Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 168264774
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 1208
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

Аналитическая записка
по итогам конкурса эссе «Как быть счастливым человеком, делая счастливыми других»

Конкурс эссе «Как быть счастливым человеком, делая счастливыми других» является составляющей частью Российского конкурса «От сердца к сердцу» проекта «Счастливые люди – вдохновение и сила России». Проект реализуется Общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Чтобы быть счастливым, человек должен обладать «духовным аппаратом», чтобы узнавать и распознавать мгновения счастья. В противном случае они мелькнут в череде дней, не оставляя следа, и счастье человека будет заключаться лишь «в созерцании мелькающих магазинных витрин, в приобретении всего того, что он может получить за наличные или в кредит» (Фромм Э., Искусство любить. С.132).

Конкурс эссе был направлен на раскрытие творческого потенциала школьников, их самореализацию. Он способствует повышению социального статуса увлечённых творчеством ребят, реализации их творческого потенциала.

Лучшие работы конкурса станут частью контента специализированного сайта «СЧАСТЛИВЫЕ ЛЮДИ – ВДОХНОВЕНИЕ И СИЛА РОССИИ» как информационно-методического ресурса одноимённого проекта.

Творческие работы участников конкурса не только позволяют большому количеству людей познакомиться со взглядами, мнением участников о счастье, но побуждает читателей самим задуматься о том, как человеку стать счастливым, что для этого нужно.

УЧАСТНИКИ КОНКУРСА
В конкурсе участвовали школьники 5-7 и 8-11 классов. Педагоги-наставники могли выступать в роли руководителей конкурсных работ.

Цель конкурса эссе: поиск и поддержка способных и одарённых школьников из регионов России в области литературного творчества.

Задачи конкурса эссе:

- Создание единого образовательного пространства, поддерживающего творческое развитие школьников;
- Предоставление ребятам из регионов России возможности участия в Российских конкурсах без предварительного участия в региональном или городском туре;
- Поддержка педагогов-наставников;
- Анализ итогов участия школьников в Российском конкурсе эссе для дальнейшей творческой деятельности.

Конкурс эссе направлен на то, чтобы увлечённые творчеством ребята осознали действенность своих талантов, способность изменять мир к лучшему и могли реализовать их для блага окружающих людей и страны.

Ребятам предлагались следующие темы для эссе:

• Сделаем мир лучше. Может ли юное поколение усовершенствовать, улучшить окружающую действительность? Как?
• Добровольцы. Эссе о волонтёрах вашей школы, города, села.
• Социальные практики. Рассказ о социальных практиках, в которых вы и ваши товарищи принимали участие. Что дают такие практики?
• Послание будущим потомкам. В фильме «Счастливые люди» школьники, наши современники, находят капсулу с посланием героев-молодогвардейцев. Представьте, что это вы отправляете послание в будущее. Какой текст вы заложите в капсулу для потомков?
• Жизнь с верой и надеждой. Может ли помочь творчество человеку, если он попал в сложную ситуацию? Приведите примеры из реальной жизни. Во что вы верите, на что или кого надеетесь, что придаёт вам силы?
• Творчество как духовная поддержка. Может ли творчество (музыка, пение, танец и т.д.) помочь больше любых слов?
• Повод для счастья.
«У нас земля сильнейших из людей,
Мы пережили и войну, и голод,
Но даже смелым иногда сильней
Нужны поддержка и для счастья повод».
Что вы думаете об этих словах? Согласны с ними? Что для вас может стать поводом для счастья?
• Должны ли люди помогать друг другу? Что значит моральная поддержка человека? Были ли такие случаи в вашей жизни? Каждый ли человек готов помочь другому? Почему?
• Талант – ради других? Способности даны человеку лично для себя или одарённый человек должен посвятить свой талант другим – семье, близким, обществу, государству?
• Таланты СВО. Эссе о том, что и в сложных условиях СВО её участники находят время и возможности для самовыражения, для творчества, чтобы порадовать себя, своих друзей и близких. В творческой форме школьники смогут выразить своё видение счастья, готовность сделать других людей счастливыми.
• Письмо солдату СВО. Напишите письмо солдату так, словно вы пишите своему старшему брату или отцу. Расскажите, чем занимаетесь, что читаете, о чём мечтаете. Скажите тёплые слова бойцу. Если хотите, сопроводите письмо рисунком.
• Свободная тема.

Критерии оценки эссе
1. Соответствие содержания эссе заявленной теме. Точность названия.
2. Полнота раскрытия темы. Разумная компактность и лаконичность.
3. Наличие в работе позиции её автора. Оригинальность выдвинутого мнения.
4. Аргументированность выдвинутого тезиса работы. Убедительная подача.
5. Яркость, чёткость, логичность, образность изложения.
6. Эрудированность, информированность, глубина, исчерпанность темы.
7. Обоснованность выводов, их интерпретация.
8. Грамотное оформление. Наличие фото, репродукций, рисунков.

В ходе конкурса эссе «Как быть счастливым человеком, делая счастливыми других?» учащиеся в творческой форме литературного произведения рассказывали о себе или об одноклассниках, которые увлечены творчеством, социальными активностями, познанием и получили удовольствие от творчества и испытали истинные минуты счастья.
По итогам конкурса:
- каждый участник получил диплом Российского конкурса I, II или III степени, или свидетельство участника – в зависимости от результатов;
- Лауреаты конкурса были приглашены на финальный фестиваль «МУЗЫКА СЧАСТЬЯ», который состоялся в мае 2024 года в Подмосковье. Отдельные Лауреаты конкурса, рекомендованные экспертами, по решению Оргкомитета конкурса были приглашены на фестиваль за счёт средств Президентского фонда культурных инициатив.
- Сведения о победителях финального этапа конкурса (лауреатах фестиваля) вносятся в Государственный информационный ресурс о лицах, проявивших выдающиеся способности. Оператором данного ресурса является фонд «Талант и успех» (образовательный центр «Сириус»).
В рамках проекта ведётся рейтинг достижений учащихся. За участие в конкурсе начисляются рейтинговые баллы с учётом достижений учащихся, чем выше результат, тем больше баллов получает участник.
Рейтинговые баллы, полученные каждым участником проекта, автоматически суммируются с нарастающим итогом.
В зависимости от общей суммы набранных рейтинговых баллов (за весь период участия в проекте) каждому участнику проекта присуждаются определенные звания: ИСКАТЕЛЬ, ЭРУДИТ, ЗНАТОК, ТАЛАНТ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЛИДЕР, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЧЕМПИОН. Каждое звание имеет три ранга: Базовый, Высший, Элитный.
Все участники проекта получили звания, соответствующие их достижениям.
Жюри конкурса определило лучшие работы в каждой возрастной группе, которые были рекомендованы для размещения на сайте проекта.

Предлагаем вашему вниманию ряд лучших работы участников конкурса эссе «Как быть счастливым человеком, делая счастливыми других?»

ЛУЧШИЕ ЭССЕ

Агафонова Анастасия,
ГБОПУ Краснодарского края «Славянский электротехнологический техникум».

Счастье – это то, чего все мы стремимся достичь в жизни. Оно может быть разным для каждого человека, но в конечном счёте, все мы ищем способы быть счастливыми. Но как же найти этот рецепт счастья? Возможно, ответ на этот вопрос не так прост, но есть несколько ключевых компонентов, которые могут помочь нам достичь этой цели.
Во-первых, одним из важных аспектов счастья является самоактуализация. Это процесс саморазвития и самореализации, который позволяет нам раскрыть свой потенциал и достичь своих целей. Когда мы занимаемся тем, что нам нравится и что приносит нам удовлетворение, мы чувствуем себя счастливыми. Поэтому, чтобы быть счастливыми, важно найти своё призвание и следовать своим увлечениям.
Во-вторых, важным аспектом счастья является наше отношение к жизни. Оптимизм и позитивное мышление могут сделать нашу жизнь более счастливой. Когда мы находимся в трудной ситуации, вместо того чтобы погружаться в отрицательные эмоции, мы можем постараться найти положительные стороны и уроки, которые мы можем извлечь из этого опыта. Позитивное мышление помогает нам видеть мир в ярких красках и находить радость в маленьких вещах.
Третьим важным аспектом счастья является наше окружение. Люди, с которыми мы общаемся и проводим время, могут сильно влиять на наше настроение и эмоциональное состояние. Поэтому важно окружить себя позитивными и поддерживающими людьми, которые вдохновляют нас и помогают нам расти. Кроме того, важно также уделять внимание своим отношениям и инвестировать время и энергию в развитие качественных связей с близкими людьми.
Наконец, одним из ключевых компонентов счастья является забота о себе. Мы должны уделять время и внимание своим физическим, эмоциональным и духовным потребностям. Здоровый образ жизни, регулярная физическая активность, питание и отдых – всё это важные аспекты нашего благополучия. Кроме того, мы должны находить время для саморазвития и самоудовлетворения, заниматься хобби и увлечениями, которые приносят нам радость.
В заключение отметим, что рецепт счастья может быть разным для каждого человека, но есть несколько ключевых компонентов, которые могут помочь нам достичь этой цели: самоактуализация, позитивное мышление, поддерживающее окружение и забота о себе – всё это важные аспекты счастья.
Найдите свой рецепт счастья и следуйте ему, чтобы создать счастливую жизнь.

Давыдов Вадим,
ГБПОУ Краснодарского края «Славянский электротехнологический техникум», 2 курс.

Вопрос о том, как быть счастливым, занимает умы людей на протяжении всей истории человечества. Каждый человек хочет быть счастливым и стремится к этому в течение своей жизни. Однако, понятие счастья является субъективным, и каждый воспринимает его по-своему. В этом эссе я хотел бы поделиться своими мыслями и идеями о том, как быть счастливым человеком.
Во-первых, счастье начинается внутри нас. Чтобы быть счастливым, необходимо полюбить и принять себя таким, какой мы есть. Слишком часто мы сравниваем себя с другими и стремимся быть кем-то другим, нежели собой. Но истинное счастье находится в принятии себя с любовью и уважением. Когда мы принимаем себя, мы освобождаем себя от стресса и неуверенности, и это ведёт к более глубокому чувству счастья.
Во-вторых, счастье связано с нашими отношениями с другими людьми. Исследования показывают, что близкие и поддерживающие отношения являются ключом к счастью. Мы люди социальные, и наши отношения с другими людьми имеют большое значение для нашего благополучия. Найдите время для своих близких, поддерживайте качественные отношения и делитесь с ними своими радостями и заботами. Взаимная поддержка и взаимопонимание помогут создать положительную и счастливую обстановку в вашей жизни.
В-третьих, счастливый человек находит радость в маленьких вещах. Слишком часто мы стремимся к великим достижениям и роскоши, не замечая простых радостей жизни. Остановитесь на минуту и задумайтесь, что делает вас счастливым? Может быть, это запах свежей пекарни, звук дождя за окном или прогулка в парке. Наслаждайтесь моментами простой радости и умейте ценить их. Удивительно, как много счастья можно найти в повседневных моментах.
Наконец, счастье связано с нашим внутренним миром и нашей жизненной философией. Каждый человек имеет свои ценности и убеждения, которые определяют его взгляд на жизнь. Изучите себя и определите, что для вас действительно важно. Развивайте свои увлечения, стремитесь к саморазвитию и обогащайте свой внутренний мир. Когда мы живем в соответствии с нашими ценностями и принципами, мы ощущаем гармонию и настоящую радость.
Быть счастливым человеком – это процесс, требующий самоанализа, работы над собой и постоянного развития. Это не вещь, которую можно достичь одним прыжком, но это путешествие, которое приводит к глубокому чувству удовлетворения и благополучия. Не забывайте, что счастье начинается внутри вас, в ваших отношениях с другими, в умении находить радость в маленьких вещах и в вашем личном внутреннем мире. Будьте открытыми для счастья и стремитесь к нему каждый день.

Дашивец Денис,
ГБПОУ Краснодарского края «Славянский электротехнологический техникум», 2 курс

Счастье – это одна из самых важных искомых ценностей в жизни каждого человека. Мы все стремимся к нему, но часто задаемся вопросом: как достичь истинного счастья? В данном эссе я хотел бы поделиться несколькими ключевыми принципами, которые помогут нам стать счастливыми людьми. Во-первых, для того чтобы быть счастливым, необходимо научиться принимать себя таким, какой ты есть. Слишком часто мы сравниваем себя с другими людьми, и это приводит к недовольству и неудовлетворенности. Однако, каждый из нас уникален и имеет свои сильные стороны. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на своих недостатках, стоит уделить внимание своим достижениям и качествам. Принимая себя таким, какой ты есть, ты открываешь двери к счастью. Во-вторых, счастье находится в маленьких радостях и благодарности за то, что уже есть. Мы часто стремимся к большему и лучшему, и забываем наслаждаться простыми моментами жизни. Остановитесь на минуту и задумайтесь: что вас делает счастливыми? Может быть, это улыбка любимого человека, прогулка по парку или чашка горячего кофе утром. Найдите радость в маленьких вещах и научитесь быть благодарными за них. Благодарность - это мощный инструмент, который помогает нам видеть красоту и радость вокруг нас. В-третьих, счастье связано с нашими отношениями с другими людьми. Исследования показывают, что люди, которые имеют близкие и поддерживающие отношения, более счастливы и удовлетворены жизнью. Поэтому, важно инвестировать время и энергию в развитие и поддержание качественных отношений с семьей, друзьями и партнером. Будьте внимательными и заботливыми, выслушивайте и поддерживайте других людей. Взаимная поддержка и любовь - это ключевые составляющие счастливой жизни. Наконец, чтобы быть счастливым, необходимо стремиться к саморазвитию и самоосознанию. Установите цели и работайте над их достижением. Развивайте свои навыки и интересы, ищите новые возможности для роста. Когда мы растем и развиваемся, мы чувствуем себя более уверенными и удовлетворенными. Используйте свои таланты и станьте лучшей версией себя. В заключение, счастье - это нечто индивидуальное и каждый из нас имеет свой собственный путь к нему. Однако, принятие себя, наслаждение маленькими радостями, качественные отношения и саморазвитие - это некоторые из ключевых принципов, которые помогут нам стать счастливыми людьми. Помните, что счастье - это процесс, и важно наслаждаться каждым моментом пути к нему.

Живите во имя людей, это и есть самый простой рецепт счастья
Звягинцева Валерия,
ученица 8 «Б» класса МБОУ Аннинская СОШ №3
Какого человека можно назвать счастливым? Что нужно для счастья? Мне кажется, ни одного правильного ответа на эти вопросы нет. Счастье у каждого человека разное и каждого свой выбор и путь.
Счастье - это чувство, которое мы ощущаем всей душой. Это состояние полного благополучия, радости.
Если человеку чего-то не хватает, то ему кажется, что он совершенно несчастлив. Из-за этого он не замечает, что самое лучшее и прекрасное совсем рядом и оно в мелочах или в чём-то незаметном. Кого-то делает счастливым улыбка родственника, тёплый и солнечный денёк. Для кого-то счастье - это успех в учёбе: хорошая оценка или хорошо понятный материал. Иногда счастье – это просто наслаждение моментом, быть в настоящем и ценить каждую минуту. Счастье - видеть рассвет, слышать смех близкого человека или поделиться радостью с кем-то. Ведь даже просто смотреть на этот мир, видеть, как бегут облака на небе, бегать по зеленой, яркой, мокрой от росы траве, слушать пение птиц и журчание ручья - это самое настоящие счастье. И человек, который может это все делать, уже самый счастливый в мире. Для некоторых просто жить – это уже счастье. Просыпаться с утра и засыпать вечером без мысли о грядущем. Такие люди тоже счастливые, они рады, что просыпаются с утра, засыпают вечером и живут.
Мне кажется, что счастливый человек, это тот, кто умеет ценить мелочи. Да, для каждого человека счастье разное, но всё-таки это самое дорогое. Как хорошо, если есть человек, который готов выслушать и понять, и главное – я тоже могу ему довериться, широко открыв сердце.
Для кого-то это обилие денег, для кого-то это хорошая семья, а для некоторых - это достижения своей мечты и самореализация. Про себя я могу сказать, что для меня счастье, это ощущение и понимание, что мои родные здоровы и нет бед дома. Но иногда хочется большего, хочется достижений и самореализации.
Я добиваюсь многих высот в различных конкурсах и мероприятиях, получая опыт и знания. Если меня приглашают поучаствовать в конкурсе или конференции, я радуюсь. Для меня счастье – это одобрение, хорошая оценка моих заслуг.
Ну, а, наверное, самое большое счастье – это возможность помогать другим людям. Например, человек имеет профессию врача и каждый день чувствует себя нужным и важным, потому что от него зависит не только здоровье, но и даже жизнь людей. Конечно, он счастливый, его любят и уважают. Он выбрал самую важную профессию и не испугался нести такую серьезную ответственность перед людьми.
Каждый может найти свой путь к счастью, и важно помнить, что оно часто заключается в самых простых, но значимых вещах. Счастье – это индивидуальный путь каждого человека, который начинается еще со школы и который мы выбираем сами. Мы уже сегодня решаем, кем станем, ради чего будем жить. Но всё сводится к нужности и важности. «Человек живёт, пока он нужен», - говорит русский народ. А я скажу: «Человек счастлив, пока он нужен». Если о нас забывают, мы глубоко одиноки. Если о нас помнят, у нас есть друзья, близкие. Но если ты будешь жить только для себя, это не сделает тебя счастливым. Значит, нужно не только загораться интересом, мечтой, а нужно пылать, светиться, гореть для людей.
Недавно я прочитала стихотворение Елены Демьяновой «Так хотелось гореть для людей». Первая строфа именно об этом:
«Так хотелось гореть для людей. /Так хотелось теплом согревать. /Чтоб сердца наши стали теплей. /Душу людям хотелось отдать».
Живите во имя людей, это и есть самый простой рецепт счастья. Жаль, что пользуются им только не слишком богатые люди.

Из любой, даже самой трудной ситуации есть выход
Зюзина Вероника,
ученица 8 «Б» класса МБОУ Аннинская СОШ №3
Рано или поздно на жизненном пути человека появляются временные трудности, которые, к сожалению, не всем под силу преодолеть. У каждого бывают моменты, когда его преследуют неудачи, и за что бы ты ни взялся – все равно ничего не выходит. Из-за этого многие не справляются со своими эмоциями и впадают в отчаяние, но этого делать категорически нельзя, иначе так поставленной цели никогда не достичь. Я думаю, главное – верить и надеяться, ведь именно это придает силы и уверенность в себе. Из любой, даже самой трудной ситуации есть выход.
Надежда – это вера человека в лучшее. Она заставляет нас двигаться дальше и развиваться во всех своих начинаниях, побуждает не опускать руки и идти к поставленным целям, добиться их во что бы то ни стало. Никогда не нужно отчаиваться. Тогда последствия могут быть очень тяжёлыми: человек начинает угасать, теряет силы и даже может потерять смысл жизни.
Но как не впасть в отчаяние? Один из способов – саморазвитие или занятие творчеством. В моей жизни случалось много неудач, но я никогда не допускала мысли, что хочу остановиться в развитии. Я являюсь участницей Российского движения школьников и состою в школьном совете. Нас 39 учеников, и мы – главные после учителей. По своей инициативе я организовывала в школе для малышей классные часы, на которых рассказывала о данной организации и о том, чем мы в ней занимаемся. Многие заинтересовались этим, и я, конечно же, помогла им стать Первыми! На совете учащихся мы обсуждаем предшествующие мероприятия и события, предлагаем свои идеи, как можно заинтересовать школьников и побудить их быть активистами. «Юные инспекторы движения», «Юные волонтёры», «Российское движение школьников» – все эти организации действуют в нашей школе. И вступить туда – это один их способов отвлечься от своих проблем и испытать положительные эмоции.
В 2019 году я поступила в музыкальную школу на фортепианное отделение. Сначала игра на инструменте особенных эмоций не вызывала. Но вскоре я повзрослела, стали раскрываться мои способности.
В нашей школе каждый год в апреле проходит творческий конкурс «Школьная весна». Каждый ученик может принять в нём участие и полностью раскрыться как личность. Я сыграла на синтезаторе своё самое любимое и красивое произведение и в свой адрес услышала много комплиментов. Это очень воодушевляет. А затем от учителя музыки поступило предложение поучаствовать в музыкальном онлайн-конкурсе, и я заняла первое место. Многие в школе поняли, что у меня есть талант и его нужно развивать. И теперь я участвую в различных конкурсах и многого достигла. Так один случай сыграл особую роль в моей жизни. А ведь такое должно быть у всех.
Вера в жизни человека играет огромную роль, и в этом мне довелось ещё убедиться совсем недавно. Когда я заканчивала отделение по фортепиано в музыкальной школе, то сдавала экзамены. Мой преподаватель настроил меня на положительные эмоции и сказал, что у меня всё получится. Именно эта вера мне помогла. Можно сделать вывод, что в себя нужно верить всегда, потому что это играет важную роль во многих жизненных ситуациях.
Я никогда не опускаю руки и продолжаю быть на высоте. Если у меня в семье вдруг происходят ссоры, я не погружаюсь в глубокие раздумья и стараюсь не расстраиваться. Я просто беру гитару в руки и начинаю что-что наигрывать. В один из таких дней из-под струн моей гитары случайно вышел маленький отрывок красивой мелодии, и я стала работать над его продолжением. Спустя немного времени я написала собственную песню. Когда меня терзают тяжелые раздумья о жизни, я всегда играю на гитаре или фортепиано. И тогда мне становится легче, и я потихоньку забываю о проблемах и разочарованиях.
Пение и танцы – это тоже один из способов выплеснуть эмоции. В жизни многие скрывают свои истинные чувства, но так не может продолжаться вечно, поэтому потом наступает момент, когда больше совершенно нет сил молчать и нужно избавиться от всего, что накопилось в душе. Самый лучший вариант – громко, до боли в сердце, спеть свою любимую песню. Я часто пользуюсь этим способом, и мне действительно становится намного легче. Вся негативная энергия вдруг исчезает, и я чувствую внутреннее облегчение. Многие находят себя в танцах, и потом полностью посвящают себя этому делу. А другие люди живут музыкой и способны прочувствовать каждую мелодию и понять её.
Полгода назад от меня были сложные взаимоотношения с близкими, и моей душе было непомерно тяжело, поэтому я стала писать стихотворения и вести личный дневник. Все свои переживания я записывала в тетрадь, и на душе становилось легче. Мои мысли ложились на бумагу, и она терпеливо поглощала эмоции.
Так, вера и надежда придают человеку силы и уверенность в себе. Это самое главное. Нельзя полностью погружаться в свои проблемы, забывая обо всём. Нужно просто найти способ отвлечься. Для меня это творчество: танцы, пение, чтение и сочинение стихотворений. Но прежде всего нужно помнить о надежде на лучшее и свято верить в себя, в свои способности!

КАК БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Кагарманов Ильдар,
8 класс, МБОУ «Старокутлумбетьевская СОШ», с. Старокутлумбетьево Оренбургской области

В чём заключается счастье? Как быть счастливым человеком? Эти вопросы время от времени волнуют каждого человека. И я не исключение, потому что не раз задумывался о том, что делает человека счастливым. Я думаю, что счастье каждый человек понимает по-своему. Для одного счастье – это здоровье. Для другого – ощущение своей исключительности. Для третьего – это близкие и любимые люди, семья. Не может быть общего для всех, универсального рецепта счастья. Но, наверное, есть то, что важно для каждого, чтобы почувствовать себя счастливым – это ощущение полной внутренней гармонии, согласия между собой и миром. Таких людей немало, и об одном из них мне хотелось бы рассказать.
Это наша учительница Салимова Галия Фасиховна. Я очень рад, что уже четвёртый год она преподаёт у нас русский язык и литературу. На её уроках всегда весело и интересно. Даже самые скучные темы не кажутся такими, когда их объясняет Галия Фасиховна. Она умеет заставлять работать всех: или подберёт интересный материал, или предложит необычные задания, или так настроит, что нам просто захочется проявить себя с лучшей стороны. У нас на всех уроках происходят какие-либо интересные случаи. Мы вместе с учителем радуемся каждому новому открытию, весело смеемся над своими нелепыми ошибками или улыбаемся чьей-нибудь удачной шутке.
Наша учительница очень светлый человек. Когда приходишь к ней на урок, то сам будто заряжаешься положительными эмоциями, хочется всем улыбаться. Галия Фасиховна никогда не «выходит из себя», из каждой трудной ситуации может найти достойный выход, приходит в класс всегда с улыбкой и только с хорошим настроением. Но в действительно важных случаях она может очень твёрдо высказать свою точку зрения. Однажды в классе вышел спор о том, всегда ли нужно придерживаться норм литературного языка. Многие ребята считали, что между собой, а особенно в Интернете, в соцсетях, можно говорить и писать как попало, нарушая все мыслимые правила. Аргумент у нас был «железный»: «А в сети все так общаются!» Галия Фасиховна ответила не задумываясь: «Если хочешь быть одним из безликой толпы, таким же серым, как все – пожалуйста! Имеете право. Но Человека создаёт только сопротивление окружающей среде!» Я запомнил эти слова, и они сейчас мне помогают сделать правильный выбор в различных ситуациях.
Как-то раз мы спросили у неё:
- А Вам не надоедает каждый день проверять тетради, каждый год рассказывать и объяснять одно и то же? А эти постоянные зачеты, сочинения, диктанты, наши двойки? Наверное, это все очень утомляет?
Галия Фасиховна молодо сверкнула глазами и сказала с улыбкой:
- Давайте я вам расскажу притчу о Шартрском соборе. Думаю, вы всё сами поймете.
Шёл путник по дороге и повстречал трёх рабочих, которые везли тяжело гружённые камнями тачки.
- Что вы делаете? - спросил он у рабочих.
Первый рабочий взглянул исподлобья и угрюмо ответил:
- Перетаскиваю целый день эти тяжелые камни, будь они неладны!
Второй рабочий добродушно улыбнулся и сказал:
- Я зарабатываю на хлеб себе и своим детям.
Третий же улыбнулся просветлённо и восхищённо воскликнул:
- Я строю Шартрский собор!
И я понял! Важно то, чем ты занимаешься, но гораздо важнее, как ты к этому относишься! Даже самые обычные, будничные дела могут стать важными, если видеть за ними их высокий смысл. Как рабочий сквозь тяжёлый труд видел очертания прекрасного Шартрского собора, так Галия Фасиховна видит в нас то, чего мы сами не видим – прекрасного, совершенного Человека! И каждый сданный нами зачёт, правильно написанный диктант, каждая честно выполненная нами работа – это кирпичики, из которых когда-нибудь сложится тот Человек, которого она видит в своём воображении. Галия Фасиховна твёрдо уверена, что все мы умны, красивы и талантливы, просто сами в это не всегда верим. И, наверное, в этом заключается её талант как педагога.
Она помогает нам найти что-то своё в жизни, найти тот путь, который позволит нам открыть свои самые лучшие качества. Галия Фасиховна дарит нам то, что может дать не каждый учитель: тепло своей души, радость от встреч, добрую и светлую улыбку и ощущение счастья. У моей учительницы своё особенное счастье – счастье быть нужным людям, счастье внутренней гармонии. А это, наверное, и есть настоящее счастье.

***

Конкурс эссе показал, что многие школьники готовы обсуждать и думать над философскими вопросами: что такое счастье и какого человека можно считать счастливым. Конкурсанты показали умение мыслить творчески, рассматривать события с разных точек зрения, понимают, что многое в жизни зависит от них самих. В том числе и счастье.
Можно отметить, что для ребят счастье не только в материальных достижениях, но и в творчестве, в общении, в саморазвитии, в возможности реализации своего творческого потенциала.
Конкурс дал возможность школьникам принять участие в конкурсе российского уровня без предварительного участия в региональных турах. Это повысило их самооценку, открыло возможность принять участие в очном российском фестивале, встретиться с экспертами и участниками из других городов.
Конкурс эссе стал активатором творческой деятельности учащихся из различных регионов России.