КОНКУРС ПРОЕКТНЫХ РАБОТ «СОЗИДАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО»: ИТОГИ
Аналитическая справка
Цель конкурса – поддержка школьников и педагогов – просветителей, желающих популяризовать идеи, которые формируются в учебных сообществах образовательного пространства России. Направления конкурса, по которым принимались работы: - Просветительские проекты - Учебные проекты - Экологические проекты - Социальные проекты - Научные проекты - Образовательные проекты - Инновационные проекты - Проекты в области технического творчества - Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие проекты - Проекты социальной рекламы - Конкурс презентаций - Конкурс видеороликов - Интернет-проекты - Бизнес-проекты - Конкурс проектов «Технология игр» - Проекты в области технологии - Проекты в области искусства - Издательские проекты - Международные проекты - Научно-фантастические проекты
В конкурсе проектных работ "СОЗИДАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО" из ЛНР и ДНР приняли участие 91 человек. Недочеты проектных работ с примерами и рекомендациями 1. Смешение жанров проекта и исследования. Это наиболее часто встречающаяся ошибка в работах участников конкурса. Авторы и научные руководители ряда работ не учитывают (по незнанию или по другим причинам) отличия проектной и исследовательской деятельности. Проектная деятельность ориентирована на получение конкретного результата – продукта, обладающего определёнными свойствами, и который необходим для конкретного использования; проект содержит предварительное описание и детализацию конечного продукта, а результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми сформулированными в замысле проекта характеристиками. В исследовательской деятельности при обозначении направления исследования формулируются отдельные характеристики итогов работы, прослеживается определённая логика исследования: формулировка проблемы – выдвижение гипотезы – последующая экспериментальная или модельная проверка выдвинутых предположений.
2. Нарушение этапов выполнения проекта. Разработка и создание планируемого объекта или его определенного состояния. Встречались работы, когда, например, осознание проблемной ситуации происходило уже в ходе практического этапа проекта, а не на подготовительном этапе. Или отсутствовал контрольно-корректировочный этап, в работе не было анализа успехов и ошибок, поиска способов коррекции ошибок, исправления проекта в соответствии с реальным состоянием дел). Практическая значимость работы иногда заключается в возможности использовании её в обучающих целях, однако в работе не предлагается такой обучающий продукт, хотя он и был запланирован.
3. Не предлагаются (или предлагаются недостаточно продуманные, либо нереалистичные) решения практической проблемы. Отчётные материалы по социальным проектам можно доработать, например, как сценарии для проведения внеурочных мероприятий. Проблема, выявленная в ходе написания проекта – недостаточность материалов для практической работы по патриотическому воспитанию на конкретных примерах. Результаты этой работы можно использовать на уроках истории, географии, мировой художественной культуры, исторического и литературного краеведения, во внеурочной деятельности и проведении научно-практических конференций. В данном случае можно было составить сценарий, провести просветительское мероприятие по результатам проекта, разместить в интернете лэндинг, чтобы проектный продукт работал и дальше.
4. Не подготовлены конкретные варианты изменения среды или ее элементов, хотя ресурсы в работе для этого есть. - В некоторых работах на основании проведенного автором анализа можно подготовить конкретные варианты разработок мероприятий среди подростков в школе. Необходимо лишь дополнить работу проектным продуктом (например, программа мероприятий, разработка сценариев, подбор ссылок профилактических видео из интернета и т.д.). Могут быть предложены рекомендации для педагогических работников в образовательных организациях и фактически предложена программа для общеобразовательных организаций: 1. Проведение классных часов, нацеленных на изучение общечеловеческих норм нравственности и поведения. 2. Введение в компонент общеобразовательной организации факультативных дисциплин, курсов по выбору, направленных на ознакомление детей, подростков и молодёжи с особенностями национальной культуры, обычаями, традициями, фольклором, образом жизни предков с целью сохранения самобытности каждого народа в эпоху массовой глобализации и профилактики проявлений ксенофобии и экстремизма. 3. Внедрение в образовательные программы основ межнационального общения и интернационального воспитания. 4. Развитие и поддержка молодёжных общественных объединений, направленных на патриотическое воспитание молодого поколения. 5. Организация индивидуальных встреч, обучающихся и их родителей с социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения обучающихся. Для проекта было бы ценным наполнить хотя бы один из пунктов программы конкретным содержанием, например, предложить сценарий занятия о самобытности народов ЛНР и ДНР. А еще лучше – дополнить проект описанием уже проведенного такого занятия, с отзывами, анализом социальной значимости проекта и т.д.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОНКУРСУ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ «СОЗИДАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО» 1. При подготовке проектных работ необходимо более тщательно выявлять и формулировать проблемы, проводить их анализ. 2. Совместно с руководителями находить более конкретные необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы. 3. Авторы проектов могут находить и свои собственные, уникальные пути решения проблем. У ребят из ЛНР и ДНР есть богатый личностный потенциал для этого. Анализ работ позволяет сделать вывод о том, что творческие способности участников конкурса развиты в достаточной степени. 4. Ряд проектов нуждаются в дополнении. Следует проводить практическую работу по полученной в ходе написания проекта информации, чтобы решить (попытаться решить) поставленные задачи. 5. Развивать у обучающихся проектное мышление. 6. Обеспечить механизм развития практических навыков школьников (умение налаживать связи в социуме, применение критического мышления, умение искать путь решения поставленной задачи). 7. Развивать у школьников умение творчески подходить к способу подачи материала. 8. Развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя», коммуникабельность и умение сотрудничать. 9. Способствовать повышению личной уверенности и самореализации каждого участника проектного обучения. 10. Соблюдать этапы разработки учебного проекта: 1) Подготовительный (мотивация, целеполагание, осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка цели проекта). 2) Проектировочный (общее планирование, построение конкретного плана деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции). 3) Практический (исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных, получение нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретации результатов, возможно графическое представление результатов, оформление документации). 4) Аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы). 5) Контрольно-корректировочный (анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел). 6) Заключительный (представление содержания работы, обоснование выводов, защита проекта). Предлагаем для активного применения в работе над проектом расширить перечень возможных выходов проектной деятельности: — Тематическая выставка; — Рекламный буклет (например, для проведения праздничных мероприятий, социальных акций и др.); — Сценарий просветительского, воспитательного мероприятия, праздника; — Видеофильм (по теме проекта); — Фантастический проект (например, «Город моей мечты»); — Костюм (показ собственных моделей); — Музыкальное произведение (собственного сочинения); — Оформление кабинетов, интернет-сайтов, лендинговых страниц (например, проект стендов, баннеров, виртуальные экскурсии и пр.); — Конкретные предложения по улучшению какой-то ситуации (например, краеведческий уголок в кабинете, экологические акции, адресная помощь нуждающимся и т.д.); — Прогноз развития ситуации (например, экологический проект) и пр.
Вывод Ребята из ЛНР и ДНР проявляют большой интерес к проектной работе в сфере социальных и гуманитарных практик (право, педагогика, психология), а также технического творчества. Чувствуется большое желание и внутренняя готовность к конкретным социальным преобразованиям, стремление помочь в обустройстве и улучшении жизни в регионе. Во многих работах участников из ЛНР и ДНР есть хороший проектный потенциал. На основе присланных работ, в которых выявлены недочеты, можно при определенной корректировке выполнить актуальные проекты: создать «материальные объекты»: макеты, конструкторские изделия, печатную продукцию в виде буклетов, книг, памяток и др., информационные продукты.
|