Что нужно знать родителям первоклассников Психофизиологическая зрелость детей 6-7лет Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6–7 лет. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12–14 годам, а по некоторым данным – лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр. Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций. Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия "в уме" даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий. Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано. Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому поводу: "Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки". Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.
|
Новости
21.03.2023КУЛЬТУРА БРИКС 21 марта представители Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» Лев Ляшко и Диего Бевилаква Акино приняли участие в научно-практической конференции «КУЛЬТУРА БРИКС». |
Читать полностью... |
21.03.2023Предметные олимпиады «Познание и творчество» - весенний тур Наши весенние олимпиады проекта "Познание и творчество": яркие, свежие, самые полезные – настоящие витамины для ума!
Знаете ли вы:
|
Читать полностью... |
20.03.2023Итоги онлайн-турниров по русскому языку 16 и 17 марта с успешно прошли онлайн-турниры по русскому языку для учащихся 1-4 классов в рамках Российского открытого онлайн-чемпионата "Познание и творчество. В турнире приняло участие 745 конкурсантов из таких организаций и населенных пунктов, как:
|
Читать полностью... |
17.03.2023Будущие Ломоносовы Калужской области |
Читать полностью... |
14.03.2023Всероссийская онлайн-конференция для дошкольников! Приглашаем дошкольников принять участие во Всероссийской конференции «Юные исследователи» в режиме онлайн. |
Читать полностью... |
14.03.2023Всероссийская конференция учащихся "Юность, наука, культура" Уважаемые педагоги, дорогие друзья! Приглашаем Вас принять участие в XXXVIII Всероссийской конференции учащихся "Юность, наука, культура", которая будет проходить с 29 по 31 марта 2023 года в парк отеле "Воздвиженское". Заявки на конференцию принимаются до 20 марта 2023 года. |
13.03.2023Онлайн-чемпионат "Познание и творчество" Уважаемые педагоги, дорогие друзья! Приглашаем Вас принять участие в онлайн-турнире по русскому языку для 1-2 классов (16 марта 2023 г.) для 3-4 классов (17 марта 2023 г.) и окружающему миру для 1-2 классов (20 марта 2023 г.) для 3-4 классов (21 марта 2023 г.), которые проходят в рамках онлайн-чемпионата "Познание и творчество". Будем рады видеть команду Вашего класса на наших турнирах! |