческим партнёрством Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис» и Научно-образовательным Центром «Траектории развития».
СБОРНИК ЛУЧШИХ РАБОТ
Конкурс был направлен на поиск инновационных подходов в реализации образовательных задач, обобщение современных педагогических практик и распространение лучших идей развития отечественного образования России, а также раскрытие проектно-исследовательского потенциала и оптимизации инновационных процессов, обобщение педагогического опыта и повышение престижа современных педагогов.
Информационными партнёрами конкурса выступили журналы: «Одаренный ребенок», «Дополнительное образование и воспитание», «Исследовательская работа школьников», «Педагогическое искусство».
Важно, что участники, готовясь к конкурсу, анализируют и структурируют свою педагогическую деятельность, подводят определенные итоги, представляя конкретный опыт работы или аккумулируя теоретические материалы по той или иной теме. Мы надеемся, что на этом пути каждый педагог ощущает поддержку и помощь со стороны коллектива (творческой группы), это придаст ему уверенности в собственных силах.
Нельзя не отметить, что Конкурс стал эффективной формой неформального повышения квалификации руководителей и педагогов образовательных организаций на своем рабочем месте, осмысления их педагогического опыта и призван расширить образовательный и методический потенциал образовательных организаций по вопросам развития современного российского образования и найти его новые магистральные направления в определении перспектив и тенденций развития российского образования.
Участие в конкурсе становится эффективным средством самоактуализации и саморазвития педагогических работников, выявления и развития их личностных возможностей, развития творческого потенциала, планирования перспектив профессионального роста.
Ключевыми задачами конкурса стали: поиск инновационных подходов для реализации образовательных задач, аккумуляция и обобщение педагогических практик; распространение лучших идей для развития отечественного образования, повышения престижа педагогической профессии, выявление имеющегося опыта проектно-исследовательской деятельности детей и юношества, тиражирование лучших практик и систематизация работы по развитию современных образовательных технологий учебно-исследовательской деятельности.
В конкурсе приняли участие около 182 педагога и руководителя образовательных учреждений всех уровней образования (дошкольного, общего, среднего и высшего профессионального и дополнительного образования детей) образования из 95 субъектов Российской Федерации, заявка на участие и содержание конкурсных работ которых отвечает требованиям настоящего Положения о конкурсе. Возраст и педагогический стаж участников не ограничивался. В современных социокультурных условиях одним из приоритетных направлений развития современного образования является создание условий для развития потенциала человека во всех сферах интеллектуальной культуры. В этой связи необходимо осмыслить и ответить на множество возникающих в практике педагога вопросы. Какими должны быть формы, методы, образовательные системы, каким должно быть содержание образования? Какие новые технологии возникают в обучении? Какие точки роста в системе образования необходимо определить сегодня, по вашему мнению? Где именно предстоит совершить прорыв? Нужны ли постоянные изменения нашему образованию и почему? Как раскрывается потенциал педагога в последние годы? Что происходит в дополнительном образовании детей? Как лучше или легче – быть творцом или исполнителем? Что является источником профессионального вдохновения педагога? Как отражаются инновации на детях?
Эти и другие вопросы и легли в основу определения основных номинаций очередного конкурса, таких как: 1. Традиции и инновации проектно-исследовательской деятельности детей и юношества. 2. Семья как субъект образовательной деятельности. 3. Моя законодательная инициатива. 4. Содержание образования глазами ребенка. 5. Воспитательный вектор проектно-исследовательской деятельности. 6. Научно-исследовательская деятельность детей и молодежи в рамках РДДМ «Движение первых». 7. «МАН «Интеллект будущего» - лоцман проектно-исследовательской деятельности. 8. Педагог-наставник проектно-исследовательской деятельности. 9. Одарённые дети 10. Дополнительное образование как социокультурный стержень подрастающего поколения 11. Система дошкольного образования в России: проблемы и перспективы 12. Роль и место игрового образования в современной школьной системе («за» и «против») 13. Методические разработки уроков, олимпиад с учетом развития ключевых компетенций в рамках ФГОС 14. Компетенции будущего: ключевые типы грамотности и базовые навыки: XXI века - Развитие метапредметных компетенций в современной школе - Управление концентрацией и вниманием - Эмпатия и эмоциональный интеллект - Сотрудничество (как критический навык, который должен быть встроен в разные аспекты работы и обучения). - Мышление: критическое, проблемно-ориентированное, системное, кооперативно-творческое; - Творческие способности; - Работа в междисциплинарных средах + знание возникающего «всеобщего языка понятий» (в т. ч., системной инженерии и экономики); - Гибкость и адаптивность 15. Новые направления в профориентации школьников 16. Педагогическое эссе: Родители учеников. Опыт конструктивного взаимодействия Признание в любви (о предмете, который я преподаю) Ученик, который чему-то научил меня Цифровое поколение. Что делать педагогу? Свободная тема
На Конкурс было представлено около 300 работ, посвященных развитию современного образования в контексте потенциальных условий и возможностей организации проектной и исследовательской деятельности. Критерии и принципы оценки конкурсных материалов: соответствие материала заявленной теме; актуальность реализованного проекта или рассматриваемой темы; наличие интересных находок, оригинальность, творческий подход; методическая ценность представленного материала; практическая ценность материала. Согласно перечисленным выше критериям лучшими были признаны 24 конкурсных работы.
Анализируя представленные работы, можно отметить широкий спектр взглядов и точек размышления на представленные темы. Прежде всего для организаторов конкурса были ценны статьи, методические разработки с авторскими комментариями, раскрывающими влияние проектно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности на личностное и интеллектуальное развитие как детей (обучающихся), так и взрослых (педагогов). Отрадно, что в ряде работ раскрывалась практика активизации познавательной деятельности детей в проектной и исследовательской деятельности, использование в обучении нетрадиционных форм работы, которые и поддерживают интерес ребенка к предмету и повышают мотивацию учения. Конкурс показал, что особое внимание педагогов привлекла проблема академической мобильности как возможности помочь юному человеку поверить в свою успешность, неповторимость, ощутить себя личностью, способной открывать вокруг себя мир, а также показать детям определения творческого отношения к жизни, дать понять, что человек существо созидательное, наделенное способностью творить, наполняя пространство вокруг себя полезной деятельностью. Нельзя не отметить, что в большинстве работ анализируется современная система образования через призму предоставления детям и юношеству возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, на собственные наблюдения, свой или чужой опыт на основе применения технологии компетенций XXI века в различных предметных сферах. Особая роль отводится сфере дополнительного образования детей и взрослых, формированию творческих способностей, коммуникация и познавательной активности растущего человека, как ключевым компетенциями будущего, раскрывается интеллектуально-творческий потенциал личности средствами дополнительном образовании. Также значительное место практически во всех работах занимает проблема раскрытия творческого потенциала педагога, представленный в полезном и эффективном опыте педагогического творчества. Не первый год одной из востребованных номинаций конкурса является номинация, связанная с программно-методическими разработками, описывающим опыт организации исследовательской деятельности и научных объединений детей с точки зрения значения для современного образования. Несмотря на интересные и содержательные работы, представленные на конкурс, необходимо обратить внимание на ряд все еще существующих недочётов и недоработок: 1. Конкурсная работа должна соответствовать теме основной конкурса. Иногда тема работы оригинальная и важная, но с темой конкурса не всегда соотносится. Также не все представленные работы соответствовали заявленной номинации. 2. Работа должна быть грамотно, комплексно и аккуратно оформленной. В ряде случаев наблюдалась небрежность в оформлении конкурсной работы. 3. Необходимо обратить внимание на комплексность работы, которая предполагает наличие в содержании работы логичности изложения основного текста конкурсной работы; ссылок на авторов (работы), чьи высказывания (публикации) включены в текст конкурсной работы. В ряде работ описательность преобладала над содержательной конкретикой представленного опыта. 4. Желательно предоставлять практические рекомендации, возможные пути решения поставленных проблем и распространения опыта.
Предложения и выводы: 1. Анализируя конкурсные работы на протяжении нескольких лет, созрела необходимость предложить проведение онлайн-этапа в целях определения абсолютного победителя в номинации. 2. Необходимо определить действующий статус победителей, привлекая их к проведению вебинаров, мастер-классов и т.д. Можно присвоить статус «Регионального ментора проектной и исследовательской деятельности» или регионального эксперта МАН «Интеллект будущего» 3. Конкурс необходимо рассматривать как своеобразный ритуал единения профессионального сообщества педагогов-исследователей, это тот случай, когда можно показать не только достижения сегодняшнего дня, но и то, на что система образования будет ориентироваться в будущем. 4. Довести итоги конкурса до сведения руководителей и педагогических команд – участников конкурса. 5. Рекомендовать к изданию работы конкурсантов, получивших дипломы лауреатов 1 степени и выбранных редакционным советом в соответствии с необходимыми условиями. 6. Провести вебинар по итогам проведения конкурса. 7. В рамках всероссийских акций МАН «Интеллект будущего» спланировать проведение проектно-методических сессий с участием победителей конкурса. 8. Рекомендовать региональным и муниципальным органам управления образования использовать опыт участников конкурса в практической деятельности педагогов региона. 9. С целью популяризации Конкурса, просветительской деятельности, награждению призеров и участников Конкурса, привлекать партнёров сферы образования в регионах, региональные власти, местные СМИ, региональный и муниципальный корпус депутатов. 10. На этапе подготовки к Конкурсу рекомендуется проведение в субъектах Российской Федерации тематических семинаров, предполагающих анализ проблем и достижений предыдущих конкурсов, знакомство с работами победителей предыдущих лет, анализ и изучение эффективного опыта подготовки к Конкурсу.
Необходимо отметить всех педагогов, принявших участие в конкурсе и проявивших свою гражданскую и профессиональную позицию, показавших программно-методическую грамотность, умение проводить анализ своей деятельности.
Представляем вашему вниманию авторов, работы которых экспертным советом были признаны лучшими, а также краткую характеристику содержания этих конкурсных материалов. Примечание. Не по всем номинациям были определены победители в связи с небольшим количеством участников в этих номинациях, а также неполным соответствием требованиям конкурса.
НОМИНАЦИЯ «ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА Тарасова Мария, Анна, МБОУ СОШ "Аннинский Лицей", работа «Цифровизация в сельской школе. Из опыта работы». Автор делится находками и трудностями преподавания иностранного языка.
НОМИНАЦИЯ «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ВЕКТОР ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Зотова Наталья Вячеславовна, Северный, МБУДО "ЮНОСТЬ", работа «Мы вместе». Этот социально значимый проект направлен на формирование потребности у детей и подростков по месту жительства в совершении добрых и полезных поступков, в сострадании, отзывчивости, добром отношении друг к другу, через организацию коллективно-творческих мероприятий по изготовлению теплых вязаных и сшитых вещей для участников СВО в условиях подросткового клуба по месту жительства «Хозяюшка».
НОМИНАЦИЯ «ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Гороховацкий Валерий Николаевич, Алчевск, Луганск, ГОУ ЛНР "Алчевская гимназия им. П.Н. Липовенко", педагогический проект «ПЯТЬ-П» «Мы учим жить делами и сердцами». Социальное проектирование является одним из лучших методических приемов не только для активизации деятельности обучающихся, но также и как средство социализации. Творческий проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это портфолио педагога, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты. Шумилова Анжела Валентиновна, Мурино, МОБУ "СОШ "Муринский ЦО №4", работа «Педагогический дуэт. Система работы педагога-наставника». Цель наставничества модели «Опытный педагог – молодой специалист»: успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне (нацпроект «Образование»). Сухоруков Евгений Геннадьевич, Барнаул, КГБУ ДО АКДЭЦ, работе «Опыт проведения исследовательской работы с обучающимися на базе мини-зоопарка экологического центра». В Алтайском краевом детском экологическом центре исследовательская деятельность обучающихся является одним из приоритетных направлений. Исследования на базе мини-зоопарка традиционно находят большой отклик и интерес у детей Марьина Наталья Викторовна, Екатеринбург, МАОУ Гимназия №155, работа «Выявление, поддержка и сопровождение одарённых детей». Представлен опыт открытой городской гуманитарной конференции «Малахитовая шкатулка». Это модель системного наставничества, способствующая обеспечению качества образования в соответствии с изменяющимися запросами населения и перспективными задачами развития городского и регионального сообщества. Захлюпа Мария Николаевна, Усолье-Сибирское, МБОУ "СОШ №12", презентация «Ценностно ориентированные образовательные события».
НОМИНАЦИЯ «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТЕРЖЕНЬ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ» Родионова Юлия Владимировна, Поротникова Елена Юрьевна, Новосибирск, МАОУ «Гимназия №13 имени Э.А. Быкова», работа «Студия «Мокрый нос» для учащихся 1-4 классов по программе «Мы – твои друзья!» Авторы пишут: «Творческое мышление способствует развитию фантазии, креативности и самовыражения у обучающихся. Посещая нашу студию, ребята развивают свои творческие способности. Создают видеоролики, клипы, газеты и их интерактивные формы, книжки – малышки, альбомы коллекционера; учатся брать интервью, фотографировать, писать статьи, создавать мультфильмы, делать своими руками поделки, аппликации, рисунки и многое другое. Помимо этого, дети изучают физиологию домашних животных, повадки, способы ухаживания и лечения. Ребята учатся воспитывать своих питомцев, бережно и ответственно к ним относиться. Это способствует расширению их кругозора и пониманию окружающего мира, развивает эмпатию».
НОМИНАЦИЯ «СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» Малахова Ольга Александровна, Анна, МКДОУ «ЦРР- детский сад №4», работа «Формирование навыков чтения в дошкольном возрасте: мечта или реальность?» Как подготовить ребенка к школе и воспитать желание учиться? Автор и ее коллеги нашли решение этой проблемы. Прекрасной методикой обучения детей чтению в дошкольном возрасте является методика Николая Александровича Зайцева. Многие слышали о ней, как «Кубики Зайцева». Автор делится историей, как был сделан выбор на этой методике.
НОМИНАЦИЯ «РОЛЬ И МЕСТО ИГРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЕ («ЗА» И «ПРОТИВ») Котруца Лилия Николаевна, Ейск, ГКОУ ККК «Ейский кадетский корпус» Краснодарского края», работа «Роль игровых технологий в современной школьной системе («за» и «против»). Автор раскрывает игровой момент на уроке истории, который не требует предварительной и длительной подготовки учителя. На уроках истории в 8 классе при изучении русско-турецких войн в эпоху правления Екатерины II предлагается в игровой форме изучить географическое положение Чёрного моря, Крыма и мест сражений. Это интересно и поучительно, взято из рассказа А.В. Митяева «Адмирал Ушаков». Урванцева Елена Николаевна, Ступино, МБОУ СОШ №9, работа «Роль игровых технологий в современной школьной системе («за» и «против»). Игра ценна своим мотивационным потенциалом, так как в ней ребенок опирается на личные установки и мотивы. Автор. учитель русского языка и литературы, предлагает задания, которые повышают мотивацию и интерес, способствуют активизации и развитию интеллектуальных способностей; развивают сотрудничество и коллаборацию участников образовательного процесса; формируют положительный эмоционально-психологический фон процесса обучения; формируют умение принимать быстрые решения, способность быстро адаптироваться; не используют жесткую оценочную стратегию, вследствие чего не формируется страх допустить ошибку, получить плохую отметку; доступны для освоения любому ребенку и поэтому моделируют для него ситуацию успеха.
НОМИНАЦИЯ «МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ, ОЛИМПИАД С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ФГОС» Бийская Лариса Олеговна, Нижнеудинск, МКОУ СОШ №10, «Методические разработки «Олимпиадные задания по русскому языку и окружающему миру для обучающихся 4 класса с учетом развития ключевых компетенций в рамках ФГОС». Работы состоят из заданий повышенного и высокого уровней сложности, в формате итоговой комплексной работы, что позволяет индивидуализировать процесс образования. Задания выполняются обучающимися, по составленным мною текстам «Красавица Ангара» и «Уникальные качества Байкала». Данная форма работы позволяет выявить не только знания фактического материала у обучающихся, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления, методические разработки являются инструментом для индивидуализации процесса обучения и достижения планируемых результатов. Представленный опыт может быть легко адаптирован и использован педагогами, методистами и руководителями образовательных организаций с учётом их условий и потребностей для проведения школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников. Кутузова Елизавета Александровна, Буланаш, МАОУ «СОШ № 8», конспект внеурочного метапредметного занятия для обучающихся 7 класса «Кулинарная мастерская». Цель занятия: создание условий для формирования читательской грамотности обучающихся посредством работы с различными видами текстов. Задачи: создать условия для воспитания у школьников решительности, доброжелательности, трудолюбия, уважительного отношения к собеседнику; способствовать развитию творческого мышления, воображения, внимания, познавательного интереса обучающихся, развитию способности логически излагать мысли; организовать деятельность обучающихся с различными источниками информации, способствовать формированию навыка работы с текстами, вовлечь в активный познавательный процесс, расширить представления об окружающем мире, научить готовить торт «Муравейник» (без выпечки), совершенствовать навыки работы в группе. Фоминова Елена Владимировна, Братский, Новоекатериновка, МБОУ СОШ №23 имени С.З. Дьяченко, работа «Тайны черных ящиков на уроках физики». Раскрывается прием, используемый на этапе вхождения в тему урока - «Черный ящик». На столе перед учащимися стоит черный ящик. Можно использовать реальный или виртуальный ящик, созданный с помощью программы MS PowerPoint. Учитель задает ученикам вопрос: Что находится в черном ящике? Этот предмет напрямую связан с темой урока. Для того, чтобы быстро и точно отгадать что же находится в черном ящике, нужно воспользоваться подсказками. Цуцерова Екатерина Федоровна, Рязань, МБОУ "Школа №75", конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Листая страницы Солженицына в юбилей: повторение по теме ''Синтаксис и пунктуация''». Цель деятельности педагога: обобщение и систематизация сведений о синтаксисе и пунктуации на материале рассказов А.И. Солженицына. Планируемые предметные образовательные результаты: знать отличия предложения от словосочетания, главных членов предложения от второстепенных, порядок синтаксического разбора простого предложения; уметь отличать словосочетания от предложения, составлять простые предложения на указанную тему, производить синтаксический разбор простого предложения. Методы и формы обучения, технологии: наблюдение за языком; деятельностно-практический метод; эдьютейнмент-технология. Чубиркина Марина Валерьевна, Калуга, ГКОУ КО "Калужская общеобразовательная школа-интернат № 5 им. Ф.А. Рау", урок по теме: «Решение задач по математической грамотности в 9 классе». Необходимость формировать и развивать функциональную грамотность обучающихся ставит перед учителем математики новые профессиональные задачи, решение которых связано с изменениями в методике преподавания предмета и в системе оценки образовательных достижений учащихся. Большая часть работы по формированию математической грамотности строится вокруг компетентностно-ориентированных заданий. Если компетентность– это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, то компетентностно-ориентированное задание (в некоторых источниках - контекстная, ситуационная задача) предназначено для реализации данной цели.
НОМИНАЦИЯ «КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО: КЛЮЧЕВЫЕ ТИПЫ ГРАМОТНОСТИ И БАЗОВЫЕ НАВЫКИ XXI ВЕКА» Кащавцева Галина Дмитриевна, Строитель, ОГБОУ «СОШ №3 с УИОП г. Строитель», работа «Реализация концепта «4 К» компетенций при изучении истории и обществознания». Представлены методы и приёмы, которые создают в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; развивают критическое мышление и самостоятельность, творчество и умения грамотно анализировать свою деятельность на уроке.
НОМИНАЦИЯ «НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ» Ильичева Татьяна Владимировна, Казань, МБОУ "Лицей № 35, работа «Формирование инженерного мышления на уроках химии для успешной исследовательской деятельности учащихся по предмету и выбора их будущей профессии». В классах естественно-научного профиля реализуется одна из задач развития инженерного мышления – научить решать конкретные задачи наиболее эффективным способом в конкретной ситуации, отличаться своей оригинальностью и уникальностью. В работе изложен интересный опыт работы, который может быть полезен учителям естественно-научного профиля.
НОМИНАЦИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ» Беленкова Ольга Валентиновна, Бийск, КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края», эссе «Попытка анализа механизмов наставничества как сотрудничества». В основе подхода лежит представление о том, что результатом наставничества является выражение индивидуальности личности через активную деятельность. Исходя из этого, персонализация рассматривается как осознанное образование, умение учиться самостоятельно и возможность выбора форм, методов и средств. Вектор внимания переносится с наставника, на самого наставляемого, который осознает себя активным субъектом взаимодействия, ответственным за его результаты. То есть, как раз – желание показать себя грамотным, ответственным специалистом, превращается в возможность. Белякова Людмила Муртазовна, Рыбинск, МОУ СОШ №26, педагогическое эссе «Благодаря и вопреки». Автор делится своими размышлениями о работе учителя. Вот один из фрагментов работы: «Вопреки волнениям многих учителей, как учить, чтобы были сформированы ЗУНы, выполнены образовательные стандарты, для меня первоочередным является вопрос, что изучать, что постигать. Выбрать из неудержимого потока всё новых и новых программ благодатную, определить границы учебного материала на урок (да так, чтобы, по мнению Л.Н. Толстого, «оцарапало сердце») – главное условие для уроков-диалогов с моими учениками. И при этом придерживаюсь принципов новизны, интереса, степени трудности. Уверена, нельзя заниматься на уроке мировой художественной культуры тем, что интересно только учителю, важно предопределить уровень эмоционального и познавательного, а в результате этого – творческого отклика детей». Еремеева Татьяна Сергеевна, Нижний Тагил, МАОУ Гимназия № 18, эссе «Я – учитель». Татьяна Сергеевна ищет ответ на вопрос - в чем миссия учителя в современном мире? Владение гибкими компетенциями – это не самоцель, а всего лишь средство, адекватное нашей «неадекватной» ситуации, которое как-то подтолкнёт к саморазвитию, самообразованию, а может быть, даже к самосовершенствованию. Необходимо постоянно трудиться, совершенствовать знания и умения, для того, чтобы происходил постоянный рост. Профессия учителя, как никакая другая, требует от человека, выбравшего ее, умения анализировать педагогическую ситуацию, принимать нестандартные решения, убеждать учеников, родителей, коллег в правильности или неправильности выбранного пути, брать ответственность на себя и обеспечивать продуктивное сотрудничество, и при этом всё-таки оставаться носителем основ культуры и духовно-нравственных ценностей. Захарова Наталья Михайловна, Анапа, МБОУ гимназия "Эврика" им. В.А. Сухомлинского, эссе «Признание в любви биологии». Автор считает, что учительская задача – лелеять, взращивать этот росточек, удобрять похвалой, закаливать новыми задачами, направлять постановкой целей, оберегать от разочарования, защищать от скуки и лени. Мир и людское общество неумолимо меняются. Становится обыденностью то, что раньше было фантастическим, невозможным, но природа ребенка, с заложенной в него любознательностью не меняется пока существует вид homo sapiens. Хороший учитель понимает, что нужно вытащить эту самую любознательность из-под завалов мессенджеров, компьютерных игр, бесцельного перелистывания картинок и бесполезного видео. Нужно дать шанс ребёнку проявить себя в творчестве, найти внутреннюю гармонию и испытать счастье человека-творца. Коваленко Елена Владимировна, Пермь, МАОУ «Гимназия №3, стихотворение-эссе «Ученик, который чему-то меня научил». С юмором и творческим азартом автор раскрывает тему в стиле рэпа. Рудь Наталья Анатольевна, Воронеж, МБОУ ОЦ "Содружество", эссе «Как из меня делали учителя ОБЖ». Будучи учителем с двадцатипятилетним стажем, Наталья Анатольевна очень хорошо понимает, что педагогом сделали ее не преподаватели вуза, не коллеги, а ученики. Жизнь сталкивала с детьми, ради которых хотелось стать самым крутым профессионалом, самой надежной школьной опорой.
Уважаемые педагоги, искренне благодарим всех вас за присланные работы! Ваше участие в конкурсе – это проявление вашей профессиональной и гражданской позиции, методической грамотности, умения проводить рефлексивный анализ своей деятельности. Ваши разработки помогают молодым педагогам стать более профессиональными, а опытным – найти новую идею для педагогического творчества. Надеемся на плодотворное сотрудничество в проектах МАН Интеллект будущего»
Оргкомитет МАН Интеллект будущего»
|