|
ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ «ЮНОСТЬ НАУКИ» (аналитическая справка) Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Юность науки» проведен в рамках проекта «SCIENCE-ИНКУБАТОР: создание инновационно-образовательной экосистемы научных объединений учащихся для выявления и поддержки БУДУЩИХ ЛОМОНОСОВЫХ». Проект проводился с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Участники конкурса: учащиеся 5-11 классов и школьники из регионов России. Этот конкурс предоставил учащимся из регионов России возможность проявить свои творческие способности и исследовательские компетенции. Цель конкурса: выявление и развитие учащихся, увлеченных исследовательской и проектной деятельностью. Задачи конкурса: • Вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Всего в конкурсе участвовали 216 человек из 85 населенных пунктов 44 субъектов Российской Федерации. ГЕОГРАФИЯ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА «ЮНОСТЬ НАУКИ»
Самыми активными участниками конкурса стали: Вологодская, Калужская, Самарская, Свердловская, Московская, области, Алтайский край, Краснодарский край, Кабардино-Балкарская Республика. Наиболее востребованными оказались следующие сферы познания и связанные с ними номинации: «Химия, экология» (34) «Биология» (33), «Лингвистика и литературоведение краеведение» (25), «Краеведение» (23). Мы видим, что интерес участников соотносится с приоритетными направлениями развития России. Что касается распределения оценок исследовательских и проектных работ, то картина выглядит так: 1 степень – получили 121чел., 2 степень – 65 чел., 3 степень – 30 чел. Таким образом большинство работ в полной мере соответствовали всем конкурсным требованиям. Результат экспертизы исследовательских и проектных работ учащихся на заочном конкурсе позволяет сделать вывод о том, что в регионах создаются достаточно благоприятные условия для реализации исследовательской и проектной деятельности школьников. Однако выявлены и определенные недочеты, а также намечены перспективы дальнейшего развития исследовательских компетенций как педагогов-наставников, так и самих юных исследователей. Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Юность науки» продемонстрировал качество работы педагогов-наставников. Особенности наставнической работы педагогов в качестве научных руководителей заключаются в следующем. В работах применены различные технологии, методы, приемы исследовательской работы.
Большинство исследовательских работ отличаются достаточно высоким уровнем выполнения, они написаны с учетом основных требований, предъявляемых к таким работам. В целом около 70% исследований построены по алгоритму формирования исследовательских компетенций школьников в процессе проектной и исследовательской деятельности. Экспертный совет, проанализировав работы участников, выявил особенности подготовки обучающихся к исследовательской и проектной деятельности. ДОСТОИНСТВА КОНКУРСНЫХ РАБОТ Ученики средней и старшей школы, имеющие опыт написания НИР, справились с исследованиями намного лучше остальных, так как уже освоили технологию исследовательских проектов. Значительная часть обучающихся (64%) показали хорошее владение терминологией и понимание основных этапов исследования. Следует отметить практическую направленность многих работ. Вот лишь некоторые примеры: - «Влияние социальной эмпатии на профилактику агрессивного поведения подростков (на примере учащихся гимназии №40)», Тюрина Марина, Барнаул МБОУ «Гимназия № 40», секция «Педагогика и психология». Автор не только сравнивает результаты исследований предыдущих лет, но и повторяет диагностику после проведения практической работы по формированию эмпатии. - Проект «Сохраним лица Победы», Дюжова Татьяна, Калуга, МБОУДО ДЮЦКО "Галактика" города Калуги, секция «История». Главные персоналии в этом проекте – это прапрадеды автора. С помощью программ для видеомонтажа школьница создала видеоролик, посвященный памяти своих героических родных, участников Великой Отечественной войны, который имеет просветительское значение и используется в воспитательной работе образовательного учреждения. - «Сказка как средство развития речи ребенка дошкольного возраста», Камартдинова Арина, Лянтор, МБОУ "Лянторская СОШ №6", секция «Педагогика и психология». Автором проведен цикл тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования сказок; дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации; специальные игровые задания; подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги, русские народные сказки. Дети составляли рассказ по пентаграмме по сказке, «Репка». На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о прочитанной сказке в рисунках, аппликациях. В итоге произошел рывок в формировании коммуникативной и социальной компетентности дошкольников. ВЫЯВЛЕННЫЕ НЕДОСТАТКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ Наиболее распространенными ошибками исследовательских работ, представленных на конкурс, стали:
Исследование и проект – это разные виды работ, к ним разные подходы и требования. Участникам, у которых выявлен этот недочет сделаны рекомендации. Проект — это производство некоего продукта. Создание новых объектов и явлений, которых еще не существует, или модернизация уже известных объектов. Проектная деятельность предполагает наличие замысла и его реализацию. Перед учеником могут быть поставлены такие цели как «создать», «сконструировать», «достичь».
- Отсутствие эвристичности в гипотезе или ее некорректная формулировка. (Например: «Гипотеза: предположим, что в школьной среде преобладает «деловое» или прагматическое чтение, обозначенное рамками школьной программы»; «Газпром-Арена» - самый технологичный стадион в России» и т.д. - Недоказанность гипотезы (или фактический отход от гипотезы). Например: автор ставит гипотезу: «Я предполагаю, что в исследуемом районе было большое разнообразие персонажей ряженых» (работа по культурологии). Но при этом работа раскрывает традицию ряжения в святки, бытовавшую в Шекснинском районе в начале-середине XX века, и при этом гипотеза остается недоказанной.
- Некоторые участники не обозначали конкретику исследуемого материала: что именно изучали (сколько произведений, источников, статей закона, слов, серий мультсериала и пр.), сколько литературных, лингвистических (или других) единиц исследовано. Например, в работе «Судебные ошибки в уголовном судопроизводстве» автор ставит цель изучить условия и компоненты судебных ошибок в современной судебной системе, но при этом не представляет в работе количество изученных ресурсов, статей закона и пр. - Неправомерное применение методов. Часто в лингвистических, литературоведческих работах и работах по психологии, педагогике, социологии проводится социологический опрос, анкетирование напрямую не раскрывающие тему.
Выводы малосодержательны, заключение нужно доработать, основываясь на конкретных результатах исследования. В заключении следует обойтись без общих слов, без пафоса. Важно учитывать, что выводы и заключение - не одно и то же. Должно быть и то, и другое. Выводы делаются по пунктам (1, 2, 3, ...), по возможности - с количественными характеристиками (с цифрами): что и в каком объеме сделано в результате выполнения проекта. Экспертный совет также отмечает ряд замечаний и рекомендации по оформлению работ: - работы должны быть выполнены в одном интервале и шрифте, с единым оформлением полей; - в большом количестве в работах имеются нарушения в оформлении библио-графического списка; в ряде работ нет ссылок на литературные источники в тексте; отдельные работы присланы без иллюстративного материала, такие недостатки являются нарушением и ведут к снижению оценки; - в тексте ряда работ присутствует прямое несоответствие цели, задач и выво-дов, а иногда – даже названию работы, что недопустимо; - часть работ, представленных в электронном виде, представляло собой непол-ную версию проекта, в так называемом «сыром виде», что в ряде случаев снизило оценку. По результатам конкурса со школьниками и педагогами-наставниками проведена работа по улучшению исследовательских компетенций. Участникам – юным исследователям предложено ознакомиться более подробно с требованиями к исследовательским работам и внести изменения в свои работы. Если они хотят доработать свои материалы как исследовательскую работу, то им следует изучить требования здесь: http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=145:2010-01-14-14-20-59&catid=58:2010-01-14-14-20-07&Itemid=57 Школьники также могли принять участие в командной онлайн-игре «Молодёжное НИИ», которая пробуждает живой интерес к современной науке, помогает расширить кругозор и внести важный вклад в формирование научной картины мира детей и подростков. В процессе игры участники смогли познакомиться с приемами мышления, которые используют настоящие ученые: сравнительный анализ, поиск аналогий, формулировка гипотез, аргументирование фактами и доказательства верности гипотез. Педагогам - научным руководителям предложено повысить свои исследовательские компетенции на вебинарах и дистанционных курсах. Данные вебинары и консультации будут также полезны старшеклассникам, заинтересованным в совершенствовании своих исследований. Вебинары и консультации :
Дистанционные курсы (с указанием ссылок): ПРАКТИКУМ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ И НАВЫКОВ РАБОТЫ В КОМАНДЕ, ПОСВЯЩЕН РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО И ГРУППОВОГО ОБЩЕНИЯ https://new.future4you.ru/page/besplatnyekursy/kurs0040/ ПРАКТИКУМ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И КРЕАТИВНОСТИ https://new.future4you.ru/page/besplatnyekursy/kurs0041/ МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ https://new.future4you.ru/page/besplatnyekursy/kurs0042/ НАУЧНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ: ОСОБЕННОСТИ, ПРЕИМУЩЕСТВА, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ https://new.future4you.ru/page/distantsionnyekursy/kurs0043/ и др. Кроме этого, проведен обучающий квест для руководителей исследовательских и проектных работ учащихся «От замысла до результата». https://www.youtube.com/watch?v=4uX8h9KFzN4
|
Новости
07.11.2025Итоги онлайн-игры «Будущее начинается сегодня» 7 ноября с большим успехом прошла командная онлайн-игра «Будущее начинается сегодня» для учащихся 8-11 классов Калужской области. |
| Читать полностью... |
07.11.2025Итоги Российского онлайн-конкурса чтецов "Голос России - голос времени"! Уважаемые коллеги, дорогие друзья! 5 и 6 ноября прошел Российский онлайн-конкурс чтецов «Душа настроена на осень», посвящённый Дню народного единства (в рамках российского открытого проекта «Созвездие талантов»). В конкурсе приняло участие 142 участника из 21 населенного пункта 17 субъектов Российской Федерации. |
| Читать полностью... |
07.11.2025Вебинар «Решение творческих задач с использованием инструментов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)» Содержание вебинара: |
| Читать полностью... |
06.11.2025Региональный турнир "Лига любознательных" для учащихся Краснодарского края Уважаемые педагоги, дорогие друзья! Приглашаем Вас и команду Вашего учреждения принять участие в Региональном турнире "Лига любознательных" для учащихся Краснодарского края, который будет проходить 28 ноября (3-5 классы) и 29 ноября (6-8 классы) в г. Краснодар на базе Лицея №27. Спешите подать свою заявку! Будем рады видеть Вас на турнире! |
30.10.2025Олимпиада-марафон по ТРИЗ 2025 Дорогие друзья, спешите принять участие в "Олимпиаде-марафоне по ТРИЗ 2025" для учащихся 3-4, 5-7 и 8-10 классов и студентов СПО, которая проводится в рамках проекта «Инженерные кадры будущего: создание социального лифта для талантливых учащихся России» при поддержке Фонда президентских грантов. Участие бесплатное.
|
| Читать полностью... |
30.10.2025Российский онлайн-конкурс чтецов "Голос России - голос времени" Дорогие друзья, напоминаем, что продолжается прием заявок на участие в Российском онлайн-конкурсе чтецов "Голос России - голос времени", посвященном Дню народного единства, который будет проходить 5-6 ноября 2025 года в онлайн-формате. |
| Читать полностью... |
30.10.2025"Интеллект-экспресс" - спешите участвовать! Дорогие друзья! Осталось совсем немного времени для того, чтобы успеть принять участие в конкурсах "Интеллект-экспресс - I четверть".
|
| Читать полностью... |
Основные проекты 2025-2026 уч.г.
Всероссийские очные конференции (2025-2026 г.)