ПЧЕЛЫ И МЕД Электронная почта для отправки материалов на конкурс Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Многие из вас, наверное, любят замечательный продукт пчеловодства – мед. Но не все знают, что уже первобытный человек умел добывать мед. На наскальном рисунке, которому около 10 тысяч лет, изображен человек с корзиной в руке. Он по веревке забирается по дереву к дуплу с пчелами. Примерно 7 тыс. лет назад человек стал строить жилища для пчел. Сначала это были глиняные сосуды, а позже — плетеные ульи. Древние египтяне семью пчел сравнивали с государством, где королева - фараон со свитой наблюдает за сладкими приношениями пчел-рабов. Мед они употребляли не только в пищу, но вместе с воском использовали для мумифицирования своих правителей после смерти. Многие древние народы обожествляли пчел. Покровительницей пчел была богиня Бенадида. На некоторых древнегреческих серебряных монетах можно увидеть Зевса на троне, а рядом — пчелу на цветке. Древние народы употребляли мед в пищу как в чистом виде, так и в лепешках и напитках. Врачи считали, что мед улучшает пищеварение, предохраняет организм от многих заболеваний. Пчеловодством занимались древние египтяне, римляне, греки, славяне, индийцы и китайцы. Меду приписывали свойство сохранять молодость и бодрость. Древнегреческий математик Пифагор утверждал, что дожил до глубокой старости, потому что постоянно ел мед. А проживший на свете более ста лет Демокрит советовал для сохранения здоровья "внутренности орошать медом, а наружности маслом". Примерно то же рекомендовал и выдающийся врач-естествоиспытатель и поэт Ибн-Сина (Авиценна). Он утверждал: "Если хочешь сохранить молодость, то обязательно ешь мед". Особенно это относилось к людям старше 45 лет. Сейчас пасечники содержат пчел в деревянных домиках - ульях. Но не всегда так было. Сами пчелы селились в дуплах деревьев (бортах), поэтому на Руси собирателей меда в лесах называли бортниками.П. И. Прокопович в 1814 г. изобрел знакомые нам ульи со съемными рамками. Это дало человеку возможность «заглянуть» в тайны пчелиной семьи, выкачивать мед, сохраняя жизнь пчел, подкармливать, лечить их и т. д. Недаром П. И. Прокоповича называют основоположником рационального пчеловодства в России. В каждом улье живет одна семья пчел. В ней может быть до 60-80 тысяч пчел. Большинство их них самки – рабочие пчелы, которые не могут размножаться. Трутни – это самцы, они нужны только для размножения. Главная в семье – матка, только она может размножаться. Всю работу в улье выполняют рабочие пчелы, в том числе и сбор нектара и пыльцы. Чтобы собрать 1 кг меда, пчелы должны посетить 10 миллионов цветков медоносных растений. За весь рабочий день пчела делает 10 - 12 вылетов и может принести не более 0,5 грамм нектара. Взрослая пчела занимается сбором нектара лишь 18 - 28 дней, поэтому за свою 40-дневную жизнь она может принести в улей 6 - 8 грамм нектара, а из него получится только 3 - 4 грамма меда. Подсчитано, что если растения находятся на расстоянии 1,5 - 2 км от улья, то для сбора 1 кг меда пчелам придется налетать около 450 тыс. км, т.е. покрыть расстояние в 10 - 11 раз превышающее окружность земного шара по экватору. Нектар из цветков пчелы пропускают через слюнные железы и добавляют ферменты, микроэлементы, аминокислоты и получается мед. Пчелы самые главные опылители диких и культурных цветковых растений и этим они приносят сельскому хозяйству в 12 - 15 раз больше дохода, чем оно получает от продажи меда и воска. А теперь проведем интересные опыты, чтобы определить качество меда. Для этого надо будет купить 3-4 образца меда. Очень хорошо, если можно получить мед прямо от пасечника. Опыт 1. Способы определения незрелого мёда Мед, который сделали пчёлы, они запечатывают в сотах восковыми крышечками. Но делают они это не сразу, а дают лишней влаге испариться. При этом пчелы добавляют в мед особые вещества, которые, убивают микробов. Поэтому мед долго не портится, в нем даже могут сохраняться другие продукты. Но недобросовестные пчеловоды забирают мед из улья слишком рано. Невызревший мёд содержит много влаги. Такой мёд долго не хранится, быстро начинает бродить и меняет свои вкусовые и целебные качества. Главное, что указывает на незрелость мёда – переизбыток воды в продукте. Опыт 2. Определение посторонних примесей в меде. Иногда недобросовестные пчеловоды добавляют в мед различные посторонние вещества. Определение меловой добавки. Наличие мела можно обнаружить с помощью кислоты, например, уксусной. При взаимодействии мела с уксусной кислотой происходит химическая реакция. При этом интенсивно выделяется углекислый газ, можно увидеть пузырьки. А иногда даже услышать шипение. Для опыта лучше брать уксусную эссенцию, а не разбавленную водой кислоту. Реакция может быть незаметной, если мела слишком мало или кислота не попала на него. Данные своих опытов занеси в таблицу. Укажи производителя меда и из каких растений он сделан ( если это есть на этикетке). Определение качества меда
Предлагаем желающим провести исследовательскую работу. Очень интересно изучать мед при помощи микроскопа. В нем можно обнаружить пыльцу растений, с которых пчелы собирали нектар. Зерна пыльцы имеют самую разнообразную форму: круглую, овальную, треугольную, многоугольную в зависимости от вида медоноса. Поверхность их может быть гладкой, пористой, покрытой шипами, бороздками. Вопросы конкурса 1. С чем сравнивали семью пчел древние египтяне? 2. Будем считать, что рабочая пчела вылетает за нектаром 20 дней из всей своей жизни. Каждый день она приносит в улей 0,5 г нектара. Из такого количества нектара получается 0,2 г меда. Сколько пчел должны работать, чтобы за 10 дней сделать 1 кг меда? 3. Какие обязанности выполняют рабочие пчелы в ходе своей жизни? 4. Пчелы строят шестигранные соты из воска. Установлено, что это идеальная конструкция с точки зрения математики. Но таких конструкций много и в технике. Приведите примеры сотовых конструкций, которые применяются человеком в различных областях жизни. 5. На рисунке показано, как видят одно и то же человек (а) и пчела ( б). Как вы думаете, чем отличаются глаза пчел от глаза человека? 6. Как пчела, обнаружившая медоносные растения, объясняет всем пчелам в улье, куда надо лететь за нектаром? 7. Узнай, какие основные медоносные растения характерны для вашей местности. В ответе приведи 5 названий таких растений и их фотографии. 8. Пчелы делают не только мед, но и много других полезных для человека продуктов. Найди информацию о таких продуктах и заполни таблицу.
9. На гербах некоторых городов нарисованы пчелы. Назови несколько таких городов и напиши, что означает такая символика. 10. Приведи примеры пословиц о меде и объясни их смысл. Ответы на 10 теоретических вопросов конкурса надо занести в таблицу. Ответы должны быть содержательными, но краткими (несколько фраз). Таблица вопросов и ответов
В файле, который надо будет выслать после выполнения заданий, должны быть: таблица ответов, описание опытов и исследовательской работы ( если выполняли) и несколько фотографий проведения экспериментов. Пожалуйста, напиши отзыв о конкурсе. Какие задания для тебя были самыми легкими, самыми трудными, наиболее интересными? О чем бы ты хотел узнать в следующих конкурсах?
|