Одаренность как проблема
(Серьезный разговор с родителями)
«Креативность–
это значит копать глубже,
смотреть лучше, исправлять ошибки,
беседовать с кошкой, нырять в глубину,
проходить сквозь стены, зажигать солнце,
строить замок на песке, приветствовать будущее».
П. Торренс
Кого считать одаренным ребенком?
-
Одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми по следующим параметрам: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству, психомоторные способности).
-
«Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» («Рабочая концепция одаренности»).
Легко ли быть одаренным?
Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте почувствовать себя в роли одаренного ребенка. Сначала испытайте возможности своего воображения.
-
Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать.
-
Используя нарисованные изображения, постарайтесь придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовывать к фигуркам любые детали и объединять фигуры в один рисунок.
Теперь проверьте гибкость мышления при создании слов. Попробуйте выполнить следующее задание
-
Дается слово «одуванчик». Необходимо из букв этого слова составить как можно больше новых слов. Два раза использовать одну и ту же букву нельзя.
-
Сколько слов у вас получилось? Если хотя бы 15 – ваш результат приближается к результатам людей с гибким мышлением.
Прочитайте сочиненные талантливыми детьми сочинения-сказки на свободную тему.
Друзья Март, Апрель и Май.
Жили три друга, которые очень любили друг друга. Жили они в общем трехэтажном доме: Март на первом этаже, Апрель на втором, а Март на третьем этаже. Всем это очень нравилось, потому что их оберегала Весна - их общий дом. И вот однажды у Марта был день рождения, и все прекрасно провели время.
Сказка про карандаш, ручку и резинку
Жили-были карандаш, резинка и ручка. Жили они в пенале. Заспорили ручка и карандаш, кто важнее. Долго-долго они спорили. Но в их спор вмешалась резинка. Она сказала: «Если вы будете спорить дальше, я сотру вас».Испугались карандаш и ручка и с тех пор не стали спорить.
Виды одаренности
Существуют разные подходы к классификации одаренности. Предлагаем вам один из них.
Почему младший школьный возраст
наиболее благоприятен для развития одаренности?
-
Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.
-
Учебная деятельность становится ведущей.
-
Активно развивается мотивация (учебно-познавательные мотивы). В ее основе лежит познавательная потребность и потребность в саморазвитии.
-
Ребенок становится способным к самоконтролю, может адекватно принимать оценку окружающих и оценивать себя.
-
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление .
-
Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению .
-
В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: группы «теоретиков» или «мыслителей» и "творцов".
-
Несмотря на значимость наглядно-образного мышления, непосредственно воспринимаемое ребенком уже не мешает ему рассуждать и делать правильные выводы.
-
Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.
-
В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, он приобретает умение выполнять задания самостоятельно – сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть собственно произвольное внимание ученика.
Какой педагог нужен одаренным детям
-
Кроме высокого профессионализма, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к людям, в особенности к детям. Одна из главных отличительных черт такого учителя — наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого.
-
Учителя, реализующие личностно-ориентированный подход, должны быть более ориентированы на создание для учащегося возможностей занимать активную, инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый учителем материал, но познавать мир, вступать с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине.
Какие действия могут быть совершены
для решения проблемы одаренности
-
Просветительская, консультативная работа по принятию взрослыми одаренности ребенка, его поведения, интересов и склонностей. Уже само понимание взрослым одаренности ребенка позволяет снять многие проблемы.
-
Cоздание в школе социально-психологических условий для проявления и развития одаренности школьников (н-р, специально развивающие тренинговые занятия для детей и педагогов). Педагогам необходима помощь со стороны специалистов в разработке и анализе индивидуальных программ обучения одаренных школьников.
-
Организация социальной жизни одаренного ребенка, расширение и углубление его социального опыта, представлений о мире. Необходимы меры по включению одаренного ребенка в коллектив, в систему эмоциональных отношений со сверстниками.
-
Психолого-педагогическая работа с самим ребенком, испытывающим различные психологические проблемы. Часто нужна и психокоррекционная, и психотерапевтическая работа, направленная на решение внутренних психологических конфликтов, снятие тревожности, страхов, агрессии, расширение имеющегося репертуара поведения, его коррекция, осознание ребенком собственной одаренности и построение системы отношений с миром и самим собой.
|