Критерии оценки исследовательских и проектных работ в области социальных и гуманитарных наук
(психология, социология, история, краеведение, филология, лингвистика, искусствознание, культурология, право, педагогика и т.д.)
(Скачать в .PDF)
Критерий
|
1 степень
|
2 степень
|
3 степень
|
Тема работы *
|
Актуальная, оригинальная или при типичности темы может иметь теоретическое и практическое значение.
|
Типичная тема, актуальность, новизна незначительны.
|
Тема не имеет актуальности или отношения к научному исследованию
|
Формулировка цели и задач *
|
Сформулированы корректно, отвечают содержанию работы,
|
Формулировки с недочетами
|
Формулировок нет или они некорректные, не соответствуют содержанию работы
|
Гипотеза *
|
Правильная формулировка, работа проверяет именно эту гипотезу.
Гипотеза коррелирует с целью и другими атрибутами работы.
|
Смысл указан правильно, но есть недочеты в формулировке.
|
Формулировки нет или неверная
|
Обзор литературы
|
Соблюден правильный объем, источники научные, переработаны автором, изложение логичное, стиль соответствует возрасту. Есть ссылки на источники
|
Объем слишком большой или недостаточный, логика не всегда прослеживается, в основном, скопированы тексты других авторов.
Есть ссылки на источники.
|
Обзора нет вообще или это во многом плагиат, не соответствует теме работы или возрасту автора.
Нет ссылок на источники.
|
Методы исследования *
|
Методы адекватны цели и задачам, взяты из научных источников и использованы грамотно, используются как общенаучные, так и современные частнонаучные (актуальные для данной научной области) методы, имеются ссылки на прецеденты или описание используемых методик.
|
Методы адекватны цели и задачам, взяты из научных источников, использованы грамотно, но нет ссылок и описания методик.
|
Наряду с научными используются ненаучные методы, выбор методов не соответствуют целям и задачам работы. Не дают возможность получить достоверные результаты.
|
Материал исследования
|
Материал исследования самостоятельно получен автором и является новым. Грамотно описаны и обоснованы принципы сбора материала, источники сбора и сам материал.
|
Материал исследования самостоятельно получен автором на основе чужих выборок, новым не является. В основном грамотно описаны источники сбора материала и сам материал.
|
В работе используется чужой материал, который описан в тексте работы частично.
|
Представительность материала исследования
|
Объем и разнообразие материала достаточны для классификации материала и установления системных закономерностей.
|
Объем материала достаточный, однако материал однотипный, либо разнообразный материал представлен отдельными представителями.
Анализ позволяет установить некоторые закономерности.
|
Объем и разнообразие материала недостаточны для установления системных закономерностей.
|
Достоверность результатов *
|
Достоверность результатов не вызывает сомнений.
|
Часть методик или их проведение вызывают некоторые сомнения.
|
Выбранные методики и проведение работы демонстрируют недостоверность результатов.
|
Количественная обработка результатов
|
В случае необходимости грамотно используются количественные методы исследования: обосновываются единицы исчисления, объединяются однотипные явления,
Количественные измерения носят относительный характер (в %).
Выводы соответствуют установленным количественным закономерностям.
|
В случае необходимости в основном грамотно используются количественные методы исследования. Обоснование представлено ограничено или отсутствует. Выводы в основном соответствуют установленным количественным закономерностям.
|
Количественная обработка результатов осуществлена с ошибками, ее роль в исследовании не обоснована. Выводы слабо соотносятся с количественными измерениями.
|
Графическое представление результатов
|
Результаты представлены в виде таблиц, диаграмм и т.д.
Их оформление соответствует правилам.
|
Результаты частично представлены графически.
Оформление с ошибками.
|
Результаты представлены только словесно или таблицы, диаграммы не соответствуют правилам.
|
Наличие и качество обсуждения
|
Проведен грамотный анализ и обсуждение собственных результатов в сравнении с научными источниками. Автор прекрасно разбирается в теме, понимает значение своей работы, видит возможности продолжения.
|
Обсуждение и анализ результатов фрагментарны, недостаточное знание специальной литературы и умения сопоставлять свои данные с другими работами.
|
Обсуждение и анализ результатов отсутствуют или не соответствуют содержанию работы.
|
Выводы *
|
Выводы сформулированы корректно, представляют основные результаты, соответствуют задачам, по ним можно понять содержание и значение работы
|
Выводы соответствуют задачам, но сформулированы с недочетами или не все важные результаты представлены в выводах.
|
Выводов нет или они не соответствуют задачам работы, формулировки некорректные.
|
Теоретическая и практическая значимость результатов
|
Результаты имеют научную ценность не только на школьном уровне, могут быть опубликованы в научных журналах использоваться на практике.
|
Результаты не вносят новое в «большую науку», но могут использоваться на уровне школы, класса, своего хозяйства и т.д.
|
Результаты не имеют явного теоретического и практического значения.
|
Перспективы продолжения работы
|
Есть несколько интересных и значимых вариантов продолжения работы.
|
Возможно продолжение работы в определенных деталях.
|
Продолжение работы не имеет смысла.
|
Название работы
|
Полностью соответствует правилам и содержанию исследования.
|
По названию можно понять, о чем работа, но есть недочеты в формулировке.
|
Название некорректное для исследовательской работы, не дает представления о ее содержании.
|
Структура текста
|
Соответствует правилам. Есть все разделы, правильные названия и содержание, соблюдается объем.
|
Есть не все разделы текста, не всегда правильно названы или не соблюдается объем.
|
Структура текста отсутствует. Нет деления на разделы или не соблюдается их содержание.
|
Стиль изложения
|
Стиль изложения грамотный, с использованием терминологии, научный (для старшеклассников), соответствует возрасту автора
|
Стиль часто разговорный, обзор литературы и описание своих результатов написаны в разном стиле.
|
Стиль неграмотный или не соответствует возрасту автора.
|
Список литературы
|
Достаточное число источников, они научные или научно-популярные. Список составлен в соответствии с правилами.
|
Малое число источников (не более 5 для старших классов, 1-2 для начальной школы), не всегда научные или слишком сложные для автора (скопирован список из статьи научного руководителя).
Есть ошибки в оформлении.
|
Списка нет, источники в основном ненаучные, полностью неправильное оформление списка.
|
Оформление текста
|
Полностью соответствует правилам, нет ошибок и опечаток.
|
Не все правила соблюдены, наличие невыверенных опечаток.
|
Автор не соблюдал правила оформления текста, значительно количество ошибок и опечаток.
|
Степень самостоятельности автора*
|
Автор мог полностью самостоятельно или при небольшой помощи руководителя выполнить работу.
|
Некоторые методики слишком сложны для школьника, могли быть выполнены в значительной части только руководителем.
|
По ряду критериев понятно, что значительная часть работы была выполнена не автором.
|
Соответствие уровню Всероссийской конференции
|
Высокий уровень работы. полное соответствие
|
По части критериев уровень ниже, чем требуется на Всероссийской конференции.
|
В целом уровень работы не выше муниципального или школьного.
|
Критерии оценки проектных работ
Примечание: исследовательские проекты оцениваются так же, как как исследовательские работы с учетом оценки проектного продукта и его практического использования. Информационные, социальные, практические и др. проекты оцениваются по следующим критериям.
Критерий
|
1 степень
|
2 степень
|
3 степень
|
Актуальность и значимость темы проекта *
|
Тема имеет актуальность и значимость не только для автора, обоснования хорошо аргументированы
|
Актуальность и значимость обозначены на уровне утверждений, приведены основания
|
Актуальность темы и значимость обозначены фрагментарно, могут иметь значение только для самого автора
|
Цель и задачи *
|
Сформулированы корректно. Отражают суть проекта
|
Сформулированы неполно, с недочетами.
|
Цель и задачи не обозначены или сформулированы неверно, не отражают содержание проекта
|
Анализ существующих решений и методов
|
Представлен подробный анализ, продемонстрировано хорошее знание литературы. Особенностей аналогичных проектных продуктов
|
Анализ краткий, использовано незначительное количество источников.
|
Анализа литературы и аналогов нет.
|
Планирование работы
|
Представлен подробный план выполнения проектов, распределения обязанностей участников (для группового проекта)
|
План фрагментарный, не указана роль каждого участника.
|
Плана этапов выполнения проекта нет.
|
Ресурсное обеспечение проекта
|
Ресурсное обеспечение продумано, дало возможность полностью выполнить проект. Есть необходимые расчеты.
|
Ресурсное обеспечение продумано неполно, расчеты не приведены.
Проект может быть выполнен частично.
|
Ресурсное обеспечение не было учтено и продумано автором, что повлияло на уровень выполнения проекта.
|
Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта
|
Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты
|
1 Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными
|
Большинство выбранных способов не соответствуют теме и цели.
|
Качество проектного продукта и возможности использования *
|
Продукт полезен, высокое качество исполнения. Указан круг лиц, которыми он будет востребован. Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта, спланированы действия по его продвижению
|
Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми он может быть востребован, указан неявно
|
Проектный продукт низкого качества, нет явных перспектив использования
|
Оформление текста
|
Текст оформлен по правилам, имеет все необходимые разделы, их содержание соответствует тематике разделов, есть список литературы.
|
Текст оформлен с недочетами. Не все разделы представлены, слишком краткие.
|
Текст оформлен без учета правил, нет необходимых разделов и списка литературы.
|
Критерии оценки доклада и презентации
Критерий
|
1 степень
|
2 степень
|
3 степень
|
Качество доклада*
|
Свободный доклад, грамотная речь, использование иллюстративного материала, акцентирование наиболее интересных результатов, понимание их смысла
|
Частично читает текст с бумаги или слайдов, не всегда обращается к презентации, не выделяет наиболее интересные и значимые детали.
|
Текст полностью читает или заучен наизусть, доклад не синхронизирован с презентацией.
|
Соблюдение регламента*
|
Регламент не был нарушен.
|
Потребовалось 1-2 дополнительные минуты
|
Докладчик не уложился в регламент, значительная часть работы не была озвучена
|
Иллюстративный материал*
|
Правильно оформлен, можно легко и быстро понять результаты работы
|
Представлены не все необходимые результаты, таблицы и др. оформлены с недочетами, мелкий шрифт
|
Большинство результатов не представлены графически или со значительными ошибками, или не соответствуют содержанию работы.
|
Ответы на вопросы*
|
Докладчик отвечает на все вопросы аргументированно, знает литературу по теме
|
Отвечает на часть вопросов, не всегда может привести литературные данные
|
На большинство вопросов ответить не может, не разбирается в теме
|
Качество и оформление презентации*
|
Полностью соответствует правилам по структуре и оформлению слайдов
|
Есть отдельные замечания к структуре и оформлению слайдов
|
Большое число замечаний к презентации
|
|