Как воспитать юного исследователя (рекомендации для любящих родителей) С самого рождения ребенка роль родителей в исследовательской деятельности малыша трудно переоценить. Самый естественный образ действий ребёнка c самого рождения и далее – это исследование. Дети изучают окружающую обстановку, звуки, предметы, возможности своего тела, голоса, эмоциональные проявления… Если близкие поддерживают интерес к этим исследованиям, откликаются на просьбы ребёнка к совместной деятельности, делятся, при необходимости, своим опытом, знаниями, при этом оставляя простор для самостоятельных исследований, то такой ребёнок к школе разовьёт свой исследовательский интерес и с удовольствием отправится в «путешествие за знаниями». В дошкольном возрасте почти все здоровые дети проявляют интерес ко всему, что видят и слышат. Примером является поведение «почемучек» - бесконечные детские «как?», «зачем?» и «почему?». Умные родители не отталкивают детей («отстань» не знаю!», «как ты надоел со своими вопросами!», «когда ты только помолчишь!»), но и не дают прямых ответов. Мудро поступают те мамы и папы, которые пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая, как это нужно делать. Это и есть истоки формирования личности юного исследователя. Иногда в школе непривычные к интеллектуальному труду дети (или дети с повышенной утомляемостью), сталкиваясь с определенной умственной нагрузкой, быстро устают «думать». Тогда происходит процесс «экранирования», «отражения». «отталкивания» «лишних» знаний. Остается только необходимый минимум для себя (закон энергосбережения). Так формируются здоровые «середнячки», которые не хотят знать больше того, о чем могут спросить завтра на уроке. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя отследить такого недозагруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности. Тогда интерес может возникнуть снова, а может уже и не возникнуть, если прошло много времени с начала «тоски» по интеллектуальной загрузке.
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет родителей, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:
Исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому известно, что многие дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своим примером, интересом к новым знаниям старайтесь направить деятельность ребенка в нужном и полезном для него направлении. Дети ведут себя по-разному: кто-то активен, с азартом ищет информацию для своих исследований по разным источникам. Другие привлекают к своей работе родителей. Есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи, чтобы заинтересовать исследованием. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь и незаметно втягивается в поисковую деятельность. Хорошо совместно найденный материал просмотреть, попутно выяснить, что еще нужно сделать, например, провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать необходимые рисунки, фотографии, составить таблицы. Готовый материал оформляйте вместе, помогите ребенку подготовиться к выступлению в школе или на конференции. Естественно, ваша помощь ребенку необходима. Тщательно продумайте, что и как вы будете делать, а дети обязательно должны получить положительный результат. При организации исследования предложите ребенку следующий план работы: 1. Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование? 2. Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы? 3. Цель. Что я хочу исследовать? 4. Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование? 5. Задачи исследования. 6. Дата и место проведения моего исследования. 7. Методика работы. Каким образом я проводил исследование? 8. Описание работы. Мои результаты исследования. 9. Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить. 10. Использованная литература. 11. Приложения. Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Такие конференции проводит «Интеллект будущего». Каждую работу независимо от её качества необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети теряются во время публичного выступления. Очень хорошо помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка. Научите ребенка пользоваться электронной презентацией. А еще хорошо бы вам присутствовать на выступлении, это успокоит ребенка и укрепит вашу связь со школой. Исследовательский метод очень важен в интеллектуальном развитии ребенка, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию, направленную на творческое развитие личности. Ребенок накапливает достоверные конкретно-образные представления об окружающей действительности. Получает фактические знания, которые являются основой для последующего умственного развития. Юный исследователь осознает, обогащает, раскрывает причины и взаимосвязи в окружающем мире. Реализуя исследование, младший школьник овладевает рядом практических умений и навыков, выявляет характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. И.Н. Исакова, педагог-психолог МАН "Интеллект будущего" |
Новости
12.11.2024Итоги конференции «Образовательный потенциал астрономии и космонавтики» 7-8 ноября 2024 года состоялась Всероссийская педагогическая онлайн-конференция «Образовательный потенциал астрономии и космонавтики». Конференция проводилась при поддержке Фонда Президентских грантов в рамках проекта «Космическая лига: стартовая площадка для юных исследователей». |
Читать полностью... |
10.11.2024Продление сроков по конкурсам "Интеллект-экспресс" В связи с техническими работами на сайте прием работ по конкурсам "Интеллект-экспресс" продлен по 17 ноября включительно. Ждем Ваши работы. |
05.11.2024ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКИ |
Читать полностью... |
25.10.2024ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ XXII Всероссийский Форум «Образование: взгляд в будущее» и конференция учащихся «Шаги в науку» (осенняя сессия) проводились с 21 по 23 октября 2024 года в Подмосковном парке-отеле «Воздвиженское». |
Читать полностью... |
22.10.2024Современное образование: опыт, инновации, перспективы С 6 по 10 октября 2024 года состоялся XII Всероссийский открытый педагогический фестиваль «Современное образование: опыт, инновации, перспективы». |
Читать полностью... |
20.10.2023Итоги онлайн-турнира «Покорители космоса» 17 и 18 октября с большим успехом прошли онлайн-турниры "Покорители космоса" для учащихся 5-8 и 9-11 классов, посвящённые запуску Первого искусственного спутника Земли. |
Читать полностью... |
18.10.2024ЕСЛИ ТЫ СЧАСТЛИВ САМ – СЧАСТЬЕМ ПОДЕЛИСЬ СВОИМ 15-16 октября 2024 г. состоялся педагогический онлайн-форум «Счастливые педагоги – счастливые ученики». Форум – часть большого проекта – «Счастливые люди – вдохновение и сила России», поддержанного Президентским фондом культурных инициатив. |
Читать полностью... |