Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 165297184
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 2270
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t  i

Образ зеркала в детском литературном творчестве

Статья о способах разрешения психологической проблемы «раздвоенности» бытия, о поисках путей к целостности личности с помощью литературного творчества. Представлены творческие работы участниц проекта «Познание и творчество» присланные на конкурс «Рождение звезды» в 2010-2011 учебном году, сделан краткий психологический анализ этих работ с точки зрения самотерапии авторов литературным творчеством.

Ключевые слова: двойная реальность, нормы, адаптация, личностный ресурс, литературные способности, творчество, самотерапия, целостность личности, образ зеркала, метафора внутренней жизни.

Образ зеркала в жизни и в литературе трактуется неоднозначно, порой противоречиво. Отражение в зеркале дает возможность человеку не только всматриваться в свой внешний облик, но и открывает дорогу размышлениям о внутреннем мире, пробуждает душевные переживания. Особенно близок и притягателен образ зеркала в отрочестве и юности. Уже не дети, но еще не взрослые, попадая в «зазеркалье собственной души», получают мощный стимул к анализу, пересмотру этого «зазеркалья». Всматриваясь в отражение своего внутреннего мира, подростки способны совершить рывок в личностном развитии. И тут есть, над чем задуматься. Почему образ зеркала так двойственен, противоречив? Почему метафора зеркального отражения так притягательна для человека взрослеющего? И где истоки ресурсного воздействия зеркала на личностный рост юного поколения?

За долгие и непростые годы своей истории наше общество накопило колоссальный опыт существования в двойной реальности. С одной стороны – правила общественной жизни с ее постулатами и строгими нормами. С другой – реальность существования отдельно взятого человека, так называемая «правда жизни»,которая для многих заключается в поисках проторенного жизненного пути, желательно, легкого и безопасного. Общество, воспитывая ребенка в детском саду или в школе, всякий раз внедряет в его сознание позитивные нормы – надо быть правдивым, бескорыстным, заботиться о других. То есть общество транслирует те нормы, которые принято считать образцовыми.

В обычной повседневной жизни усвоение социальных норм происходит совсем по-другому. Ребенок, будучи исследователем по своей природе, наблюдает за поведением окружающих, оценивает свой опыт в жизненных ситуациях, а также «считывает» скрытый смысл в реакциях близких людей на свое поведение. Иногда нормы обыденной жизни передаются и в прямой форме. Источниками этих норм могут быть ближайшее окружение, сверстники, средства массовой информации («Своя рубашка ближе к телу», «Сам о себе не позаботишься, никто о тебе не позаботится», «В борьбе все средства хороши», «Моя хата с краю, ничего не знаю» и т.д.). Эти нормы представляют собой как бы нечто само собой разумеющееся, этакую «соль земли», естественную «прививку извне».

Образцовые и обыденные нормы усваиваются разными путями, поэтому имеют свои сильные и слабые стороны.  Образцовые нормы почти всегда даются в уже сформулированном виде, их легко запомнить, воспроизвести, обсудить, им можно обучить других. Они идеально подходят при объяснении своего или чужого поведения. Но настоящая жизнь, которая отражается в этих нормах, далеко не всегда находит отклик в личных переживаниях человека, не всегда задевает глубинные душевные струны, поэтому идеальные, образцовые нормы можно сравнить с механически зазубренным уроком. Обыденные нормы, наоборот, напрямую связаны с реалиями каждого дня, с повседневной жизнью, но их сложно сформулировать, выразить, они редко полностью осознаются, поэтому с их помощью легче действовать, а не объяснять.  К сожалению, способ психологического приспособления к «раздвоенности» бытия вырабатывается в большинстве случаев с самого детства. Наши дети вынужденно учатся соответствовать противоречивым правилам, требованиям, нормативам, при этом неизбежный в таких случаях конфликт часто просто не осознается. Однако конфликт никуда не исчезает, а реальность не становится целостной. Наоборот, калейдоскопически меняющееся время готовит детям новые, все более сложные требования, которые необходимо выполнить, чтобы адаптироваться к современной жизни.  Таким образом, мы приходим к парадоксальному выводу о том, что ситуация двойной реальности, очень опасная для развивающейся психики ребенка, практически необходима для нормальной подготовки его к жизни в быстро меняющемся мире.

Но ведь каждый человек в своем развитии стремится к целостности. Многие выдающиеся исследователи в сфере психологии, философии (Я. Смитс, А.Адлер, В. Штерн, А.Ш. Тхостов, М.М. Бахтин) считали, что только целостная интегративная личность может преодолеть барьеры своей природной и социальной ограниченности, может обрести внутреннюю гармонию. По мнению М.М. Бахтина, каждый человек наделен его единственным местом в бытии. Найти это единственное место, преодолеть разногласия с миром и самим собой, признать свою неповторимость, единственность - в этом и заключается предназначение человека.

Как же можно помочь человеку, особенно человеку взрослеющему, находящемуся в периоде становления, обрести целостность, избавиться от мучительного гнета двойной реальности? С помощью каких инструментов подростки могут адаптироваться к этой реальности без ущерба для своей личности? Существуют психологические консультации, где можно получить профессиональную помощь. Кому-то может повезти с близкими – доверительные, грамотно выстроенные отношения в семье спасают от разрушительного воздействия раздвоенных норм современного мира.

Но есть еще один способ, доступный практически каждому ребенку, подростку - это самотерапия творчеством, поиски ресурсов в своем собственном внутреннем мире. Причем наиболее эффективен этот способ в специально созданных условиях. Такие условия создаются для участников проекта «Познание и творчество» – популярного в России комплекса уникальных конкурсов для ребят всех возрастов. Эти незабываемые соревнования интеллекта и творческих способностей проводятся Общероссийской организацией «Малая академия наук «Интеллект будущего» в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Каждый участник этой программы, помимо прямых, видимых результатов (см. www.future4you.ru) может получить и нечто большее – огромный скачок в развитии собственной личности, обретение гармонии с самим собой, избавление от юношеских метаний, освобождение от ненужных сомнений, раздвоенности.

В качестве примера самотерапии творчеством познакомим читателей с литературными работами учащихся 11-х классов. Разработчики заданий не случайно выбрали темой этого тура «Зазеркалье собственной души». Во-первых, в педагогической и психологической литературе наиболее распространено мнение, что литературные способности наиболее ярко проявляются в подростковом и юношеском возрасте. Такого мнения придерживался Л.С. Выготский. Он считал, что литературному творчеству принадлежит особая роль в становлении самосознания ребенка. Когда у девушек и юношей возникает искренний, неподдельный интерес к собственному внутреннему миру, тогда же возникает желание письменно оформить результаты исследования душевной жизни как своей, так и других людей. С учетом этой потребности юных авторов в духовно-нравственных поисках, в личностном росте и построены задания креативного тура по литературе «Рождение звезды» для учащихся 11-х классов. Во-вторых, сам образ зеркала, выбранный для проявления словесно-художественных способностей, может принести немалую психологическую пользу, выступив искренним помощником, советчиком и психотерапевтом. Зеркало часто используется в литературе как метафора внутренней жизни человека. Вспомним, например, самые известные книги, удивительно красиво описывающие внутреннюю жизнь ребенка, - книги Л. Кэрролла про Алису. В книге «Алиса в зазеркалье» девочка, пройдя через зеркало, попадает в особую страну – отражение ее собственного мира. Это мир сложный, самобытный, противоречивый, магический. В нем непросто разобраться, в нем нет хорошего и плохого, в нем все неоднозначно.

Обратимся к опыту другого времени и другой культуры. В каждой культуре, в каждом времени, на каждом возрастном этапе – свои зеркала и свои отражения. Если вспомнить книгу или фильм «Королевство кривых зеркал», то можно согласиться, что здесь чувствуется влияние «Алисы…» Но как отличаются эти «зазеркалья» друг от друга! В Королевстве кривых зеркал действуют жестокие и однозначные законы, здесь ясно, кто друг, а кто – враг.

Вот так же по-своему, самобытно реализуют участники проекта «Познание и творчество» идею зазеркалья, раскрывают метафору внутренней жизни в соответствии со своими жизненными обстоятельствами, потребностями, мотивами. Для написания эссе 11-классникам была предложена тема "Зазеркалье собственной души". Предлагаем познакомиться с одной из работ. Выполняя творческое задание, автор описывает эмоциональный опыт, полученный в результате посещения спектакля. Впечатления от игры актеров и сюжета произведения будят сложные душевные переживания, заставляют задуматься как автора, так и вдумчивого читателя.

«Дракула» – сценическая фантазия по мотивам романа Брэма Стокера в 2-х действиях. Режиссер – народный артист России Валерий Белякович», – сообщает программка, купленная у кассы. Уже в десяти шагах - вход в зал, десять шагов разделяют реальность и … ее не менее реальное отражение.

Я готовилась к этому долго. Когда прочитала «Дракулу» Брэма Стокера, поняла, что не хочу с ним расставаться: было в нем что-то притягательное и манящее, неизведанное и непонятное. Конечно, его образ холодил кровь, его поступки вызывали отвращение, но ведь нет ничего более загадочного, чем такой «отрицательный» персонаж. В жизни, а тем более в искусстве ничего не происходит просто так. И Дракула когда-то соответствовал нормам нашего мира. Но кем же он стал потом? А главное, почему?

Наверное, за ответом на эти вопросы я и отправилась в Театр на Юго-Западе.

Еще до начала действия сцена, лишенная привычного театрального занавеса, заставляет сконцентрировать взгляд именно на ней. Зеркала, зеркала… Они повсюду. Вот он – вход в другую реальность? Но ведь огромные зеркальные полотнища направлены на зрительный зал так, что, смотря на сцену, ты словно вглядываешься в себя…

С самого начала действие поражает своей динамичностью и глубиной, стирается граница между зрителем и актером – все мы гости в доме Джонатана Харкера и его невесты Мины. Здесь все начинается, здесь все и закончится.

Отпраздновав помолвку, Джонатан отправляется в Трансильванию к новому клиенту, который хочет купить особняк в Англии – к графу Дракуле.

Граф Дракула, Влад Цепеш, Носферату… – да, у  него много имен и много масок, которые он будет надевать в спектакле. Но за всеми этими зыбкими зеркальными отражениями – только одна подлинная жизнь: трагедия честного и бесстрашного воина, у которого подло отняли единственную в жизни любовь.

Дракула сделал свой выбор: пролить «потоки крови», жить местью, отречься от Бога – и наказанием ему стали бессмертие и одиночество.

Бессмертие... О, как много людей хотели бы его обрести! Любым способом, любой ценой. Лишь бы жить вечно. Лишь бы уйти от своей судьбы, от себя, забыть о невоплощенных надеждах и совершенных грехах – утопить совесть в крови и дать свободу своей «темной половине». Об этом искушении предостерегает мудрый профессор Ван Хельсинг – и сам едва находит в себе силы, чтобы его преодолеть.

В спектакле Театра на Юго-Западе Дракула не совершает зла, не искушает бессмертием, а, напротив, предостерегает от него со всей выстраданной за столетия «бессмертного гнилья» мудростью. Бессмертие, власть, поклонение людей – он всё готов отдать за миг счастья со вновь обретенной возлюбленной – Миной.

Вот уже буквально пролетели три часа с начала спектакля. Действие близится к завершению. Ван Хельсинг и его помощники узнали, кто такой граф, узнали, где он и Мина. Знают они и единственный способ убить вампира – всадить в него семь осиных кольев, трижды очертив круг святой водой.

Вырвав Мину из объятий Дракулы, они начинают свое страшное дело. И в этот момент ненависть к ним все растет и растет. Хочется закричать: «Вы же ничего не знаете, не понимаете!» Но поздно. Дыхание замирает, наворачиваются слезы, и сердце будто отбивает последний в жизни ритм. Раз. Два. Три. Четыре. Пять. Шесть. Семь… Все.

Молчание. Слов нет. Только слезы – слезы в глазах Дракулы и Мины, слезы в глазах зрителей... Иногда просто не нужно слов. Или их вообще не существует – слов, которые могли бы выразить все так же понятно и полно, как слезы, благодарные улыбки и аплодисменты, не щадящие ладоней…

Но вот актеры покидают сцену и остаются  лишь зеркала. Какую же тайну они хранят?

Зеркало не отражает наш внутренний мир, как, впрочем, не отражает и вампира. Скрывает, что в каждом из нас он есть. Вот она – частичка зла, наша «темная сторона», всегда готовая вырваться, если ее позовут.

Истово охотясь на вампиров, люди не задумываются о том, как убить зло в себе, как победить свою «темную сторону». Эта мысль проходит через весь спектакль. Не потому ли зеркала словно переносят нас на сцену и ставят рядом с героями? Ты смотришь на Дракулу и видишь рядом себя. Да, вот ты. Но кто ты? Кого ты видишь в зеркале?…

Невозможно описать все переживания, передать все мысли, которые рождает это спектакль. Нужно просто посмотреть. Хотя нет, не все так просто. Нужно еще почувствовать, что вы готовы, ведь, чтобы понять, нужно действительно этого захотеть.

Захотеть узнать, кого мы заключаем в вампирское Зазеркалье. Того, кого мы ненавидим, но на кого втайне желаем быть похожими? И каждый раз, в сумерках подходя к зеркалу, проводим языком по резцам, таинственно улыбаемся своему темному отражению… Тайна будет сохранена, никто не сможет узнать сокровенное. Главное, после встречи с зеркалом не забыть снова надеть маску... ( Кого ты видишь в зеркале?

А. Марышева, НОУ СОШ «Промо-М», г. Москва).

Знакомясь со следующим творческим заданием на тему "Зазеркалье собственной души", мы видим, как мучительно автор ищет глубокий философский смысл причин появления зла и его последствий. Герой рассказа, наказанный провидением за воплощенное им зло, в итоге понимает, что искупить его можно, только поняв себя и решившись на искупление сотворенного злодеяния.

Человек покачнулся и прислонился к стене, чтоб не упасть. В горле собирался комок слез, невыплаканных за всю жизнь.

Он поднял глаза к небу и впервые увидел яркость голубого цвета. Раньше ему невдомек было, что это может быть настолько важно. Втянул воздух полной грудью - и тело наполнилось запахом полевых цветов. Он закрыл глаза, и вспомнил все, что произошло в последнее время. А произошло очень многое…

Ночь. Туманные поля дышали прохладой и свежестью, влажный воздух забирался под куртку, не давая никак согреться. Он шел по краю леса, чтоб только идти. И злость двигала им, и внутри него все горело. Человек бормотал что-то под нос, и явно разговаривал сам с собой, отчего кадык нервно дергался на тонкой шее, не прикрытой шарфом.

От природы высокий, сегодня он был сгорблен, скрючен. Тяжело ступал по дороге, словно хотел утрамбовать ее еще сильнее, чтоб она сжалась под его злостью. Он хотел выкрикнуть, вырвать из себя это чувство, но не мог. Он физически чувствовал, как внутри него перекатывались комки все новой и новой ярости, как бильярдные шары.

Впереди он увидел темный провал заброшенного дома. И понял, как ноги его болят, как тело буквально исколото усталостью. Он ринулся туда, к последнему спасительному рубежу, и, только добежав до шершавой стены, остановился и перевел дух.

Ему показалось, что кто-то уже жил в этом доме: внутри было достаточно чисто, несколько коробок стояло в углу, у противоположной стены стояло подобие кровати. Но все это сейчас не имело ни малейшего значения. Из последних сил он перешагнул за порог, съехал бесформенным телом вниз по стене и провалился в забытье.

Проснулся от ощущения, что что-то изменилось. Тихое гудение механических приборов он слышал давно, но не придавал этому значения. Теперь же мысли обрели четкость, и он понял, что находится в другом месте, а лишился сознания не здесь.

Напротив него было зеркало, в котором он увидел свое отражение. В темноте выделялся только острый нос и брови, а глаза, губы и щеки провалились. Свет слабо шел сверху, мигая и подрагивая, и едва освещал то место, где находился человек.

Краем глаза он заметил движение сбоку, но это было отражение еще в одном зеркале. Он увидел, что вокруг были только зеркала, бесконечно отражающиеся одно в другом. От затылка до пяток по коже пробежал ужас, он чувствовал, что перестает понимать реальность. Он прислонился к ближайшему зеркалу, чтоб не упасть, но оно прокрутилось, и он ввалился на середину новой, такой же, комнаты, со всего размаху ударившись о зеркальный пол. Он смотрел в потолок, или то, что ему казалось потолком, и чувствовал, что он в невесомости, потому что боковым зрением видел пустоту под собой и далекое отражение темной фигуры внизу. Он затаил дыхание и прислушался, но ничего не услышал, кроме мерного механического звука, раздававшегося с самого начала.

Он попробовал крикнуть, но его испугал хриплый голос, многократно увеличенный эхом. Он полежал еще немного, не двигая руками и ногами, пытаясь представить, как он попал сюда. Внезапно он вспомнил все последние события, и его ужаснуло одно, последнее.

Он увидел полные ужаса глаза поверженного им человека, и понял, что он его убил. Он был уверен, что совершил благое дело, ибо поверженный был исчадием ада. Именно поэтому он оказался здесь, в этом странном пугающем месте, и должен пройти свое чистилище и выстрадать прощение. То, что он подумал, было невозможным и самым вероятным одновременно.

Прошло некоторое время, он сел. Внимательно вгляделся в свое отражение, повторяемое до абсурдности в противоположном зеркале, и ему захотелось закрыть лицо руками, потому что линии казались уродливыми и неестественными, как бы он не повернулся.

В отражениях молчаливых зеркал он видел, как изменился. Его характер, привычки, повадки - все отобразилось в уродливом и безобразном виде. С усмешкой он вспомнил события прошедшего дня и жестокость, которой раньше в нем не было. Он увидел огрубевшую кожу и разрезавшие ее морщины, темной сеткой лежащие у губ и глаз, и лицо было таким жестким, пугающим, отталкивающим.

Он понял, что впервые за долгое время остановился и вгляделся в себя и вдруг осознал, как много времени прошло от его рождения до этого момента. Он кожей почувствовал каждую секунду, потраченную впустую. Мучительно сжалось сердце от этого чувства. Ему представилось все зло, что он сделал. Он вспоминал свою жестокость и теперь, сидя напротив зеркала, видел, как вся его жизнь отразилась в нем. Когда-то его лицо было красивым, несколько надменным, но черты были приятными и утонченными. Теперь же на него из зеркала смотрела злобная маска, перекошенная ненавистью.

Он представил себе, как бы он жил, если бы выбрался из этого сумасшедшего места. Как бы он исправлял свои ошибки: ложь, жестокость, всю свою жизнь.

Какое-то отчаяние появилась во взгляде. Он пошел по комнатам, прокручивая зеркала, уже не пугаясь своих отражений, его руки тряслись, он шел и шел, и ему хотелось все исправить. Он почти бежал вперед, не обращая уже внимания на зеркала, голова кружилась, он был в лихорадочном состоянии.

И вдруг… черный прямоугольник посреди зеркал и серебристая ручка сбоку. На секунду ему показалось, что это лишь отражение, игра зеркал, а настоящая дверь позади, но руки уже сами схватились за холодную ручку. Он дернул, и яркий свет ослепил его на секунду.

Все кончилось. Шершавая стена, лес, яркое солнце. А на оконном проеме, грызя травинку, ласково улыбаясь, сидит мальчик, держа в руках дудочку. Он болтает ногами, и кажется, уже давно ждет.

Человек понял, что этот мальчик и есть он сам. (Зазеркалье собственной души, Д. Чернега, МОУ «Лицей №130, г. Барнаул).

Наполненная глубоким психологическим смыслом тема творческого задания каждому автору дает возможность образ зеркала трактовать исходя из потребностей собственных личностных переживаний. Следующий пример показывает, как автор представляет себя в роли зеркала, своеобразного отражателя времени, и это позволяет избавиться от некоторой раздробленности бытия, объединить в сознании «разорванное время» разных поколений.

Я очень старое зеркало. Мне теперь 145 лет, но память до сих пор не изменила мне. Меня изготовил по специальному заказу итальянский мастер Карлос Амальдини. Мне сделали великолепную оправу из золота высшей пробы, она была украшена россыпью драгоценных  камней. Я ещё помню, как меня впервые внесли в дом, и установили в гостиной напротив окна. На мне не было ни одного изъяна, ни одной трещинки, ни одного пятнышка. Первые несколько дней я стала центром внимания. В меня гордо смотрелась моя хозяйка - графиня N и с завистливым, но восхищенным взглядом - её гости. Каждый день меня тщательно протирали от пыли. Но, несмотря на это, со временем на мне стали появляться небольшие, едва заметные глазу, царапины. А когда через пятнадцать лет моя хозяйка умерла, а детей у неё не было, то мной стал владеть её троюродный брат. Он жил очень скромно, но душа у него была гораздо светлее, чем у моей предыдущей хозяйки. Ей не нужно было зеркало, ей нужно было лишь показать своё превосходство над другими с моей помощью - из-за красоты и дорогих материалов, из которых меня сделали.

Князь Анджей поместил меня в спальне своей любимой дочери Адрианны, тем самым скрыв меня от посторонних злых глаз, которые почти всегда лицезрели меня у графини. Ада всегда смотрела в меня чистым и открытым взором. В её глазах не было ни капли того зла, что я могла видеть в душах других людей. Ведь глаза – зеркало души. А когда Ада вышла замуж, то попросила, чтобы батюшка позволил ей забрать с собой и меня. Сцену их прощания я могла наблюдать из повозки, на которой меня увозили в новый дом. Отец и дочь стояли, обнявшись, и я видела, как они оба плакали от горя перед предстоящей разлукой. Когда Ада уже отъехала, отец перекрестил её, а потом упал на колени и всё время, пока я могла его видеть, он так и стоял. Впоследствии Ада родила шестерых прекрасных мальчиков и троих не менее прелестных девочек. Когда дети смотрелись в меня, то моя душа, душа старого зеркала, уже тогда знала, кто из них будет хорошим человеком, а у кого всё будет больно и трудно. Ада умерла при родах седьмого мальчика. Он-то и станет моим обладателем в будущем. Я сама выбрала его. Он больше всех напоминал свою мать, которую я так любило. У него были те же искренние глаза. От меня пришлось отказаться другим детям, так как я стала показывать им их настоящую сущность, а люди не всегда любят правду, и они не были исключением. Так вот, моим обладателем стал на то время уже повзрослевший, но всё такой же искренний Януш. Его жена родила лишь одну девочку, её назвали в честь матери Януша - Адрианной. И так на шестьдесят восьмом году своей жизни мной стала владеть она. Она продолжила традицию передавать меня старшей дочери. За эти долгие годы я видела многое: семейные драмы, слезы радости и печали, пышное убранство комнат и полную нищету. Менялось не только здание, в котором я находилось, но и люди, которые смотрелись в меня. Менялось что – то и в самих людях. Их глаза становились печальнее с каждым годом. Даже глаза детей стали со временем меняться, они раньше взрослели, в их душах стал жить страх, не тот, что в детстве - страх темноты, а другой, совсем как у взрослых. Страх перед будущим. Но со временем менялся и мой внешний облик. На мне появилось множество царапин и сколов, драгоценной оправы тоже не стало, так как мои хозяева по очереди, сначала один, потом другой, в силу многих обстоятельств, стали вынимать из оправы те камни, россыпь которых украшала меня изначально, а когда они кончились, то продали и саму золотую оправу. В дальнейшем её заменили деревянной. Мне было радостно, что могу оказать этим людям хоть какую-то помощь. Ведь они, несмотря ни на что, хранили и оберегали  меня, как реликвию рода. С тех пор, как моя последняя владелица, которая после войны узнала о смерти своих сыновей, умерла, в меня никто не смотрел. Меня перенесли на этот чердак и с тех пор позабыли обо мне. Теперь, в прошлом прекрасное зеркало, я представляю собой покрытое пылью и паутиной, всё в царапинах и сколах, перекосившееся и теперь уже искажающее предметы стосорокапятилетнее зеркало. И, несмотря на всё, я точно знаю, что прожило хорошую жизнь. Сколько разных людей видели во мне своё отражение!..

А в это время дом, в котором зеркало находилось, начали сносить. И когда стены затряслись и стали рушиться, в тот момент зеркало надеялось лишь на то, что у вещей тоже есть рай, как надеются на это дети.

И зеркало разбилось. Но его история ещё не закончилась, как ему в тот момент показалось. Когда будут вывозить строительный мусор, старик найдёт осколок зеркала, который останется от него, и переделает его в маленькое зеркальце для своей внучки Агнешки. Но это уже другая история. («История старого зеркала», М. Киселева, лицей 130, г. Барнаул)

Выполнение творческих конкурсных заданий способствует не только самовыражению участников. Порой в ходе решения креативной задачи автор задумывается о смысле своих отношений с окружающими: с друзьями, близкими. Предлагаемая работа высвечивает доверительные, искренние отношения дочери с матерью, являясь своего рода откровением, исповедью, признанием в любви.

- Я в библиотеку! Скоро буду!

Одобрительно-ласковый взгляд, легкий кивок и как бы благословляющий взмах руки. Мамочка…

Забавно и странно – чем старше становлюсь, тем больше потребность в общении с тобой. Не с подругами-сверстницами, а с тобой. Люблю наши неспешные разговоры в теплый летний вечер, когда звезды, когда легкий ветерок, когда безмолвие вокруг – и только наши приглушенные голоса. Какой выбор сделать? Чему посвятить себя? Как не ошибиться? Мои тревоги – это и твои тревоги. Твои ожидания – это и мои ожидания. В каком-то смысле мы с тобой - словно отражение друг друга. Отражение настроений и чувств. Смотрю на тебя и понимаю: правильно я поступаю или нет. Вот уж точно, как у Антонова: «Гляжусь в тебя, как в зеркало…»

Когда на душе что-то неясное, смутное, когда не знаю, как поступить, иду к тебе, мамочка. Взгляд внимательный, вопрошающе-ласковый и тревожный одновременно: я еще ничего не сказала, а ты уже поняла: нужна помощь. И когда я вижу твои глаза, сомнений нет – мы вместе найдем выход, ты утешишь, успокоишь и найдешь нужные слова. И я заражаюсь твоей уверенностью, заряжаюсь твоей силой и говорю себе: я – смогу. Смогу уже потому, что хочу видеть в твоих сияющих глазах отражение моего успеха.

Ты прости, мамочка, что иногда в твоих глазах печаль и грусть, а иногда они полыхают гневом – я ведь не пай-девочка. Дерзкий взгляд, неосторожное слово, резкий жест… А потом мучаюсь сознанием вины, подхожу тихонько сзади, обнимаю за плечи, чувствую, как напряжение уходит. Поворачиваешься… Я виновато улыбаюсь тебе, и ты в ответ  улыбаешься мне. Какое облегчение!.. Ты (в который раз!) простила меня.

Временами мне даже страшно становится: как я без тебя? Ведь скоро, возможно, придется расстаться – впереди учеба. Но опять вспоминаю: «И когда я с тобою прощаюсь и ладонь твою глажу, любя, ты не верь, – это я возвращаюсь, я иду от тебя до тебя…». Куда бы я ни уехала, мы всегда будем вместе, потому что, отражаясь друг в друге, мы с тобой становимся сильней. Я – в тебе, а ты – во мне. Что бы я ни делала, я вижу твои глаза. Глаза как зеркало души, в котором отражаюсь я… Мама… («Гляжусь в тебя, как в зеркало», Б. Согодина, гимназия, г. Горно-Алтайск, респ. Алтай)

Юные авторы словно "репетируют" перед зеркалом ответственную жизненную ситуацию. Кажется, что взгляд на себя в зеркале помогает им пройти какое-то серьезное испытание, обратиться к кому-то с просьбой, наладить отношения со значимыми людьми. Психологический анализ представленных творческих работ позволяет выделить четыре способа решения авторами проблемы раздвоенности окружающего мира, проблемы личностного роста.

Автор рассказа «Кого ты видишь в зеркале?» А. Марышева предлагает путь приспособления к раздробленности, расщепленности внешнего и внутреннего миров. Юный прозаик провозглашает: «Тайна будет сохранена, никто не сможет узнать сокровенное. Главное, после встречи с зеркалом не забыть снова надеть маску...» В несогласованности души, в смятении чувств возможен компромисс – главное, привыкнуть к этому.

В творческой работе Д. Чернега «Зазеркалье собственной души» путь к душевной гармонии – в искуплении сотворенного злодеяния, в отказе от мести, в примирении с собой и миром.

«История старого зеркала» М. Киселевой рассказывает о выборе, который всегда есть у человека. Мы должны быть внимательны к тому, что нас окружает – к своему прошлому, настоящему и будущему. И тогда в преемственности традиций, духовности, нравственности – надежда на спасение от двойной морали, путь к личностной целостности.

Рассказ-исповедь «Гляжусь в тебя, как в зеркало…» Б. Согодиной напоминает о том, что иногда путь к собственной целостности – это признание в любви своим близким, выражение благодарности. Порой, когда не ладятся отношения с самым родным человеком, когда трудно сказать в глаза самое важное – легче написать. И тогда все становится на свои места.

Участники конкурса, заглянув в воображаемое зеркало, увидели свои страхи, переживания, сомнения, обиды, запреты, радости, надежды. А главное - то, что хочется спрятать от себя, от чего хочется избавиться. Подсознание не видно нам, и не познано нами, и что там творится, мы можем увидеть, только если присмотримся к окружающему нас миру. В предлагаемых литературных пробах юных прозаиков воплощены духовно-нравственные поиски себя, стремление к единству и гармонии с собственным внутренним миром. И психологическим ресурсом такого личностного роста послужил образ всем известного зеркала.

 

Литература

1. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. - М.: Флинта, 1998. - 48 с.

2. Братченко С. Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности: Сб. / Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростелевой. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997. - С.3-14.

3. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. - М.: МГУ, 1982.

4. Немиринский О.В. Личностный рост в терапевтической группе. - М.: Смысл, 1999. - 112 с.

5. Степанов С. Личностный рост: издержки цивилизации // Школьный психолог. - 2001. - №30.

6. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации. - М., 2001.

7. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. - М.: Изд-во Б&К, 2000. - 316 с.

 

 

«МАН «ИБ», г. Обнинск,

И.Н. Исакова, психолог