Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 165160122
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 978
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

 «ЮНОСТЬ НАУКИ»  

(аналитическая справка)

Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Юность науки» проведен в рамках проекта «SCIENCE-ИНКУБАТОР: создание инновационно-образовательной экосистемы научных объединений учащихся для выявления и поддержки БУДУЩИХ ЛОМОНОСОВЫХ».

Проект проводился с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Участники конкурса: учащиеся 5-11 классов и школьники из регионов России.

Этот конкурс предоставил учащимся из регионов России возможность проявить свои творческие способности и исследовательские компетенции.

Цель конкурса: выявление и развитие учащихся, увлеченных исследовательской и проектной деятельностью.

Задачи конкурса:

• Вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.
• Выявление одаренных детей в области научного, технического, социального творчества.
• Создание условий для формирования интереса у школьников к познавательной, экспериментально-исследовательской, интеллектуальной деятельности.
• Формирование у школьников универсальных учебных действий через вовлечение в проектную и исследовательскую деятельность.

Всего в конкурсе участвовали 216 человек из 85 населенных пунктов 44 субъектов Российской Федерации. 

ГЕОГРАФИЯ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА «ЮНОСТЬ НАУКИ»

  • Агалатово (Ленинградская обл.), МОБУ "СОШ "Агалатовский ЦО";
  • Анапа (Краснодарский край), МБОУ гимназия "Эврика" им. В.А. Сухомлинского;
  • Анна (Воронежская обл.), МБОУ Аннинская СОШ №3;
  • Арамиль (Свердловская обл.), МАОУ "СОШ № 4";
  • Барнаул (Алтайский край), КГБУ ДО АКДЭЦ, МБОУ "Лицей №2", МБОУ "СОШ №24", МБОУ "Гимназия № 40", МБОУ "СОШ №88 с кадетскими классами";
  • Беллык (Красноярский край), МБОУ "Беллыкская СОШ";
  • Белоусово (Калужская обл.), МОУ "СОШ №2" г. Белоусово;
  • Бердигестях (Респ. Саха /Якутия/), МБОУ "Бердигестяхская СОШ имени С.П. Данилова";
  • Бирюч (Белгородская обл.), ОГБОУ "Бирюченская СОШ";
  • Большая Черниговка (Самарская обл.), ГБОУ СОШ №2 "ОЦ" им. Г.А.Смолякова с. Большая Черниговка;
  • Большое Исаково (Калининградская обл.), МБОУ СОШ "Школа будущего";
  • Брянск, МБОУ СОШ №64 г. Брянска;
  • Волгоград, МОУ СШ №101;
  • Горки (Калужская обл.), МКОУ "Горская СОШ";
  • Ейск (Краснодарский край), МБОУ гимназия №14 им. Ю. А. Гагарина г. Ейска МО Ейский район;
  • Екатеринбург (Свердловская обл.), МАОУ Гимназия №177, МАОУ СОШ №92;
  • Землянск (Воронежская обл.), МКОУ Землянская СОШ;
  • Зерноград (Ростовская обл.), МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда;
  • Ивановка (Ростовская обл.), МБОУ СОШ №28 с. Ивановка;
  • Исток (Свердловская обл.), МАОУ СОШ № 97 им. А.В. Гуменюка;
  • Исянгулово (Респ. Башкортостан), МОАУ СОШ №2 с. Исянгулово;
  • Ишимбай (Респ. Башкортостан), БКК ПФО им. им.Героя России А.В. Доставалова, МБОУ ДО ДЭБЦ, МБОУ Лицей №12;
  • Калининград, МАОУ г. Калининграда Лицей №49;
  • Калуга, МБОУ "СОШ №15" г. Калуги, МБОУ "СОШ №50" г. Калуги, МБОУДО ДЮЦКО "Галактика" города Калуги;
  • Кез (Удмуртская Республика), МБОУ "Кезская СОШ №1" Кезского района Удмуртской Республики;
  • Кемерово, МБОУ "СОШ №69";
  • Кольцово (Новосибирская обл.), МБОУ "Биотехнологический лицей №21";
  • Кондрово (Калужская обл.), МКОУ "Кондровская СОШ №1";
  • Краснодар, МУ ДО "Малая академия";
  • Красноярск, КГБОУ ДО "Красноярский краевой Дворец пионеров";
  • Кременское (Калужская обл.), МКОУ "Кременская СОШ";
  • Кулябовка (Тамбовская обл.), Кулябовский филиал МБОУ Мучкапской СОШ;
  • Луганск (Луганская обл.), ГОУ ЛНР "Лотиковская средняя школа имени героя-земляка Валентина Лелеки", ГУ ЛНР "Луганское общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 33 имени И.С. Малько";
  • Лянтор (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра), МБОУ "Лянторская СОШ №6";
  • Магнитогорск (Челябинская обл.), МАУ ДО "ДТДМ" г. Магнитогорска; МОУ "СОШ № 59";
  • Малоярославец (Калужская обл.), МОУ СОШ №1 г. Малоярославца;
  • Мариинский Посад (Чувашская Республика), МБОУ "Гимназия №1" г. Мариинский Посад;
  • Медногорск (Оренбургская обл.), МБОУ "СОШ №2 г. Медногорска" Оренбургской области;
  • Минеральные Воды (Ставропольский край), ГАОУ ДО "Центр для одаренных детей "Поиск" Минераловодский филиал;
  • Мурманск, МБОУ г. Мурманска "Гимназия №6";
  • Набережные Челны (Респ. Татарстан), МАОУ "Гимназия №61";
  • Нальчик (Кабардино-Балкарская Республика), ГБУ ДО "ДТДМ", МКОУ СОШ №8, МКОУ "СОШ №6";
  • Наро-Фоминск (Московская обл.), МБОУ Наро-Фоминская сош №6 с углубленным изучением отдельных предметов;
  • Нижний Новгород, МАОУ "Лицей № 38", МАОУ Гимназия № 2;
  • Новозаведенное (Ставропольский край), МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного;
  • Новокуйбышевск (Самарская обл.), ГБОУ СОШ № 3 имени З.А.Космодемьянской г.Новокуйбышевска;
  • Новосибирск, МБОУ гимназия №3 в Академгородке;
  • Новый Каинлык (Респ. Башкортостан), МБОУ Школа-интернат с. Новый Каинлык МР Краснокамский район Республика Башкортостан;
  • Обнинск (Калужская обл.), АНОО "Обнинский колледж";
  • Одинцово (Московская обл.), ГБОУ МО "Одинцовский "Десятый лицей";
  • Ольховка (Волгоградская обл.), МОУ Ольховская СОШ;
  • Омск, БОУ ДО г. Омска "ГДДЮТ", БОУ ОО "МОЦРО № 117";
  • Орда (Пермский край), МБОУ "Ординская СОШ";
  • Оренбург, МОАУ "СОШ №34";
  • Пермь, МАОУ "Гимназия №8" г. Перми, МБОУ "Гимназия №11 им С.П. Дягилева";
  • Привольная (Краснодарский край), МБОУ СОШ №13;
  • Реж (Свердловская обл.), МБОУ СОШ №3;
  • Рязань, МБОУ "Школа № 38" г. Рязани, ОГБПОУ "Рязанский медицинский колледж";
  • Самара, ГБОУ СО "Гимназия № 1 (Базовая школа РАН)";
  • Санкт-Петербург, ГБОУ "Инженерно-технологическая школа №777";
  • Саратов, МАУДО "Дворец творчества детей и молодёжи имени О.П. Табакова", Центр довузовского образования "Медицинский предуниверсарий" СГМУ им. В.И. Разумовского;
  • Севастополь, Учебно-научный центр филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в г.Севастополе;
  • Симферополь (Респ. Крым), ГБОУ ДО РК "МАН "Искатель";
  • Соликамск (Пермский край), МАОУ "Гимназия №1";
  • Ставрополь, МБОУ СОШ №43;
  • Стародеревянковская (Краснодарский край), МБОУ СОШ №5 им.В.И.Данильченко;
  • Староюрьево (Тамбовская обл.), МБОУ ДО ЦДЮТ;
  • Старый Оскол (Белгородская обл.), МАОУ "СОШ №24 с УИОП" Старооскольского городского округа;
  • Строитель (Белгородская обл.), ОГБОУ "СОШ №3 с УИОП г. Строитель";
  • Ступино (Московская обл.), МБОУ СОШ №9;
  • Сужа (Респ. Бурятия), МОУ Сужинская СОШ;
  • Терновка (Белгородская обл.), МБОУ "Терновская ООШ";
  • Тольятти (Самарская обл.), МБУ "Гимназия №38", МБУ школа № 2 им. И.В. Комзина;
  • Улан-Удэ (Респ. Бурятия), ГБОУ Лицей-интернат №61;
  • Ульяновск, МБОУ "Гимназия № 65 имени Н.Сафронова";
  • Хатанга (Красноярский край), ТМОУ Хатангская СОШ № 1;
  • Химки (Московская обл.), МБОУ СОШ №29 г. Химки;
  • Чапаевск (Самарская обл.), ГБОУ СОШ №4 г.о.Чапаевск;
  • Чебоксары (Чувашская Республика), МАОУ "Гимназия № 5", МБОУ "Гимназия №4";
  • Челябинск, МАОУ "Гимназия №23 г. Челябинска";
  • Череповец (Вологодская обл.), МАОУ ДО "ДДЮТ им. А.А. Алексеевой";
  • Черноголовка (Московская обл.), МУДО ЦДО "МАН Импульс";
  • Чита (Забайкальский край), МБОУ "СОШ №5" г.Читы;
  • Элиста (Респ. Калмыкия), МБОУ "Элистинский лицей";
  • Ярославль, ГОАУ ДО ЯО "Центр детей и юношества". 

Самыми активными участниками конкурса стали:

Вологодская, Калужская, Самарская, Свердловская, Московская, области, Алтайский край, Краснодарский край, Кабардино-Балкарская Республика.

Наиболее востребованными оказались следующие сферы познания и связанные с ними номинации: «Химия, экология» (34) «Биология» (33), «Лингвистика и литературоведение краеведение» (25), «Краеведение» (23). Мы видим, что интерес участников соотносится с приоритетными направлениями развития России.

Что касается распределения оценок исследовательских и проектных работ, то картина выглядит так: 1 степень – получили 121чел., 2 степень – 65 чел., 3 степень – 30 чел. Таким образом большинство работ в полной мере соответствовали всем конкурсным требованиям.

Результат экспертизы исследовательских и проектных работ учащихся на заочном конкурсе позволяет сделать вывод о том, что в регионах создаются достаточно благоприятные условия для реализации исследовательской и проектной деятельности школьников. Однако выявлены и определенные недочеты, а также намечены перспективы дальнейшего развития исследовательских компетенций как педагогов-наставников, так и самих юных исследователей.

Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Юность науки» продемонстрировал качество работы педагогов-наставников. Особенности наставнической работы педагогов в качестве научных руководителей заключаются в следующем.

В работах применены различные технологии, методы, приемы исследовательской работы.
Наиболее часто используются:

  • опросы, анкетирование (социальные и гуманитарные науки);
  • эксперименты, опыты (работы естественно-научной направленности);
  • кейс-технологии (социальные и гуманитарные науки);
  • музейная педагогика (история, краеведение);
  • реализация межпредметных связей (по всем номинациям).

Большинство исследовательских работ отличаются достаточно высоким уровнем выполнения, они написаны с учетом основных требований, предъявляемых к таким работам. В целом около 70% исследований построены по алгоритму формирования исследовательских компетенций школьников в процессе проектной и исследовательской деятельности.

Экспертный совет, проанализировав работы участников, выявил особенности подготовки обучающихся к исследовательской и проектной деятельности.

 ДОСТОИНСТВА КОНКУРСНЫХ РАБОТ

Ученики средней и старшей школы, имеющие опыт написания НИР, справились с исследованиями намного лучше остальных, так как уже освоили технологию исследовательских проектов.

Значительная часть обучающихся (64%) показали хорошее владение терминологией и понимание основных этапов исследования.

Следует отметить практическую направленность многих работ. Вот лишь некоторые примеры:

 - «Влияние социальной эмпатии на профилактику агрессивного поведения подростков (на примере учащихся гимназии №40)», Тюрина Марина, Барнаул МБОУ «Гимназия № 40», секция «Педагогика и психология». Автор не только сравнивает результаты исследований предыдущих лет, но и повторяет диагностику после проведения практической работы по формированию эмпатии.


 - «Лексические и синтаксические средства создания динамичного повествования в комиксе "Чумной Доктор. Книга 1. Капкан", Пряникова Софья, Учебно-научный центр филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в г.Севастополе, секция «Русский язык». Исследование посвящено анализу лексики и синтаксиса в отечественном комиксе. В рамках работы решаются не только сугубо научно-теоретические задачи (определить, какие лексические средства используются в комиксе и какую функцию они выполняют; определить, какие синтаксические структуры используются в рассматриваемом произведении и какую роль они играют в повествовании; проанализировать, как выбранная авторами лексика и синтаксис влияют на темп повествования). В качестве практического применения автор предлагает результаты своего исследования использовать как тренажер для будущих сценаристов, увлекающихся созданием таких произведений).

 - Проект «Сохраним лица Победы», Дюжова Татьяна, Калуга, МБОУДО ДЮЦКО "Галактика" города Калуги, секция «История». Главные персоналии в этом проекте – это прапрадеды автора. С помощью программ для видеомонтажа школьница создала видеоролик, посвященный памяти своих героических родных, участников Великой Отечественной войны, который имеет просветительское значение и используется в воспитательной работе образовательного учреждения.

 - «Сказка как средство развития речи ребенка дошкольного возраста», Камартдинова Арина, Лянтор, МБОУ "Лянторская СОШ №6", секция «Педагогика и психология». Автором проведен цикл тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования сказок; дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации; специальные игровые задания; подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги, русские народные сказки. Дети составляли рассказ по пентаграмме по сказке, «Репка». На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о прочитанной сказке в рисунках, аппликациях. В итоге произошел рывок в формировании коммуникативной и социальной компетентности дошкольников.

 ВЫЯВЛЕННЫЕ НЕДОСТАТКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Наиболее распространенными ошибками исследовательских работ, представленных на конкурс, стали:

  •  Смешение жанров

Исследование и проект – это разные виды работ, к ним разные подходы и требования. Участникам, у которых выявлен этот недочет сделаны рекомендации.

Проект — это производство некоего продукта. Создание новых объектов и явлений, которых еще не существует, или модернизация уже известных объектов. Проектная деятельность предполагает наличие замысла и его реализацию. Перед учеником могут быть поставлены такие цели как «создать», «сконструировать», «достичь».
Исследование — это процесс получения знаний об окружающем мире и его конкретных явлениях. Результат исследования заранее неизвестен, он может быть отрицательным или не обладать практичной значимостью. Цели для ученика: «определить», «изучить», «получить данные».

  •  Недостаточная продуманность научного аппарата

 - Отсутствие эвристичности в гипотезе или ее некорректная формулировка. (Например: «Гипотеза: предположим, что в школьной среде преобладает «деловое» или прагматическое чтение, обозначенное рамками школьной программы»; «Газпром-Арена» - самый технологичный стадион в России» и т.д.

 - Недоказанность гипотезы (или фактический отход от гипотезы). Например: автор ставит гипотезу: «Я предполагаю, что в исследуемом районе было большое разнообразие персонажей ряженых» (работа по культурологии). Но при этом работа раскрывает традицию ряжения в святки, бытовавшую в Шекснинском районе в начале-середине XX века, и при этом гипотеза остается недоказанной.

  •  Отсутствие или недостаточность количественных показателей 

 - Некоторые участники не обозначали конкретику исследуемого материала: что именно изучали (сколько произведений, источников, статей закона, слов, серий мультсериала и пр.), сколько литературных, лингвистических (или других) единиц исследовано. Например, в работе «Судебные ошибки в уголовном судопроизводстве» автор ставит цель изучить условия и компоненты судебных ошибок в современной судебной системе, но при этом не представляет в работе количество изученных ресурсов, статей закона и пр.

 - Неправомерное применение методов. Часто в лингвистических, литературоведческих работах и работах по психологии, педагогике, социологии проводится социологический опрос, анкетирование напрямую не раскрывающие тему.  

  • Ненаучные названия в исследовательских работах (например, «Память пылающих лет!» т и т.д.
  • Недостаточное раскрытие практических результатов в проектных работах.
  • Отсутствие рефлексивного подхода к результатам исследования. Особенно важно это для работ социального и гуманитарного профиля. Следует выявлять проблемы, ограничения и пути дальнейшего развития темы. 
  • Малоинформативность заключения и выводов

Выводы малосодержательны, заключение нужно доработать, основываясь на конкретных результатах исследования. В заключении следует обойтись без общих слов, без пафоса. Важно учитывать, что выводы и заключение - не одно и то же. Должно быть и то, и другое. Выводы делаются по пунктам (1, 2, 3, ...), по возможности - с количественными характеристиками (с цифрами): что и в каком объеме сделано в результате выполнения проекта.

Экспертный совет также отмечает ряд замечаний и рекомендации по оформлению работ:

- работы должны быть выполнены в одном интервале и шрифте, с единым оформлением полей;

- в большом количестве в работах имеются нарушения в оформлении библио-графического списка; в ряде работ нет ссылок на литературные источники в тексте; отдельные работы присланы без иллюстративного материала, такие недостатки являются нарушением и ведут к снижению оценки;

- в тексте ряда работ присутствует прямое несоответствие цели, задач и выво-дов, а иногда – даже названию работы, что недопустимо;

- часть работ, представленных в электронном виде, представляло собой непол-ную версию проекта, в так называемом «сыром виде», что в ряде случаев снизило оценку.

По результатам конкурса со школьниками и педагогами-наставниками проведена работа по улучшению исследовательских компетенций.

Участникам – юным исследователям предложено ознакомиться более подробно с требованиями к исследовательским работам и внести изменения в свои работы. Если они хотят доработать свои материалы как исследовательскую работу, то им следует изучить требования здесь: http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=145:2010-01-14-14-20-59&catid=58:2010-01-14-14-20-07&Itemid=57 

Школьники также могли принять участие в командной онлайн-игре «Молодёжное НИИ», которая пробуждает живой интерес к современной науке, помогает расширить кругозор и внести важный вклад в формирование научной картины мира детей и подростков. В процессе игры участники смогли познакомиться с приемами мышления, которые используют настоящие ученые: сравнительный анализ, поиск аналогий, формулировка гипотез, аргументирование фактами и доказательства верности гипотез.

Педагогам - научным руководителям предложено повысить свои исследовательские компетенции на вебинарах и дистанционных курсах. Данные вебинары и консультации будут также полезны старшеклассникам, заинтересованным в совершенствовании своих исследований. 

Вебинары и консультации :

Дистанционные курсы (с указанием ссылок):

ПРАКТИКУМ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ И НАВЫКОВ РАБОТЫ В КОМАНДЕ, ПОСВЯЩЕН РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО И ГРУППОВОГО ОБЩЕНИЯ https://new.future4you.ru/page/besplatnyekursy/kurs0040/ 

ПРАКТИКУМ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И КРЕАТИВНОСТИ https://new.future4you.ru/page/besplatnyekursy/kurs0041/ 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ https://new.future4you.ru/page/besplatnyekursy/kurs0042/ 

НАУЧНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ: ОСОБЕННОСТИ, ПРЕИМУЩЕСТВА, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 

https://new.future4you.ru/page/distantsionnyekursy/kurs0043/  и др.

Кроме этого, проведен обучающий квест для руководителей исследовательских и проектных работ учащихся «От замысла до результата». https://www.youtube.com/watch?v=4uX8h9KFzN4