Что нужно знать родителям первоклассников Психофизиологическая зрелость детей 6-7лет Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6–7 лет. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12–14 годам, а по некоторым данным – лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр. Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций. Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия "в уме" даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий. Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано. Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому поводу: "Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки". Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.
|
Новости
15.08.2022Всероссийский слёт лучших учащихся России "Интеллектуальный олимп"! 7 августа 2022 года завершил свою работу Всероссийский слёт лучших учащихся России "Интеллектуальный олимп". |
Читать полностью... |
05.08.2022XX Всероссийский педагогический форум "Образование: взгляд в будущее" Уважаемые педагоги! Приглашаем Вас принять участие в XX Всероссийском педагогическом форуме "Образование: взгляд в будущее", который будет проходить с 9 по 11 ноября 2022 года. Место проведения: Культурно-образовательный центр "Этномир" Калужской области. Будем рады видеть Вас на нашем форуме! |
02.08.2022Летняя эстафета проекта "Креативность. Интеллект. Талант" продолжается!
Внимание юным фантазёрам и любителям творческих заданий постарше! Почему надо попробовать свои силы в олимпиадах "К.И.Т."?
|
Читать полностью... |
01.08.2022Летние конкурсы «Интеллект-экспресс» Продолжается прием работ на летние конкурсы «Интеллект-экспресс»! В летнем туре вы узнаете: |
Читать полностью... |
01.08.2022Всероссийский и международный конкурс для педагогов! Уважаемые педагоги! Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском конкурсе "Образование: взгляд в будущее" и Международном конкурсе "Траектории развития". Работы принимаются до 3 августа 2022 года. Спешите подать свои работы на конкурс! |
31.07.2022С ДНЁМ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ! |
24.07.2022
Встреча с Федеральным народным советом 23 июля состоялась встреча команды Малой академии наук «Интеллект будущего» с представителями Федерального народного совета и с общественными народными советами Калужской области. |
Читать полностью... |