Какие науки спрятались в борщеЭлектронная почта для отправки материалов на конкурс Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Уважаемые участники, любители нашего проекта «Эврикум». Мы хотим предложить вам необычный конкурс. Некоторые из вас уже получали творог из молока, проверяли качество меда, делали физические опыты на кухне и поняли, что это очень интересно. Мы ежеминутно сталкиваемся с законами природы, но большинство людей это просто не замечает. А если знать и понимать эти законы, то жить намного интереснее, и научные закономерности могут пригодиться в любых ситуациях, в том числе и на кухне. Мы предлагаем вам приготовить борщ и по ходу дела познакомиться с вопросами самых разных наук, провести эксперименты. Обещаем, что вы узнаете много интересного о привычных предметах и процессах. На основе предложенных опытов можно потом (подумав, посоветовавшись с учителем) выполнить исследовательскую работу, причем для разных секций МАН « Интеллект будущего» или других конференций. Желаем интересного исследования и вкусного обеда. Наверно, каждый человек в нашей стране, услышав слово «борщ», представляет себе тарелку ярко-красного густого супа со сметаной. Борщ готовят и дома, и в ресторанах. Он считается традиционным блюдом русской кухни и нравится многим иностранцам. Существует множество рецептов приготовления борща, но мало кто знает о его происхождении. Считается, что борщ появился на территории современной Украины в 14-15 веках. В России он впервые упоминается в 16-17 веках. Борщ быстро распространился и в крестьянской среде, и у знатных людей. Даже в классических произведениях украинских и русских писателей упоминался этот наваристый, ароматный суп. Есть несколько версий происхождения самого слова борщ. Но мы не будем их рассматривать, потому что это один из вопросов конкурса. Сейчас в разных странах, у каждой хозяйки есть свои рецепты борща. Но главное правило — готовить его с удовольствием и хорошим настроением! А мы одновременно будем касаться вопросов самых разных наук. Соберем продукты, необходимые для варки борща. В каждой семье есть свои рецепты, но давайте возьмем такой набор – картофель, капуста, свекла, морковь, репчатый лук, томатная паста, сухие соцветия укропа ( можно зелень укропа). Разумеется, понадобится кусочек мяса, лучше с косточкой, немного растительного масла и сметана. Если вы уже достаточно взрослый и самостоятельный человек, то можете купить эти продукты сами. В ином случае поучаствуйте в покупках с кем – то из старших, но обязательно запишите стоимость каждого продукта за килограмм и сумму, которую вы заплатили за каждый из них. Это потом понадобится для экономических расчетов. Итак, будем готовить борщ и по ходу дела проводить интересные наблюдения и опыты. И вы убедитесь, что и на кухне можно познакомиться с разными науками, освоить некоторые методы, на базе которых потом можно будет выполнить исследовательскую работу. При оформлении ответа вам надо будет описать все опыты, обозначенные номерами. Не забывайте объяснять происходящее и отвечать на вопросы. Все это будет учитываться при оценке работы. Рекомендуем сначала все подготовить, как делает грамотный научный сотрудник - собрать все необходимые продукты, посуду, реактивы, провести опыты, все записать и сфотографировать, а потом уже варить сам борщ. Из реактивов вам понадобятся – сода, уксус, спирт, йодная настойка, тальк (бывает в аптеках), немного бензина ( или растительное масло). А также несколько пробирок или небольших стаканчиков или мензурок, пипетка, индикаторная бумага (попросите у учителя химии). Но сначала давайте узнаем кое-что про овощи для борща. Опыт 1.Нам надо разобраться, какими органами растений являются эти овощи. Те, кто постарше, уже учили это в школе. Но, как показывает опыт, эти факты вечно путаются в голове школьников. На самом деле определить это и запомнить несложно, если обращать внимание на важные признаки. Опыт 2.Если вы правильно это сделали, то разрезав морковь и клубень картофеля поперек и посмотрев на срез, у картофеля вы увидите в центре что-то похожее на неправильную звезду с несколькими лучами, а у моркови на срезе четко видны две окружности – внутренняя и наружная. Причем, у них немного различается цвет. А если попробуете пожевать их по отдельности, то должны отличаться и плотность ( жесткость), и вкус. Опыт 3.Если у вас будет возможность поработать с микроскопом ( естественно, в другой день), то попробуйте сделать срезы клубня картофеля, моркови и свеклы и посмотреть, как выглядят клетки. Но для этого надо обязательно проконсультироваться с учителем биологии, потому что сделать хороший срез непросто. Он должен быть очень тонкий, чтобы увидеть клетки. Надо обязательно посмотреть, как это делается, а не только прочитать. У некоторых школьников, как говорят в науке, «хорошие руки», и почти сразу начинают получаться отличные препараты. Опыт 4. Не забудьте и про капусту. Разрежьте кочан вдоль пополам и посмотрите на полученный срез. Как вы думаете, каким органом растения является кочан капусты, для чего ему такие толстые, сочные и сладкие листья? И вообще, капуста – это однолетнее растение? Опыт 5. Теперь перейдем к поискам крахмала в этих овощах. Наверное, все уже знают, что крахмал – это запасной углевод растений. При реакции с йодной настойкой крахмал дает темно-синюю окраску. В этом случае контролем у нас будет картофель, потому что в нем много крахмала. Капнем на срез картофелины каплю йода ( может быть, аптечный препарат надо будет немного разбавить, если окраска будет слишком интенсивной). А теперь проделайте ту же реакцию с остальными овощами. В каких из них удалось обнаружить крахмал? Судя по окраске, в каких овощах его больше, а в каких нет вообще? Не забывайте, что для чистоты эксперимента надо на кусочек каждого овоща капнуть одинаковое количество йода. ( Потом можно экспериментировать с разными сортами овощей и фруктов). Опыт 6. Возьмите кусочек сырого картофеля и тщательно ( 1-2 мин) пережевывайте его. Отметьте момент, когда вы начнете ощущать сладкий вкус. А ведь сам крахмал несладкий. В ротовой полости под действием фермента амилазы он начинает расщепляться. А эти более короткие молекулы уже имеют сладкий вкус. Полностью крахмал распадается на огромное количество молекул глюкозы. Как вы думаете, когда и для чего в самих растениях ( в клубнях, семенах) происходит такой процесс? А теперь начнем варить борщ. В кастрюлю налейте воду и поставьте на плиту (не до самого верха, помните про закон Архимеда). Через некоторое время вода начнет закипать. Мы это видим по появляющимся пузырькам. А что это за пузырьки и почему они свидетельствуют о закипании воды? Далее помещаем в кастрюлю мясо. Через некоторое время на поверхности бульона начнет собираться пена и капли жира. Хорошие хозяйки внимательно следят за кипением, уменьшают огонь и убирают пену. Узнайте, почему она появляется и что в ней содержится. Если пену не снять, вкус бульона может ухудшиться. Почему? Дальше в бульон надо положить порезанный кубиками картофель. Пока он варится, натираем на крупной терке морковь и свеклу, обжариваем их на сковороде на растительном масле 5-7 минут и добавляем в кастрюлю. В некоторых рецептах советуют свеклу обжарить отдельно, а уже потом – морковь и лук вместе. Но это детали. Делайте так, как вам больше нравится, или как привыкли в вашей семье. Дальше кладем в борщ нашинкованную капусту. Она должна вариться 10-12 минут в зависимости от жесткости листьев. Кстати, подумайте, почему вареные овощи становятся мягкими, какой процесс происходит? Далее обжариваем лук до золотистого цвета (а почему лук темнеет в ходе обжарки?), добавляем к нему томатную пасту, обжариваем еще несколько минут и отправляем в кастрюлю. Не забывайте пробовать борщ, чтобы не переварить капусту. Посолите, но помните, что лучше недосол, чем пересол. Если у вас есть соцветия укропа или сухой укроп, можно добавить его в борщ к концу варки. Борщ станет еще более вкусным. Если вам кажется, что он недостаточно красный, то вы уже знаете, что надо добавить. Итак, борщ готов. Если у вас в семье любят чеснок, то можно мелко порезать его и кусочек сала, подавить вместе и положить прямо в тарелки, а затем уже налить борщ и положить сметану, посыпать свежей зеленью. Приятного аппетита! Мы уверены, что у вас получился очень вкусный борщ. И если вам нравится готовить, то, вы можете стать главным специалистом в семье по борщам ( и не только) и осваивать разные варианты. Тот, кто любит и умеет готовить, может стать известным шеф-поваром или хорошим биохимиком. А когда все съедите и вымоете сами посуду (это тоже обязательное умение для биохимика), то определите стоимость вашего борща. Будем считать, что одна большая порция – это 400 мл, маленькая – 300 мл. Сравните ее со стоимостью борща в столовой (школьной или городской) и в ресторане в вашем регионе (зайдите в само предприятие общественного питания или воспользуйтесь интернетом). Определите стоимость продуктов, из которых вы готовили борщ, посчитайте количество порций в кастрюле. Заполните таблицу и рассчитайте стоимость порции борща. Опыт 7. Пигменты – это окрашенные вещества. Именно они придают различную окраску листьям, цветкам и плодам растений. Готовя борщ, мы можем изучить свойства сразу нескольких видов пигментов. В моркови содержатся каротиноиды. Именно они придают ей желто-оранжевую окраску. Попробуем выделить каротиноиды из моркови и выяснить, это гидрофильные или гидрофобные вещества. Каротиноиды содержатся и в зеленых листьях, но их окраска маскируется большим количеством хлорофилла. Эти пигменты можно разделить, зная, что каротиноиды абсолютно гидрофобны. Попробуйте к остывшему раствору хлорофилла (3-4 мл) добавить растительное масло или бензин (6-8 мл) и несколько капель воды, перемешайте и подождите несколько минут. Что вы наблюдаете и как можно это объяснить? В свекле содержатся пигменты антоцианы. Они придают органам растений различные цвета – от красных и фиолетовых до голубых и розовых. Но самое интересное, что они меняют цвет в зависимости от кислотности или щелочности среды. Поэтому часто по окраске цветка или плода можно понять, какое значение рН в его клетках. Опыт 8. Лук – очень полезное растение. В нем содержатся фитонциды, которые убивают многих болезнетворных микробов. Но мало кто любит резать лук, потому что большинство сортов при нарезке выделяют вещества, которые резко пахнут и вызывают слезотечение. Эти вещества называются лакриматоры. Найдите перевод слова и состав этих веществ. Почему они вызывают образование слез? Попробуем доказать, что эти вещества – летучие, то есть они сразу поступают в воздух, поэтому мы ощущаем запах. Приготовьте небольшую мисочку или тарелку, налейте воду. Сверху насыпьте немного талька. Разрежьте луковицу пополам и сразу поднесите ее к воде с тальком. Происходят ли какие-то изменения и как их можно объяснить? А если у вас есть мужество настоящего исследователя ( великие ученые и не на такие жертвы шли ради науки), то попросите заранее у учителя химии несколько индикаторных бумажек и проверьте рН своих слез до и после резки лука. А потом придумайте сами или найдите в литературе способы порезать лук без слезотечения.
Стоимость одной порции домашнего борща: При варке борща происходят различные физические и химические процессы. Заполните таблицу. Если необходимо, обратитесь к научной литературе, проконсультируйтесь с учителями. Разумеется, старшим школьникам надо отвечать более подробно и научно, чем младшим.
Что вы делали самостоятельно при варке борща? Какие опыты были самыми интересными именно для вас? Понравилось ли вам готовить? А какие были отзывы членов семьи о вашем борще? Вопросы для школьников 1-7 классов.
Вопросы для школьников 8-11 классов
Не забудьте написать отзыв и заполнить анкету.
Анкета.
|
Новости
30.05.2023Продление сроков на конкурсы-олимпиады Обращаем ваше внимание, что срок приема работ на конкурсы "Познание и творчество" и "Интеллект-экспресс" продлен до 13 июня (включительно).
Спешите отправить работы. |
30.05.2023Клуб любителей истории Отечества! Уважаемые коллеги! 1 июня 2023 года с 10.00 до 18.00 состоится Международная научно-практическая, посвящнная военной истории России XVIII-XX века. |
25.05.2023ВСЕРОССИЙСКИЙ ЛЕТНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ «BRAIN CAMP» Уважаемые педагоги, дорогие друзья! С 14 июня 2023 года стартует первый поток онлайн-квеста «BRAIN CAMP». |
Читать полностью... |
24.05.2023Городская летняя «Школа исследователя»!
Уважаемые коллеги! |
Читать полностью... |
22.05.2022Социальная практика ИНФОРМ-ДОСЬЕ «ИЗ БОТАНОВ – В ЛОМОНОСОВЫ» Киноуроки – интересная и не часто используемая форма работы со школьниками для обсуждения нравственных качеств. Фильм «Школьные ботаны» создан специально для обсуждения такого важного качества как «ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ». |
Читать полностью... |
18.05.2023Итоги Российской онлайн-конференции учащихся (15 -17 мая 2023 г. )
с 15 по 17 мая 2023 года состоялась Российская онлайн-конференция учащихся. |
Читать полностью... |
17.05.2023МЕСТО ПРИТЯЖЕНИЯ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ С 10 по 12 мая 2023 года Общероссийская Малаля академия наук «Интеллект будущего» провела XXXIII Всероссийскую конференцию учащихся «Шаги в науку» (2-ю сессию). |
Читать полностью... |