Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 169291990
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 2407
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

Интеллектуальный потенциал России: итоги проекта

Завершается проект «Интеллектуальный потенциал России», который реализует Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего». Проект проводился с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Проект «Интеллектуальный потенциал России» был направлен на развитие и поддержку научных объединений учащихся (НОУ) как эффективной формы привлечения учащихся к исследовательской и проектной деятельности, профориентации учащихся на научные и инженерные профессии, вовлечения действующих ученых и специалистов в работу с интеллектуально одаренными детьми.

В рамках данного проекта с декабря 2017 года было реализовано несколько мероприятий.

Первое - проведение акции "Мир науки и техники". Акция была организована с целью популяризации науки и техники, инженерных и научных профессий, научных объединений. В ходе акции активно проводились различные мастер-классы, игры, экскурсии, знакомящие школьников с профессиями учёных, инженеров, специалистов наукоёмких отраслей, с деятельностью научных объединений, вузов, НИИ, наукоемких предприятий. Также важным компонентом акции стали научно-исследовательские конференции обучающихся. Специально для акции была разработана игра-олимпиада «Инновации, наука, техника». Педагоги, участники акции, отметили развивающий характер игр, конкурсов, что задания необычны и увлекательны, способствуют развитию познавательной мотивации школьников, учат работать в команде, интегрируют комплекс метапредметных компетенций. Было создано специальное сообщество Акции «Мир науки и техники» в социальной сети Вконтакте (https://vk.com/akcia_mnt). Общее количество детей и взрослых, участвовавших в акции, – несколько тысяч человек.

Следующее мероприятие - конкурс научных объединений учащихся. Конкурс позволил выявить имеющийся в регионах опыт. В конкурсе участвовали представители из каждого федерального округа - из 48 субъектов РФ.

Конкурс научных объединений учащихся проходил по трём номинациям: «Лучшая исследовательская работа в естественно-научной и технической области» (для учащихся); «Портфолио научного объединения учащихся»; «Научно-методическая составляющая НОУ» (для педагогов).

В номинации «Лучшая исследовательская работа» выявлены лучшие работы школьников в области робототехники; медицины, физики, химии; экологии; космонавтики и т.д. Эти работы будут примерами, образцами для других иных исследователей и техников, что будет способствовать повышению качества работ в НОУ. В конкурсе приняли участие 326 участников из 83 организаций 73 городов 42 субъектов Российской федерации. Было представлено 348 работ. Дополнительно приняли участие 170 учащихся из 88 организаций 69 городов из 40 субъектов России. Было представлено 170 работ. Таким образом, всего было представлено 518 работ.

В номинации «Портфолио научного объединения учащихся» были выявлены наиболее результативные НОУ, опыт которых будет полезен для других научных объединений. Конкурс в данной номинации проводился по направлениям:
- портфолио НОУ: история научного объединения, основные достижения;
- история работы моего ученика; - описание структуры организации НОУ;
- привлечение молодых ученых и педагогов к деятельности НОУ;
- мониторинг качества работы НОУ;
- и другим направлениям.

В конкурсе приняли участие НОУ детских образовательных центров и школ из разных уголков России. Были представлено 84 работы от 48 организаций 39 городов 25 субъектов Российской Федерации.

В номинации «Научно-методическая составляющая НОУ» (конкурс педагогов) был выявлен лучший педагогический опыт по таким основным направлениям как:
«Методика организации деятельности научного объединения учащихся»;
«Основные принципы выполнения исследовательской и/или проектной работы учащимися»; «Исследовательская работа учащихся как социальный лифт в науку»,
«Технологии привлечения учащихся к исследовательской деятельности»,
«Программы обучения школьников основам исследовательски деятельности».
На конкурс в данной номинации было прислано 138 работ от 110 участников 56 организаций 46 городов 29 регионов России. Дополнительно участвовало в конкурсе 258 педагогов.
Всего в конкурсе Научных объединений учащихся по всем номинациям приняли участие 924 участника, ими было представлено 1014 работ.

Следующий раздел проекта - дистанционное обучение. В рамках проекта осуществлялось дистанционное обучение педагогов. Эффективность работы научных объединений учащихся зависит от качества работы педагога, его профессиональной компетенции в данной области. Для того, чтобы педагоги-кураторы НОУ могли эффективно заниматься с детьми выполнением исследовательской работы, целевым образом формировать надпредметные компетенции, востребованные в научной и технической сферах, были разработаны и проведены 11 обучающих вебинаров:

Критическое мышление (визуализация, аргументация и доказательство, технологии развития и др.) - https://www.youtube.com/watch?v=3qUG8-7R6bI; https://www.youtube.com/watch?v=JCWB6PNm-W4; https://www.youtube.com/watch?v=P8p1piA1Quo; https://www.youtube.com/watch?v=19dzxhp1FZE 

Как подготовить блестящую работу на конференцию - https://www.youtube.com/watch?v=1dCwIltH3Dk; https://www.youtube.com/watch?v=3qUG8-7R6bI 

Требования к исследовательским работам в области естественных наук https://www.youtube.com/watch?v=jW5xOa9kI2s 

О развитии креативности как метапредметной компетентности в научных сообществах - https://www.youtube.com/watch?v=rqp7ZdoPv8 

Педагогу о психологии творчества и креативности - https://www.youtube.com/watch?v=dfgONKypjuU 

Целеполагание и планирование - https://www.youtube.com/watch?v=dQ1LyrWMA-k 

Почему надо и как учить детей думать о будущем - https://www.youtube.com/watch?v=UiA1KY0_ur8 

Всего в вебинарах на конец марта приняли участие 1344 человека.

В данный период были подготовлены и представлены для обучения педагогов два дистанционных курса по надпредметным компетенциям.

1. «Надпредметные компетенции юного исследователя: индивидуальное и групповое творчество в проектно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов». Автор-разработчик и ведущая курса – Волкова Марина Всеволодовна. http://pedkurs.ru/distvolkova  Количество регистраций на курс: 115 человек.

2. «Надпредметные компетенции юного исследователя: метапредметный подход». Автор-разработчик и ведущий курса – Клепиков Валерий Николаевич.
http://pedkurs.ru/distklepikov 
Количество регистраций на курс более 300 человек.

В дистанционных курсах приняли участие представители более 50 субъектов Российской Федерации. Данные курсы находятся в свободном доступе, поэтому количество педагогов, которые воспользуются данными курсами, ещё увеличится. Дистанционный курс является методическим подспорьем для интеллектуального продвижения учащихся, занимающихся исследовательской и/или проектной деятельностью.

Ключевым мероприятием проекта стал Национальный чемпионат научных объединений учащихся "Интеллектуальный потенциал России", который проходил с 11 по 13 апреля 2018 года.
Чемпионат собрал свыше 300 участников, включая педагогов, учащихся, экспертов, лекторов, ведущих мастер-классов из более 60 населённых пунктов 42 субъектов Российской Федерации.

Партнёры и поддерживающие организации чемпионата:
Российская академия образования;
Национальный исследовательский ядерный университета МИФИ - Институт атомной энергетики (ИАТЭ НИЯУ МИФИ);
Агентство инновационного развития - центр кластерного развития Калужской области;
Ассоциация «Калужский фармацевтический кластер», Альянс компетенций «Парк активных молекул», научно-производственная компания «Медбиофарм»;
Ассоциация «Калужский кластер ядерных технологий»;
Ассоциация «Обнинский кластер науки и образования»;
Международная общественная организация «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова»;
Межрегиональное общественное движение творческих педагогов «Исследователь»;
Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис»;
Молодёжный центр «LimeCommunity».

Информационные партнёры: «Учительская газета», журналы «Одарённый ребёнок», «Исследователь», «Исследовательская работа школьников», «Дополнительное образование и воспитание», «Академиан» и другие СМИ.
Церемония открытия чемпионата началась с музыкального приветствия: духовой оркестр города Обнинска встретил участников яркими музыкальными мелодиями.
В приветственном слове на открытии чемпионата председатель Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» Лев Юрьевич Ляшко подчеркнул, что Чемпионат организован Общероссийской Малой академией наук "Интеллект будущего" с использованием гранта Президента Российской Федерации, и отметил, что на проект приехали участники, которые прошли отборочный этап – победители акции-конкурса «Мир науки и техники», самые результативные участники конкурса научных объединений учащихся России по трём номинациям - «Лучшая исследовательская работа в естественно-научной и технической области»; «Портфолио научного объединения учащихся»; «Научно-методическая составляющая НОУ», а также представители активных на протяжении нескольких лет региональных отделений МАН «Интеллект будущего».

На торжественном открытии конференции выступили почётные гости:

Виктор Петрович Голованов - главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор;

Дмитрий Витальевич Смирнов – ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования, доктор педагогических наук;

Марат Семенович Гафитулин – мастер ТРИЗ, кандидат педагогических наук, изобретатель;

Ольга Григорьевна Панченко – кандидат философских наук, профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

С приветствием от города Севастополя выступила заведующая отделом Малой академии наук Елена Тимофеевна Ляшко.

В рамках чемпионата состоялась конференция учащихся «Научный потенциал-XXI века»: учащиеся защищали свои исследовательские работы и проекты на 12 секциях. По итогам конференции участники получили дипломы Лауреатов 1, 2-й или 3-й степени, свидетельства участников, а также специальные дипломы и медали за лучшую работу на секции, призы.
Для учащихся прошли встречи с учеными, инноваторами. Широкий кругозор, активная жизненная позиция этих людей, постоянное самообучение, умение начинать новое дело в любом возрасте, владение современными компьютерными технологиями – всё это вдохновляет, задаёт образцы деятельности, мотивирует на обучение и самообучение.

Сразу после работы секций состоялись встречи, мастер-классы, лекции ученых:
«Важнейшие открытия человечества»
Третьяков Николай Дмитриевич, доктор технических наук, кандидат физико-математических наук, доцент ФГБУ «НПО «Тайфун», старший научный сотрудник, зав. сектором №3 ИЭМ Оптических методов исследования природных сред.

«Достижения в области биотехнологий»
Комарова Людмила Николаевна, профессор, доктор биологических наук, зав. кафедрой биологии Обнинского института атомной энергетики. НИЯУ МИФИ.

«Фармацевтический анализ. Проблемы и достижения»
Пашкова Елена Борисовна, кандидат химических наук, ведущий научный сотрудник отдела разработок ООО "Бион".

«Система водного биомониторинга»
Рассказова Марина Михайловна, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии ИАТЭ НИЯУ МИФИ, учитель биологии и химии.

«История и проблемы космических полетов»
Смирнов Валентин Арсентьевич, педагог дополнительного образования высшей категории, преподаватель астрономии МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества», эксперт МАН «Интеллект будущего».

«Как подготовить блестящую работу на научную конференцию и победно выступить с ней»
Голованов Виктор Петрович, главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель Российской Федерации.
Волкова Марина Всеволодовна, кандидат психологических наук; доцент Московского педагогического государственного университета, почетный работник общего образования РФ, директор по профессиональным коммуникациям МАН «Интеллект будущего».

«Управление развитием мышления»
Сенкевич Виктор Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент, ведущий семинаров и тренингов, эксперт МАН «Интеллект будущего».

«Роль этики в науке»
Панченко Ольга Григорьевна, кандидат философских наук, профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (ФГАОУ ДПО АПК и ППРО).

«Учебно-исследовательская работа обучающихся как социально-значимый продукт»
Смирнов Дмитрий Витальевич, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра управления инновационными проектами Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», президент Международной общественной организации «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова».

«Очевидное и невероятное»
Клепиков Валерий Николаевич, кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования, победитель конкурса лучшие учителя России, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» РАО, учитель математики, физики и этики школы №6 г. Обнинска.

Во второй половине дня состоялись мастер-классы, направленные, прежде всего, на развитие надпрофессиональных компетенций, специализированные мастер-классы.
Мастер-класс №1
«Творческое восхождение мысли: опыт поэтапного создания новизны объекта»
Марат Семёнович Гафитулин, мастер ТРИЗ, кандидат педагогических наук, изобретатель, бизнес-консультант, автор ряда прикладных инновационных методик.

Мастер-класс №2
«Развитие коммуникативности как надпредметной компетентности»
Марина Всеволодовна Волкова, кандидат психологических наук; доцент Московского педагогического государственного университета, почетный работник общего образования РФ, директор по профессиональным коммуникациям МАН «Интеллект будущего».

Мастер-класс №3
«Математика и ТРИЗ»
Светлана Григорьевна Коновалова, преподаватель ФТШ (г. Обнинск), преподаватель ИАТЭ НИЯУ МИФИ, эксперт МАН «Интеллект будущего».

Мастер-класс №4
«Нейроинтерфейсы (управление светодиодными элементами с использованием беспроводного канала "BlueTooth")
Александр Лишенко, ИАТЭ НИЯУ МИФИ.

Мастер-класс №5
«Искусство презентации»
Леонтьева Алёна, ИАТЭ, руководитель LimeCommunity, маркетолог программы Обнинска «Умный город».
Моисеев Павел, ИАТЭ, директор по развитию LimeCommunity, веб-разработчик, руководитель проекта Единая Электронная карта горожанина.

Большой интерес вызвали турниры по решению кейсов, по решению открытых задач:

Кейс №1 "Генератор"
Леонтьева Алёна, Моисеев Павел и их команда, молодёжный центр LimeCommunity.

Кейс №2 «Активное долголетие – 100+»
Рахим Розиев, кандидат медицинских наук, основатель Альянса компетенций «Парк активных молекул», награждён знаком «Лидер инноваций» Агентства стратегических инициатив, является членом инновационного комитета при Обнинской Торгово-промышленной палате (ТПП).

Кейс №3 «Умный дом» (работа с сенсорами - датчиками температуры, давления, освещенности на основе платформы "Arduoino").
Александр Лишенко, НИЯУ ИАТЭ МИФИ.

Турнир по решению открытых задач
Светлана Григорьевна Коновалова, преподаватель ФТШ г. Обнинска, преподаватель ИАТЭ НИЯУ МИФИ.
Турнир по решению открытых задач стал своеобразным тренажером развития креативности, системности мышления, командного взаимодействия; позволил учащимся на практике применить технологии мышления, о которых шла речь на мастер-классах.
В последний день чемпионата состоялась пленарная встреча с Мастером ТРИЗ Маратом Гафитулиным «ТРИЗ – наука изобретать будущее».

В рамках чемпионата были организованы конкурсные мероприятия и командные игры: интеллектуально-творческая бизнес-игра «Стартап» (команда LimeCommunity), командная игра «Тактика» (разработчик и ведущая игры Екатерина Львовна Бевилаква Акино).

Завершился чемпионат награждением участников. Авторы лучших работ на секциях, победители турниров по решению кейсов и открытого турнира получили дипломы и призы.

Специально для педагогов в рамках форума был организован педагогический форум, включающий семинары, лекции, деловые игры.

Состоялись следующие семинары:
«Модель перспективного образования в действии: делаем педагогическое открытие» (ведущий семинара Марат Семёнович Гафитулин);

«Эмоции и интеллект» (Развитие надпрофессиональных навыков в сфере человеческих отношений) – ведущий Виктор Петрович Голованов;

«Методы развития исследовательских компетенций учащихся» (ведущая семинара Ирина Викторовна Леках);

«Научные общества учащихся как форма интеграции содержания основного и дополнительного образования» (ведущий Дмитрий Витальевич Смирнов)

«Четыре принципа системного мышления» (ведущая Елена Олеговна Федоровская).

Состоялись также экспресс-сессия «Лучшие педагогические практики» и форсайт-сессия «Развитие научных объединений учащихся: взгляд в будущее» (ведущая Елена Олеговна Федоровская).

В завершении форума для педагогов была прочитана лекция по теме «Новая теория обучения (метанаучный подход)», лектор Виктор Андреевич Канке, доктор философских наук, профессор кафедры философии и социальных наук ИАТЭ НИЯУ МИФИ, заслуженный работник высшей школы, автор серии научных монографий и учебников по философии.

Для участников чемпионата была организована культурная программа: творческая встреча с актёром театра, эстрады и кино Олегом Акуличем; дискотека, дорожные экскурсии по достопримечательностям Калужской области, Москвы.

Три дня чемпионата были насыщены информацией, общением, событиями. И, оглядываясь на всё увиденное, все удивлялись: в обыденной жизни этого бы хватило минимум на неделю. Вот как рассказывают о своих впечатлениях участники чемпионата.
«Спасибо большое организаторам национального чемпионата за высокий уровень организации. Время, проведенное здесь, оставило приятное впечатление. Информативные и насыщенные мероприятия: лекции, форсайт-сессия «Развитие научных объединений учащихся: взгляд в будущее». Было приятно и полезно поучаствовать лично в творческих заданиях, на которых мы знакомились и делились опытом с коллегами из разных регионов России. Отличный подбор тем, достойный и высокий уровень докладчиков: Гафитулин М.С. – кандидат педагогических наук, изобретатель, мастер ТРИЗ; Канке В.А. – доктор философских наук, заслуженный работник высшей школы; Леках И.В. – кандидат биологических наук, преподаватель НИЯУ ИАТЭ МИФИ, и многие другие.
Наш лицей принимал участие в различных заочных конкурсах и олимпиадах МАН, а после нашей поездки в это чудесное место, думаю, желающих будет гораздо больше».

Харцкаева Оксана Алексеевна,
Республика Калмыкия, Элиста, МБОУ Элистинский лицей.

«Возможность приехать на Чемпионат за счет гранта для нас – это огромный подарок, для меня – учителя, и для моей ученицы...
Эти три неполных дня оказались удивительно полными. Заполненными до краёв энтузиазмом, радостью знакомств, новыми открытиями и планами на будущее. Мы обрели огромный опыт, подзарядились на целый год. Это здорово! За это вам огромное спасибо.
Без вашей постоянной ежемесячной поддержки ничего бы (лично у меня) не получилось, а значит у нескольких десятком моих воспитанников. А в масштабах страны – это тысячи судеб! Представляете, какую работу мы, учителя, вместе с вашей Академией проводим!
Ну и, конечно, понравились условия проживания. Прекрасная природа, красота вокруг, всё соответствует всей остальной замечательной атмосфере.
Хочется отметить занятия, проведённые Гафитулиным М.С. и В.А. Канке. Это очень высоко, очень качественно и актуально!»

Петрова Е.Р., г. Великие Луки

Понравилось: семинар «Модель перспективного образования в действии: делаем педагогическое открытие» М.С. Гафитулина; мастер-класс Леках И.В. «Методика написания исследовательских работ и проектов».
Выражаем благодарность за организацию и проведение замечательного чемпионата Ляшко Л.Ю., за чуткое отношение при расселении Ширинскому С.Г.

Николаева Н.А., МАОУ «Лицей №121», г. Казань

Огромное спасибо за приглашение на чемпионат!
Прекрасная организация программы как для детей, так и для педагогов.
Необычайно интересен каждый день, насыщенная образовательная и культурная программа. Созданы идеальные условия. Высокий научный уровень материалов, представленных спикерами, полезный опыт коллег-организаторов и др.
Неформальная, свободная атмосфера позволяет раскрыться каждому участнику.
Особо хочется отметить мощный тренд всех мероприятий Малой Академии наук – непрерывное обсуждение будущего образования и не только образования.

Самсонов Р.В.
Региональное отделение МАН «Интеллект будущего», г. Санкт-Петербург

Большое спасибо за созданную атмосферу сотворчества, за подаренное вдохновение, за встречу с учеными. Знания, полученные на семинарах М. Гафитулина, обязательно будут использованы в работе, лекция В.А. Канке помогла взглянуть по-новому на основы педагогики. Если семинары по ТРИЗ дали практические умения, познакомили с методикой, лекция Канке помогла взглянуть на свою педагогическую деятельность сверху. Большое спасибо! Мастер-классы по секциям тоже были очень любопытны.
Еще раз спасибо за праздник! Такая же атмосфера познания, учения с радостью и интересом была создана и для детей.

Кузьмина Т.А.
«ДДЮТ им. Алексеевой», г. Череповец

Продумано все до мелочей. Очень интересно и взрослым и детям. Мастер-классы изумительны. Каждый гость, выступающий, приглашенный на Чемпионат изумителен. Хочется еще и еще. Согласны на все виды деятельности с вами. Жаль, что узнали о вас только в этом году. Поддержка детей и педагогов огромна. Это важно для нас. Спасибо огромное!
Думаю, что непременно продолжим общение.

Булгакова О.А.
МАОУ СОШ №31, г. Тамбов

***

Ссылка на фотографии с Национального чемпионата научных объединений учащихся (11 – 13 апреля 2018 года):

 https://yadi.sk/d/-MGw2vPu3XY6eo

***

Проект «Интеллектуальный потенциал России», поддержанный Президентским грантом завершается, а деятельность научных обществ продолжается.
Материалы, подготовленные в ходе реализации проекта, размещены в сети интернет на сайте МАН «Интеллект будущего», все работающие научные общества учащиеся смогут воспользоваться ими в своей дальнейшей работе.