Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 164726084
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 768
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

Итоги Фестиваля «Потомки Ломоносова»

Со 2 по 4 декабря 2019 года на базе парка-отеля «Яхонты-Таруса» Калужской области проходил Российский Фестиваль науки и техники «Потомки Ломоносова».
Основной организатор Фестиваля - Общероссийская общественная Малая академия наук «Интеллект будущего».
Фестиваль проводился с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Всего в работе Фестиваля приняли участие более 400 человек (учащихся, педагогов, экспертов), в том числе 257 школьников, 82 руководителя делегации (педагоги, сопровождающие лица, родители), 79 человек - ведущие семинаров, лекторы, эксперты, волонтёры, представители Оргкомитета.
Участвовало свыше 70 делегаций из 60 населенных пунктов 32 субъектов Российской Федерации.

В работе Фестиваля приняли участие школьники по итогам конкурса исследовательских и проектных работ учащихся, учителя по итогам конкурса педагогов и акции «Потомки Ломоносова», а также делегации из научных обществ учащихся, малых академий наук – отделений Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего». География участников оказалась весьма обширной и разноплановой. Были представлены, например, село Визинга (Респ. Коми), деревня Звягино (Челябинская обл.), посёлок Нейво-Рудянка (Свердловская обл.), село Октемцы (Респ. Саха /Якутия/), посёлок Тимирязевский (Челябинская обл.), посёлок Ягодное (Магаданская обл.), посёлок Мегет (Иркутская обл.), посёлок Дубовое (Белгородская обл.). Вместе с ними приехали представители малых городов, таких как Сосновый Бор (Ленинградская обл.), Кондрово (Калужская обл.), Богданович (Свердловская обл.), Белово (Кемеровская обл.) и других. Также приехали на фестиваль представители таких городов, как Москва, Обнинск, Калуга, Новосибирск, Симферополь, Севастополь, Уфа, Ярославль и другие, в которых имеется многолетний опыт работы научных объединений учащихся, где выстроена система привлечения действующих ученых, представителей наукоёмких предприятий. Именно они – носители исследовательских компетенций и богатого опыта организации исследовательской и проектной деятельности в рамках научных объединений учащихся.
Участники педагогической программы Фестиваля: педагоги, учёные, директора и заместители директоров образовательных учреждений, руководители научных объединений учащихся, представители профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.
Информационные партнёры Фестиваля: «Учительская газета», журналы «Одарённый ребёнок», «Образование личности», «Исследователь», «Исследовательская работа школьников», «Дополнительное образование и воспитание», «Академиан» и другие.

Яркий старт Фестивалю задало праздничное выступление муниципального духового оркестра из Обнинска под управлением Павла Дронова.
Открыл Фестиваль Лев Юрьевич Ляшко – председатель Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего», кандидат педагогических наук, Лауреат Премии Правительства РФ в области образования.
На церемонии открытия выступили с приветствиями ученые и преподаватели из Москвы:
Голованов Виктор Петрович, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель Российской Федерации;
Маленкова Людмила Ивановна, профессор Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования РФ, эксперт МАН «Интеллект будущего»;
Смирнов Дмитрий Витальевич, доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра управления инновационными проектами ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»; Президент Международной общественной организации «Академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова»;
Панченко Ольга Григорьевна, советник директора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения», кандидат философских наук, Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

После завершения церемонии открытия Фестиваля началась рабочая программа Фестиваля: учащиеся окунулась в увлекательную деловую командную игру «Технополис». Здесь каждая команда представляла проектную лабораторию по проектированию и изготовлению летательных аппаратов. Десяток «покупателей -экспертов» были готовы «приобрести» продукцию, но у каждого были свои требования и приоритеты, о которых участникам игры предстояло узнать. Удивительно, но уже на первых минутах игры к потенциальным покупателям от команд отправились «гонцы», которые пытались узнать предпочтения «клиентов», и были готовы «под них» изготовить нужные модели. В подобных играх такое происходит редко. Обычно команды начинают выполнять изделие, придумывать его модификации, а здесь была продемонстрирована клиентоориентированность и готовность к сотрудничеству, а также инициативность участников. Игра понравилась и взрослым – покупателям, и школьникам – работникам компаний. Включенность в игру, непредсказуемость, работа в условиях неопределенности, способность к командному взаимодействию – именно это вдохновляло и сделало игру незабываемой. Педагоги благодарили, что их взяли в эксперты, так радостно им было видеть активных детей, быть частью общего действия.
А взрослые приняли участие в панельной дискуссии «Проблемы и перспективы создания национальной системы поддержки исследовательской и проектной деятельности обучающихся».
Ключевое событие фестиваля – конференция учащихся «Созидание и творчество». Работало 14 секций: биология; биология и медицина; биология и экология; гуманитарные науки; информатика и программирование; искусство и культурология; история; краеведение, география и экономика; математика; математика и физика; социальные науки; техническое творчество и астрономия; физика и химия; экология.

Причём это была не просто конференция, а школа-конференция, предусматривающая защиту исследовательских и проектных работ с комментариями экспертов – действующих ученых, представителей наукоёмких предприятий, вузов. Участники школы-конференции услышали квалифицированное мнение экспертов о работе, обсудили перспективы развития каждой темы. Доброжелательное и уважительное отношение экспертов к юным исследователям создало атмосферу открытости, у школьников не было страха перед выступлением. В результате – благодарность экспертам и желание продолжить свою работу, а у кого-то уже на конференции определилась тема нового исследования.
На этой конференции встретились начинающие, в основном ребята из сёл, небольших городов, и такие асы исследовательской деятельности как представители Малой академии наук «Искатель» из Крыма, Малой академии наук Севастополя, СУНЦ – школы им. А.Н. Колмогорова при МГУ им. М.В. Ломоносова, МАНОУ "Шуховский лицей", Белгород. Это была школа в школе: учились не только у экспертов, но и у своих коллег – ребят из других городов, у тех, кто имеет большой опыт самостоятельных исследований. Такое взаимообучение оказывается иногда более эффективным, человек понимает, если смогли мои сверстники, значит и я смогу. Отсюда такое желание снова приехать на подобный проект, но уже более продвинутым, понимающим, что и как делать.

В рамках Фестиваля состоялась исследовательская игра-квест «Секретная лаборатория» (разработчик и ведущая игры – Екатерина Львовна Бевилаква Акино). В течение игры командам предстояло посетить как можно больше различных этапов, на которых проверялись как их познания в научно-исследовательской области, так и умение логически мыслить, рассуждать, работать в команде, принимать стратегические решения. Помимо этого, после каждого успешно выполненного задания, участники получали элемент "секретного исследования" - подсказку о том, как будут взаимодействовать друг с другом специальные элементы (их тоже можно было получить на каждом из этапов). В конце игры команды должны были провести анализ полученных данных и представить жюри три специально разработанных состава, дающих максимально результативную реакцию. Было интересно наблюдать, как переживали и подбадривали друг друга ещё вчера незнакомые ребята, как проявлялись лидеры, которые брали на себя ответственность за организацию работы, за принятие решений. Педагоги удивлялись тем неожиданным проявлениям активности, эрудиции, готовности к работе со взрослыми, незнакомыми педагогами со стороны ребят, которых считали «тихими» и никак не видели в них лидерских качеств. А здесь они проявились. Даже сами дети, видимо, не ожидали от себя таких талантов, такого накала эмоций.

На стратегической сессии «Сетевые проекты» (модератор Т.В. Ляшко) команды были сформированы из представителей разных регионов и разных секций. Цель – разработать сетевой проект, который будет интересен всем участникам, сможет принести пользу окружающим людям. В качестве первого испытания была предложена командная исследовательская олимпиада, в которой проверялось знание алгоритма исследования, понимание терминологии, научного аппарата. После чего команды сформировали свои лаборатории, определились с целью своего проекта, изобразили его логотип. Несколько команд предложили экологические проекты, например, «Чистое будущее». Главная идея: озеленить свои города и села, провести большую акцию, стать активистами по раздельному сбору мусора и его переработке, заняться просвещением младших школьников, рассказывать о том, как можно жить без вреда для окружающей природы. Другой экологический проект – «Жизнь без нитратов». Команда предложила разработать способы определения наличия нитратов в продуктах в домашних условиях, вести просветительскую работу с населением о вреде нитратов, разработать способы выращивания овощей без использования нитратов.
Третий проект «Культурное объединение народов России» подготовила команда из Крыма «Полуостров». Цель – сплочение народов, предотвращение национализма. Ребята предложили в определенное выбранное время проводить фестиваль народных традиций, демонстрировать фильмы, подготовить спектакли, самим проводить лекции о народах России. Всего было подготовлено 6 проектов. Вторым этапом сессии стало представление своих проектов другим командам. Нужно было защитить проект и выслушать идеи своих коллег по его усовершенствованию. Каждая команда выступила в роли экспертов, которые оценивали работу других и вносила коррективы. Никто из членов команд не остался в стороне, все были активны.

«Управленческий тренинг» и игра «Что? Где? Когда?» по предпринимательству" была проведена под руководством Кузнецовой А.А., начальника отделения социально-экономических наук ИАТЭ НИЯУ МИФИ.
Утро перед закрытием фестиваля тоже было насыщено разными мероприятиями. Сначала прошёл турнир по решению кейсов, который приблизил участников Фестиваля к реальным потребностям научных и производственных учреждений, позволил применить на практике приёмы мышления, о которых во введении к турниру рассказала ведущая Е.Л. Бевилаква Акино. Речь шла о технологии ТРИЗ и о некоторых самых популярных приёмах решения технических задач. После этого Михаил Арсентьев, инженер-технолог, разработчик из компании Сколково «Метаклэй» предложил реальную задачу, которая сейчас волнует их предприятие. Компания разработала инновационный материал с уникальными данными, образцы были выданы каждой команде. Нужно было предложить варианты использования. Участники фестиваля живо откликнулись на данный вызов. Прозвучали, например, такие предложения: использовать для обмотки труб, особенно тех, которые лежат под водой (оказалось, что именно это является основным в использовании ленты!). Дальше предложили использовать для покрытия стен в больницах, сделать напыление песка и использовать в качестве плит для парков и тротуаров; изготовить покрытие для крыш с подогревом краёв, что предотвратит намерзание и скопление снега; использовать вместо гипса – материал легко подогнать под руку конкретного человека, он лёгкий, в отличие от гипса, не боится влаги; из него можно сделать упругую сетку, свивать канаты для кораблей, делать обшивку кораблей, днище не будет гнить; можно покрывать такой плёнкой кирпичи, тогда они станут практически неразрушаемыми; можно изготавливать ступени крыльца...
Дальше команды решали и другие кейсы. Представителю Сколково очень понравилось работать с такими творческими школьниками. За самые красивые решения трое участников были награждены от компании «Метаклэй» специальными призами.
Продолжили программу мастер-классы. Представьте себе список из большого числа мастер-классов – как сложно выбрать! Вот и школьники ходили от одного листочка к другому, присматривались к темам, определяясь, что же всё-таки интереснее, на какой мастер-класс записаться. Подумайте, какой из предложенных мастер-классов выберите вы:

«Дизайны хирургических узлов», - ведущая Крылова Виктория Викторовна, член общества «Волонтеры-медики».
«Сердечно-легочная реанимация», ведущая Зимницкая Николина Владимировна, член общества «Волонтеры-медики»
«Суперкомпьютеры и моделирование», ведущий Ермаков Сергей Владимирович, кандидат физмат наук, руководитель образовательной программы «Прикладная математика».
«Разработка компьютерных игр», ведущий Кравцов Антон, руководитель проекта инновационно-технологического центра ИАТЭ НИЯУ МИФИ.
«Экономический клондайк», ведущий Осипов Владимир Александрович, зам. начальника отделения социально-экономических наук ИАТЭ НИЯУ МИФИ
«Исследовательская и проектная деятельности обучающихся в области краеведения и туризма», - ведущий Смирнов Дмитрий Витальевич, д.п.н., Президент Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения.
«Приёмы мнемотехника для запоминания словарных слов», - Гришковец Вера Николаевна, МАН.
«Парадоксы в науке и в жизни», - ведущий Клепиков Валерий Николаевич, к.п.н., РАО.
«Эмоциональный интеллект как важнейший навык будущего», - ведущие Голованов Виктор Петрович, д.п.н., РАО, Маленкова Людмила Ивановна, к.п.н., МАН.

Когда мастер-классы закончились, каждый уверял остальных, что он побывал на самом интересном, что остальным просто не повезло. И слышал точно такие же возгласы в ответ. Было лишь одно сожаление, что мастер-классы проходили в одно время.
Научное ШОУ "Наукомания" было продемонстрировано Сергеем Поповым, который приехал из Москвы. Множество приборов и спецэффектов заворожили зрителей. Вместе с профессором Сержем они удивленно вскрикивали от неожиданных эффектов, удивлялись тому, как действует жидкий азот на растения, придумывали, как можно надуть огромный шар за несколько секунд... Час пролетел незаметно. Профессор Серж стал проводником в мир науки, она была увлекательной, живой. Каждый мог сказать, что химия – это интересно!

В рамках фестиваля прошёл большой педагогический Форум, который обобщил опыт работы педагогов, научных руководителей (наставников) научных объединений учащихся всех федеральных округов, в том числе из сельской местности. По итогам специальных обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, деловых игр (в рамках обучающей педагогической программы) педагоги освоили эффективные инновационные технологии привлечения школьников к исследовательской деятельности, были сформированы исследовательские компетенции, в том числе надпрофессиональные компетенции, связанные с командной работой, с креативностью.
Пока школьники представляли свои работы, педагоги под руководством Федоровской Елены Олеговны проходили испытания в исследовательской игре. Эксперты МАН разработали новый тип командных игр – исследовательские игры, когда, выполняя различные задания, участники осваивают алгоритм исследовательской деятельности. Брать методичку, разбираться во всех тонкостях игры – достаточно сложно, а вот когда ты сам прошёл все этапы в роли игрока, то всё становится понятно. Теперь, когда педагоги приедут домой, каждый по методической разработке сможет провести игру со своими учениками. Особенно для начинающих кураторов подобные игры – это методическая опора, как объяснять детям все структурные элементы исследования. Даже опытные наставники благодарили за разработку, за другие методические пособия, которые МАН предлагает педагогам для работы с детьми.
Ещё с одной технологией работы в командах педагоги познакомились, когда делились опытом организации исследовательской деятельности на экспресс-сессии «Лучшие педагогические практики». Представьте себе конференцию, на которой должны выступить 70 педагогов... Какой образ? Долго, скучно – только время терять, слушают тебя единицы. Организаторы решили уйти от такого привычного формата обмена опытом. Все педагоги распределились по микрогруппам по 8-9 человек. В группе каждый выступил, отмечая те технологии, которые именно у него работают наилучшим образом. После этого модератор Татьяна Васильевна Ляшко попросила команды графически, в схемах, образах, графиках, отразить на листах фипчарта тот опыт, который выявили в данной группе. Два самых пламенных оратора от группы должны были, взяв с собой лист ватмана с рисунками-схемами, перейти из группы в группу и донести все ключевые идеи до своих коллег. Таким образом все участники форума познакомились с опытом педагогов из разных регионов России. Работа в микрогруппах позволила каждому быть открытым, говорить как о достижениях, так и о тех нерешенных задачах, которые стоят на данный момент, и, главное, услышать рекомендации, вопросы на понимание, уточнения. В итоге огромная удовлетворенность от взаимодействия, как говорится, других увидел и себя показал. Завершился обмен опытом творческим обоснованием важности исследовательской деятельности. Одна группа сочиняла оду, другая – представила зажигательное выступление агитбригады, третья – частушки... Все выступления были разнообразными. Учителя ещё раз продемонстрировали, как они легки на подъём: песня – пожалуйста, ожившая скульптура – с удовольствием. Не было скуки, только улыбающиеся лица, светящиеся глаза. Когда обсуждали мероприятие, то отметили, что конференция по обмену лучшими практиками вдохновила и наполнила энергией, захотелось быстрее вернуться в школу, чтобы применить тот опыт, о котором узнали у коллег.
На круглом столе по обмену опытом работы (модератор Л.Ю. Ляшко) выступили в первую очередь педагоги, практика работы которых по организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках экспресс-сессии заинтересовала больше всего. Выступающим было задано очень много вопросов.
В рамках форума состоялась также серия семинаров и мастер-классов.

Были проведены семинары по следующим темам:
«Развитие эмоционального интеллекта как важнейшего навыка будущего», ведущие Виктор Петрович Голованов и Людмила Ивановна Маленкова.
«Особенности выполнения исследовательских работ в области естественных наук», - ведущая Ирина Викторовна Леках.
«Метапредметный подход в исследовательской и проектной деятельности», - ведущий Валерий Николаевич Клепиков.
«4 К» - образование: развитие навыков будущего», - ведущая Марина Всеволодовна Волкова.
«Человеческий потенциал - реальность коллективного творческого начала в 21 веке», - ведущая Ольга Григорьевна Панченко.
«Научно-педагогическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности обучающихся в области краеведения», - ведущий Дмитрий Витальевич Смирнов.
«Активизация интеллектуальных ресурсов человека», - ведущий Игорь Николаевич Конюхов.

Приведём краткую информацию о ведущих семинаров и мастер-классов:
Волкова Марина Всеволодовна, кандидат психологических наук; доцент Московского педагогического государственного университета, почетный работник общего образования РФ, директор по профессиональным коммуникациям МАН «Интеллект будущего».
Голованов Виктор Петрович, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель Российской Федерации.
Клепиков Валерий Николаевич, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Российской академии образования, учитель математики и физики высшей категории, победитель конкурса «Лучшие учителя России», почётный работник общего образования РФ, эксперт МАН «Интеллект будущего».
Конюхов Игорь Николаевич, сертифицированный тренер-консультант методики активизации интуитивных способностей человека (Отделение исследования проблем интеллектуальных ресурсов человека Европейской Академии Естественных Наук).
Леках Ирина Викторовна, кандидат биологических наук, зам. директора Обнинский свободной школы, преподаватель ИАТЭ НИЯУ МИФИ, эксперт МАН «Интеллект будущего».
Ляшко Лев Юрьевич, председатель Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего», кандидат педагогических наук, Лауреат Премии Правительства РФ в области образования.
Ляшко Татьяна Васильевна, директор образовательных программ МАН «Интеллект будущего», Лауреат Премии Правительства РФ в области образования.
Маленкова Людмила Ивановна, профессор Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук. России», почётный работник общего образования РФ, эксперт МАН «Интеллект будущего».
Панченко Ольга Григорьевна, советник директора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения», кандидат философских наук, Почетный работник высшего профессионального образования РФ.
Смирнов Дмитрий Витальевич, доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра управления инновационными проектами ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»; Президент Международной общественной организации «Академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А.Остапца-Свешникова»;
Федоровская Елена Олеговна, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии СУГТИ, зам. председателя МАН «Интеллект будущего» по научно-методической работе, Лауреат премии Правительства РФ в области образования;
В завершении форума педагоги подводили итоги семинаров и получали удостверения о повышении квалификации. По традиции, педагоги провели рефлексию, написали свои впечатления о педагогической программе форума и о мероприятиях для школьников.

О том, что все семинары были актуальны, говорят отзывы педагогов. Приведём некоторые.
«Дорогие организаторы фестиваля! Эмоций много! Вы дали толчок к развитию и в личностном плане и для улучшения работы в школе. Очень понравилось, что теоретический материал был преподнесён в такой интересной форме, что мы не засыпали, как это часто бывает на семинарах, а, наоборот, шло активное обсуждение и усвоение материала – большое спасибо Ляшко Татьяне Васильевне.
Наша школа является пилотной по созданию личностно-ориентированной развивающей образовательной среды от Сбербанка, фонда «Вклад в будущее», очень интересно было понять, как на эту проблему смотрят другие специалисты. Благодарна за материалы и лекции Голованову В.П. и Маленковой Л.П. Тем интересных много, сложно выбрать. Спасибо Елене Олеговне Федоровской за новую форму командных исследовательских игр, причём таких, которые способствуют развитию исследовательских навыков...».

Лоренц Л.Б., учитель истории, село Дворцы Калужской области.

«....Как учителю, классному руководителю, для меня были очень полезными семинары Голованова В.П. и Маленковой Л.И., И.В. Леках, О.Г. Панченко и Д.В. Смирнова. Была рада побывать на круглом столе по обмену опытом работы, получила огромное удовольствие от знакомства, общения, дискуссии с коллегами из разных регионов нашей страны. Самое главное предложение – продолжать начатое! ... »

Воронина Н.В., МБОУ СОШ №18, г. Пенза

«Благодарим Фонд Президентских грантов за предоставленную возможность поучаствовать во всероссийском форуме.... Для нас очень ценно общение с коллегами из разных уголков страны. Обучающие семинары, интерактивные игры, мастер-классы дали тот положительный эффект, который мы постараемся реализовать на местах. Впечатление – замечательное! Восторг, удовольствие, восхищение. Это – планета добра! Счастья, успеха! Преподаватели – профессионалы, влюбленные в своё дело. Они заражают своей любовью. Программа насыщенная. Именно живое общение, способность обсуждать свою точку зрения, имеют для нас большое значение. Виктор Петрович Голованов, Людмила Ивановна Маленкова – Вам огромное спасибо за моральную поддержку, за умение услышать каждого! Мы с МАН уже с 2014 года. Вы помогаете детям и педагогам обрести уверенность в себе!»

Фокина О.В., Челябинская область, Чебаркульский р-н, п. Тимирязевский, МУДО «РЦДТ».

Приобретённые педагогами в ходе фестиваля компетенции будут способствовать более качественному развитию исследовательской и проектной деятельности учащихся на селе и в малых городах, что позволит частично преодолеть разрыв между возможностями сельских и городских школьников. Стало понятным, что без государственной поддержки учащиеся сёл и малых городов не смогут выезжать на российские мероприятия из-за отсутствия финансов. Найти спонсоров в селе практически невозможно. Поэтому в отзывах так часто упоминалась просьба по возможности продлить практику приглашения школьников сельской местности на фестивали по исследовательской и проектной деятельности за счет средств Президентского гранта.

Закрытие фестиваля прошло торжественно: школьники, чьи работы стали лучшими на секции, получали дипломы, выбирали призы. Награждались авторы лучших работ и представители команд, которые победили в каждой игре.
Последним штрихом стала дорожная экскурсия. Она проходила по местам, связанным с великими людьми и с историей Калужского края и Московской области, города-героя Москвы. Запоминается сильнее то, что было в конце. Поэтому экскурсия, где рассказывалось о маршале К.Г. Жукове, о научных учреждениях и истории города Обнинска, о достопримечательностях Москвы – конечно запомнится участникам фестиваля и станет ещё одним поводом вернуться сюда ещё раз.
По итогам фестиваля будет сформирован банк лучших практик по организации исследовательской и проектной деятельности школьников, который будет доступен всем желающим (в виде сборника на сайте).
Фестиваль закончился, остались новые идеи, новые друзья, новые знания. В результате обучающей программы учащиеся и педагоги познакомились с алгоритмами и методиками ведения исследовательской и проектной деятельности в различных областях науки и техники, с приёмами генерации креативных идей (в том числе на основе ТРИЗ), с технологиями работы в команде, с технологиями системного мышления.
Фестиваль показал, что интеллектуально-творческая развивающая среда фестиваля, интенсивная насыщенная образовательная программа позволили сформировать у школьников и педагогов эмоциональный настрой на дальнейшую активную исследовательскую и проектную деятельность у себя на местах - в регионах России.

Список лучших работ участников фестиваля прилагаем.

Лучшие работы участников Фестиваля «Потомки Ломносова»

Биология и медицина

Ларина Анна
«Белоснежная улыбка, или Почему необходимо чистить зубы»
МБОУ Одинцовская лингвистическая гимназия, Одинцово
Научн. рук.: Иваньшина Лариса Сергеевна

Незвиецкая Анастасия
«Влияние растворов различных веществ на зубную эмаль. Изучение защитных свойств зубных паст»
МБОУ "Средняя школа № 12 города Евпатории Республики Крым", Евпатория
Научн. рук.: Чос Ольга Игоревна

Биология и экология

Муратова Мария
«Перспективы и значение выращивания льна на приусадебном участке»
МОУ ДО "ДЭЦ", Фомина
Научн. рук.: Царегородцева Ольга Анатольевна

Приданова Юлия
«Выращивание чечевицы кубанской селекции на Урале»
МОУ ДО "ДЭЦ", Фомина
Научн. рук.: Царегородцева Ольга Анатольевна

Гуманитарные науки

Бучин Никита, Шевченко Ярослав
«Разработка и создание дидактической игры «Сложности русского языка»
МБОУ Одинцовская лингвистическая гимназия, Одинцово
Научн. рук.: Музафарова Аделя Жамильевна

Глубоковских Глеб
«Детский радиоэфир России и Англии. Сравнительная характеристика»
МАОУ "Гимназия №2", Соликамск
Научн. рук.: Бехалова Ксения Игоревна

Мальцева Алина
«Приёмы и средства создания комического эффекта в повести Л.Давыдычева «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника»
МАОУ "Гимназия №2", Соликамск
Научн. рук.: Малыхина Елена Сергеевна

Информатика и программирование

Громяков Никита
«Сайт «KSSPAC - конструктор элементов сайта»
ГБОУ ЦДО "Малая академия наук", Севастополь
Научн. рук.: Никитина Ирина Борисовна

Редин Илья
«Технологии, которые помогают людям»
МБОУ "Гимназия №1", Новосибирск
Научн. рук.: Бауль Анна Валерьевна, Некрашевич Игорь Игоревич

Искусство и культурология

Кузнецова Эмилия
«Жизнь народа ханты»
МБОУ "Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов", Федоровский
Научн. рук.: Миниахметова Ленария Мухаметнуровна

История

Харитонова Анастасия
«"Сказ про Петра с великого двора" (история в стихах для школьников)»
МБОУ Одинцовская лингвистическая гимназия, Одинцово
Научн. рук.: Малярчук Оксана Викторовна

Краеведение, география и экономика

Князев Кирилл
«Памятники истории и культуры»
МАОУ г. Иркутска СОШ №69
Научн. рук.: Михалёва Галина Константиновна

Никитин Никита
«Дворцовские кустари»
МКОУ "Дворцовская ООШ", Дворцы
Научн. рук.: Лоренц Лариса Бенновна

Математика и физика

Гарифзянов Эльдар
«Изучение процесса беспроводной передачи энергии с помощью катушки Тесла»
МБОУ "Лицей №13", Троицк
Научн. рук.: Крашенинникова Ольга Николаевна

Панченко Ксения
«Доказательство неравенства при заданных условиях»
ГБОУ ДО РК "МАН "Искатель", Симферополь
Научн. рук.: Нагель Игорь Петрович

Математика

Зырянов Матвей
«Математические постоянные в окружающей нас действительности»
МАОУ СОШ №19 МГО, Малышева
Научн. рук.: Двадненко Татьяна Николаевна

Социальные науки

Ахмадишин Адэм, Соловьёв Егор
«Клуб ассоциированной школы ЮНЕСКО Discovery»
МБОУ СОШ №7 г. Туймазы
Научн. рук.: Михеев Андрей Владимирович

Хабиров Реналь
«Рожденный помогать»
МБОУ СОШ №7 г. Туймазы
Научн. рук.: Гимаева Марина Владимировна

Хабиров Эмиль
«Буллинг - проблема 21 века»
МБОУ СОШ №7 г. Туймазы
Научн. рук.: Садриева Эльмира Ирековна

Техническое творчество и астрономия

Курилова Анастасия
«Разработка многофункционального робота на основе шагающей транспортной платформы»
МАНОУ "Шуховский лицей", Белгород
Научн. рук.: Демин Вячеслав Денисович

Физика и химия

Москаленко Александра
«Синтез тройных сополимеров, обладающих гидрофобизирующими свойствами, на основе акрилатов и метакрилатов в среде сверхкритического диоксида углерода»
СУНЦ МГУ, Москва
Научн. рук.: Николаев Александр Юрьевич, Пестрикова Анастасия Александровна

Экология

Белякова Елена
«Изучение дождевых червей дачного участка»
ГОАУ ДО ЯО "Центр детей и юношества", Ярославль
Научн. рук.: Скибина Любовь Витальевна

Петренко Вячеслав
«Сообщество Petricola lithophaga (Mollusca: Bivalvia) в Севастопольской бухте (Чёрное море)»
ГБОУ ЦДО "Малая академия наук", Севастополь
Научн. рук.: Ковалёва Маргарита Александровна, Ляшко Елена Тимофеевна