ИТОГИ КОНКУРСА ПЕДАГОГОВ «ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ» Конкурс педагогов «ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ» проводился с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов, в рамках проекта «Наставники будущих Ломоносовых: продвижение исследовательской и проектной деятельности учащихся сельской местности и малых городов».
В каждой номинации были выделены наиболее интересные работы, в которых аккумулирован опыт исследовательской деятельности учащихся сельской местности и малых городов. НОМИНАЦИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ НАДПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ» В этой номинации участвовали 49 человек. Наиболее интересные работы прислали следующие авторы. Мантаева Зумруд Асановна, Тюменская область, ХМАО—Югра, пгт Федоровский, МБОУ «Федоровская СОШ № 2 с углублённым изучением отдельных предметов», «Квест – игра на уроке окружающего мира». Автор демонстрирует разработку конкретного урока: «Моё богатство», где особое значение имеют метапредметные результаты. Тип урока: Урок «открытия» нового знания. Форма урока: реализация краткосрочного учебного проекта. Цель урока: способствовать развитию познавательной и творческой активности обучающихся, развитию умения находить и анализировать информацию из различных источников; способствовать формированию системы знаний о семье, о родственных отношениях между членами семьи. Задачи урока: 1. Повышение интереса к истории своей семьи, её увлечениям, традициям; 2. Развитие коммуникативных качеств личности; 3. Воспитание любви к своей семье, дому, Родине. Планируемые предметные результаты: применение учащимися теоретических знаний о семье на практике, через создание собственного образовательного продукта – материалов к празднику «Моя семья – моё богатство». Планируемые метапредметные результаты: развитие навыков работы с различными видами и источниками информации; приобретение умения работать в «команде». С.Н. Митина, МБОУ СОШ УИОП Зерноград, «Поиск путей повышения культуры учащихся». Автор предлагает разработку различных методов работы с детьми: это наблюдения в классе, на переменах, в играх, во внеклассной деятельности, рисуночные методики «Нарисуй человека», «Несуществующее животное», «Метод пиктограмм»; анкетирование на разные темы с целью познания учащихся «Кто твой друг, подруга? Твое любимое занятие после школы? Какие книги ты любишь читать? Как отдыхаешь во время каникул? Какое добро ты сделал в своей жизни? Как воспитываешь себя?»; индивидуальные беседы с учащимися – «Посекретничаем?»; коллективные беседы цикла «Поговорим начистоту»: «Что такое справедливость?», «О товариществе и дружбе?»; «Добрый человек – какой он?», метод «Поезд настроения» и другие. Недоруб Екатерина Юрьевна, МБОУ – лицея №18 г. Орла, «Бинарный урок как одна из форм интеграции предметов и реализации ключевых компетентностей учащихся». Автор рассматривает бинарный урок как одну из форм интеграции предметов и реализации ключевых компетентностей. В работе освещены вопросы актуальности и целесообразности использования бинарных уроков в образовательном процессе, представлен компетентностный подход в преподавании биологии на современном этапе развития образования, представлены теоретический и практический материал по проведению данного вида урока. Бинарный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний и умений из разных предметных дисциплин, направленный на рассмотрение или решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющей добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность. Наиболее общая классификация бинарных уроков по способу их организации является составной частью иерархии ступеней интеграции и имеет следующий вид: методическая разработка и проведение урока двумя и более учителями разных учебных дисциплин; конструирование и реализация бинарного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам; создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов. Штехман Марина Олеговна, МБОУ «Бродковская СОШ», «Развитие системного мышления как фактора успешной исследовательской деятельности обучающихся в рамках урока и во внеурочной деятельности». Автор работы предлагает рассматривать развитие системного мышления в аспектах получения и совершенствования определённых умений и навыков: рассматривать происходящие явления, процессы, ситуации как определённую систему; выявлять основные, базовые элементы системы; владеть анализом и синтезом настолько, чтобы творчески использовать уже имеющуюся базу знаний и генерировать новые идеи; уметь в условиях системного анализа оценивать ситуацию критически; иметь навык рефлексии (осмысления, самоанализа, оценки своей деятельности в процессе системного анализа процессов или явлений); уметь анализировать и прогнозировать развитие системы. В качестве технологий для развития системного мышления у взрослых используются имитационное моделирование, интерактивные игры, схемы системного мышления и другие. Автор предолагает использовать два типа технологий: косвенные, основанные на проработке и усвоении знаний по предметам (конспектирование, составление плана, пересказ, анализ текста, диалог, выделение тезисов, составление доклада); метакогнитивные технологии: ним относятся технология развития критического мышления, методы системного анализа и другие. Они развивают способности к самостоятельному мышлению, аналитические способности, умение обобщать, систематизировать, сравнивать и другие компоненты системного мышления. НОМИНАЦИЯ «НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ КАК ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И МАЛЫХ ГОРОДОВ» В этой номинации приняли участие всего 12 человек. На наш взгляд. это свидетельствует о том, что в школах сельской местности и малых городов работа научных обществ только развивается. Поэтому данное направление исследовательской деятельности нуждается в особой поддержке - квалифицированной, доступной и регулярной. Наиболее интересные работы, в которых аккумулирован опыт исследовательской деятельности учащихся сельской местности и малых городов, прислали следующие авторы. Толстолуцкая И.И., Аннинская СОШ №3, п.г.т. Анна, Воронежская обл., «Научные объединения учащихся как эффективная форма привлечения учащихся к исследовательской деятельности». С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по проектно - исследовательской деятельности, соответствия материала возрастным особенностям детей автор работы рекомендует использование: загадок, ребусов, шарад, задач – шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей, игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев Почемучки и Незнайки (помоги задать вопрос, изучить, исследовать, описать и т.п.); связи материала с наглядно – образным игровым материалом; игр – исследований; ролевых игр; игр – путешествий, например во времени, для знакомства с великими открытиями и изобретениями, в новые страны – пути Великих географических открытий; фантастические путешествия на другие планеты и т.д. Солонченко С.С., НОУ «Белые совы» МБОУ СОШ №31 г. Белгорода, методическая разработка игры «Что? Где? Когда?» Данная методическая разработка способна оказать методическую помощь педагогам общеобразовательных учреждений при организации проверки уровня знаний учащихся, а также в ходе организации интеллектуальных массовых мероприятий. В то же время данная методическая разработка будет полезна детям и подросткам для расширения кругозора. Равко В.С., Быкова Е. В., «Организация городской Школы молодых талантов в условиях учреждения дополнительного образования». В работе представлены методические материалы по организации городской Школы молодых талантов, в рамках которой мотивированные на самореализацию и способные учащиеся школ города занимаются научно-исследовательской, технической и творческой деятельностью. Описанный алгоритм работы Школы основан на сетевом взаимодействии учреждения дополнительного образования с различными учреждениями образования, культуры, спорта и предприятиями города. Методические рекомендации могут быть полезны педагогическим работникам (методистам, учителям, педагогам доп. образования и т.п.), осуществляющим деятельность по поддержке и развитию молодых талантов. Основными путями развития профессиональной компетентности педагога, работающего в рамках городской Школы молодых талантов, является: работа в методических объединениях и творческих группах; освоение новых педагогических технологий; различные формы педагогической поддержки, которая осуществляется, например, методистами, учеными или специалистами-практиками; ведение исследовательской деятельности; активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, Интернет-форумах, вебинарах и т.п.; Леонтьев Л. Л., МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка. г. Таганрог, Ростовская область, Российская Федерация ПРОЕКТ «Физико-Технический Клуб «КЖК». В течение года для участников Клуба организуются специальные уроки в ВУЗ-ах – партнёрах, на которых школьников знакомят с лабораторными работами, установками, лабораториями, а также (что обязательно) решаются нетривиальные задачи-исследования. Данный вид деятельности позволяет школьникам окунуться в ВУЗ-овскую среду обучения, увидеть новые приборы, «сменить» учителя физики (что благотворно влияет на усвоение материала с психологической точки зрения). В течение учебного года участники Клуба участвуют в роли ведущих интеллектуально-познавательных игр по физике для 7-х и 8-х классов, проводимых Клубом. Результатом данной деятельности является то, что школьники начинают свободно ориентироваться во всех разделах физики, а также лучше видеть связь физики с окружающим миром. Также в течение года участники Клуба посещают всевозможные выставки, «Ярмарки вакансий», «Дни открытых дверей» и выезжают на научно-ознакомительные экскурсии. Данный вид деятельности позволяет расширить кругозор школьников и пообщаться с научными сотрудниками различных учреждений. В качестве разгрузочных мероприятий выступают всевозможные общие сборы, на которых собираются все участники Клуба, включая выпускников школы. Результатом данной деятельности является развитие коммуникативных качеств у школьников, расширение круга общения в рамках интереса (физика), что нередко приводит к появлению новых идей и проектов по физике. НОМИНАЦИЯ «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И МАЛЫХ ГОРОДОВ» Белокопытова Людмила Викторовна, Погореловка, Подкопаевка Белгородской области, МБУДО "Станция юных натуралистов", «Особенности организации коллективных экологических исследований и проектов (на примере исследования местного водоёма Каменка)». Автор на конкретном примере подробно описывает алгоритм организации исследовательской деятельности с учетом возрастных особенностей детей начальной школы. Васильченко Алеся Петровна, Пролетарский Белгородской области, МОУ "Пролетарская СОШ №2", эколого-краеведческая велоэкспедиция "С рюкзаком по Ракитянской земле". Эта разработка является примером работы со школьниками в направлении экологического туризма и предназначена для учащихся старшего школьного звена. Успешно апробирована на примере работы со школьниками МОУ "Пролетарская СОШ №2" дважды. Разработка представлена в нестандартной форме - велоэкспедиция. Маршрут включает остановки с освоением методик различных естественнонаучных исследований (описание водоёма, составление паспорта родника, изучение пород «мокрым методом», оценка рекреационной нагрузки). Все остановки тропы – это экологически чистые участки со слабой антропогенной нагрузкой. Весь путь лежит в природном окружении. Это одно из условий, необходимых для формирования оздоровительного туристского продукта, какой и является эта разработка. Лазунина Светлана Юрьевна, Первомайск Нижегородской области, МАОУ "Первомайская СШ". «Опыт организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся на базе МАОУ «Первомайская СШ». В МАОУ «Первомайская СШ» целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Развитие проектных и исследовательских умений является один из элементов реализации ФГОС. Большое внимание уделяется педагогами нашей школы формированию у учащихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности. Данное направление так же позволяет совершенствовать работу в рамках единой методической темы школы. Для вовлечения обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность в школе уже с 2014 года и по сей день проводятся школьные научно-практические конференции для обучающихся 1-4, 5-7, 8-11 классов. Михалёва Галина Константиновна, Мегет, Иркутская область, МБОУ «Мегетская СОШ». «Фестиваль науки и техники «Потомки Ломоносова»: мотивация для детей и педагогов». Автор делится опытом участия в проектах МАН «Интеллект будущего»: «На Фестивале «Потомки Ломоносова» для ребят предложена большая образовательная программа: командная игра «Технополис», исследовательская игра- квест «Секретная лаборатория», игра «Что? Где? Когда?». Данные мероприятия учат детей новым технологиям, учат работать в команде и добиваться поставленной цели. Всё это вызывает желание продолжать работу по теме нового исследования и снова вернуться в Яхонты Таруса. В рамках фестиваля прошёл большой педагогический Форум, на котором педагоги из всех федеральных округов, из малых городов и сельских поселений представили свой опыт работы с учащимися по реализации исследовательских работ. Федоровская Елена Олеговна познакомила педагогов с исследовательской командной игрой. Для педагогов был представлен новый тип командных игр, в процессе которых участники осваивают алгоритм исследовательской деятельности. Каждый педагог взял для себя этот опыт организации исследовательских командных игр и в дальнейшем будет использовать его в работе с детьми». Мындра Людмила Николаевна, Анна, МБОУ Аннинская СОШ №3, «Повышение квалификации через освоение инновационных технологий по материалам дистанционных курсов и вебинаров». Автор рассказывает о своем опыте, о тех уроках и выводах, которые получила в ходе обучения на курсе "Современные психолого-педагогические технологии для наставников и руководителей научных сообществ обучающихся", который оказался чрезвычайно интересным и полезным. Новикова Виктория Геннадьевна, Медногорск, МБОУ "СОШ №7, «Научное объединение учащихся как эффективная форма привлечения учащихся к исследовательской деятельности». Одно из главных направлений работы Виктории Геннадьевны - создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа ориентирована на индивидуальное развитие учащихся на основе продуктивной творческой деятельности. В процессе работы в НОУ по физике Виктория Геннадьевна успешно реализует проект «Применение нанотехнологии в школьном курсе изучения физики». Учебный проект представляет собой физическую виртуальную-лабораторию, «Многомасштабное моделирование», занятия в которой дают ученикам возможность работать с компьютерными программами, заменяющими работу дорогостоящего оборудования (туннельный микроскоп), критически осмысливать ее, осуществлять научный анализ, решать задачи, раскрывающие строение наночастиц, осваивать применения наночастиц в мире.В ходе работы над проектом учащиеся получают представление о научном подходе в наномире, о будущем применении этого мира в науке, технике, в медицине. Писаренко Надежда Ивановна, Новозаведенное, Ставропольский край, МБОУ СОШ №23, «Организация исследовательской работы в научном экологическом объединении учащихся «Исследователи природы». Как помочь детям наиболее полно раскрыть себя? Для этой цели в школах существуют научные объединения учащихся. Работа в НЭОУ способствует и социализации личности учащихся, так как воспитывает в них активную жизненную позицию. Это очень актуально в наших постоянно меняющихся социально-экономических условиях. На сегодняшний день накоплен интересный опыт развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в научном экологическом объединении «Исследователи природы». Система обучения в НЭОУ определяется возрастом и различными формами работы: индивидуальной, групповой, массовой. Выбор формы проведения исследований определяется склонностью учащихся, а также самой задачей, требующей решения. При работе над проектами ребята приобретают навыки, которые будут полезны им в будущем: умение ориентироваться в огромном потоке информации, пользоваться научной литературой для отыскания необходимых сведений, выделять и отбирать наиболее интересные и важные по тому или иному вопросу. При выполнении исследовательских работ предполагается тесное сотрудничество с администрацией села и специалистами местных предприятий: учащиеся выполняют исследовательские работы, объектами изучения которых, являются предприятия расположенные на территории села, иногда тему исследования предлагает само предприятие. Все это повышает значимость выполненных исследований в глазах учащихся. Отчеты по проведенным исследованиям предоставляются руководству предприятий. Таким образом, повышается ответственность учащихся, происходит формирование социально-активной позиции учащихся, их адаптация к взрослой жизни, что отвечает потребностям современного общества. НОМИНАЦИЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И МАЛЫХ ГОРОДАХ» Абдрахманова Гульназ Мидхатовна, Нижнекамск, МБУ ДО "Детский эколого-биологический центр" НМР РТ, «Раскрытие одаренности детей в исследовательской деятельности по экологии в системе дополнительного образования». Автор делится опытом работы по разработанным ею общеобразовательным программам по химии «Углубленное изучение химии» и «Химия и жизнь». Цель этих занятий – приобщить учащихся к научно-исследовательской деятельности по естественным наукам (химии, биологии, экологии), вовлечь их в активную природоохранную деятельность, формируя тем самым экологическое мировоззрение у современных школьников. Направления этой совместной творческой работы разнообразны. Например, налажено многолетнее сотрудничество с экологическими службами промышленных предприятий (ТАНЕКО, «Нижнекамскнефтехим»), что позволило воспитанникам ОУ выполнить проекты по актуальным проблемам нефтепереработки «Улучшение технологии переработки серосодержащей нефти», «Вторичная переработка использованных пластмассовых изделий», занявшие 1 и 2 места на Республиканской конференции (НПК) по экологии «Город и мы», 2017, 2018 г.г.). В статье описаны разные формы работы со старшеклассниками, которые являются практико-ориентированными, современными, актуальными. Айзвирт Елена Рихардовна, Березники Пермского края, МАОУ "Лицей №1", «Метод проектов как способ формирования гражданской компетенции». В рамках проектной модели гражданского образования в лицее № 1 города Березники под руководством автора разработан проект «Калейдоскоп судеб: или истории в лицах». История – своеобразный калейдоскоп судеб. Судьба – это наши поступки, решения, поиски пути в будущее. Человек, преодолевший вызовы судьбы, - герой. Постигать историю учащимся через призму судеб людей, живущих рядом, не просто познавательно и интересно, но и эмоционально значимо: они сопереживают своим героям, учатся преодолевать трудности, определяются в своих убеждениях. Целями проекта являются: формирование системы ценностей, установок поведения, нравственных качеств; обогащение сознания и мышления знаниями об истории Отечества. Направления проекта: 1) патриотическое – выражается в проведении патриотических мероприятий, конкурсов, экскурсий по памятным местам нашего города и области; 2) экологическое – проведение экологических акций и конкурсов, просмотр и обсуждение фильмов; 3) эстетическое – посещение театров, выставок, концертов; 4) творческое – выявление творческих талантов и способностей детей, написание научно-исследовательских работ, создание сетевого сообщества. Бербасова Елена Павловна, Шерегеш Кемеровской области, МБОУ СОШ №11, «Практикум по изучению экологии Горной Шории». Элективный курс включает серию взаимосвязанных практических работ по изучению экологии своей местности. В ходе их выполнения у старшеклассников развивается способность решать конкретные экологические проблемы, формируются умения анализировать и оценивать экологические ситуации, прогнозировать, и принимать экологически грамотные решения. Основой проведения экологического практикума является использование данных и результатов исследований, проведенных старшеклассниками для создания научно-исследовательских проектов, с которыми учащиеся выступают на экологических конференциях, т.е. служит одним из условий формирования их экологической культуры. Способствуя глубокому изучению природы Горной Шории, практические работы формируют у школьников исследовательские умения, развивают творческое мышление, устанавливают связи между теоретическими знаниями и практической деятельностью. Букина Ирина Александровна, Ступино, МБОУ СОШ №9, «Совместная работа школы и Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева по развитию способностей детей». Автор пишет: «Я 31 год работаю учителем химии в школе. Мне нравится химия, её стройность, организованность, её важность для людей. Помимо химических знаний я всегда хотела привить детям любовь к химии. На уроки химии в школе выделяется мало часов, чтобы добиться результата я много внимания уделяю внеклассной работе по предмету. Образовательные экскурсии, посещение заводов, лабораторий, музеев, лекций, Дней открытых дверей и Дней науки в различных химических ВУЗах – вот далеко не полный перечень того, чем можно заняться с детьми, желая приобщить их к науке химии. Мой опыт показывает, что самый большой результат в этом направлении дают занятия исследовательской и экспериментальной деятельностью». Дикович Валентина Евгеньевна, Юрга Кемеровской области, МБОУ СОШ №8, «Дедукция как средство повышения мотивации на средней ступени общеобразовательной школы». Все современные дети не выпускают из рук свои телефоны. Как же обратить их внимание на себя и свой предмет? Автор решает сделать это с помощью самого телефона. Что если информация будет усваиваться через те самые телефоны? Не нужно будет ничего приобретать, скачивать, а лишь с помощью пары нажатий изучать предмет. Поэтому проект был посвящен повышению знаний учащихся, мотивации к обучению и интереса к предмету. Далеко не все ученики средних школ малых городов видят смысл в обучении иностранным языкам и сдаче ЕГЭ, отсюда целью данного проекта стояло в первую очередь помимо мотивации научить говорению элементарному и пониманию английского языка. Проект помог учащимся полюбить исследование и принять в нем участие: отвечать в анкетированиях, анализировать ответы учеников и их родителей, мониторить данный аккаунт "TikTok". Значительно увеличилось число учеников, занимающихся научно-исследовательскими работами и проектами. Они заинтересовались исследовательской деятельностью и стали просить записать их на практикумы, помочь им подобрать какую-либо тему для их исследований. Родители благодарны, что у учащихся появилась не только мотивация и интерес к предмету, но и желание что-либо узнавать, изучать. Поэтому было принято решение поделиться данным опытом и с остальными. Говоря о работе с одаренными детьми, мы, учителя, должны понимать, что нет единого рецепта, как сделать ребенка талантливым, все очень индивидуально. А еще, что победы, которые наши одаренные дети одерживают в олимпиадах, конкурсах, во взрослой жизни могут превратиться в поражения в личной жизни и общественной сфере деятельности. Талант не живет по шаблону. В жизни талантливые люди очень ранимы. Поэтому поддержать, понять особенного ребенка – это основная задача каждого из нас. Хорошие способности – это еще не талант. Со способными детьми работать легче, но с талантливыми – интереснее. Школа не может быть конвейером по производству вежливых, правильных, умных образованных людей. Мы должны чувствовать биение сердца каждого ученика, чтобы в мир вошли счастливые люди, мастера своего дела, которые получали бы от своей профессии удовлетворение, потому что к ним подошли индивидуально. И тогда биолог вырастит самый красивый цветок, врач справится с неизлечимой болезнью, учитель воспитает детей с самым чутким сердцем! Коткова Светлана Борисовна, Анна, МБОУ Аннинская СОШ №3, «Раскрытие одаренности учащихся через исследовательскую деятельность». Светлана Борисовна пишет: «Говоря о работе с одаренными детьми, мы, учителя, должны понимать, что нет единого рецепта, как сделать ребенка талантливым, все очень индивидуально. А еще, что победы, которые наши одаренные дети одерживают в олимпиадах, конкурсах, во взрослой жизни могут превратиться в поражения в личной жизни и общественной сфере деятельности. Талант не живет по шаблону. В жизни талантливые люди очень ранимы. Поэтому поддержать, понять особенного ребенка – это основная задача каждого из нас. Хорошие способности – это еще не талант. Со способными детьми работать легче, но с талантливыми – интереснее. Школа не может быть конвейером по производству вежливых, правильных, умных образованных людей. Мы должны чувствовать биение сердца каждого ученика, чтобы в мир вошли счастливые люди, мастера своего дела, которые получали бы от своей профессии удовлетворение, потому что к ним подошли индивидуально. И тогда биолог вырастит самый красивый цветок, врач справится с неизлечимой болезнью, учитель воспитает детей с самым чутким сердцем!» Кухтина Ульяна Андреевна, Великанова Татьяна Андреевна, Череповец, МАОУ ДО "Детский технопарк "Кванториум", «Мобильный Кванториум, как инновационная база для развития исследовательской и проектной деятельности школьников сельской местности и малых городов Вологодской области». Мобильный технопарк «Кванториум» - детский технопарк «Кванториум», созданный на базе перевозной автомобильной станции, реализующий обучение детей программам инженерной направленности, а также осуществляющий дополнительную подготовку и практико-ориентированное обучение педагогов школ и учреждений дополнительного образования технической направленности. Мобильный технопарк «Кванториум»: осуществляет обучение по предметной области «Технология», осуществляет обучение по дополнительным общеразвивающим программам естественнонаучной и технической направленностей, имеет подготовленный состав педагогических, инженерных и иных работников; осуществляет дистанционное сопровождение реализации детских проектов. Оказание образовательных услуг в детском технопарке «Кванториум» осуществляется по программам естественнонаучной и технической направленности: VR/Промдизайн, Гео/Аэро Робо/IT Хайтек. Перечень образовательных направлений является открытым и может изменяться и дополняться Федеральным оператором. Основная образовательная деятельность осуществляется в сферах дополнительного образования детей и предметной области «Технология» в сельских школах, школах, расположенных в труднодоступных местностях, на основе сетевого взаимодействия. Базовым форматом образовательного процесса является проектная деятельность. Реализация программ осуществляется в очной и заочной форме. Лаврентьева Светлана Владимировна, Плотниково, МКОУ - Плотниковская СОШ № 111, «Развитие способностей детей через исследовательскую и проектную деятельность по физике». Светлана Владимировна считает, что наиболее удачными получаются проекты, связанные с красотой окружающего мира, природными явлениями6 «Мы достаточно детально изучили радугу, молнию, необычные атмосферные явления (гало, мираж), снег, снежинки, кристаллы (и даже создали мини-музей кристаллов, выращенных и собранных учениками). Красивыми, поражающими воображение получились проекты, связанные с фейерверком, исследованием цвета, исследованием свойств янтаря. С успехом ученики работают над созданием различных моделей (например, действующая модель водонапорной башни) и несложных приборов (различного типа маятники), модели кристаллов (бумажные и из проволоки)». Пахарь Виктор Вячеславович, Сузаново, МОБУ Сузановская СОШ,«Разработка экскурсионного маршрута по достопримечательностям немецкого села Сузаново Новосергиевского района Оренбургской области». Проект вносит большой вклад в краеведение региона. Авторы проекта понимают, что экскурсионный маршрут не принесет никаких денег, а возможно даже вызовет определенные издержки (например, распечатка буклетов краткой истории села Сузаново для экскурсантов). Однако получение прибыли не было основной идеей проекта. Ведь идея проекта заключалась в сохранении знаний об истории села и популяризации этих знаний за пределы Новосергиевского района Оренбургской области. Кроме этого в будущем можно разработать туристический маршрут по Новосергиевскому району, включающий экскурсионный маршрут по достопримечательностям села Сузаново. Ведь село Сузаново находится недалеко от многих памятников областного значения. Плоскина Светлана Михайловна, Междуреченск, МБУ ДО ЦДТ, «Система работы с одаренными детьми». Автор представляет дополнительную общеобразовательнюу программу «Изобразительное искусство» для учащихся 9 – 15 лет, которую разработала и реализует в единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у учащихся развиваются творческие начала. На своих занятиях педагог использует игровые элементы, упражнения, рассчитанные на активизацию познавательного процесса, так и на развитие у них интереса к обучению. Занятия в студии не только воспитывают, но и помогают учащимся познать мир. Полыгалова Ольга Павловна, Оса, МБОУ "Крыловская ООШ", «Организация учебной проектной деятельности по немецкому языку в условиях сельской школы». Ольга Павловна на примере своего предмета раскрывает технологию «Метод проектов», предоставляющую широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на более высокий качественный уровень всю систему организации процесса обучения. Филиппова Ольга Юрьевна, Анна, МБОУ Аннинская СОШ №3, «Эссе – рассуждение: «Мировоззрение педагога – наставника». Ольга Юрьевна пишет: «Модель общеобразовательной школы маленького городка есть прообраз всего образования государства в целом. Средний возраст педагогических работников нашей школы 47 лет, а это значит, что более 50% учительского коллектива не слышали о методе проектов и исследовательской деятельности ни в школах, в которых обучались сами, ни в высших учебных заведениях. Отрицание проектно-исследовательской деятельности у многих учителей происходит, можно сказать, на генетическом уровне. Поэтому первоочередная задача при внедрении метода проектов в школе, это попытка переломить мировоззрение наставников, взращенных авторитарной педагогикой». Поменять мировоззрение педагогов, обучить методикам создания проектов, научить правильно оформлять результаты совместной с учениками деятельности – всё это возможно, если в коллективе есть хотя бы один грамотный в этом направлении педагог. А уже создать команду коллег – единомышленников, заразить их личным примером – это под силу каждому руководителю. НОМИНАЦИЯ «ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ» Балдова Лариса Евгеньевна, Починки, МБОУ Починковская СШ, «Пять игр с детьми для вечернего времяпрепровождения». Все представленные игры были придуманы автором и рекомендованы родителям учеников буквально на первом родительском собрании. От бывших учеников Лариса Евгеньевна иногда слышит, что они теперь играют в эти игры со своими детьми, сегодняшними моими учениками. Скрипальщикова Анастасия Михайловна, Оренбург МАУДО "Центр детского творчества" г. Оренбурга «Пять полезных игр для дошкольников». Автор предлагает идеи игр для развития речи, в которые можно поиграть с дошкольниками в дороге. Степанова Наталья Романовна, Бийск, КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края». «10 советов для родителей первоклассников». Первый учебный год — это довольно тяжелый период не только в жизни ребёнка, но и для его родителей. Для того, чтобы первый класс прошёл как можно более гладко и безболезненно, родителям тоже нужно психологически подготовиться. Наталья Романовна предлагает 10 полезных советов для родителей первоклассников. НОМИНАЦИЯ «ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И МАЛЫХ ГОРОДОВ» Жарикова Светлана Семеновна, Табулга МБОУ Табулгинская СОШ им.П.Д.Слюсарева, «Инновационные компетенции современного педагога»: руководство исследовательской и проектной деятельностью»: анализируется понятие инновационной компетентности педагога, выделяются ее компоненты, рассматриваются теоретические и практические основы готовности педагога к инновационной деятельности. Далее центром внимания становится формирование проектно-исследовательской компетенции. Показано, как обучение инновационным компетенциям в области проектно-исследовательской деятельности дает практический результат в работе. Андреева Алла Викторовна, Великанова Татьяна Андреевна, Череповец МАОУ ДО "Детский технопарк "Кванториум", «Опыт наставничества в работе с молодыми педагогами и начинающими исследователями на базе биоквантума МАОУ ДО «Детский технопарк «Кванториум»: с 2017 года на базе МАОУ «Детский технопарк «Кванториум» в г. Череповец существует Биоквантум – территория для юных исследователей и естествоиспытателей. За это время в стенах Биоквантума проходили обучение более 1000 учащихся. В работе представлена трехступенчатая система взаимодействия между воспитанниками и педагогами, в частности педагога-наставника. Герман Любовь Васильевна, Костяева Наталья Александровна, Иванова Ирина Юрьевна, Белово МБУДО "Дворец творчества детей и молодежи им. Добробабиной А.П. города Белово", «ПроДвижение»: Программа организации наставничества». Программа организации наставничества «ПроДвижение» разработана с целью организации наставничества в учреждении дополнительного образования детей для повышения уровня профессионального мастерства педагогов учреждения, содержит все необходимые части, от концепции до анализа результатов и перспектив развития. Венецкая Анастасия Борисовна , Магнитогорск, МАУ ДО "ДТДМ" г. Магнитогорска, «Опыт наставничества в работе с молодыми/малоопытными педагогами по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательных учреждениях». Во Дворце творчества детей и молодёжи города Магнитогорске работает Ресурсный центр по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, который призван помочь молодым/малоопытным педагогам организовать учебно-исследовательскую и проектную деятельность в образовательных учреждениях города, заинтересовать их в финальном результате и поддержать молодых педагогов на пути их становления наставниками. В работе рассматриваются вопросы мотивации наставнической деятельности, а также такой инструмент, как составление индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) молодого/малоопытного педагога. НОМИНАЦИЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ» Аверина Екатерина Павловна, Кемерово, МБОУ ДО «ЦДОД им. В. Волошиной», «Работа учащихся и педагогов НОУ «Ареал» над организацией экологических троп на ООПТ как одна из коллективных форм проведения проектов и исследований»: в работе представлена деятельность Летней выездной экологической школы, проводящей экспедиции, основной задачей которых является обучение полевой работе, сбор материалов для исследовательских работ школьников. Экспедиции, работа летнего лагеря и организация экологических троп – это вклад в развитие экологического туризма, экологического просвещения детей и взрослых, а также решение социальных задач, проведение социальных исследований и работа волонтеров в исследовательских проектах и природоохранных мероприятиях. Козицина Светлана Вячеславовна, Коноша МБОУ "Коношская СШ имени Н.П. Лавёрова", «Сетевой проект «Путешествие в ЭКО Мир»: рассматриваются возможности экологического образования и воспитания с использованием интернет-технологий, а также межпредметных связей (библиотечное дело, внеклассная работа, внешкольная работа, литература, литературное чтение, музыка, русский язык, изобразительное искусство, ИКТ, информатика, технология, математика, окружающий мир, природоведение, краеведение, экология, обществознание), представлен конкретный проект, получивший свою реализацию. Общие тенденции, выявленные в работах: Для создания обогащённой образовательной среды, широкого обмена опытом работы принимались и работы от педагогов крупных городов. Их опыт тоже оказался полезным, востребованным для педагогов сельской местности и малых городов.
|
Новости
07.12.2024Рождественский фестиваль-конференция "Юный исследователь" Уважаемые педагоги! Приглашаем Вас и команду Вашего учреждения принять участие в Рождественском фестивале-конференции "Юный исследователь", который будет проходить с 14 по 17 января 2025 года (1 сессия) и с 28 по 31 января 2025 года (2 сессия) в парк-отеле "Воздвиженское". Срок приёма заявок продлён до 18 декабря 2024 года. Спешите подать свою заявку! |
29.11.2024Интеллект-экспресс - II четверть Дорогие друзья, стартовал прием работ на конкурсы проекта "Интеллект-экспресс: II четверть".
|
Читать полностью... |
29.11.2024Итоги онлайн-турнира "Классная команда" для учащихся для учащихся Центрального и Северо-Западного Федерального округа Уважаемые коллеги, дорогие друзья! 26 и 27 ноября 2024 года прошли онлайн-турниры "Классная команда" для учащихся 3-5 и 6-10 классов для учащихся Центрального и Северо-Западного Федерального округа. |
Читать полностью... |
28.11.2024Завершение приема работ! Дорогие друзья! Напоминаем, что 10 декабря завершается прием работ на творческие конкурсы "Креативность. Интеллект. Талант" и конкурсы для дошкольников "Светлячок". Спешите принять участие! |
27.11.2024УЧИТЕЛЬСКОЙ ГАЗЕТЕ - 100 лет! 22 ноября в честь столетнего юбилея главного педагогического издания России в Московском доме композиторов прошел праздничный вечер. Команда Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» приняла участие в этом значимом событии. |
Читать полностью... |
26.11.2024Конкурсы "Познание и творчество" - спешите участвовать! Спешите принять участие в конкурсах Осеннего тура проекта "Познание и творчество". |
Читать полностью... |
19.11.2024Итоги VIII Всероссийского чемпионата «Познание и творчество» С 13 по 15 ноября в Московской области в парк-отеле "Воздвиженское" прошел VIII Всероссийский чемпионат «Познание и творчество» для учащихся 5-11 классов. |
Читать полностью... |