Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 164724259
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 803
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

Аналитическая справка по итогам проведения акции «Потомки Ломоносова»

В рамках Всероссийского конкурса педагогов «РАЗВИТИЕ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОЕКТЫ» была организована Акция «Потомки Ломоносова».

Организация акции «Потомки Ломоносова» – эффективное средство привлечения школьников к области, связанной с наукой, с научными исследованиями, с людьми, делающими научные открытия и использующими достижения науки в наукоёмких производствах. Акция позволила привлечь к активной работе коллективы научных объединений учащихся – в активной позиции выступили как педагоги-наставники, так и сами учащиеся – члены НОУ. Школьники познакомились с современными достижениями различных наук, с нерешёнными научными задачами, познакомились с представителями научного сообщества, их ценностями, жизненными установками, приняли участие в командных научно популярных играх и конкурсах.

В акции приняло участие 6248 человек, в том числе 5398 школьников.

Проект проводился с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Акция включала проведение на усмотрение педагогов следующих мероприятий
1. Мероприятия по популяризации науки и техники среди школьников и местного сообщества.
Педагогам совместно с активом учащихся (например, научных объединений учащихся) необходимо было организовать (на выбор):
- школьные конференции, где будут заслушаны исследовательские и проектные работы учащихся;
- командные научно-популярные игры и конкурсы с учащимися, как на основе разработок, присланных оргкомитетом конкурса, так и авторские игры;
- научные школы с мастер-классами и деловыми играми с целью изучения алгоритмов исследовательской работы;
- дистанционные встречи с учеными, с представителями наукоёмких предприятий с целью профориентации учащихся на научную деятельность и раскрытия интеллектуально-творческого потенциала учащихся;
- встречи с учеными из ближайших городов, в том числе, в сфере агротехнологий, биотехнологий и т.д., а также вебинары с представителями этой сферы.
- другие мероприятия по популяризации науки и техники, исследовательской и проектной деятельности.
По итогам акции педагог готовил отчёт о мероприятии.

2. Проведение исследовательской игры по разработкам оргкомитета конкурса.
Экспертами МАН «Интеллект будущего» разработаны исследовательские игры, которые помогают освоить основные этапы и алгоритмы исследования. Коллективы научных объединений учащихся под руководством педагогов-кураторов проводили исследовательскую игру среди школьников. Игры рассчитаны на учащихся 3-4, 5-8 и 9-11 классов. Педагоги могли бесплатно скачать полную версию методической разработки игры.

3. Проведение исследовательской олимпиады по разработкам оргкомитета конкурса.
Необходимо было организовать участие школьников в исследовательской олимпиаде по материалам, разработанным экспертами МАН для учащихся, знакомых с исследовательской деятельностью, уже выполнявших работы в выбранной области.
Исследовательская олимпиада – новый тип олимпиад, предполагающий понимание хода проведения исследовательской и проектной деятельности, проверяющий знание основных этапов исследования, умение делать выводы на основе имеющейся информации и т.п.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ОЛИМПИАДА

В рамках проекта «Будущие Ломоносовы», реализуемого Общероссийской общественной организацией Малая академия наук "Интеллект будущего", 944 школьника показали свои знания в процессе выполнения заданий исследовательской олимпиады (учащихся 3-4 классов – 279, учащихся 5- 8 классов – 546, учащихся 9-11 классов- 119). Данная олимпиада для ребят необычна, они привыкли, что на олимпиаде необходимо показать свои знания из различных предметных областей. Но в ходе данного испытания ребятам нужно было проявить понимание хода проведения исследовательской и проектной деятельности, знание основных этапов исследования, умение делать выводы на основе имеющейся информации и т.п. В течение 1 часа необходимо было ответить на 40 вопросов, связанных с исследовательской деятельностью школьников.

Наиболее активными участниками олимпиады стали Амурская, Ростовская, Новгородская, Кемеровская и Ярославская области.

Исследовательская олимпиада - актуальное мероприятие для сегодняшней школы, исследовательская и проектная деятельность прочно вошла в школьное образование вместе с ФГОС ООО. В частности, каждый выпускник 9 класса обязан написать и защитить индивидуальный итоговый проект. В 10-11 классе в школьном курсе появляется новая дисциплина - "Индивидуальный учебный проект". По отзывам педагогов – участников акции - хорошей подготовкой к освоению программы этой дисциплины стала исследовательская олимпиада, разработанная специалистами МАН "Интеллект будущего". Это мероприятие, по мнению учителей, способствует удовлетворению индивидуальных образовательных запросов обучающихся; всестороннему индивидуальному творческому развитию личности; формированию у обучающихся инициативности и познавательной активности. Специально подобранные задания олимпиады помогают детям и подросткам вырабатывать навыки самостоятельной навигации в информационных системах и ресурсах; учат ставить и решать актуальные жизненные проблемы самоопределения.

фото 1Именно поэтому по результатам проведения исследовательской олимпиады педагоги смогли выявить различия в уровне подготовки обучающихся к исследовательской деятельности. Ученики 10 и 11 классов справились с заданием намного лучше остальных, так как уже готовили в прошлом учебном году свои исследовательские проекты. Тем не менее, все обучающиеся показали хорошее владение терминологией и понимание основных этапов исследования. По результатам олимпиады в образовательных учреждениях лидеры были награждены грамотами.

Познание и творчество – наш девиз! МБОУ «Лицей №6 имени М.А. Булатова» г. Курска
Ильина Елизавета, 10 Б класс: «Для меня олимпиада не показалась сложной. Весь прошлый год мы готовили проекты, а в конце 9 класса защищали их перед строгим жюри. На большинство вопросов я с легкостью дала правильные ответы».
Жмыхов Иван, 10 Б класс: «В этом году на уроках по дисциплине «Индивидуальный учебный проект» мы заново изучаем такие термины, как гипотеза, актуальность, цели и задачи исследования. Задания олимпиады перекликались с тем, что мы изучаем на уроках».
Быкова Софья, 9Б: «В этом учебном году я впервые столкнулась с исследовательской деятельностью. Все понятия в новинку, многого не знала. Но поняла, что все это нужно изучить, чтобы в конце года успешно защитить свой проект».

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ИГРА «НЕИЗВЕСТНЫЕ ПЛАНЕТЫ»

Высоко оценили педагоги и ученики исследовательскую игру «Неизвестные планеты». Специалисты МАН «Интеллект будущего» разработали 3 варианта игры – для 3-4, 5-8 и 9-11 классов, в исследовательской игре для 3-4 классов приняли участие 259 учащихся, для 5- 8 классов - 285, для 9-11 классов – 76. Всего участвовало 620 учащихся.
Самыми активными стали Амурская, Кировская, Белгородская, Ростовская области, ХМАО – Югра.

Пример проведения исследовательской игры «Неизвестные планеты»
МОБУ СОШ № 4 пгт Прогресс, Амурская область, Руководитель акции Смыкова Ольга Дмитриевна: «В исследовательской игре приняли участие учащиеся 6-х и 7-х классов. Командам была представлена возможность выбрать самостоятельно свойства из трех категорий и дополнить своими. 4 команды выбрали тему «Влияние каких-либо характеристик окружающей среды или инопланетян на природу планеты», 2 команды – «Зависимость способностей поведения инопланетян от их внешности». В ходе игры экипажи заполняли лист исследователя, в котором отражалась: цель, задачи, гипотеза, актуальность и методы исследования».

фото 2 фото 3

 Отзывы учеников, принявших участие в исследовательской игре:

Игра очень понравилась. Было много заданий из уроков ОПД (основы проектной деятельности), рисовали планету, которая у нас получилась самая красивая. Трудно было сформулировать цель в игре, но мы ещё учимся. Хотелось бы, чтобы в такой игре были задания и по другим предметам. (Корнилова А., 7 А класс)

Мне очень понравилась игра, потому что мы все работали в коллективе. От работы каждого зависит результат работы группы. Презентация своей планеты тренирует нашу речь. Мне очень понравилось, было интересно. Хотелось бы провести ещё одну игру. (Лазарев А., 7 А класс)

Интересная интеллектуальная игра. Мне понравилось создавать планету и проводить исследования на ней. (Ельцов Никита, 6 «Б»)

Игра очень понравилась, потому что было интересно и увлекательно. Мне очень понравилось работать в группе. Я поняла, что исследование — это очень увлекательный процесс. (Коновалова Виктория, 6 «Б»)

Отзывы педагогов, принявших участие в исследовательской игре:
Исследовательскую игру проводим в школе первый раз. Впечатление потрясающее. Дети, разделившись на группы, быстро включились в работу. Активность почти всех экипажей была высокая. Затруднение испытывала одна команда. Заполненный лист исследователя дал возможность детально провести анализ содержания исследования и обсудить их с обучающимися, учителями и 11-ти классниками, которые направляли деятельность учащихся 6-7 классов. Анализ показал, есть, над, чем работать. (Смыкова Ольга Дмитриевна, учитель физики МОБУ СОШ № 4)

Проведённая исследовательская игра является хорошим тренингом навыков исследовательской деятельности учащихся. Играя, дети продолжают учиться формулировать тему, гипотезу, ставить цель, говорить об актуальности. Идея игры даёт возможность применять её элементы на различных этапах урока и во неурочной деятельности. Было бы неплохо, сделать проведение подобных игр ежегодным, а может, и чаще. Спасибо организаторам акции. (Димова Л.Н., учитель математики и английского языка МОБУ СОШ № 4)

Важный плюс исследовательской игры - обучение и развитие, получение новых знаний, либо получение стимула для нового познания. Развитие внимание, тренировка памяти, развитие умений работы в группе - это также является неотъемлемой частью игры. Рекомендую всем. (Слугина Е.Г., учитель истории и обществознания МОБУ СОШ № 4)

Отзывы МАОУ Гимназия №5 Мегион, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра. Руководитель акции Азбаева Гульнара Юрьевна
Отзыв методиста по предпрофильной и профильной подготовке Матвеевой Л.В., руководителя проектной работы.
«Уважаемые организаторы игры, большое спасибо за возможность обучения основам исследования при организации проектной деятельности. В ходе игры 5 основных команд строили межгалактический маршрут к неизвестным планетам. Содержательные и познавательные задания, которые предполагают в завершении игры проект и исследование неизвестной планеты. Исследовательская игра развивает логику, критическое мышление и командные навыки. Игра позволяет освоить основные этапы и алгоритмы исследования. Мне, как методисту, инструментарий исследований будет методическим руководством при организации проектно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности. Организаторам МАН «Интеллект будущего» выражаю слова благодарности за конструктивный материал, оригинальный подход, мультимедийное сопровождение игры. Надеемся на дальнейшее сотрудничество!

4. Отзыв участника игры, Утигеновой Эрики, ученицы 9в класса.
Игра мне очень понравилась. Дело в том, что я интересуюсь проектами в разных областях, принимала участие во многих конференциях. Работать в группе с одноклассниками мне нравится, решая проблемные задания. Еще меня интересуют вопросы по астрономии и интересные творческие задания. Я думаю, что многим ребятам эта игра запомнится.

5. Отзыв игротехника из «Школы наставников проектного обучения по направлению «Дети учат детей»»», Григория Гришина, ученика 11 класса.
В роли игротехника я был несколько раз. Исследовательская игра «Неизвестные планеты». Это научно-исследовательское мероприятие для общего кругозора. Меня интересует астрономическая тема и как ее исследовать на разных этапах, еще увлекательнее и занимательнее. Вообще, все было очень классно и интересно! 

Исследовательская игра в 9-11-х классах
фото 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 Исследовательская игра в 3-х классах

фото 5

 

 

 

 

 

 

 

 

МБОУ СОШ УИОП г.Зернограда
Исследовательская игра «Неизвестные планеты» МАН «Интеллект будущего»
Классный руководитель 5 «А» класса Беликова Екатерина Петровна

В 5 «А» классе была проведена исследовательская игра «Неизвестные планеты».

фото 6

Обучающиеся разделились на 4 команды: «Победители», «Кометы», «Марс», «Лунтики».

фото 7

Ребята в процессе работы.

фото 8

Обсуждение названия и особенностей планеты.

фото 9

Разработка внешнего вида планеты, отличительных признаков.

фото 10

Работа в команде. Изучение планеты.

фото 11

Отчет команды о проделанной работе.

фото 12

Представление статистических данных о планете.

фото 13

Рассказ о проведенных исследованиях и результатах.

фото 14

Отчетность команды о том, что они узнали о планете, на которой побывали.

фото 15

Отзывы обучающихся 5 «А»
Было интересно работать в команде, придумывать название несуществующей планеты, особенности этой планеты и ее жителей. Смеялись. Денисова Даша.
Понравилось выполнять задания, разгадывать ребусы, расшифровывать надписи. Переварюха Андрей.
На нашей планете ШАЗАМ в каждом классе растут растения, помогающие учиться. Вот бы так на самом деле могло быть. Петренко Арина.
Было смешно и интересно исследовать придуманную нами же планету. У нас инопланетяне с тремя, четырьмя и пятью ушами, у которых меняется цвет волос от погоды. А погода меняется каждые 3 часа. Шаларь Люба

***

Руководитель акции: Ярцева Елена Сергеевна, учитель английского языка, руководитель школьного НОУ «Умка», МБОУ БГО СОШ № 13, Борисоглебск.
Вика Мещерякова, МБОУ БГО СОШ №13


В нашей школе прошла игра «Неизвестные планеты». Я и мои одноклассники участвовали в игре. Больше всего нам всем понравилось строить космический маршрут. Мы придумали интересное название для своего корабля, он назывался «Инопланетный вездеход»! Очень здорово было разгадывать ребусы-загадки! Я люблю головоломки.
Л.Н. Мещерякова, родительница, МБОУ БГО СОШ №13


Моя дочь приняла участие в исследовательской игре «Неизвестные планеты», которая прошла в школе. Могу сказать точно, что не только моей дочери, но и всем детям в классе было необычайно интересно участвовать в игре. Хотелось бы побольше подобных игр в школьной жизни наших детей.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ

В рамках проекта были проведены различные мероприятия по популяризации науки и техники, в них участвовало 3312 учащихся и 248 взрослых.
Большую активность проявили Новгородская, Амурская, Иркутская, Оренбургская, Воронежская, Ростовская области, ХМАО – Югра, ЯНАО.
Удивляет разнообразие мероприятий и творческий подход к проведению акции. Это и школьные научно-исследовательские конференции, на которых были представлены исследовательские и проектные работы учащихся, и научные сессии, вебинары, экскурсии, мастер-классы, научно-популярные игры и конкурсы, волонтерские акции, лекции, встречи с учеными, изобретателями, представителями наукоёмких предприятий, специалистами в IT-сфере. и т.п.
Например, только в небольшом городе Мегионе (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) были проведены: научно-практическая конференция «Шаг в будущее», школьная конференция проектных работ; дистанционные встречи с учеными с целью профориентации учащихся на научную деятельность и раскрытия интеллектуально-творческого потенциала учащихся; экскурсии по профориентации на предприятие ОАО «Славнефть - Мегионнефтегаз», в ЛДЦ «Здоровье», в Мегионский политехнический колледж; деловая игра «Брэйн-ринг»; профильная смена Учебно-научной школы ТюмГУ «Идефикс» по технологическому предпринимательству, социальному предпринимательству и бизнес - проектированию; оргдеятельностная игра «Научное погружение – Реферат для обучающихся 10-х классов»; деловые игры «Инженерные старты», «Стартап-идеи»; интерактивные образовательные сессии в Уральском государственном экономическом университете, Сургутском государственном педагогическом университете, Уральском гуманитарном институте и т.д. Руководитель акции Азбаева Гульнара Юрьевна, учитель физики/методист по организации проектно-исследовательской деятельности, МАОУ №5 «Гимназия», Мегион, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра.

фото 16

Деловая игра «Брэйн-ринг»

фото 17

Проведение командных научно-популярных, интеллектуальных и оргдеятельностных игр.

фото 18

Проведение научных сессий с мастер-классами и деловыми играми с целью изучения алгоритмов исследовательской работы.

фото 19

Познавательная игра «Экологическая тропа» для обучающихся 7-9-х классов

Об интересном опыте привлечения детей к науке рассказала Бульдяева Ольга Анатольевна, Яр-Сале, МБУ ДО "Ямальский ЦВР". В этом отдалённом северном посёлке создана лаборатория научных развлечений – ЛабиринтУм. ЛабиринтУм как вариант развивающей среды, направлен на выявление, развитие и реализацию потенциала детей с. Яр-Сале в сфере науки, техники через интерактивные площадки на уровне технологий нового поколения.

фото 20 фото 21

фото 22 фото 23

***

Таким образом, акция «Потомки Ломоносова» – способствовала привлечению школьников из сельской местности и малых городов к области, связанной с наукой, с научными исследованиями, с людьми, делающими научные открытия и использующими достижения науки в различных сферах, способствовала привлечению школьников к исследовательской и проектной деятельности.