ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС УЧАЩИХСЯ «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»: ИТОГИ
Аналитическая справка
Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Юность, наука, культура» предназначен для учащихся 9-11 классов. Это один из тех конкурсов, что задаёт тон в уровне работ, в критериях оценки, в отношениях к юным исследователям, вообще к науке. Конкурс проводится ежегодно, поэтому создана традиция: весна ассоциируется со временем подачи работ на конкурс, с очным одноименным проектом. Школьники от своих старших товарищей, а иногда и от своих научных руководителей, которые сами участвовали в этом конкурсе 20-30 лет назад, знают о требованиях к работам, о том, что ожидает участников по итогам конкурса. И эта традиция – объединяет поколения, делает участие в конкурсе значимым, поднимает роль самих юных исследователей. Неоднократно бывало, что родители, когда-то принимали участие в выполнении исследовательской работы, и вот теперь вместе со своим ребёнком пишут работу, выступая в качестве научного руководителя. Это прекрасно! Уверены, что участники этого конкурса, тоже оценят и своё участие, и работу научных руководителей – будут благодарны за наставления и совместно пройденный путь. В аналитической записке разбираются плюсы и минусы работ, присланных на заочный Российский конкурс «Юность, наука, культура» в этом учебном году.
Конкурс «Юность. Наука. Культура» Конкурс включен в Перечень олимпиад Министерства просвещения Российской Федерации (в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2022/23 учебный год). На конкурс принимаются исследовательские и проектные работы учащихся по направлениям:
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ: программные разработки; программные продукты; интернет-сайты; разработки в области технического творчества, изобретательства; нанотехнологий; робототехники.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: астрономия и космонавтика; биология (общая биология, биология растений, биология животных), медицина; география; математика; физика; химия; экология (общая экология, промышленная и социальная экология).
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: искусствоведение, история, культурная антропология, военная история, краеведение, культурология; лингвистика (русский, английский языки); литературоведение; педагогика и психология; право; экономика.
В конкурсе «Юность. Наука. Культура» приняли участие 93 учащихся из ДНР и ЛНР в рамках проекта «Интеллектуальное содружество» с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Всего во Всероссийском заочном конкурсе исследовательских и проектных работ учащихся «Юность, наука, культура» приняло участие 1236 учащихся из 72 субъектов РФ. Большинство работ конкурса оценены как отличные и хорошие, в них соблюдено большинство требований конкурса. С другой стороны, некоторые работы, несмотря на высокую оценку, нуждаются в тех или иных доработках, в основном незначительных (корректировка в формулировках темы, гипотезы, задач и пр.). И примерно треть исследований и проектов нуждается в серьезной доработке. Это касается и исследований учащихся из ЛНР и ДНР. Часть работ построены в полном соответствии с алгоритмом формирования исследовательских компетенций школьников в процессе проектной и исследовательской деятельности, а часть работ нуждаются в корректировке: улучшении структуры, правильном написании введения, более тщательном выстраивании понятийного аппарата, усилении практической части, оформлении ссылок, более корректной работе с первоисточниками и т.д. В ходе анализа работ конкурса «Юность. Наука. Культура» выявлены определенные недочеты, а также намечены перспективы дальнейшего развития исследовательских компетенций как педагогов-наставников, так и самих юных исследователей. Проанализируем наиболее часто встречающиеся ошибки и приведем примеры, соответствующие требованиям конкурса. 1. Проблемы с формулировкой гипотезы. Она либо отсутствует, либо сформулирована некорректно. Таких работ в целом по конкурсу – около 35%. 2. Неудачный выбор темы исследования, некорректное название работы Примеры некорректных формулировок тем, неудачные названия: - «Химия ковала победу» (журналистское название); - «Жестокость правовой системы к гражданину и последствия», (ненаучное название); - «Биоритмы жизни» (Слишком общее, неконкретное название). Примеры удачных названий для исследовательской работы: - «Средства передвижения в помощь людям с ограниченными возможностями передвижения. 3D–Модель инвалидной коляски», Малимон Никита, Алчевск, ГОУ ЛНР "Алчевская гимназия им. П.Н. Липовенко"; - «Гидропонные модули и биоплато в аквапонных установках для очистки воды и выращивания растительной продукции», Коростылева Ксения, Алчевск, ГОУ ЛНР "Алчевская социально-экономическая гимназия"; - «Табуирование темы женского здоровья, анатомии и физиологии». Зверева Алина, Донецк, ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО. - «Анализ эффективности известных способов лечения нейроонкологических патологий», Лобунцова Виктория, Донецк, МБОУ "Лицей №37 г. Донецка", научный руководитель Ивчина Алла Викторовна.
3. Неправильная формулировка цели и задач исследования Примеры Неверная формулировка. «Цель и задачи работы: выявление взаимосвязи между психологическими травмами, гормональной перестройкой организма, внешними факторами, влияющими на подсознание и психосоматику подростков, выяснение терминов видов депрессивных состояний, а также их гендерных аспектов» (цель и задачи объединены – это ошибка. Цель работы рекомендуется формулировать предложениями с глаголами: определить, выявить, установить, обосновать, разработать и т.д. Цель может быть только одна. Задачи исследования – это этапы работы, способы достижения цели. К задачам научного исследования не относятся учебные задачи (особенно для учащихся старшей школы), освоение методов, подготовка презентации и т.д. Примеры удачно сформулированной цели. - «Целью данной работы является выяснение положительных и отрицательных воздействий аспирина на организм человека в ходе экспериментального исследования». - «Цель исследования: описание особенностей образования неологизмов эпохи пандемии коронавируса с учётом ментальных моделей и их систематизирование». 4. Выполнение работы на единичных индивидах, отсутствие контрольной группы. 5. Отсутствие статистической обработки результатов. 6. Отсутствие раздела «Обсуждение результатов». 7. Некорректная интерпретация результатов. 8. Неграмотная формулировка выводов. 9. Неправильное оформление списка литературы. 10. Отсутствие ссылок на литературные источники в тексте работы. Эти недостатки, выявленные в работах, было предложено авторам и их научным руководителям доработать. Эксперты дали свою оценку данным недочетам и варианты решения в индивидуальном порядке (в личных кабинетах участников). В качестве положительных моментов следует отметить: 1. Разнообразие тематики в рамках каждой научной секции. 2. Стремление к выбору тем практической направленности (школьники из ЛНР и ДНР нередко выбирали темы, связанные со своими населенными пунктами или с конкретными научными, культурологическими, техническими разработками, направленными на улучшение жизни людей, например: - «Комплексное обследование экологического состояния района ГОУ ЛНР «УКВ «Восхождение», Игнатенко Мария, ГОУ ЛНР «УВК «Восхождение», научный руководитель: Журавлёва Э.Ж. - «Республиканский фармацевтический рынок антибиотиков цефалоспоринового ряда при лечении инфекционно-воспалительных заболеваний», Каракулева Эльвира, Донецк, ГБПОУ "ДТХТФ", научный руководитель Боровая Елена Владимировна; - «Гендерные аспекты подростковых депрессий. Особенности клиники, подходы к терапии», Крылова Дарья, Донецк, МБОУ "Лицей №37 г. Донецка", научный руководитель: Сошникова Анастасия Юрьевна; - «Электронный помощник-ассистент для людей с ограниченными возможностями», Греков Егор, Многопрофильный лицей-интернат ГОУ ВПО "ДонНУ", УДО «Донецкая Республиканская Малая Академия Наук учащейся молодежи». Научный руководитель: Кузнецов Д. Н., к.т.н., доцент; - «Размещение и позиционирование элементов HTML c применением технологии CSS GRID», Кульков Сергей, Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №6 города Донецка, научный руководитель: Иваница Сергей Васильевич, к.т.н.; - «Нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы детей и подростков», Мороз Богдан, «Школа №88 г. Донецка», научный руководитель: Письменикова Лариса Николаевна; исследование проведено на базе школы. - А.Д. Иващенко, М.И. Базыма, обучающиеся очно-зочного обучения ДОН МАН, секция "Технологические машины и механизмы", руководитель: Шейн Валентин Викторович, педагог дополнительного образования, работа «Глубокая переработка антрацитовых углей. - Юрченко Анастасия Юрьевна, ГОУ ЛНР "Петровская школа №22 имени генерал-майора М. М. Шаймуратова", работа «Психологический климат в группе младших подростков». - Величко Богдан Юрьевич, Луганск, ГОУ ЛНР «Луганский гуманитарно-экономический лицей-интернат», работа «Конфуцианство как синкретическое Единство философии, религии и права». Научный руководитель: Онучак Людмила Владимировна, учитель обществознания. 3. Профессиональный подход педагогов-наставников к курированию деятельности своих подопечных, к руководству исследовательской и проектной работой. Большинство научных руководителей являются профессионалами своего дела: это опытные педагоги, сотрудники вузов, руководители секций учреждений дополнительного образования.
Примеры высокопрофессионального научного руководства - «Обзор и изготовление робота-манипулятора для задач обучения робототехнике», Шубин Павел, Васин Даниил, Донецк, «ДОНМАН», научный руководитель: Захаров А. В., руководитель секции «Робототехника и 3D печать» - «Разработка рекомендаций по организации профориентационной работы высших учебных заведений с выпускниками общеобразовательных учебных заведений города Луганска», Кривонос Анна, Луганское общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 55 им. К.К. Рокоссовского, научный руководитель: Рубанов М.Н., руководитель кружка «Экономика»; - «Расстройство пищевого поведения у подростков», Лысенко Ксения, Донецк, МОУ "Специализированная физико-математическая школа №17", научный руководитель Фабер Анна Ивановна. - «Особенности агрессивного поведения подростков и его взаимосвязь с медиасредой», Кальницкая Анастасия, Луганск ГУ ЛНР ЛОУСОШ № 16 им. П. Б. Луспекаева, научный руководитель: к.б.н., доцент, заведующий кафедры плодоовощеводства и лесоводства ГОУ ВО ЛНР ЛГАУ Грибачева О.В. - Игнатенко Мария Александровна, Алчевск, ГОУ ЛНР «УВК «Восхождение», «Комплексное обследование экологического состояния района ГОУ ЛНР «УКВ «Восхождение». Научный руководитель: Журавлёва Э. Ж., учитель биологии. - Махров Матвей Дмитриевич, ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №38 имени К.Е. Ворошилова», работа «Легендарный конструктор Победы», Научный руководитель: Жигун Ольга Николаевна, учитель математики-информатики. - «Психологический климат в группе младших подростков», Юрченко Анастасия, НО РМАН, научный руководитель: Коломиец Ольга Александровна, руководитель секции «Психология».
Выводы Результаты экспертизы исследовательских и проектных работ учащихся на заочном конкурсе позволяют сделать вывод о том, что в ЛНР и ДНР в целом создаются достаточно благоприятные условия для реализации исследовательской и проектной деятельности школьников. При этом отмечается, что ученикам старшей школы, несмотря на то, что многие из них имеют опыт написания исследовательских и проектных работ, следует более тщательно подходить к их содержательной части. Особенно важно – четко и продуманно оформлять введение, которое является фундаментом работы (как исследовательской, так и проектной). Возможно, недочеты в работах связаны с большой нагрузкой старшеклассников и педагогов, сложными условиями. Однако, мы видим большой исследовательский и проектный потенциал исследователей из ЛНР и ДНР. У ребят отмечаются важные исследовательские качества: серьезный интерес к науке, научным профессиям, пытливость, честное отношение к проводимой работе. Более всего ребят привлекают такие сферы как медицина, право, инженерия. Считаем, что школьникам 9-11 классов из ДНР и ЛНР были бы полезны дополнительные обучающие мастер-классы по обработке полученных данных с учетом требований науки, по формулированию научного аппарата исследования (написанию введения). Уверены, что приглашение школьников из ЛНР и ДНР на очный проект даст им возможность качественного роста как исследователей на примере лучших работ, на основе мастер-классов от ведущих экспертов.
|