Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Сборник эссе «Педагоги о позитивном диалоге»

Молчанова Т.И., Ростов-на-Дону

   Я не знаю , что современные ученые понимают под основными принципами позитивного Диалога, и, поверьте, не горжусь этим. Но я также знаю, что все знать просто невозможно, а поэтому предлагаю свою эксклюзивную трактовку данной темы.

   Рассматривая диалог как словесное общение между собеседниками и считая, что позитивный диалог – это диалог , несущий начала нового, светлого и разумного для участников диалога,  я считаю, что основными принципами позитивного диалога является умение слушать и слышать собеседника, побуждающее к действию, несущему позитив в наш рациональный технологичный мир. Зачастую люди слушают, но не слышат друг друга или делают вид, что слушают.

   Для доказательства приведу пример недельной давности. Была на научно-практической конференции. Программа составлена идеально, в соответствии с тематикой, выступления насыщенные, докладчики превосходные. Качество составляющих диалога в наличии, а вот качественного диалога не было. Выступающие отчитали свои качественно сделанные доклады и получили документ для своего портфолио, сидящие в зале тоже получили свидетельство для портфолио , организаторы получили одобрение как со стороны слушавших, так и со стороны читавших. Вроде бы один позитив для всех, а позитивного диалога , являющегося продуктивным , на мой взгляд, не состоялось. Докладчики слушали друг друга, но так и не услышали, и даже не поняли, что, ссылаясь на выступления предыдущих ораторов , они вступали в противоречие с ними. Но противоречия никого не волновали. А ведь противоречие на научно-практической конференции - это не тупик, это толчок для движения вперед. В свете новых подходов к оценке качества образования один из докладчиков говорил о том, что надо в корне менять отношение к отметке и в частности к двойке. Что отметка «два» – это двойка ученика, которая показывает, что на данном этапе не усвоен данный материал, подлежащий оцениванию. Обнадеживающее начало, но в конце мероприятия, другой докладчик утверждал, что ставя ученику двойку, учитель ставит эту отметку себе. Первый докладчик не возразил, так как его уж и след простыл , он выступил и умчался, так и не услышав отзвуки на свой доклад. Бешеный ритм жизни, где уж здесь услышать, если надо везде успеть. Планировался круглый стол, на котором должно быть общение по вопросам , затронутых в докладах, но времени на это общение не осталось, так как оно было исчерпано докладчиками.

   Второй пример . Несколько лет назад проводился педагогический совет по теме преемственности начальной и средней школы.   В пятом классе резко падало количество хорошистов и не происходило подтверждение отметок, полученных детьми на выходе с начальной ступени образования. А так как эта проблема возникала ежегодно, я проработала нормативную документацию по оцениванию достижений в начальной школе и средней. Сделала сравнительную таблицу, и обнаружила расхождение в оценивании достижении на   отметку 4 и 3 и,  соответственно, сообщила об этом на педсовете. Да, меня выслушали, сказали, что обязательно отработают этот вопрос.   До сих пор отрабатывают. Меня слушали, мне пообещали, но ничего не предприняли. Так был ли диалог? А если это был диалог, то был ли он качественным и продуктивным? И был ли он позитивен?

  И в завершении, вспоминая фразу из фильма «Доживем до понедельника» «Счастье – это когда тебя понимают», и считая, что понимание человека возможно, когда его слышат, я хочу сказать: «Люди, остановитесь! И слушая друг друга, услышьте собеседника и поймите. А поняв , о чем идет речь, постарайтесь сделать мир чуть позитивнее. Пусть счастья на свете будет больше».

 

Исакова Е.А., МБОУ СОШ №8, Железнодорожный

«Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам,

а тот, с кем охотно говорят другие.»

Жан Лабрюйер

Если делаешь что-то, то делать это нужно профессионально. Все мы учителя, но самое главное - мы хранители детских сердец. Если отдавать ребенку немножечко себя, взамен получишь намного больше! Такой чистой энергии, честности и преданности, какую излучает понятый нами ребенок, мы не получим нигде. Я уверена, что учителя - это очень важные персонажи в сказке под названием "Детство"!

Очень просто разрушить и так трудно создавать что-то в детской душе. Самый нежный возраст доверяет нам ребенок. Учитель должен наполнить его самыми сильными знаниями, самыми правильными дорогами, самыми лучшими человеческими качествами. Не каждый способен стать великим инженером, ученым, аналитиком. Но каждый ребенок может стать Человеком. Нужно только помочь ему в этом.

Легко работать с теми, кому повезло, кто растет в благополучной семье, где родители многих поколений - успешные интеллигентные люди. Там уже с раннего детства есть цель, есть возможности, есть желание. Здесь работает схема "Семья и школа". А если нет? Если с детства - один? Если учеба не дается и память не заложена генетически? Неполная семья, мама с пивом и сигаретой? Вот тогда на помощь может прийти только учитель. Наш опыт, наш пример, наше отношение к ребенку. Это великое искусство и тяжелый труд. Не всегда получается. Раздражаемся, злимся, ругаем. Но мы должны очень тонко чувствовать грань, за которой откроется широкая черная расщелина и обратного пути уже не будет. Это называют замкнутостью, плохим характером, неумением общаться, психологическим типом. Это верно, но все это кирпичики, которые выложились на фундаменте души. Даже самый твердый камень на мягком облаке станет невесомым; даже самый трудный ребенок станет адекватным, если почувствует любовь и уважение к себе. Поэтому педагоги учатся всю свою жизнь. Не столько новому материалу, новым программам, новым аспектам обучения, а скорее новым подходам к детским сердцам.

Я считаю, что никакие курсы, никакая аттестация, никакие ученые степени не сделают учителя Учителем, если у него нет веры в лучшее, веры в честные глаза каждого ребенка. Безнадежных детей нет. Есть дети упущенные, недолюбленные взрослыми! Только позитивный диалог, построенный на любви, уважении и взаимопонимании, умении слушать и слышать, желании помочь и понять, сделает наш мир лучше, жизнь легче и души чище!

«Если вы последовательно развиваете достойную мысль, то в конце концов она дойдет до сознания достойных людей.» Джим Рон

Салиханова Г.У., МБОУ СОШ №7, Губкинский

Мы не можем жить только для себя. Тысячи нитей соединяют нас с другими людьми; и через эти нити… наши действия становятся причинами и возвращаются к нам как следствия. Герман Мелвилл Невидимые нити соединяют нас с теми, с кем мы дружим или враждуем. Чем плотнее мы общаемся с человеком, тем крепче нить, ведущая от него к нам. Общение наше, главным образом, происходит через диалог, позитивный или негативный, зависит от нас. Просто необходимо выбрать правильную тактику поведения при споре, обсуждении, так скажем, той или иной проблемы или при беседе.

Формула, на мой взгляд, проста:

Вежливость+Тактичность+Добродушие+Искренность+Чуткость+Толерантность=

Позитивный диалог

Но… если вы удивительно дружелюбный, неконфликтный, спокойный и открытый для общения человек, не исключено, что вы можете попасть в конфликтную ситуацию. Ведь люди все разные, исправить их характеры даже за короткий период времени просто невозможно, да к тому же глупо и бессмысленно. В таких ситуациях главное – помнить одно: если устранить конфликт нельзя, надо учиться им управлять!

Первое, сохранять спокойствие в любых ситуациях. Когда ситуация выходит из-под контроля, помнить, что «молчание-золото».

Второе, не стараться победить в споре. Конфликты не побеждают, их улаживают. Попытаться честно понять точку зрения другого, проявить к нему уважение, поискать компромиссное решение. А если вдруг оказалось, что вы не правы, достойно признать это. «Ведь в споре рождается истина!» Однажды я наблюдала такую картину. «Искаженное от злости лицо, с пеной у рта доказывающее свою правоту, размахивающее трясущимися руками, готовое испепелить взглядом своего противника». Картинка непривлекательна, не так ли? Так вот, я представила себе, что я выглядела бы такой «непривлекательной», если бы я не сдерживала бы своих эмоций. Но если приходится общаться с такими людьми, я вспоминаю несколько афоризмов: «Смиритесь с тем, чему пока нельзя помешать», «Помните, Вам никто ничего не должен!», «Радуйтесь, что вы не такой!» «Каждый удар, наносимый в гневе, в конце концов, падет на нас самих!» (Уильям Пенн). И если посмотреть на жизнь с таких позиций, то всегда можно уверенно и даже творческих находить выход из конфликтной ситуации и вести позитивный ДИАЛОГ.

Юдина Е.Н., МБОУ «СОШ № 135», Снежинск

Бешеный ритм жизни мегаполисов, часы, проведённые за компьютером, перед телевизором не способствуют объединению людей. Нашим современникам не хватает живого общения, теплоты душевных отношений. Старшее поколение не хочет услышать своих детей и внуков. Молодёжь уходит в виртуальную реальность, отгораживаясь от мира всё больше и больше. Люди разучились общаться! Как достучаться до ближнего? Как научить слышать друг друга? Давайте отложим на несколько минут свои дела, заглянем в глаза собеседнику, покажем, что готовы его слушать. Наш доброжелательный взгляд поможет ему начать разговор. Очень важно выслушать говорящего, не перебивая, а поддерживая взглядом, мимикой лица, кивком головы, короткими одобряющими репликами: «Вот это да!», «Ну надо же!», «Как интересно!», «А я и не знала!» и т.п.

В процессе диалога важно не скатиться до нравоучений, что, к сожалению, часто бывает при разговоре взрослого с ребёнком. Как часто родители и педагоги, не дослушивая детей до конца, начинают давать оценку их действиям, прерывая тем самым желание последнего откровенничать! По своему опыту знаю, как порой трудно удержаться от оценочных, осуждающих фраз, типа : «Плохо!», «Как ты могла!» Не надо торопиться! Во время диалога необходимо дать собеседнику выговориться. Можно при этом спросить о чувствах: «Тебе было страшно?», «Тебя это огорчило? (обрадовало, потрясло)?

Много лет назад я прочитала об этом в книге американского психолога Кэтрин Дж. Кволс «Переориентация поведения детей». Удивилась и... начала практиковать подобные вопросы в беседах с собственными детьми. Результат был потрясающий! С тех пор этот приём – мой незаменимый помощник в разговорах по душам с моими учениками и родителями. Как правило, человек, отвечая на вопросы, касающиеся своих чувств и ощущений, раскрепощен, и при этом пытается понять самого себя. А для нас он порой раскрывается с неожиданной стороны. Давайте же будем учиться общаться, используя основные принципы позитивного диалога!

Сахарова Г.П., Лицей № 35 ОАО «РЖД», Ржев

Они спорили о чем-то очень сложном и важном,

причем ни один из них не мог победить другого.

Они ни в чем не сходились друг с другом,

и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем.

М. Булгаков Учитель и ученик.

В этих словах отражены два великих явления жизни, без которых не может существовать род людской. Они существуют века. Они неразрывны. И без них невозможна преемственная связь поколений.

Цель наставника - это научить, наставить, направить, вразумить, объяснить. И как никогда важно для учителя умение строить диалог со своим учеником. Ведь именно через полноценное общение происходит становление личности. Когда учитель выражает свои чувства перед учеником, то случается чудо: между учителем и учеником проскакивает искра взаимопонимания, и рождается прекрасное чувство сопереживания.

Учитель должен уметь своими словами создать в классе творческого поиска, где каждый ученик будет уверен, что его выслушают и поймут. Умение доброжелательно выслушать ученика очень важно в нашей профессии, т.к. очень часто так и хочется поправить, исправить, показать, как надо, предостеречь от неверных, на учительский взгляд, поступков. Умело используя слово, можно выстроить мостик доверия в отношениях с детьми, подростками. При этом нельзя забывать, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее – именно это является смыслом всей нашей работы. Каждый ребенок - это индивидуальность, и главная задача учителя состоит в том, чтобы увидеть ту «изюминку», которая делает ребенка уникальным, неповторимым. Искреннее сопереживание всегда сможет найти путь к сердцу ребенка. Нужно вместе с детьми искренне переживать их проблемы, потому что дети всегда чувствуют фальшь. Не всегда это слово, можно просто помолчать вместе с ребенком, и этого будет достаточно, чтобы ученик в следующий раз открыл учителю свою душу. Нужно осознавать, что нет отдельно учителя и ученика, а есть КОМАНДА, в которой оценивается, не кто главный и самый умный, а общий результат. У каждого должна быть своя роль. Задача учителя – обеспечивать стратегию, целенаправленность и эффективность работы в команде. А все это возможно только через диалог между учителем и учеником.

Слова учителя имеют силу строить путь к взаимопониманию. Это восхождение от сочувствия и сопереживания через соучастие к содействию и конечный результат этого непрерывного движения - это сотрудничество и сотворчество.

Пащенко Л.И., МКОУ СОШ №10, Цимлянский

Что является диалогом... Может, любое слово сказанное другому человеку, а может, разговор с самим собой, а может, просто беседа на какую-то тему? Любое взаимодействие слов, понятий и чувств - это диалог? Поразительно! Ведь это то самое, без чего немыслима наша жизнь, моя работа в школе - да чего там, трудно представить себе жизнь без диалога! Диалог с другим, с собой, с природой и людьми, с событиями и данностями бытия, с плохим и хорошим, диалог внутренний, диалог открытый, истинный и формальный…

Вся наша жизнь построена на диалоге. Диалог, вопреки мнениям разных словарей, - не «попеременный обмен репликами», не «форма непосредственного речевого взаимодействия двух или нескольких лиц, состоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик», не «тип коммуникации» и не «процесс общения». Диалог предполагает соблюдение законов и неких требований к желающим вступить в него, а особенно это относиться, я думаю, к позитивному диалогу. Ведь в первую очередь основным законом позитивного диалога является ощущение - ощущение радости от разговора с собеседником, ощущение чувство комфорта и самоудовлетворения и так далее.

Диалог - это ощущение, которое бывает у нас, когда мы - очень внимательно, с желанием понять - слушаем своих близких, детей или их родителей. Поэтому основными принципы такого диалога являются: смотреть в глаза, как бы слиться с их глазами и звучными нотами их голосов; мы должны постараться вызвать полное доверие, стать открытыми и с помощи улыбки и жестов расположить к беседе.

И когда наш отклик оказывается ими настолько же внимательно воспринят, то между нами и будет происходить диалог. И тогда же мы ясно сможет почувствовать тепло где-то внутри - наверное, в сердце. Это описание, я надеюсь, может быть узнано многими. Только тот педагог может работать с детьми, который сможет открыть им своё сердце. Диалог - это чувство, это момент понимания, который невозможно спутать с интеллектуальной игрой в слова. Это тепло, которое поддерживает бытие я в каждый миг видения ты. В диалоге я - есть, и ты - есть, а это главное в работе каждого педагога.

Серегина Н.В., МБОУ "СОШ №71", Лесной

Утро. Начинается новый день, пусть даже серый, пасмурный и неуютный. Собираюсь в школу. Смотрю на себя в зеркало и улыбаюсь. Все будет хорошо... Светает. Выхожу на улицу. Машина покрыта снегом. Вот она задорно подмигнула мне. Ровно заурчал ее двигатель. Несколько минут и... можно садиться за руль. На перекрестке опять "пробка". Размышляю о прошлом и настоящем, о том, что было и, возможно, будет впереди. Водители спешат, сигналят друг другу и приходит понимание того, что все в нашей жизни ситуативно и, порой, не зависит от желаний самого человека. Значит надо жить на позитиве и адекватно воспринимать реальную действительность. Захожу в школу, поднимаюсь в класс.

До начала урока еще есть время - около получаса. Готовлю доску, демонстрационный и раздаточный материал. Теперь можно немного вздохнуть. Вот и дети. Они неспешно заходят в класс, полусонные усаживаются за парты. Улыбаюсь. Какие же они все разные: взъерошенные и неторопливые, непоседы, смешливые и задумчивые - у каждого своя маленькая история и своя маленькая жизнь. Очень хочется, чтобы все у них получилось. Начинаю урок. Смотрю каждому в глаза - "Мои хорошие, я вас люблю, ценю и обязательно помогу. Вы будете успешными. Наш предмет не простой - химия. Понадобятся и логика, и математические навыки, и умение работать с текстом, делать выводы, и проводить несложные опыты, и... многое-многое другое. Только будьте внимательны и следуйте за мной. Ну, что же, в путь".

Такой эмоциональный фон считаю необходимым условием начала диалога с детьми. Может быть, я расскажу им о том, что видела сегодня по дороге в школу, или историю, услышанную вчера, либо прочитаю отрывок из интересной книги, любимое стихотворение, а, может быть, просто спрошу, как они себя чувствуют, насколько готовы работать сегодня со мной. Теперь их эмоции и чувства на моей стороне, мы готовы слушать друг друга. Следующая задача, которую мне крайне необходимо решить в начале урока - разговорить детей. Этому может помешать природная застенчивость некоторых из них, уровень речевых навыков других, возможно, неготовность к уроку третьих и пр. Поэтому использую вопросы разных типов. Сначала - закрытые вопросы. Они предполагают ответ "Да" или "нет". С них и начну беседу со своими учениками. Уточняющие вопросы предназначены для того, чтобы уточнить факт, определение, понятие. Их использую для того, чтобы акцентировать внимание детей на отдельных, наиболее важных, может быть трудных вопросах учебного материала. И, наконец, открытые вопросы. Они требуют развернутого ответа и, потому задаю их детям, которые смогут дать правильный ответ, а в случае затруднения обязательно найдут решение при помощи учителя. Никогда не перебиваю своих учеников, не резюмирую ответ, не уточняю, а использую такой прием, как логическое следствие. Считаю это важным моментом урока, одним из приемов позитивного диалога. Ведь развивая и дополняя мысль ребенка, тем самым, поддерживаю его, укрепляю авторитет в глазах одноклассников, формирую уверенность в своих силах. И вот приступаю к объяснению нового материала. При этом придерживаюсь таких правил как простота, краткость, наглядность, доступность. Обязательно ориентируюсь на принцип - обучать от простого к сложному. Если все мои дети будут владеть элементарными навыками, то вводить в содержание урока более сложный материал не представит труда. Ведь мы говорим на одном языке - химическом и потому хорошо понимаем друг друга. А усложнение необходимо, так как мои ученики обладают различными способностями и возможностями и мне крайне важно, чтобы им, всем без исключения, на уроке было интересно. Интересным моментом урока считаю закрепление нового материала и здесь использую такой прием как многократное повторение, которое заключается в организации коллективной работы с классом (дети по очереди выходят к доске и обязательно проговаривают свои действия, а моя задача при этом состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку почувствовать уверенность в своих силах, для чего при затруднении всегда подсказываю им). Далее работаем в группах, в каждой из которых есть ученик хорошо успевающий по предмету. И, наконец, переходим к работе в парах. Дети же, освоившие новый материал в этот момент работают самостоятельно. Звонок...

Мы все успели и у нас все получилось. Мы говорили и понимали друг друга. Мы слышали друг друга и остались довольны собой. Дети, прощаясь, выходят из класса. Улыбаюсь. Желаю удачи. Говорю - "Приходите, я всегда рада вас видеть. Я буду ждать вас снова". Так начинается каждый учебный день и потому, кажется, что время, неумолимо бегущее вперед, вдруг остановилось, или задержалось где-то на полустанке, а почти тридцать лет работы в школе - это один большой и очень продолжительный урок, урок, который никогда не закончится. И, может быть, пора остановится, но когда видишь интерес в глазах окружающих - детей и взрослых, когда понимаешь, что ты им нужен, приходит осознание того, что наша жизнь все-таки бесконечна. Уроки закончились. Выхожу в коридор. "Добрый день! Вы прекрасно выглядите. А вам я буду очень благодарна, если свой отчет вы все же сдадите завтра. Все понимаю. Конечно, подожду!.. Прошу вас - зайдите ко мне сегодня".

Я - учитель, заместитель директора. Мне просто необходимо уметь говорить и договариваться с людьми. Скажу честно, за все время работы в школе (а в связи с переменой места службы мужа пришлось сменить 12 школ, поработать в управлении образования) мне никто не сказал "Нет". Думаю, что это следствие складывающихся в коллективе взаимоотношений, которые строю ориентируясь только на правило: работать много самой и над собой, всегда помогать окружающим, поддерживать их словом и делом, подсказывать (раньше считала это недостатком, теперь уверена - делаю все верно), улыбаться, быть доброжелательной и приветливой. Ведь все, что порой происходит вокруг нас - это лишь только короткие моменты нашей жизни.

Михайлова Л.В., МОУ "СОШ №40", Саранск

Человеческое бытие есть всегда «бытие с другими». Качество человеческой жизни, надежды на счастье, успешность человека связаны с умением правильно строить взаимодействие с различными людьми, эффективно общаться. В сфере образования диалог выступает не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным его принципом. В студенческие годы преподаватель педагогики рассказал притчу, которую я помню и сейчас. Однажды ученик спросил у Мастера:

— Скажи, как мне научиться находить общий язык с любым человеком, с которым сталкивает меня жизнь?

— Это просто, — сказал Мастер. — Существует всего сто двадцать семь типов людей. Изучив все эти типы и узнав способы общения с каждым, ты не будешь никогда испытывать трудностей.

Ученик посвятил десять лет изучению ста двадцати семи типов людей и, когда счел свое обучение завершенным, отправился в большой город. Но по дороге он был остановлен разбойником и ограблен. Вынужденный вернуться к Учителю, он посетовал:

— Мне не помогло мое знание! Я пытался определить тип этого разбойника и общаться с ним соответственно, но это не помешало ему ограбить меня!

— Однако ты остался жив — это ли не результат? — сказал Мастер. — Кроме того, ты не понял главного. Ты не увидел за типом человека. Уважать каждого ученика, уметь видеть в нём личность со своими интересами, задатками, возможностями - это сложная работа ума и сердца. «Без души и помыслов высоких живых путей от сердца к сердцу нет» - пишет Гёте.

И поиск таких путей я вижу в диалоге, в общении, в обмене духовными ценностями педагога с детьми, педагога с родителями и коллегами. Урок – это прежде всего диалог между учителем и учеником. Ещё Платон сказал, что диалог – это лучшая форма по совместному поиску истины, сотворчество. Каждый раз проводя урок я задаю себе вопрос. Как сидят дети по отношению друг к другу на протяжении многих лет обучения? Что они видят перед собой? Переднюю стенку класса, доску, глаза учителя, бросающего редкие взгляды то на того, то на другого ученика, и затылки впереди сидящих ребят. Чтобы увидеть друг друга, надо повернуться, а «вертеться на уроке нельзя». Как в этих условиях учить комфортному, позитивному общению? Учащиеся не взаимодействуют непосредственно друг с другом, а общаются через учителя. Это мешает в полной мере сотрудничать на уроке, мешает их самовыражению, творчеству, раскованности и естественно в речевой деятельности подавляет способность к саморефлексии. Поэтому на своих уроках использую принцип взаимообозрения. То есть размещаю детей в различных ситуациях общения так, чтобы каждый из них мог видеть глаза любого из присутствующих. Исключение составляют уроки, на которых активно используется доска. Например: вариант посадки «круглый стол». «Круглый стол» позволяет пережить радость совместных открытий. Дети учатся лучше находить общий язык, быть более гибкими в отношениях друг с другом. В этом пространстве могут проходить беседы, совместные обсуждения, «мозговые штурмы», а также поэтические и музыкальные вечера. Очень эффективна – групповая (коллективно-творческая) рассадка: школьники располагаются маленькими группами, сидя в небольших кругах по всему пространству помещения. При таком размещении организуется работа по группам для создания общего, целостного результата, а также проводятся коллективные дела. Конечно, пространственные условия сами по себе не обеспечивают результата, но повышают эффективность общения, делают возможным переход к его более высокому уровню, уменьшают психологическую дистанцию, способствуют появлению «эффекта доверия». Есть у учителя одна замечательная возможность: наблюдать за своими питомцами, быть свидетелем становления характера, а порой и судьбы. Сколько их, этих судеб проходит перед нами за время работы в школе. Сколько неразгаданных тайн, необъяснимых поступков. Каждый человек имеет опыт того, как больно задевает, а порой даже глубоко ранит сделанное замечание. Психологи заметили, что иногда такая «рана» не заживает до конца дней или приводит к возникновению комплекса неполноценности. Поэтому принцип одобрения очень эффективен при воспитании. Я не боюсь говорить ребёнку, что у него сегодня на уроке всё получается, и часто произношу «молодец», «умница», «я рада за тебя» даже тогда, когда успехи у ребёнка более чем скромны. Ведь это воспитывает у ребёнка уверенность в себе, вызывает желание делать следующий шаг более твёрдым, испытывать чувство похвалы за свой труд. Ребенок в первый раз помыл пол. Вполне возможно, что он сделал это не так, как следует. Мудрость воспитания состоит в том, чтобы в данной ситуации хвалить не за качество результата, а за само действие: за то, что он выполнил просьбу или проявил инициативу. Нельзя забывать, что детство дается человеку для дозревания, что ребята имеют право на соответствующее поведение: пошалить, забыть слова учителя или родителей, нечаянно что-то разлить, разбить, рассыпать и пр. И такое поведение не повод чтобы унижать их достоинство, указывать на неумелость, давать негативные оценки их рукам или голове. Наши дети внимательны и чутки к самым мельчайшим деталям человеческой натуры. Я уверена, что речевая культура учителя, манеры – всё это подмечается детьми. Воспитывая без назидательства, без подавления инициативы учащихся своей волей, с благожелательной готовностью помочь им в любом начинании, с умением деликатно выразить своё несогласие с ними применяю принцип позитивной речевой установки. Взрослые часто говорят детям: «Не кричи!». Лучше сказать: «Говори тише, спокойнее» Следует говорить не о том, как не нужно поступать, а о том, что и как нужно делать. Духовное и душевное содружество старших и младших непременное условие взаимной любви. Отношения между взрослыми и детьми подобно бумерангу. Не с усвоения ребёнком моральных истин начинается воспитание ребёнка, а с пробуждения в нём добрых чувств. Добрые чувства – залог рождения твёрдых убеждений и принципов, которые и будут определять лицо подрастающего человека. Принцип личностного обращения позволяет обращаться к учащимся только по имени. Результат будет более эффективным, если при этом смотреть ребенку в глаза. Надо следить за тем, чтобы и они называли друг друга по имени. Для этого существует множество способов: создание игровых ситуаций, организация различных коллективных дел и общения в учебном процессе и многое другое. Принцип взаиморазвития. Его суть можно выразить формулой: «Развитие окружающих меня людей является условием моего развития. Я развиваюсь, когда помогаю развиваться другому». Можно провести аналогию с ситуацией, когда один что-либо объясняет другому: известно, что лучше понимает тот, кто объясняет. Недаром древняя мудрость гласит: «Хочешь что-либо знать – заведи себе ученика». Отсюда следует, что интенсивнее развивается тот, кто создает условия для развития других. Поэтому на уроках полезно организовывать взаимообъяснение. Оно особенно целесообразно при проверке домашнего задания. Например, учащиеся, сидящие за одной партой, могут объяснить по очереди друг другу, как они его выполняли. Пусть рассказывают друг другу правила, формулы, таблицу умножения и пр. Эффективность данного подхода в том, что тот, кто говорит, не боится ошибиться, так как рассказывает своему товарищу и не ожидает оценки, а тот, кто проверяет, имеет возможность лишний раз увидеть, прочитать образец. При этом нужно напоминать детям о доброжелательности по отношению друг к другу. Можно изобрести еще множество подобных приемов Принцип безусловной любви. Каждый человек хочет быть любимым. Многие детские болезни часто определяются желанием ребят вызвать к себе любовь родителей, обратить на себя их внимание. Любить – прежде всего давать, а не получать. Отдавать - много радостнее, чем получать, – не потому, что это лишнее а потому, что, отдавая, человек ощущает, что живет. Но самое важное – отдавать не материальные, а человеческие ценности, делиться собственными радостями и печалями, интересами, мыслями, знаниями – всеми проявлениями своей жизни... Отдавая, человек непременно привносит что-то в жизнь другого, и это «что-то» так или иначе к нему возвращается. Эта мысль блестяще выражена Л. Н. Толстым: «Если считать человека человеком, а его отношение к миру – человеческим, то за любовь можно платить только любовью, за доверие только доверием». Я работаю в школе 32 года и без преувеличения могу сказать, что всё это время занимаюсь радостным для меня трудом. Так где же взять нам силы для каждодневного вдохновения? Только в любви и общении с детьми. Каждый день я открываю школьную дверь и прихожу в класс. Звенит звонок, и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, верящие, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я помогаю им познать себя, поверить в свои возможности, добиться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть, честь.