ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС УЧАЩИХСЯ «ШАГИ В НАУКУ»: ИТОГИ
Аналитическая справка
Во Всероссийском заочном конкурсе учащихся «Шаги в науку» приняли участие 1056 человек из 69 субъектов Российской Федерации! Это радует. Такое количество школьников 5-8 классов заинтересовались возможностью заняться научными исследованиями и сделать свои первые шаги в науку. Педагоги отмечают, что для ребят, которые прошли школу участия в российских конкурсах, потом намного проще выполнять дипломные работы, писать рефераты и другие творческие и научные работы. Это опыт, который даёт уверенность в собственных силах, учит работать с литературой, учит пониманию сути научной работы, алгоритмам исследования. Из ДНР и ЛНР в конкурсе «ШАГИ В НАУКУ» приняло участие 92 школьника за счёт средств гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов, в рамках проекта «Интеллектуальное содружество». Конечно, первые шаги, как в любом деле, это, в первую очередь – обучение, освоение основ. Каких результатов добились юные исследователи – читайте в аналитической записке по итогам заочного Российского конкурса «Шаги в науку».
На Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Шаги в науку» принимались работы от школьников 5-8 классов по следующим направлениям: - научно-технические разработки; - работы в области естественных наук; - работы в области гуманитарных наук. Конкурс включен в Перечень олимпиад Министерства просвещения Российской Федерации (в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2022/23 учебный год). Многие работы, присланные на конкурс, соответствуют выбранной номинации, отличаются насыщенностью фактического материала в теоретической части. Есть рекомендации по неполному соответствию некоторых работ требованиям к оформлению школьных исследовательских работ). Большими плюсами работ из ЛНР и ДНР является стремление ребят к познанию и творчеству!
Общие рекомендации по оформлению (с примерами) 1. Название должно соответствовать правилам, принятым в науке, то есть отражать содержание и направление выполненной работы, соответствовать возрасту и возможностям исполнителя. Не рекомендуется использовать стиль, характерный для рекламы или журналистики. Примеры неудачных названий - «Волшебный циркуль». Работа прислана на секцию «Математика», но по названию её можно отнести и к искусствоведению, и к машиностроению... - «Мухоловка обыкновенная – опасный враг или необходимый друг» - тема не даёт понимания проблемы исследования. - «Тайное становится явным... Загадочный акростих» (тема имеет журналистский оттенок). - «Зеленая физика!» - что хотел сказать автор таким названием? Как физика решает проблемы экологии? Или хочет показать «молодость» этой науки? Или соотносит каждую науку с определённой цветовой гаммой? Нечёткость в формулировке тем приводит к неточности в целях исследования, в неточности выбора секции, куда будет представляться работа и какие эксперты будут её оценивать.
Примеры названий, соответствующих требованиям конкурса - «Ипотечное кредитование физических лиц как способ решения жилищной проблемы в современных экономических условиях», Набегулина Анна, ГОУ ЛНР «Луганский гуманитарно-экономический лицей-интернат», секция «Экономика и управление»; - «Религиозный туризм на Луганщине», Грозь Иван, ГОУ ЛНР "Луганский гуманитарно-экономический лицей-интернат"; - «Изучение видового состава эпифитных лишайников лесного фитоценоза г. Уфы», Зарипова Валерия, ЧОУ СОШ Альфа с углубленным изучением отдельных предметов г. Уфа, Республика Башкортостан. Секция «Экология»; - «Переработка минералов хвостохранилищ Ловозерского щелочного массива», Соловьев Кирилл, геошкола ЦДО «МАН Импульс», МБОУ «Черноголовская СОШ».
2. Формулировки обязательных пунктов должны быть выдержаны в соответствии с содержанием работы. Оглавление не должно быть «безликим», следует называть разделы работы в соответствии с темой. Пример содержания, полностью соответствующего основным требованиям конкурса - работа Пятыгина Артема, ГУ ЛНР «Гимназия № 36 имени Г.К. Жукова, научный руководитель: Юринская Наталья Васильевна, учитель начальных классов ГУ ЛНР «Гимназия № 36 имени Г.К. Жукова». 3. Гипотезу необходимо формулировать в соответствии с требованиями; она должна быть корректной и эвристичной, нельзя, чтобы в гипотезе содержался ответ, и чтобы гипотеза совпадала с целью. В некоторых исследовательских работах вообще не было гипотезы. 4. Были гипотезы, в которых не содержится противоречия, в работе гипотеза не подтверждается и не опровергается. 5. Цель работы рекомендуется формулировать предложениями с глаголами: определить, выявить, установить, обосновать, разработать и т.д. Цель может быть только одна.
Пример удачной цели «Цель работы - установить чувствительность критериев качества сталей к фрактальным размерностям элементов их структуры» (работа «Применение фрактальной геометрии для оценки структуры и физико-механических свойств металлов», Нурдинова Наталья, Донецк, «ДОНМАН», физика).
Типичные ошибки в исследовательских работах школьников-участников заочного конкурса «Шаги в науку» - Неудачный выбор темы исследования. - Некорректное название работы. - Неправильная формулировка цели и задач исследования. - Выполнение работы на единичных индивидах, отсутствие контрольной группы. - Отсутствие статистической обработки результатов. - Отсутствие раздела «Обсуждение результатов». - Некорректная интерпретация результатов. - Неграмотная формулировка выводов. - Неправильное оформление списка литературы. - Отсутствие ссылок на литературные источники в тексте работы. Отдельно хочется отметить работу научных руководителей. Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Шаги в науку» продемонстрировал неплохое качество работы педагогов-наставников. В работах применены различные технологии, методы, приёмы исследовательской работы. Наиболее часто используются: - опросы, анкетирование (социальные и гуманитарные науки); - эксперименты, опыты (работы естественно-научной направленности); - кейс-технологии (социальные и гуманитарные науки); - музейная педагогика (история, краеведение); - реализация межпредметных связей (по всем номинациям). В проектных работах результатами часто становились: разработки туристических маршрутов, просветительские буклеты, сборники творческих работ, учебные тренажеры для отработки тех или иных школьных тем по различным дисциплинам и т.д. Вот лишь некоторые примеры работ, руководители-кураторы которых последовательно и точно подошли к выполнению основных требований конкурса: - «Птицы, которые зимуют со мной». Работу выполнил: Пятыгин Артем Витальевич, ГУ ЛНР «Гимназия № 36 имени Г.К. Жукова. Научный руководитель: Юринская Наталья Васильевна, учитель начальных классов ГУ ЛНР «Гимназия № 36 имени Г.К. Жукова»; - «Истории улицы Генерала Дидоренко: от истоков к современности», Паламарчук Кристина, ГУ ЛНР "Специализированная школа №54 им. А. Ерёменко" - «Возможности использования стопоходящих механизмов Чебышёва для освоения других планет», Андреев Макар, МБОУ «СОШ № 15» г. Калуги, руководитель Андреева Ю.В., учитель физики МБОУ «СОШ № 15» г. Калуги; - «Влияние зелёных насаждений на температурный режим и освещённость пришкольной территории», Кабанов Андрей, ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава, работа, рук. Левинкова Елена Александровна; - Конотоп Кирилл Максимович, слушатель кружка «Экспериментальная физика» ГУ ЛНР «ЛУДО – Дворец творчества детей и молодежи», ГУ ЛНР «ЛУВК «Интеллект». Научный руководитель: Чаленко Анжелика Валериевна, руководитель кружка «Физика» ГУ ЛНР «ЛУДО – Дворец творчества детей и молодежи», к.т.н., доцент кафедры физики ГОУ ВО ЛНР «ЛГУ им. В. Даля», работа «Современный космический скафандр: история и перспективы. Расчет массы скафандра космонавта для высадки на поверхности небесных тел».
Выводы Исследовательская и проектная работа в 5-9 классах образовательных учреждений признана удовлетворительной. Наибольшего внимания требует совершенствование структуры и практической части проектов и исследований. По итогам анализа работ заочного конкурса «ШАГИ В НАУКУ» Рекомендовано проведение индивидуальных консультаций юных исследователей совместно с научными руководителями, желательно побывать на очных конференциях, где проходят мастер-классы для школьников и педагогов, пройти обучающие дистанционные курсы, подготовленные экспертами МАН «Интеллект будущего».
|