Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 164872397
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 2269
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

Международная научно-практическая конференция в РАО PDF Печать E-mail

 

10.12.2021

Международная научно-практическая конференция в РАО

В Российской академии орбразования завершилась Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании». В рамках конференции работала секция «Педагогический опыт современной школы», докладчики которой были лауреаты педагогических форумов, организованных МАН «Интеллект будущего» этой осенью.

Модераторами секции были представители МАН «Интеллект будущего» - председатель Ляшко Лев Юрьевич, эксперты Малой академии наук: Голованов Виктор Петрович, Клепиков Валерий Николаевич, Волкова Марина Всеволодовна, Панченко Ольга Григорьевна, Смирнов Дмитрий Витальевич, Яковлев Денис Евгеньевич, академики РАО Левицкий Михаил Львович, Гриншкун Вадим Валерьевич.

Представляем общую информацию по итогам конференции.
6-7 декабря 2021 года в Российской академии образования прошла Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании». Участие в мероприятии приняли более 500 ученых, экспертов, методистов и педагогов-практиков. Конференция состоялась в рамках Года науки и технологий и под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.
Цель Конференции – развитие междисциплинарного, межрегионального и международного сотрудничества в сфере наук об образовании; обмен знаниями о результатах передовых научных достижений и опытом практических решений в продвижении научных разработок в рамках развития систем образования.
Приветствие в адрес участников мероприятия направила заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Алексеевна Голикова.
«Исследователи вносят большой вклад в разработку реализации государственной образовательной политики, стратегических направлений, целей и программ развития образования, взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Комплексные исследования, где педагогика интегрирована с другими науками, становятся все более востребованными, поэтому научную работу в сфере образования все чаще ведут ученые многих направлений – от педагогики до нейробиологии», – подчеркнула Т.А. Голикова.
Открыла пленарное заседание Президент Российской академии образования Ольга Юрьевна Васильева.
«Мы взяли на себя ответственность собрать столь авторитетное профессиональное сообщество: крупнейших ученых, экспертов, людей, принимающих ключевые решения в сфере образования. В конференции участвуют представители более 50 наших зарубежных партнерских организаций. Перед учеными всего мира сегодня стоит задача: дать оценку влияния цифровой трансформации и ситуации с COVID-19 на образовательный процесс. Нужны научный анализ, верные прогнозы и самое важное – полезные и выверенные рекомендации», – подчеркнула О.Ю. Васильева во вступительном слове.
Она также отметила, что мероприятие дает старт системной работе по научному обоснованию и экспертно-аналитическому сопровождению тех решений в системе образования, которые будут приниматься дальше.
6 декабря состоялись две пленарные сессии. В ходе первой, посвященной теме «Современный ребенок и подросток в цифровом обществе», академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО Сергей Борисович Малых поделился данными проведенного им исследования использования детьми и подростками электронных устройств. Выяснилось, что «отличники» и «троечники» примерно одинаковое количество экранного времени проводят за компьютерными играми – 57,75% и 60,18% соответственно. Исследование также показало, что в качестве «окна» в цифровой мир школьники в подавляющем большинстве случаев используют смартфоны (77,9%), на втором месте идут настольные компьютеры (10,4%). 67,8% детей проводит время за экраном от 50-100% свободного времени. Самый пик использования компьютеров и смартфонов приходится на 16 лет.
На пленарной сессии «Образовательный процесс в условиях цифровой трансформации» научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании НИУ «Высшая школа экономики», академик РАО Виктор Александрович Болотов привел следующие данные: 46% родителей отмечают, что за время пандемии ребенок стал менее организованным. Кроме того, более 40% учащихся говорят о существенном увеличении учебной нагрузки в период вынужденного дистанционного обучения.
Также с докладами на конференции выступили член-корреспондент РАО, директор Института когнитивных исследований СПбГУ Татьяна Владимировна Черниговская, заведующая лабораторией школы психологии Сассекского университета (Великобритания) Дарья Александровна Гайсина, член Президиума РАО, президент Академии Минпросвещения России Исаак Иосифович Калина, иностранный член Российской академии образования, ректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Александр Иванович Жук и другие участники.
7 декабря конференция продолжила свою работу. В этот день обсуждались актуальные проблемы педагогического образования. Член-корреспондент РАО, директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета Елена Ивановна Казакова рассказала, какими качествами должен обладать «учитель будущего» – уметь работать в разновозрастной команде, быть увлеченным процессом познания, ответственно относиться к своему и чужому личностному потенциалу. Она также отметила, что исследователи на современном этапе выявляют у молодых педагогов дефицит предметно-методической подготовки.
На этой сессии также выступили: член-корреспондент РАО, научный руководитель ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», заведующая кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию, доктор философских наук, профессор Светлана Вениаминовна Иванова «Педагогическая наука и образовательная практика: тенденции взаимодействия»; Ректор Пекинского педагогического университета Дун Ци, Ректор Шэньсийского педагогического университета, профессор Ю Сюйцюнь «Реформа педагогического образования на западе Китая в процессе модернизации».
В ходе следующей пленарной сессии «COVID-19 и вызовы мировому образованию» выступил заместитель президента РАО Геннадий Григорьевич Онищенко. Он рассказал о ситуации с заболеваемостью коронавирусом в Российской Федерации и отметил важность вакцинации и соблюдения санитарных мер для сохранения стабильности образовательного процесса.
«Ситуация с распространением коронавирусной инфекции заставила нас по-новому взглянуть на те возможности и риски, которые несет внедрение цифровых образовательных технологий, стимулировала выработку методологии для реализации образовательного процесса в новых условиях. Необходимо, чтобы все дети были защищены – как от гриппа, так и от коронавируса, – и осуществлялся нормальный педагогический процесс, пусть и с эволюционным внедрением цифровых технологий в повседневную образовательную практику на этапе как общего среднего, так и профессионального образования», – заявил Г.Г. Онищенко.
На сессии выступили также член Научного совета по экономике образования при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО, научный руководитель Департамента информатизации образования Института цифрового образования МГПУ, доктор педагогических наук, профессор Ольга Юрьевна Заславская «От "Коронаобучения – 1.0" к "Коронаобучению – 3.0": изменение методов и технологий в условиях пандемии»; Иностранный член РАО, профессор Женевского университета (Швейцария) Ли-Янке Ханнелора «COVID-19: salto mortale для университетского образования или роль эмоции, когниции и мотивации в образовании».
В рамках конференции состоялся круглый стол «Развитие среднего профессионального образования: возможности и риски» под председательством и.о. вице-президента Российской академии образования Михаила Николаевича Стриханова, в котором приняли участие представители Минпросвещения России. Одной из тем обсуждения стала реализация стратегической инициативы «Профессионалитет». Итогом стало предложение о создании рабочей группы из представителей профильных министерств и других заинтересованных организаций для рассмотрения актуальных задач развития среднего профессионального образования в условиях трансформационных процессов.
Оба дня в рамках конференции вели насыщенную работу семь тематических секций, участники которых обсудили философию образования и педагогические практики, педагогический опыт в современной школе, проблемы и перспективы развития общего образования, психологию в системе наук об образовании, проблемы и перспективы исследований в сфере образования и культуры, место русского языка в системе гуманитарного образования в Российской Федерации и за рубежом, развитие высшего образования и среднего профессионального образования.
«В течение двух дней ведущие российские и зарубежные ученые, руководители образовательных организаций и педагоги обсуждали здесь, в РАО, перспективы международного сотрудничества, актуальные аспекты подготовки учителей, обучение и развитие школьников в современном цифровом обществе, а также влияние пандемии на учебный процесс. На конференции были сформулированы ключевые теоретические и методологические положения современной педагогики, представлены достижения представителей разных научных школ. Теперь нужно все это не потерять, собрать в единый сборник и донести до людей, принимающих важные государственные решения», – заявила президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева.
В конференции также приняли участие более 50 иностранных экспертов и ученых из Китая, Великобритании, Белоруссии, Казахстана, Швейцарии и других стран. На полях мероприятия были достигнуты важные договоренности. Президент РАО О.Ю. Васильева и Президент Национальной академии образования имени Ибрая Алтынсарина Гани Бектаевич Бейсембаев выступили с совместной инициативой о создании Ассоциации академий образования стран СНГ. На встрече с Министром науки и образования Республики Южная Осетия Натали Константиновной Гассиевой О.Ю. Васильева поддержала инициативу по участию РАО в развитии научно-методической инфраструктуры Республики.
В рамках конференции состоялась выставка уникальных книг – памятников педагогической мысли XVII- XIX веков, хранящихся в старейшей научной педагогической библиотеке имени Константина Дмитриевича Ушинского. Посетителям представили прижизненные издания великих русских педагогов, среди которых «Российская грамматика» М.В. Ломоносова, изданная в 1755 году, и «Родное слово» К.Д. Ушинского 1868 года издания.
По итогам конференции будет выпущен научный сборник, содержащий полученные участниками мероприятия данные, выводы и результаты их исследований.


Ссылка на Программу конференции

Фото с конференции доступны по ссылке

Трансляции пленарных заседаний по дням.
6 декабря:
7 декабря: