XXV ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГОВ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
Положение о конкурсе
Юбилейный XXV ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГОВ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ» приглашает к участию педагогов всех видов образовательных учреждений из разных регионов страны. Готовность к постоянным изменениям, непрерывное обучение, поиск нового... Этого требует от учителя время. Как реализуются эти требования? Нужны ли постоянные изменения нашему образованию и почему? Как раскрывается потенциал учителя в последние годы? Как повлияла пандемия на обучение? Что при этом происходит в душе педагога? Как креативный подход к работе помогает справиться с вызовами времени? Нужен ли творческий учитель школе и почему? Как лучше или легче – быть творцом или исполнителем? Что является источниками нашего профессионального вдохновения? Как отражаются инновации на детях?
Ответы на эти и другие вопросы найдут участники XXV ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПЕДАГОГОВ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ». В самом словосочетании «образовательный потенциал» содержится понятие новизны. Новым в педагогике традиционно считается все современное, полезное, прогрессивное, передовое, что происходит в образовании. Инновации – это положительные изменения в образовании, нацеленные на развитие учителя-творца, созидателя. Каждый педагог сегодня знает о необходимости перехода от репродуктивного типа работы к самостоятельному поиску методических решений. Сегодня учитель превращается из транслятора знаний в разработчика и автора инновационных методик. При этом реализация инновационных подходов требует от учителя глубокой внутренней работы над собой, ему необходимо определиться со своим собственным отношением к новому, изменить себя, свою профессиональную позицию, научиться преодолевать различные препятствия в современном образовательном процессе. Новое в образовании нельзя представить без креативности, которая в профессиональной педагогике понимается как способность к творчеству, готовность к принятию и созданию нового. Современному учителю просто необходимы такие качества, как нестандартное мышление, умение генерировать множество оригинальных и полезных идей, способность отказаться от стереотипов. Креативность - это также готовность личности изменяться, умение творчески решать сложные проблемы в ситуации неопределенности. Креативность – это палочка-выручалочка педагога, необходимый внутренний ресурс человека, который помогает не просто выживать в профессии, но жить полной и счастливой жизнью. Давайте попробуем обобщить все самое интересное за последние годы нашей работы. В чем источник нашей профессиональной силы? Где содержатся потенциальные возможности для преодоления трудностей нашего времени и интеллектуально-творческого развития педагогов и учеников?
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: поиск инновационных подходов для реализации образовательных задач, аккумуляция и обобщение педагогических практик; распространение лучших идей для развития образования России, повышения престижа профессии.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНКУРСЕ Всероссийский конкурс «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ» проводят Общероссийская общественная организация «Малая академия наук «Интеллект будущего», Некоммерческое партнёрство Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис», Научно-образовательный Центр «Росинтал». Информационные партнёры: журналы «Одаренный ребенок», «Дополнительное образование и воспитание», «Исследовательская работа школьников».
Сроки проведения конкурса: с 20 декабря 2021 года по 15 марта 2022 года.
II. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА Для участия в конкурсе приглашаются педагоги и руководители образовательных учреждений России, других стран, а также воспитатели ДОУ, воспитатели детских домов, учителя начальных классов, педагоги ДО, педагоги СПО, НПО.
III. НОМИНАЦИИ КОНКУРСА и РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ (Вам необходимо выбрать одну из номинаций и представить свою работу по выбранной теме).
• ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ: ЧТО ПРОИСХОДИТ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ. ВЗГЛЯД ПЕДАГОГА Вопрос о целях общего образования всегда вызывал живейшую дискуссию профессионалов и общественности на разных этапах развития нашей страны. Важно отметить, что цели обучения отличаются от целей образования. Цели образования (как цели национальной системы образования) задаются государственной образовательной политикой, отражающей требования к компетенциям, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной деятельности. Возможно ли достижения этих результатов в деятельности одного учителя? Как повлияли события, связанные с коронавирусной пандемией, на вашу педагогическую практику? Что пришлось изменить, от чего отказаться? Каковы приобретения, находки? Есть ли преимущества? Ждем ваших мнений, рассуждений, комментариев в виде статей и эссе.
• ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ Принимаются статьи, методические разработки с вашими комментариями, раскрывающими влияние исследовательской деятельности на личностное и интеллектуальное развитие учащихся и педагогов.
• НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ КАК СТИМУЛ К ПОВЫШЕНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ Одной из проблем современной педагогики является отсутствие желания и интереса детей учиться, получать знания. В системе образования наметилась опасная тенденция снижения мотивации у учащихся. У одних детей мотивация к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения. Активизации познавательной деятельности учащихся в большой степени способствует использование в обучении нетрадиционных форм работы. Нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения. Принимаются статьи и методические разработки, в которых отражены нетрадиционные подходы к обучению.
• АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ В современном мире человек сталкивается с насущной необходимостью совершенствования, дополнения, а порой приобретения новых знаний и умений в соответствии с изменяющимися профессиональными интересами, общественными запросами, стремительно расширяющимся информационным фоном. Получение человеком образования не завершается на этапе вуза или ссуза: число обучающих этапов возрастает вплоть до ставшей классической формулы - образование через всю жизнь. Как показывает анализ практики, даже те, кто определился с выбором профиля (самостоятельно или с помощью родителей и друзей) и остался верен ему на момент поступления в вуз, в течение жизни могут столкнуться с необходимостью перепрофилирования, вплоть до неоднократной смены профессии. Что такое академическая мобильность личности? Как формируется? Насколько необходимо сегодня формирование и развитие междисциплинарного знания, раскрытие его глубокого потенциала? Есть ли у вас опыт метапредметных проектов? Приходилось ли вам применять в работе матрицы и алгоритмы с целью формирования и развития УУД школьников? Ждем статей с вашими ответами на эти и другие вопросы по теме номинации.
• РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ. ЧТО ВАЖНЕЕ – УЧИТЬ ИЛИ ВОСПИТЫВАТЬ? Наша общая задача - помочь юному человеку поверить в свою успешность, неповторимость, ощутить себя личностью, способной открывать вокруг себя мир, наполненный радостью. Понимать окружающий мир, видеть себя в контексте происходящих событий, отвечать за свои поступки- это далеко не все цели, которые ставит перед собой любой из нас, работая с детьми. Мечта учителя - показать детям возможности творческого отношения к жизни, дать почувствовать радость самосовершенствования, понять, что человек существо созидательное, наделенное способностью творить, наполняя пространство вокруг себя полезной деятельностью. В этой номинации принимаются статьи и методические разработки с комментариями, раскрывающими технологии воспитания и развития способностей детей и подростков.
• ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ БУДУЩЕГО, КОМПЕТЕНЦИЙ XXI ВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ СФЕРАХ Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, на собственные наблюдения, свой или чужой опыт. Как ваш предмет решает задачи всестороннего интеллектуального и нравственного развития личности? Насколько успешно развиваются умения работать с информацией? Как формируется критическое и творческое мышление? Какие навыки будущего вы развиваете на своих уроках? Как именно это происходит? Почему вы считаете необходимым развитие этих компетенций? В этой номинации принимаются статьи и методические разработки с комментариями, раскрывающими технологии компетенций XXI века в различных предметных сферах.
• РАСКРЫТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Творческие способности (креативность), коммуникация и познавательная активность являются ключевыми компетенциями будущего. В этой номинации принимаются статьи и методические разработки с комментариями, раскрывающими технологии, раскрывающие интеллектуально-творческий потенциал личности в дополнительном образовании.
• НУЖЕН ЛИ ШКОЛЕ ТВОРЧЕСКИЙ ПЕДАГОГ? Нужен ли творческий, неформатный педагог современной системе образования? Важен ли креативный подход педагога к изучаемому в школе материалу? Смогут ли ваши ученики ответить на эти вопросы так, как ответили одной из участниц наших конкурсов: «творческий педагог интереснее», «он по-другому мыслит», «вкладывает в учебный материал душу», «притягивает к обучению», «он всегда интересен, потому что каждый день придумывает что-то новое и необычное», «открывает нам сказочный мир», «помогает осознать, почувствовать себя, найти себя в новом качестве, ощутить своё призвание" (И.П. Воронина, МОАУ «СОШ № 11», г. Оренбург)? Вы можете провести собственное исследование на тему «Какой учитель нужен сегодня в школе?» Мы не хотим вас сдерживать рамками конкретных вопросов. Пусть каждый из вас сделает свой срез, задав те вопросы, которые посчитает наиболее важными. А возможно, вы захотите просто высказаться по этой теме. В чем заключается педагогическое творчество для вас? Ждем статей и эссе на тему номинации.
• АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК Одной из самых востребованных номинаций наших конкурсов является номинация, связанная с методическими разработками. В этот раз экспертный совет Малой академии наук «Интеллект будущего» предлагает участникам не только прислать готовую разработку урока, мероприятия, программу учебного курса и пр., но и обязательно сопроводить свою разработку комментарием, раскрывающим понимание, осмысление наиболее ценных компонентов разработки. Ждем от вас аналитического подхода к своим методическим находкам, достижениям, «изюминкам», «фишкам».
• ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОШЛОГО - Педагогическая практика прошлого, которая остается современной сегодня. - Как учили раньше: описание и анализ учебного заведения прошлого, его программ, в том числе, и в Вашей предметной области, слагаемых его успешности, о чем можно рассказать современным школьникам и коллегам. - Педагогика как диалог поколений.
• ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАУКИ - В рамках своего учебного предмета проанализировать одно из самых современных научных открытий, о котором, возможно, еще не написано в учебнике, но стоило бы рассказать Вашим ученикам (можно также осуществить это на практике и поделиться опытом). - Прочитать, написать аннотацию, порекомендовать коллегам научную или научно-популярную работу (книгу, статью, фильм и пр.), которая, на Ваш взгляд, имеет значение для работы в современной школе или учреждении дополнительного образования. - Опыт организации исследовательской деятельности и научных объединений учащихся с точки зрения значения для современного образования.
• ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРЫ - Использование произведений мировой и отечественной культуры в рамках Вашего учебного предмета и при формировании межпредметных компетенций. - Образ учителя и ученика в произведениях живописи, литературы, театра и т.д. - Архитектура и дизайн образовательных пространств. - Педагогическая культура учителя.
• ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЗДОРОВЬЯ - Описание и опыт использования комплексов физических упражнений, психофизической тренировки, саморегуляции, тренировки мозговых функций, внимания, памяти – для учащихся и педагогов. - Физическое и психическое здоровье всех субъектов образовательного процесса: практика сохранения и улучшения.
• ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТВОРЧЕСТВА И КРЕАТИВНОСТИ - Анализ методик обучения, проектной и исследовательской деятельности школьника с точки зрения развития творчества и креативности.
• ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАНИЯ - Быть умным, поумнеть, умственно развиваться – что это значит в контексте современного образования? - Технологии и практики интеллектуального развития: развитие самостоятельности, критичности мышления, логичности и других аспектов интеллекта.
• ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ - Цифровая грамотность ученика и учителя и ее возможности развития в современной школе - Смешанное обучение на практике: анализ личного опыта - Лучшие практики и инструменты работы в цифровой образовательной среде - Особенности выполнения проектных и исследовательских работ в цифровой образовательной среде.
• ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МИРА ПРОФЕССИЙ - Возможности и риски современной профориентации. - Как подготовиться к выбору профессии, которая появится в будущем? - Исследования и проекты, ориентированные на профессиональный подход.
• О СЧАСТЬЕ И ЕГО ОТНОШЕНИИ К ОБРАЗОВАНИЮ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЭССЕ) - Написать речь, которую Вы хотели бы произнести (на выпускном вечере, родительском собрании, педагогическом совете, другом собрании учащихся, родителей, коллег) - Как сделать детей счастливее? - Как сделать педагога счастливее?
IV.ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ Работы должны быть представлены в виде одного файла в формате MsWord с рисунками, фотографиями и другими нетекстовыми объектами. Формат листа А-4, все поля – 2,0 см. Весь текст – шрифт «Times New Roman», кегль 12, междустрочный интервал – одинарный. В начале работы указывается: а) название; б) инициалы и фамилия автора; в) краткое название учреждения и населённый пункт с указанием области или др. типа субъекта Российской Федерации или другой страны. Выравнивание – «по центру». Объём присланной статьи до 5 страниц формата А-4. Обязательно выполнение требований ГОСТ к цитированию и библиографии. Рисунки и фотографии должны удовлетворять требованиям: размеры сторон в пределах 5–10 см с разрешением 72–200 DPI в цветовом режиме «RGB». Количество фотографий не более четырех. Файл со статьёй называется по фамилии участника проекта, далее указывается через пробел город, организация, в которой Вы работаете. Например: Петрова_Омск_Школа3. Внимание! Работа представляется на конкурс индивидуально. Если автор прислал работу на конкурс, то предполагается, что он даёт согласие на публикацию материалов в журналах, в сборниках. Авторские права на материалы сохраняются.
V. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ РАБОТ - Соответствие материала заявленной теме; - Актуальность реализованного проекта или рассматриваемой темы; - Наличие интересных находок, оригинальность, творческий подход; - Методическая ценность представленного материала; - Практическая ценность материала.
VI. ЧТО ОЖИДАЕТ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ» 1. Диплом Лауреата Всероссийского конкурса педагогов «Образовательный потенциал России» (I, II или III степени) или свидетельство участника, в зависимости от уровня представленной работы. 2. Публикация лучших работ в электронном журнале «Академиан» (официально зарегистрированное средство массовой информации). 3. Публикация работ по рекомендации экспертов в журналах «Одаренный ребенок», «Дополнительное образование и воспитание», «Исследовательская работа школьников» и других. 4. Участие в очном форуме. По итогам заочного тура участники приглашаются на очный проект – форум «Педагогический олимп» (июль 2020 года). 5. Список лауреатов конкурса публикуется в книге «Ими гордится Россия». 6. Премия в размере 30 000 рублей. По итогам заочного и очного туров конкурса в июле 2020 года (на форуме «Педагогический олимп») определится победитель, который получит сертификат и премию.
VII. СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ Регистрационный взнос в качестве участника конкурса педагогов «Образовательный потенциал России» составляет 250 рублей (электронный вариант диплома/свидетельства) за одну работу. Взнос предусматривает экспертизу работы, отправку по итогам конкурса именного диплома Лауреата I, II или III степени, либо свидетельства участника для автора (электронный вариант диплома/свидетельства распечатывается с сайта). Общая аналитическая записка с указанием авторов лучших работ по всем номинациям конкурса публикуется на сайте future4you.ru
VIII. ПОРЯДОК УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ Для участия в конкурсе необходимо предоставить в Оргкомитет с 20 декабря 2021 года по 15 марта 2022 года заявочные материалы (конкурсную работу). Порядок регистрации и предоставления конкурсной работы следующий: Шаг 1 Авторизуйтесь на сайте http://new.future4you.ru – это новый сайт МАН «Интеллект будущего». Вы можете это сделать, используя логин и пароль с сайта future4you.ru. Если у вас еще нет логина и пароля на указанном сайте, то пройдите регистрацию на сайте http://new.future4you.ru Шаг 2 На сайте http://new.future4you.ru в разделе «Для педагогов» выберите конкурс, в котором вы хотите принять участие (в данном случае «Образовательный потенциал России» и нажмите на кнопку «В корзину» рядом с его названием. Шаг 3 «В корзине» нажмите «Оформить заказ», чтобы перейти к оплате. Шаг 4 Оплатите участие. Шаг 5 Подготовьте работу по выбранной Вами теме. Шаг 6 В личном кабинете в разделе «Личные данные» проверьте все данные. Шаг 7 В личном кабинете в разделе «Регистрация в проекте» нажмите «Принять участие». Шаг 8 Следуйте инструкции отправки работ. Чтобы завершить регистрацию работы, нажмите на кнопку «Сохранить». После завершения конкурса в своём личном кабинете ознакомьтесь с результатами и скачайте необходимые документы.
Обращаем внимание, что, регистрируясь на конкурс, Вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом N 152-ФЗ.
***
Уважаемые коллеги! Общероссийская Малая академия наук предлагает для повышения квалификации и личностного роста серию семинаров, вебинаров и дистанционных курсов. Следите за объявлениями на сайте new.future4you.ru (future4you.ru), участвуйте сами и приглашайте коллег. Статус конкурса - всероссийский, потому что учредитель конкурса – Малая академия наук «Интеллект будущего» является общероссийской организацией (свидетельство о государственной регистрации Федеральной регистрационной службы № 80 от 13.07.2006 г.). Результаты участия школьников и педагогов в конкурсах программы МАН «Интеллект будущего» являются значимыми, формируют солидное портфолио. Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» состоит в Федеральном реестре молодёжных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой (в соответствии с Федеральным Законом №98-ФЗ, приказ Федерального агентства по делам молодежи №361 от 21.06.2019 года). Научно-методологическое сопровождение Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» осуществляет Российская академия образования (в соответствии с договором о совместной деятельности по реализации Национальной образовательной программы «Интеллектуально–творческий потенциал России» между Российской академией образования и Общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего» №117 от 26.02.2009 г.). Обращаем внимание, что дипломы, выдаваемые Общероссийской организацией МАН "Интеллект будущего", имеют общероссийский статус и поэтому учитываются органами образования при аттестации педагогов.
Уважаемые педагоги, ваше участие в конкурсе – это проявление гражданской позиции, вашей методической грамотности, умения проводить рефлексивный анализ своей деятельности. Ваши разработки помогают молодым педагогам стать более профессиональными, а опытным – найти новую идею для педагогического творчества. Заранее благодарим за присланные работы! Успехов!
|