«Эврикум» - «Terra experimentum»Уважаемые участники конкурса «Эврикум» - «Terra experimentum», научные руководители и родители! Мы предлагаем всем, кто любит проводить исследования наш новый конкурс «Летний Эврикум». В нем 16 тем настоящих исследовательских работ по разным естественным наукам с готовыми методиками и правилами оформления. Эти задания вы сможете выполнить летом, на каникулах. В результате вы не только проведете время интересно и с пользой, но сделаете настоящую исследовательскую работу для участия в конференциях. Большинство тем рассчитано на работу в полевых условиях, то есть на природе. Но есть работы, которые можно выполнить в городе, на своем участке, в деревне у бабушки, в походе и т.д. Среди предложенных тем есть достаточно простые, которые доступны даже ученикам младшей школы. Некоторые работы можно сделать буквально за несколько дней, другие потребуют более длительного срока, но с перерывами. Если есть желание, то за 3 месяца каникул время обязательно найдется. Обращаем внимание и школьников, и руководителей, что особенно полезно и интересно выполнять комплексные работы, например, объединить несколько тем исследований (химический анализ воды и методы фитоиндикации; химический анализ почв и агротехнические работы или определение свойств почвы по растениям – индикаторам; геоботаническое описание фитоценоза, сбор гербариев, фитоиндикация, наблюдения за насекомыми; гидрологическое описание реки, химический анализ воды и методы биониндикации т.п.). Именно так работают в науке. В этом случае вы получаете более полную картину, а результаты могут иметь настоящую научную ценность. Кроме того, группой работать интереснее, можно и нужно помогать друг другу, результаты каждого участника вправе использовать в своих работах другие школьники (разумеется, со ссылкой на автора). Можно сделать коллективную работу с несколькими авторами и подать ее как исследовательский проект. Итак, если вы приняли решение заняться летом настоящими научными исследованиями, то: 1. Прочитайте внимательно все предложенные тематики работ - не только названия, но просмотрите и содержание, чтобы понять, что предлагается сделать и интересно ли это именно вам. Представлено несколько разделов – геоботаническое описание фитоценозов, наблюдения и опыты с растениями и насекомыми, биоиндикация качества воздуха и воды, химический анализ воды, исследования почвы, гидрология, явления погоды. 2. Выберите наиболее интересную для вас тему. 3. Оцените возможность выполнения такой работы именно в ваших условиях. 4. Постарайтесь сделать это до конца учебного года, чтобы договориться с учителем, который будет вашим руководителем, и проконсультироваться с ним. Родители и другие взрослые тоже могут руководить работой. 5. В текстах заданий приведены методики и приемы выполнения работы, перечислено необходимое оборудование, часто приведены дополнительные литературные источники. Для некоторых тем все описано подробно, для других вам надо будет кое-что уточнить самим по литературе или с помощью интернета. Исходя из своих интересов и возможностей, вы можете выполнить полностью все задания по конкретной теме или только некоторые из них. 6. Определите сроки проведения работы, продумайте и напишите подробный план исследования, соберите заранее все необходимое оборудование. Если необходимо сначала освоить методики, делайте это до начала самих исследований. Можно добавить какие-то наблюдения и опыты к тем, что описаны в методиках. Но в таком случае дайте ссылки на источники литературы. 7. Обработайте и проанализируйте полученные результаты, оформите текст в соответствии с правилами. 8. Выполненные задания мы будем принимать с 5 до 30 сентября. На титульном листе должно быть указано: конкурс «Летний Эврикум», название вашей конкретной работы, данные автора и руководителя, электронная почта.
Требования к оформлению заданий конкурса «Летний Эврикум» Необходимо прислать текст работы (не презентацию!) в виде одного файла в формате Word, шрифт Times New Roman, кегль 12, междустрочный интервал – одинарный, поля стандартные. Таблицы, графики и диаграммы, оформленные по правилам, которые вы найдете в конце данного текста, должны быть в самом тексте работы и иллюстрировать полученные вами результаты. Приложения могут быть необходимы, только для крупных таблиц, карт местности, маршрута, больших фотографий. Текст надо оформить по правилам, принятым в науке. В таком случае у вас будет готовая работа для выступления на конференциях – от школьной до всероссийских.
2. Краткое введение (0,5 – 1 стр) 3. Цель и задачи работы. Цель должна быть только одна, задачи – это этапы работы 4. Краткий обзор литературы по данной теме (не более 1/3 объема текста) 5. Предмет и объект исследования. Характеристика выборки (если они были) – количество исследованных объектов, их особенности и т.д. 6. Краткое описание оборудования и методик исследования 7. Результаты работы - не индивидуальные, а обобщенные, математически обработанные (например, значения средних арифметических или доли в процентах). Старшеклассникам рекомендуется использовать методы математической статистики. Результаты должны быть представлены в виде таблиц, диаграмм или графиков (правила оформления см. ниже) 8. Выводы (они должны отвечать задачам работы, формулируются как краткие фразы с указанием основных результатов) 9. В тексте должно быть несколько небольших фотографий - объектов исследований, выполнения методики, демонстрация результатов и т.д. Не надо присылать фотографии отдельными файлами. Они должны быть сжаты и помещены в текст работы 10. Список литературы. Общий объем текста не должен превышать 10 страниц для младших школьников и 12-15 – для старших. Рекомендации по оформлению таблиц: 1. Таблица должна быть понятной и компактной. Если данных много, то лучше сделать несколько небольших таблиц. Рекомендации по построению диаграмм. 1. Диаграмма - это чертеж, на котором числовые данные представлены с помощью геометрических объектов и вспомогательных элементов (осей координат, условных обозначений, заголовков и т.п.). Рекомендации по построению графиков. 1. Оси абсцисс и ординат чертят сплошными линиями.
1. Гербарий своими руками
|