Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 164722188
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 806

 ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «НАУЧНЫЙ КАТАЛИЗАТОР: развитие исследовательской и проектной деятельности школьников

через совершенствование научного руководства (наставничества)»

Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего»

Проект предусматривал массовое вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, их участие в конкурсах исследовательских и проектных работ, повышение качества выполненных работ через обучение педагогов-наставников.

Участниками проекта были школьники 5–8 и 9–11 классов из 75 субъектов РФ из каждого федерального округа, в первую очередь из организаций, на базе которых действуют научные объединения учащихся, а также педагоги-наставники, работающие с этими учащимися.

Для педагогов предусматривалось обучение современным формам работы в области исследовательской и проектной деятельности по различным направлениям науки и техники. Они повысили свою квалификацию в рамках дистанционных курсов «Школа наставника» и «Учебное исследование». Одновременно с обучением был организован конкурс педагогов для выявления и распространения лучших практик в области организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Педагоги приобрели в результате обучения компетенции, которые позволили им качественно подготовить с учащимися исследовательские и проектные работы и представить их на Всероссийский конкурс «Научный потенциал» (для учащихся 9-11 классов) и «Шаги в науку» (для учащихся 5-8 классов). Конкурс выявил, как освоен наставниками и школьниками алгоритм выполнения исследовательской деятельности. Авторы лучших работ были приглашены на II Национальный чемпионат научных объединений учащихся.

Национальный Чемпионат проходил в три сессии: первая для учащихся 9–11 классов, вторая и третья– для учащихся 5–8 классов. В рамках Национального чемпионата состоялась защита лучших работ учащихся, обобщение опыта работы научных руководителей (наставников) школьников, формирование банка лучших практик.

Завершился проект распространением лучших практик через СМИ и ресурсы сети интернет для дальнейшего развития исследовательской и проектной деятельности учащихся России. Все желающие могут ознакомиться c итоговыми информационно-методическими материалами, которые размещены в свободном доступе.

Для реализации проекта были разработаны сайты и специальные разделы сайтов МАН «Интеллект будущего»:

Раздел «Научный катализатор» на сайте МАН future4you.ru:
http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6026&Itemid=3703 

Раздел «Научный катализатор» на сайте МАН new.future4you.ru:
https://new.future4you.ru/info/promo/50072 

Специальный сайт педагогического конкурса: http://pedkurs.ru/pedkatalizator 

Специальный сайт акции «Мир науки и техники»:
http://pedkurs.ru/akciamnt 

Сайты дистанционных курсов:
«Школа наставника» - http://pedkurs.ru/dist_pipdu 
«Учебное исследование» - http://pedkurs.ru/uch_issledovanie 

В рамках проекта были проведены следующие мероприятия:

- организован профессиональный педагогический конкурс среди педагогов - научных руководителей (наставников) учащихся;

- организован всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников;

- организован и проведён II Национальный чемпионат научных объединений учащихся;

-организованы для педагогов (научных руководителей, наставников) 8 вебинаров, две дистанционные школы, очные семинары, мастер-классы по вопросам развития исследовательской и проектной деятельности учащихся;

- обобщены, подготовлены и выставлены в Интернете информационно-методические материалы: сборник лучших работ учащихся в естественно-научной и технической области; дорожная карта развития исследовательской и проектной деятельности учащихся в России, электронный сборник «Теория, методика и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся». Осуществлено размещение информации об итогах проекта на сайтах, в социальных сетях, в СМИ. Общее число лиц, которые узнали о реализации проекта, об итогах проекта более 200000.

Более подробно о данных мероприятиях.

Профессиональный педагогический конкурс «Научный катализатор»

С декабря 2018 года по февраль 2019 года был организован профессиональный педагогический конкурс по различным номинациям. В конкурсе приняли участие 508 педагогов из 67 субъектов РФ из всех 8 федеральных округов, а также из ЛНР и Могилевской области.

Организация профессионального педагогического конкурса среди педагогов - научных руководителей (наставников) учащихся осуществлялась по следующим номинациям:

1. Теория, методики и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся:
1.1. Проектная и исследовательская деятельность учащихся.
1.2. Методическая составляющая.
1.3. Лучшая исследовательская работа и её анализ.
1.4. Дорожная карта развития НОУ.

2. Акция «Мир науки и техники».
2.1. Исследовательская игра.
2.2. Исследовательская олимпиада.
2.3. Мероприятия по популяризации науки и техники.

Предпочтения педагогов по номинациям в ходе участия в конкурсе оказались следующими:

Проектная и исследовательская деятельность учащихся - 288;
Методическая составляющая НОУ- 71;
Лучшая исследовательская работа и её анализ – 173;
Дорожная карта развития НОУ – 9;
Акция "Мир науки и техники" / Исследовательская игра – 69;
Акция "Мир науки и техники" / Исследовательская олимпиада – 66;
Акция "Мир науки и техники" / Мероприятия - 65;

Итог (без повторений): 508.

В номинации «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» участники проявили интерес к темам, связанным с организацией проектной деятельности, особенностям работы с одаренными детьми, аспектам подготовки педагога к руководству проектной деятельностью учащихся, организации групповых проектов и работе в научных сообществах учащихся, значению проектной деятельности в профориентационной работе и, в частности, ориентации на научную карьеру в будущем. В целом работы, представленные на конкурс, были выполнены на высоком уровне.

В течение декабря 2018 года – февраля 2019 года в рамках проекта проходила акция «Мир науки и техники». В акции участвовали представители 40 субъектов РФ, 76 населенных пунктов, а также представители ЛНР.

Общее количество участников акции «Мир науки и техники» составило 27365 учащихся. Таким образом, при выполнении заданий конкурса педагоги привлекли к знакомству с различными формами исследовательской и проектной деятельности более 27000 учащихся. В акции в качестве организаторов, экспертов, волонтеров приняли участие 1250 взрослых – педагогов, ученых, родителей.

К активному участию в акции были привлечены коллективы научных объединений учащихся.

Успешно прошли исследовательские игры «Научная эстафета» и «Затерянная экспедиция», сценарии которых были разработаны экспертами Малой академии наук «Интеллект будущего». Подтверждением этого стали многочисленные положительные отзывы педагогов и школьников. Так, например, группа организаторов из МБОУ СОШ УИОП Зернограда Ростовской области, возглавляемая В.И. Слиньковой, провели опрос участников исследовательских игр и выяснили, что большинство ребят считают, что работа в группах была интересная, живая. Треть школьников из 335, принявших участие в игре, решили выполнять собственные исследования.
В исследовательских играх приняло участие 3820 учащихся.

Во многих образовательных учреждениях проведены исследовательские олимпиады по различным предметам. Исследовательская олимпиада – новый тип олимпиад, предполагающий понимание хода проведения исследовательской и проектной деятельности.

Организатор акции И.В. Кибирева из МБОУ "Дульдургинская СОШ", Дульдурга, Забайкальский край, поделилась своим мнением о пользе проведенных олимпиад: «Учащимся были предложены направления (биология, химия, физика, гуманитарное) для объединения в группы для их дальнейшей работы. Школьники узнали все важные составляющие исследовательской работы. Это поможет им в дальнейшем создавать проекты, выполнять исследовательские работы, а также пригодится и для дальнейшего обучения в вузах».
В исследовательских играх приняло участие 3920 человек.

Продуктивными и насыщенными были мероприятия по популяризации науки и техники. Члены научных объединений учащихся под руководством педагогов-наставников организовали и провели встречи с учеными, с представителями наукоёмких предприятий с целью профориентации учащихся на научную деятельность.

О разнообразии мероприятий в рамках акции можно судить по отдельным примерам. Так, Н.А. Николаева из «Лицея № 121» г. Казани, Республика Татарстан, прислала целую программу мероприятий, посвященных акции «Мир науки и техники»: это и лекции, и встречи с выпускниками, игры, олимпиады, проведение конференции.

Количество участников акции в номинации по проведению мероприятий, связанных с популяризацией науки и техники, оказалось самым большим. В этих мероприятиях приняло участие 17828 человек.

В целом, популяризация научных знаний и привлечение воспитанников к научному творчеству способствуют формированию внутренней мотивации к познавательной деятельности. Мир науки стал более доступен и привлекателен благодаря участию во Всероссийском проекте.

Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников

Проект предусматривал массовое вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, их участие в конкурсах исследовательских и проектных работ.

Участники конкурса: школьники 5–8 и 9–11 классов.

Необходимо было подготовить с учащимися исследовательские и проектные работы и представить их на Всероссийский конкурс. Конкурс выявил, как освоен школьниками алгоритм выполнения исследовательской деятельности.

Конкурс проходил для двух возрастных групп:

«Научный потенциал» – для учащихся 9–11 классов;
«Шаги в науку» – для учащихся 5–8 классов.

Срок проведения конкурса: 15 февраля – 31 марта 2019 года.

Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников в естественно-научной и технической сфере проводился по следующим номинациям: биология, медицина, экология, география; математика, физика, астрономия и космонавтика, химия; программные разработки, программные продукты для образования, науки, техники, экономики, искусства; разработки в области технического творчества, изобретательства, нанотехнологий, робототехники и другим.

По итогам заочного конкурса участники получили следующие наградные документы:

- диплом Лауреата конкурса 1-й, 2-й или 3-й степени или свидетельство участника.

- педагог-наставник, консультант, научный руководитель, подготовивший лауреата конкурса, удостаивался свидетельства о подготовке лауреата конкурса (наградные документы формировались в электронном виде и размещались в личном кабинете участника или педагога/координатора).

По итогам конкурса выявлены лучшие работы школьников. В номинации «Научный потенциал» звания Лауреат 1-й степени были удостоены 115 участников, в номинации «Шаги в науку» - 89. Эти работы являются примерами, образцами для других исследователей, юных инженеров, изобретателей, что способствует дальнейшему развитию исследовательской и проектной деятельности школьников.

Авторы лучших работ в области естественных наук, технического творчества были приглашены на итоговую конференцию, которая проходила в рамках Национального чемпионата научных объединений учащихся.

Ряд лучшие работ были рекомендованы для публикации в научно-образовательном электронном журнале «Академиан» (официально зарегистрированное средство массовой информации).

В конкурсе приняли участие 435 школьников из 49 регионов Российской Федерации и Луганской области, они представили 505 работ, в том числе 269 – в номинации «Научный потенциал», 236 – в номинации «Шаги в науку».

Дополнительно было представлено на конкурс исследовательских и проектных работ (за счёт привлеченных средств) 1076 работ. Количество субъектов РФ - 52.

Качество работ оказалось высокое, более 90% работ стали лауреатами конкурса, 1-й, 2-й или 3-й степени.

II Национальный чемпионат научных объединений учащихся.

По итогам конкурса учащихся и по итогам конкурса педагогов был проведён II Национальный чемпионат научных объединений учащихся (три сессии). Для педагогов проведена конференция по обмену лучшими практиками по руководству исследовательскими и проектными работами школьников, обучающая программа, для учащихся организована школа-конференция. По итогам трех сессий чемпионата приняло участие 990 человек (учащихся и их наставников).

10 – 12 апреля 2019 года в подмосковном парке-отеле «Яхонты – Таруса» прошла первая сессия II Национального чемпионата научных объединений учащихся.

В рамках чемпионата прошла конференция старшеклассников, «Научный потенциал - XXI» и педагогический форум «Образовательный потенциал России».

322 человека участвовало в работе данной сессии Чемпионата, в том числе 171 – учащийся, 96 педагогов, 55 экспертов, лекторов, представителей Оргкомитета.

За счёт средств гранта участвовали в работе форума с проживанием – 111 человек, без проживания - 57.

Участники чемпионата рассказывали о своих достижениях на педагогической и научно-исследовательской конференциях, общались с единомышленниками и учились у лучших в профессии.

Подводя итоги конференции «Научный потенциал», эксперты отметили, в целом, высокий уровень работ, с которыми выступали ребята. «Были участники, которые показали в целом неплохой школьный уровень. Приятно, что подростки интересуются наукой и пробуют себя: любая дорога начинается с первого неуверенного шага. Но некоторые ребята – мы без преувеличения можем называть их уже сейчас юными коллегами – показали впечатляющие работы. Это очень вдохновляет – видеть, как растет движущая сила нашей науки», - поделились впечатлениями приглашенные на конференцию ученые.

Учиться методам, формам, анализу – все еще актуальная задача и для юных исследователей, и для их научных руководителей. И это также отметили эксперты: «В науке форма и содержание не существуют друг без друга. Идея, новизна, актуальность исследования должны опираться на научные методы, структуру и культуру изложения. Это не излишние формальности. Идея – еще не наука. Важно приобщать учеников к ценностям и традициям научного сообщества, хранить и развивать их».

Помимо конференции, учащиеся смогли принять участие во множестве других мероприятий: командных играх и конкурсах, мастер-классах, в турнире по решению кейсов, а также узнать о Бразилии в рамках творческого вечера с Диего Бевилаква Акино.

На игре «Конструкторское бюро» ребятам пришлось не только мыслить, но и учиться зарабатывать и тратить игровую валюту, а также по-настоящему строить. Правда, «строительными» материалами стали трубочки, бумага и скотч. Получившиеся конструкции впечатлили всех экспертов, а участники игры не хотели расходиться.

В рамках «Научного марафона» командам предстояло проверить свои знания о том, какие этапы проходит научное исследование, показать знание активного словаря исследователя и даже провести свое небольшое исследование и представить его результаты на суд жюри.

В турнире по решению кейсов было множество необычных вопросов, и его ведущая – Светлана Григорьевна Коновалова – не только рассуждала с ребятами о возможных путях решения задач, но и объясняла им основы ТРИЗ и способы их применения в различных ситуациях. Например, как сделать так, чтобы ремонтная бригада на заводе всегда работала оперативно и старалась сделать это качественно? Как за несколько секунд измерить объём лампочки? Большинство команд сумели найти решения!

В последний день чемпионата проходила командная игра «Эрудиты», где нужно было рассуждать, проявлять смекалку, а также использовать навыки стратегии. Многие вопросы оказались необычными. Например: «Это чаще всего называют обезьянкой или улиткой, однако есть и более интересные варианты – штрудель, сельдь под маринадом, и даже лунное ухо. О чём идёт речь и как это называется в русском языке?» Конечно же, это всеми известный символ @, который мы называем собачкой. А вот вопрос из другой категории: «Однажды медвежий цирк из России был на гастролях в Германии, и местных жителей крайне впечатлила своими навыками медведица, водившая мотоцикл. Что же было ей вручено немцами, чего не удостаивался практически ни один зверь в мире?» Правильный ответ – водительское удостоверение. Несмотря на разнообразие вопросов, почти все ответы были найдены!

Одним из важных обучающих и образовательных моментов были мастер-классы. Каждый участник конференции мог выбрать тему по душе, а выбор был солидным. Знакомьтесь (здесь указывается название секции, тема мастер-класса и фамилия ведущего).

Физика и астрономия. Техническое творчество и физика

«Ядерная физика и энергетика будущего (посвящается 65-летию Первой в Мире АЭС)»;
Коровин Юрий Александрович, заведующий кафедрой, доктор физико-математических наук, профессор, ИАТЭ НИЯУ МИФИ;

Математика. Информационные технологии и робототехника

«Технологии ТРИЗ: учимся мыслить креативно».
Коновалова Светлана Григорьевна, преподаватель ФТШ (г. Обнинск), преподаватель ИАТЭ НИЯУ МИФИ, эксперт МАН «Интеллект будущего».

Биология и медицина

«Достижения в области биотехнологий»
Комарова Людмила Николаевна, профессор, доктор биологических наук, зав. кафедрой биологии Обнинского ИАТЭ НИЯУ МИФИ;

Биология и экология

«Радиоэкологическая грамотность школьников».
Игнатенко Георгий Константинович, кандидат технических наук, доцент кафедры экологии ИАТЭ НИЯУ МИФИ;

Химия.

«Особенности выполнения исследовательских работ по химии».
Тихонов Геннадий Викторович, доктор химических наук, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник ГНЦ РФ ФЭИ;

«Основы химической токсикологии»

Пашкова Елена Борисовна, кандидат химических наук, ведущий научный сотрудник отдела разработок ООО "Бион";

Педагогика и психология

«Открытые секреты хорошей исследовательской и проектной работы». Голованов Виктор Петрович - главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ.

Маленкова Людмила Ивановна - кандидат педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета; член Научно-методического света МАН «Интеллект будущего»;

Волкова Марина Всеволодовна - кандидат психологических наук; доцент Московского педагогического государственного университета, Почетный работник общего образования РФ, директор по профессиональным коммуникациям МАН «Интеллект будущего»;

История и краеведение

«Проектная и исследовательская деятельность детей в области краеведения».

Боровлёва Нина Егоровна, к.п.н., координатор работы по апробации и внедрению профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" пилотных организаций (гимназия №65 г. Ульяновск и Чердаклинского ЦДО) ФГНУ Институт детства, семьи и воспитания РАО.

Экономика, география и краеведение

«Управление развитием мышления».
Сенкевич Виктор Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент, ведущий семинаров и тренингов, эксперт МАН «Интеллект будущего».

Литературоведение и философия. Лингвистика

Метапредметный подход в исследовательской и проектной деятельности. Клепиков Валерий Николаевич, кандидат педагогических наук, победитель конкурса лучшие учителя России, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» РАО.

Педагогический форум «Образовательный потенциал России», проходивший одновременно с конференцией и чемпионатом, был также посвящен проектной и исследовательской работе школьников.

Открыл форум – академик РАО Михаил Левицкий, обсудив с педагогами качество современного общего образования и критерии, по которым можно наиболее объективно его оценить.

Лауреат премии Правительства РФ в области образования Елена Федоровская предложила педагогам вместе составить обоснованный прогноз будущего школьных исследований на форсайт-сессии «Развитие исследовательской деятельности учащихся: взгляд в будущее»

Каждый участник педагогического форума смог научиться чему-то новому в рамках уникальных мастер-классов по развитию надпредметных навыков и исследовательских компетенций. Занятия проводили эксперты МАН «Интеллект будущего» и приглашенные специалисты:

• «Развитие надпрофессиональных навыков юного исследователя» – Виктор Петрович Голованов, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Заслуженный учитель Российской Федерации и Людмила Ивановна Маленкова, кандидат педагогических наук, профессор МГПУ.

• «Особенности выполнения исследовательских работ в области естественных наук» – Ирина Викторовна Леках, кандидат биологических наук, доцент ИАТЭ НИЯУ МИФИ, председатель экспертного совета секции «Биология и медицина» конференций МАН «Интеллект будущего».

• «Технологии командной работы» – Марина Всеволодовна Волкова, кандидат психологических наук, директор по профессиональным коммуникациям МАН «Интеллект будущего», доцент МПГУ.

• «Управление, человеческие качества, навыки будущего как источник коллективного творческого начала» – Ольга Григорьевна Панченко, кандидат философских наук, советник руководителя федерального центра ФГБОУ ДО ФЦДЮТиК.

• «Развитие критического мышления учащихся» – Людмила Андреевна Турик, кандидат педагогических наук, доцент ИТА ЮФУ.

24 - 26 апреля 2019 года на базе «Яхонты-Таруса» проходила вторая сессия II Национального чемпионата научных объединений учащихся в номинации «Шаги в науку».

Участвовало в работе форума 262 человека: 165 учащихся 5 -9 классов, 50 педагогов (руководителей делегаций), 47 экспертов, лекторов, представителей Оргкомитета.

За счёт средств гранта участвовали в работе форума с проживанием – 28 человек, без проживания - 44.

Школьники приехали на чемпионат, - чтобы выступить здесь с докладами о своих первых научных открытиях и приобрести полезные для исследователей навыки, педагоги - чтобы обменяться опытом и обучиться качественно готовить с учащимися исследовательские и проектные работы.

В рамках Чемпионата состоялась конференции учащихся «Шаги в науку» и педагогический форум.

Эксперты отметили разносторонние интересы участников конференции, научную смелость юных ученых и стремление принести практическую пользу. Было много межпредметных исследований.

Среди работ было много практико-ориентированных исследований: участники конференции «Шаги в науку» хотят не только реализовать свои творческие способности, но и принести пользу людям. Они создают антенны, усиливающие сигнал сотовой связи, справочники местных лекарственных растений и пособия в помощь старшеклассникам, решающим ЕГЭ.

Одновременно с конференцией прошел семинар, посвященный исследовательской и проектной работе в школе. Педагоги, приехавшие с учениками на чемпионат, изучали количественные и качественные методы исследования под руководством Елены Федоровской – психолога и педагога, лауреата премии Правительства РФ в области образования.

После семинара педагоги участвовали в обучающей исследовательской игре «Затерянная экспедиция», где в игровой форме познакомились с алгоритмом проведения исследования.

В рамках педагогической программы состоялось также:

Семинар: «Развитие надпрофессиональных навыков юного исследователя» (ведущие Виктор Петрович Голованов, Людмила Ивановна Маленкова).

Экспресс-сессия «Лучшие педагогические практики» (модераторы Лев Юрьевич Ляшко, Виктор Петрович Голованов, Людмила Ивановна Маленкова, Татьяна Васильевна Ляшко).

Встреча экспертов секций с руководителями делегаций по итогам работы секций. Телемост по теме «Социальные проекты и воспитание социальной ответственности в школе (взгляд на опыт Израиля)» - Елена Шпигнер, журналист, член Союза писателей Израиля, социальный работник, психотерапевт. Модератор: Марина Всеволодовна Волкова.


Круглый стол по обмену опытом работы (модератор Татьяна Васильевна Ляшко).

13 – 15 мая 2019 года состоялась ещё одна – дополнительная третья сессия II Национального чемпионата научных объединений учащихся в номинации «Шаги в науку». Сессия проходила, как и предыдущие, на базе «Яхонты Таруса».

В сессии приняло участие 426 учащихся и педагогов со всей России: 313 учащихся, 74 педагогога (руководителей делегаций), 39 экспертов, лекторов, представителей Оргкомитета.

За счёт средств гранта участвовали в работе форума с проживанием – 10 человек, без проживания - 14.

Участники представили свои исследования экспертам, и увидели работы сверстников из других регионов страны.

Эксперты отмечают, что средний уровень работ конференций чемпионата соответствует высокой планке всероссийского уровня.

В каком направлении двигаться организаторам, научным руководителям, юным исследователям? Эксперты советуют следующее.

Корректное и адекватное применение научных методов – одно из направлений роста. «Научных методов много. Не обязательно применять их все, но те, которые вы используете, должны быть уместны в контексте вашего исследования. Применяя исследовательскую методику, вы должны быть уверены, что полностью понимаете, как она работает. Нужно стремиться не к наукообразию, а к глубокому пониманию научных методов. Это стоит времени, но мы уверены: как и многих других исследователей, вас очаруют их логичность и строгая красота».

Еще одно направление развития – новизна и практическая польза исследования. «Всегда спрашивайте себя «зачем я исследую это?». Ответ на этот вопрос - самое надежное средство выбрать актуальную тему для исследования. Это больше, чем наука. Это здравый смысл».

Также необходимо тщательно прорабатывать тему и расширять кругозор по вопросу, выбранному для исследования. Здесь помогает увлеченность. Эксперты конференции рекомендовали юным ученым исследовать связь их темы с другими научными и практическими вопросами, рисовать интеллект-карты – это помогает предвидеть вопросы на дискуссии после доклада.

Одновременно с конференцией школьных исследовательских работ проходила образовательная программа для педагогов по одной из самых интересных тем в педагогике и психологии – творчество и изобретательство. Детский психолог и тренер по ТРИЗ Наталья Ключ провела семинары «Методы генерации идей с помощью инструментов ТРИЗ» и «Начинаем изобретать: системный оператор и его возможности».

Мастер-класс для детей и взрослых «Очевидное-невероятное: ТРИЗ в задачах» представил Валерий Клепиков – кандидат педагогических наук, учитель математики и физики высшей категории, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, победитель конкурса «Лучшие учителя России».

Детскую образовательную программу конференции продолжили обучающие игры:
- командная экономическая игра «Конструкторское бюро»;
- исследовательская игра-квест «Научный марафон»;
- турнир по решению кейсов;
- командная интеллектуальная игра «Эрудиты».

Всего в трёх сессиях чемпионата участвовало 990 человек из 74 регионов Российской Федерации, в том числе за счёт средств гранта – 264 человека, из них 149 человек с проживанием, 115 человек – без проживания.

Обучение научных руководителей (наставников) научных объединений учащихся современным технологиям работы в области исследовательской и проектной деятельности.

Организованы для педагогов (научных руководителей, наставников) 8 вебинаров, две дистанционные школы, очные семинары, мастер-классы по вопросам развития исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Обучение научных руководителей (наставников) осуществлено в рамках дистанционных школ (курсов для наставников) – дистанционной «Школе наставника» и дистанционной школе-практикуме «Учебное исследование».

В дистанционной «Школе наставника» на занятиях рассматривались и анализировались лучшие исследовательские работы, присланных ранее на конкурсы и конференции МАН «Интеллект будущего» по выбранным направлениям, пошаговый анализ структуры работы, её названия, поставленных задач, выбранных методов исследования, способов представления результатов, анализ полученных результатов и выводов, рассматривались способы общей оценки новизны и значимости представленной работы.

Сайт дистанционного курса: http://pedkurs.ru/dist_pipdu

За 7 занятий (видеолекций) участники курса узнали:
как организовать и вести исследовательскую и проектную работу в школе;
как собирать данные, обрабатывать и визуализировать их;
как писать литературные обзоры;
как руководить исследованиями и проектами, применяя алгоритмы научного метода;
как выбирать темы конкурсных работ по возрасту детей;
как оценивать учебную исследовательскую и проектную работу в качестве эксперта;
как развивать надпредметные умения учеников.

Материалы курса можно использовать:

- в руководстве исследовательской и проектной работой учеников;

- в организации образовательного процесса как проекта и исследования;

- в самостоятельной исследовательской и проектной работе;

- в разработке методических руководств для выполнения проекта и исследования по конкретной теме.

На дистанционный курс зарегистрировалось 1674 человека из 64 субъектов РФ.

Следующим этапом стало представление педагогом данного материала учащимся, которые хотят заниматься или уже занимаются исследовательской деятельностью. Педагоги в 64 регионах стали агентами «Школы наставника», каждый педагог провёл занятие по материалам дистанционной школы, обучил своих учеников. Таким образом, каждый педагог стал своеобразным катализатором роста количества учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью и качества выполняемых работ.

В ходе проведения дистанционной «Школы наставника» по предметным областям педагоги ознакомились с критериями успешной исследовательской работы, а затем самостоятельно провели обучение учащихся с использованием полученных материалов. Таким образом, они повысили своё педагогическое мастерство, приобрели новые компетенции, усовершенствовали имеющиеся.

Дистанционный курс «Учебное исследование» был предназначен для педагогов предметов естественнонаучного цикла и начальной школы, педагогов дополнительного образования.

Дистанционный курс находится по адресу: http://pedkurs.ru/uch_issledovanie

Курс полезен учителям, которые занимаются исследовательской деятельностью с учащимися, особенно тем, кто не имеет значительного опыта в этой области.

Лекции и материалы, представленные в презентациях, дали возможность ознакомиться с основными требованиями к планированию, выполнению, оформлению и представлению работ на конференции. Освоение данного курса позволило заниматься исследовательской деятельностью с учащимися на современном уровне и соответствовать требованиям всероссийских конференций. Важная особенность курса заключается в том, что помимо изложения теоретического материала в нем подробно рассматриваются несколько конкретных работ учащихся, которые были высоко оценены на Всероссийских конференциях МАН «Интеллект будущего».

На примерах этих работ можно было освоить основные этапы исследования и требования к формулировкам темы, цели и задач, объекта и предмета исследования, гипотезы. Также подробно объясняются методики исследования, представлены результаты, излагается, как необходимо их анализировать и обсуждать.

Курс состоит из пяти видеолекций с презентациями.

В первой лекции рассматриваются основные отличия проектных и исследовательских работ, критерии, по которым работа может считаться исследованием, основные методы исследований в работах естественнонаучной тематики – анкетирование, наблюдение, эксперимент, а также требования к оформлению работы.

В лекции также подробно представлены две работы учащихся: первая, основанная на методе анкетирования, вторая – на простых биохимических методиках пригодных для изучения состава продуктов.

Лекция 2 посвящена исследованию по экологической тематике – оценке состояния хвойных деревьев (елей) по морфологическим и биохимическим показателям. Данные методы и сама структура работы являются типичными, информативными и полезными. Представленные в работе методы и подходы могут быть использованы педагогами для проведения аналогичных исследований.

В лекции 3 рассматривается весьма сложная работа ученицы 11 класса, посвященная определению устойчивости учащихся к экзаменационному стрессу. Как сами методы, так и результаты работы могут быть полезными для учителей и позволяют на основе простых опросников и методов измерения пульса и артериального давления получать интересные результаты.

Лекция 4 посвящена вопросам самоорганизации учащихся в ходе проектной и исследовательской деятельности.

В последние годы особый интерес вызывает проблема самоорганизации учащихся. Это в первую очередь связано с тем, что именно в ходе самоорганизации происходит их наиболее успешное самообучение, самовоспитание, саморазвитие. При этом педагог выступает в роли медиатора (помощника, проводника, наставника, куратора, обеспечивающего «ненавязчивое» сопровождение), создающего благоприятные условия для продуктивного протекания процессов самоорганизации учащихся. Лектор показывает, как помочь ребёнку в самоорганизации собственного образования и самосовершенствования.

Тема лекции 5 – «Построение эвристической карты познания и траектории личностного развития в процессе исследовательской деятельности учащихся».

Эвристическая карта познания – это целостная личностно ориентированная траектория продвижения индивидуального образования в какой-либо области, формируемая посредством креативных вопросов, обнаруживаемых противоречий и проблем, гипотез, точек роста и т.п. Тем самым, эвристическая карта познания и траектория саморазвития есть важнейший регулятор творческой и исследовательской самоорганизации юного человека в построении индивидуальной научной картины мира, стремящегося полнокровно жить в третьем тысячелетии. Лекция даёт ответ на вопрос: как создать эвристическую карту познания и траекторию личностного развития юного исследователя?

Автор 1 - 3 лекций И.В. Леках Ирина Викторовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии ИАТЭ НИЯУ МИФИ, заместитель директора по научной работе Обнинской свободной школы, автор учебных курсов по исследовательской деятельности для учителей и учащихся, эксперт МАН «Интеллект будущего».

Автор 4 и 5 лекций Клепиков Валерий Николаевич, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, учитель математики и физики высшей категории, победитель конкурса «Лучшие учителя России», почётный работник общего образования РФ, эксперт МАН «Интеллект будущего».

Выполняя это учебное исследование, учащиеся под руководством педагогов на практике освоили структуру, алгоритм, критерии исследовательской работы.

Для дальнейшего обучения коллег и учащихся педагогами подготовлен сборник обучающих заданий «Учебное исследование» по алгоритму, предложенному в дистанционном практикуме. Воспользоваться подобным сборником для работы со школьниками и для самостоятельной работы смогут все желающие, т.к. он размещён в сети интернет на сайте организации.

В ходе дистанционной школы-практикума были выполнены исследовательские работы по предложенным алгоритмам. Педагоги-наставники ознакомились с методиками, алгоритмами проведения исследовательской работы, а затем самостоятельно провели обучение учащихся с использованием полученных материалов и организовали выполнение учащимися исследовательской работы по предложенной теме и предложенным методикам.

В дистанционной школе-практикуме приняло участие 106 педагогов (предполагалось не менее 70 педагогов).

По итогам дистанционных курсов педагоги обучили как минимум 1511 учащихся (тех, что приняли участие в заочном конкурсе) из 65 регионов РФ.

Кроме того, в ходе реализации проекта были организованы обучающие вебинары, которые помогли педагогам (научным руководителям, наставникам) качественно выполнять исследовательские и проектные работы. Вебинары вели преподаватели, имеющие большой опыт научного руководства исследовательской и проектной деятельностью учащихся, эксперты всероссийских конкурсов и конференций учащихся. Всего было организовано 8 вебинаров.

За весь период реализации проекта были проведены следующие вебинары (записи вебинаров, проведённых в рамках проекта, выложены в сети Интернет):

"Научное мировоззрение руководителя исследовательских работ школьников" - спикер Федоровская Е.О. -https://www.youtube.com/watch?v=ppu7iO7krdY  (запись от 20 декабря 2018 г.) 

Анализ года и постановка целей на будущее - спикер Волкова М.В. - https://www.youtube.com/watch?v=VMzxAMt6-uE  (запись от 25 декабря 2018 г.)

«Наука как ресурс деятельности педагога» - спикер Волкова М.В. -https://www.youtube.com/watch?v=DnXjLDsNb3s  (запись от 8 февраля 2019 г.)  

Как выбрать тему для исследовательской/проектной работы учащегося. - https://www.youtube.com/watch?v=h0Pl8yFlYcQ  (запись от 28 февраля 2019 г.) 

«Первичные и вторичные данные в исследовании/проекте учащегося» - спикер Федоровская Е.О. - https://www.youtube.com/watch?v=WdZhjANKzwE  (запись от 12 марта 2019 г.)

"Как подготовить блестящую работу на конференцию. Работаем над текстом" - спикер Волкова М.В. - https://www.youtube.com/watch?v=nyBQPsKwKuw  (запись от 15 марта 2019 г.)

"Как подготовить блестящую работу и победно с ней выступить" - спикер Волкова М.В. - https://www.youtube.com/watch?v=GGnfK1xFiZE  (запись от 20 марта 2019 г.)

"Типичные ошибки в работах, докладах и презентациях и способы их устранения" - спикер Леках И.В. - https://www.youtube.com/watch?v=p1BY6ohcdnk  (запись от 23 апреля 2019 г.)

На завершающем финальном этапе проекта педагоги, приглашенные на II Национальный чемпионат научных объединений учащихся, закрепили свои исследовательские компетенции и получили новые на очных семинарах, мастер-классах, тренингах.

Всего обучение прошли 1880 педагогов. Обучающие форматы помогли педагогам (наставникам) эффективно заниматься со школьниками выполнением исследовательских и проектных работ.

Распространение лучших практик России по руководству исследовательской и проектной деятельностью школьников (лучших практик наставничества), лучших исследовательских и проектных работ учащихся.

В Интернете (в специальном разделе сайта Малой академии наук «Интеллект будущего») размещены информационно-методические материалы по итогам реализации проекта, распространена информация об итогах проекта через СМИ и ресурсы сети интернет.

По результатам конкурсов педагогов и учащихся и по итогам работы Национального чемпионата научных объединений учащихся обобщены, подготовлены и выставлены в Интернет (в специальном разделе сайта МАН «Интеллект будущего) следующие информационно-методические материалы:

• Сборник лучших работ учащихся в естественно-научной и технической области.

• Дорожная карта развития исследовательской и проектной деятельности учащихся в России.

• Электронный сборник «Теория, методика и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся» - сборник методических материалов и лучших практик.

Электронный сборник включает следующие разделы:

- Технологии вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность;

- Развитие способностей и талантов у детей через исследовательскую и проектную деятельность;

- Формирование надпредметных компетенций в исследовательской деятельности;

- Организация коллективных форм проведения проектов и исследований;

-  Программы и конспекты занятий школы «Юного исследователя";

- Компетенции педагога-куратора учащихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью;

- Повышение квалификации педагогов через освоение технологии проектной и исследовательской деятельности.

Сборник раскрывает особенности реализации исследовательской и проектной деятельности, формы работы с юными исследователями, формирование надпредметных компетенций, особенности профориентационной работы для выбора учащимися профессий, связанных с наукой, для раскрытия их личностного потенциала.

Материалы, выложенные в сети Интернет, доступны всем желающим и способствуют повышению качества исследовательской работы школьников.

Было осуществлено также размещение информации об итогах проекта в социальных сетях – Вконтакте в паблике «Образование и воспитание» (137260 подписчиков), в фейсбуке на странице педагогического клуба (6370 участников), в других социальных сетях; в «Учительской газете» (тираж более 54000 экземпляров), в журнале «Академиан» (ежемесячно просматривают порядка 68000 человек), на сайтах образовательных организаций в регионах. Информационная рассылка по итогам проекта осуществлена в органы управления образованием всех субъектов Российской Федерации.

Всего с учётом посещаемости сайтов, подписчиков социальных сетей, тиража газет - общее число лиц, которые узнали о реализации проекта, об итогах проекта не менее 200000.

Знакомство с лучшими практиками организации исследовательской и проектной деятельностью способствовало популяризации и развитию этой деятельности, популяризации научных объединений учащихся, повышению престижа научных руководители, наставников школьников.

Все мероприятия прошли успешно, задачи по проекту выполнены в полном объеме с перевыполнением количественных показателей. Это связано и с востребованностью данной тематики, данного проекта и с тем, что информация о проекте размещалась на сайте МАН «Интеллект будущего» (который активно посещается педагогами и школьниками), в социальных сетях, в СМИ, отправлялась через интернет-рассылки в регионы России.

В результате реализации проекта школьники и педагоги-наставники сформировали исследовательские компетенции, стали активными участниками и пропагандистами исследовательской и проектной деятельности, что явилось катализатором увеличения количества детей, занимающихся на более высоком уровне научными исследованиями в регионах России.

Данный проект позволил методически и информационно поддержать НОУ – научные объединения учащихся (научные общества учащихся, малые академии наук, клубы и школы юных исследователей, изобретателей, инженеров), привлечь новых учащихся к занятиям в области науки и техники, усилить работу с педагогами-наставниками, заинтересованными в интеллектуальном продвижении детей. В результате в 74 регионах РФ школьники активно включились в научно-технические проекты, а с итоговыми информационно-методическими материалами могут в дальнейшем ознакомиться все педагоги-наставники России.