ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ «ЮНОСТЬ НАУКИ» (аналитическая справка) Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Юность науки» проведен в рамках проекта «SCIENCE-ИНКУБАТОР: создание инновационно-образовательной экосистемы научных объединений учащихся для выявления и поддержки БУДУЩИХ ЛОМОНОСОВЫХ». Проект проводился с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Участники конкурса: учащиеся 5-11 классов и школьники из регионов России. Этот конкурс предоставил учащимся из регионов России возможность проявить свои творческие способности и исследовательские компетенции. Цель конкурса: выявление и развитие учащихся, увлеченных исследовательской и проектной деятельностью. Задачи конкурса: • Вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Всего в конкурсе участвовали 216 человек из 85 населенных пунктов 44 субъектов Российской Федерации. ГЕОГРАФИЯ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА «ЮНОСТЬ НАУКИ»
Самыми активными участниками конкурса стали: Вологодская, Калужская, Самарская, Свердловская, Московская, области, Алтайский край, Краснодарский край, Кабардино-Балкарская Республика. Наиболее востребованными оказались следующие сферы познания и связанные с ними номинации: «Химия, экология» (34) «Биология» (33), «Лингвистика и литературоведение краеведение» (25), «Краеведение» (23). Мы видим, что интерес участников соотносится с приоритетными направлениями развития России. Что касается распределения оценок исследовательских и проектных работ, то картина выглядит так: 1 степень – получили 121чел., 2 степень – 65 чел., 3 степень – 30 чел. Таким образом большинство работ в полной мере соответствовали всем конкурсным требованиям. Результат экспертизы исследовательских и проектных работ учащихся на заочном конкурсе позволяет сделать вывод о том, что в регионах создаются достаточно благоприятные условия для реализации исследовательской и проектной деятельности школьников. Однако выявлены и определенные недочеты, а также намечены перспективы дальнейшего развития исследовательских компетенций как педагогов-наставников, так и самих юных исследователей. Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Юность науки» продемонстрировал качество работы педагогов-наставников. Особенности наставнической работы педагогов в качестве научных руководителей заключаются в следующем. В работах применены различные технологии, методы, приемы исследовательской работы.
Большинство исследовательских работ отличаются достаточно высоким уровнем выполнения, они написаны с учетом основных требований, предъявляемых к таким работам. В целом около 70% исследований построены по алгоритму формирования исследовательских компетенций школьников в процессе проектной и исследовательской деятельности. Экспертный совет, проанализировав работы участников, выявил особенности подготовки обучающихся к исследовательской и проектной деятельности. ДОСТОИНСТВА КОНКУРСНЫХ РАБОТ Ученики средней и старшей школы, имеющие опыт написания НИР, справились с исследованиями намного лучше остальных, так как уже освоили технологию исследовательских проектов. Значительная часть обучающихся (64%) показали хорошее владение терминологией и понимание основных этапов исследования. Следует отметить практическую направленность многих работ. Вот лишь некоторые примеры: - «Влияние социальной эмпатии на профилактику агрессивного поведения подростков (на примере учащихся гимназии №40)», Тюрина Марина, Барнаул МБОУ «Гимназия № 40», секция «Педагогика и психология». Автор не только сравнивает результаты исследований предыдущих лет, но и повторяет диагностику после проведения практической работы по формированию эмпатии. - Проект «Сохраним лица Победы», Дюжова Татьяна, Калуга, МБОУДО ДЮЦКО "Галактика" города Калуги, секция «История». Главные персоналии в этом проекте – это прапрадеды автора. С помощью программ для видеомонтажа школьница создала видеоролик, посвященный памяти своих героических родных, участников Великой Отечественной войны, который имеет просветительское значение и используется в воспитательной работе образовательного учреждения. - «Сказка как средство развития речи ребенка дошкольного возраста», Камартдинова Арина, Лянтор, МБОУ "Лянторская СОШ №6", секция «Педагогика и психология». Автором проведен цикл тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования сказок; дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации; специальные игровые задания; подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги, русские народные сказки. Дети составляли рассказ по пентаграмме по сказке, «Репка». На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о прочитанной сказке в рисунках, аппликациях. В итоге произошел рывок в формировании коммуникативной и социальной компетентности дошкольников. ВЫЯВЛЕННЫЕ НЕДОСТАТКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ Наиболее распространенными ошибками исследовательских работ, представленных на конкурс, стали:
Исследование и проект – это разные виды работ, к ним разные подходы и требования. Участникам, у которых выявлен этот недочет сделаны рекомендации. Проект — это производство некоего продукта. Создание новых объектов и явлений, которых еще не существует, или модернизация уже известных объектов. Проектная деятельность предполагает наличие замысла и его реализацию. Перед учеником могут быть поставлены такие цели как «создать», «сконструировать», «достичь».
- Отсутствие эвристичности в гипотезе или ее некорректная формулировка. (Например: «Гипотеза: предположим, что в школьной среде преобладает «деловое» или прагматическое чтение, обозначенное рамками школьной программы»; «Газпром-Арена» - самый технологичный стадион в России» и т.д. - Недоказанность гипотезы (или фактический отход от гипотезы). Например: автор ставит гипотезу: «Я предполагаю, что в исследуемом районе было большое разнообразие персонажей ряженых» (работа по культурологии). Но при этом работа раскрывает традицию ряжения в святки, бытовавшую в Шекснинском районе в начале-середине XX века, и при этом гипотеза остается недоказанной.
- Некоторые участники не обозначали конкретику исследуемого материала: что именно изучали (сколько произведений, источников, статей закона, слов, серий мультсериала и пр.), сколько литературных, лингвистических (или других) единиц исследовано. Например, в работе «Судебные ошибки в уголовном судопроизводстве» автор ставит цель изучить условия и компоненты судебных ошибок в современной судебной системе, но при этом не представляет в работе количество изученных ресурсов, статей закона и пр. - Неправомерное применение методов. Часто в лингвистических, литературоведческих работах и работах по психологии, педагогике, социологии проводится социологический опрос, анкетирование напрямую не раскрывающие тему.
Выводы малосодержательны, заключение нужно доработать, основываясь на конкретных результатах исследования. В заключении следует обойтись без общих слов, без пафоса. Важно учитывать, что выводы и заключение - не одно и то же. Должно быть и то, и другое. Выводы делаются по пунктам (1, 2, 3, ...), по возможности - с количественными характеристиками (с цифрами): что и в каком объеме сделано в результате выполнения проекта. Экспертный совет также отмечает ряд замечаний и рекомендации по оформлению работ: - работы должны быть выполнены в одном интервале и шрифте, с единым оформлением полей; - в большом количестве в работах имеются нарушения в оформлении библио-графического списка; в ряде работ нет ссылок на литературные источники в тексте; отдельные работы присланы без иллюстративного материала, такие недостатки являются нарушением и ведут к снижению оценки; - в тексте ряда работ присутствует прямое несоответствие цели, задач и выво-дов, а иногда – даже названию работы, что недопустимо; - часть работ, представленных в электронном виде, представляло собой непол-ную версию проекта, в так называемом «сыром виде», что в ряде случаев снизило оценку. По результатам конкурса со школьниками и педагогами-наставниками проведена работа по улучшению исследовательских компетенций. Участникам – юным исследователям предложено ознакомиться более подробно с требованиями к исследовательским работам и внести изменения в свои работы. Если они хотят доработать свои материалы как исследовательскую работу, то им следует изучить требования здесь: http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=145:2010-01-14-14-20-59&catid=58:2010-01-14-14-20-07&Itemid=57 Школьники также могли принять участие в командной онлайн-игре «Молодёжное НИИ», которая пробуждает живой интерес к современной науке, помогает расширить кругозор и внести важный вклад в формирование научной картины мира детей и подростков. В процессе игры участники смогли познакомиться с приемами мышления, которые используют настоящие ученые: сравнительный анализ, поиск аналогий, формулировка гипотез, аргументирование фактами и доказательства верности гипотез. Педагогам - научным руководителям предложено повысить свои исследовательские компетенции на вебинарах и дистанционных курсах. Данные вебинары и консультации будут также полезны старшеклассникам, заинтересованным в совершенствовании своих исследований. Вебинары и консультации :
Дистанционные курсы (с указанием ссылок): ПРАКТИКУМ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ И НАВЫКОВ РАБОТЫ В КОМАНДЕ, ПОСВЯЩЕН РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО И ГРУППОВОГО ОБЩЕНИЯ https://new.future4you.ru/page/besplatnyekursy/kurs0040/ ПРАКТИКУМ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И КРЕАТИВНОСТИ https://new.future4you.ru/page/besplatnyekursy/kurs0041/ МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ https://new.future4you.ru/page/besplatnyekursy/kurs0042/ НАУЧНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ: ОСОБЕННОСТИ, ПРЕИМУЩЕСТВА, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ https://new.future4you.ru/page/distantsionnyekursy/kurs0043/ и др. Кроме этого, проведен обучающий квест для руководителей исследовательских и проектных работ учащихся «От замысла до результата». https://www.youtube.com/watch?v=4uX8h9KFzN4
|
Новости
30.09.2024Итоги онлайн-турнира по русскому языку (4-5 кл.) 30 сентября состоялся онлайн-турнир "Секреты русского языка" для учащихся 4-5 классов.
В турнире по русскому языку приняли участие 211 конкурсантов.
|
Читать полностью... |
27.09.2024Итоги онлайн-турнира по русскому языку (6-8 кл.) 27 сентября состоялся онлайн-турнир "Секреты русского языка" для учащихся 6-8 классов.
В турнире по русскому языку приняли участие 129 конкурсантов.
|
Читать полностью... |
27.09.2024Итоги онлайн-турнира по биологии (4-5 кл.) 26 сентября прошел онлайн-турнир "Тайны биологии" для учащихся 4-5 классов. В турнире по биологии приняли участие 122 конкурсанта. |
Читать полностью... |
25.09.2024Итоги онлайн-турнира по математике для учащихся 2-3 классов 24 сентября с большим успехом прошел онлайн-турнир "Математический Олимп» для учащихся 2-3 классов. В турнире приняли участие 295 конкурсантов из самых разных уголков нашей родины. |
Читать полностью... |
25.09.2024Онлайн-турнир "Секреты русского языка" - перенос сроков Внимание! Российский онлайн-турнир "Секреты русского языка" для учащихся 6-8 классов, который должен быть проведен 25 сентября, переносится на 27 сентября 2024 г. Начало турнира - в 13.00 по мск. Заявки на турнир принимаются до 20.00 26.09.2024 г. До встречи на турнире! |
24.09.2024Региональный турнир "Лига любознательных" для учащихся Краснодарского края Уважаемые педагоги! Приглашаем вас и команду Вашего учреждения принять участие в Региональном турнире "Лига любознательных" для учащихся 3-5 и 6-8 классов Краснодарского края. Спешите подать свою заявку! |
23.09.2024Итоги онлайн-турнира по математике для учащихся 4-5 классов 20 сентября с большим успехом прошел онлайн-турнир "Математический Олимп» для учащихся 4-5 классов. В турнире принял участие 221 учащийся из самых разных уголков нашей родины. |
Читать полностью... |