Интеллектуально - Творческий Потенциал России
Национальная Образовательная Программа
Номинация | Работа | Баллы | Результат |
---|---|---|---|
Историческое краеведение (рецензия) | Башкирское старинное национальное блюдо - курут | лауреат III степени | |
Мнение эксперта: I. Представленная на конкурс работа имеет исследовательско-реферативный характер и посвящена актуальному вопросу изготовления в домашних условиях древнего продукта «курут» – копченого сыра. II. Кратко описана история курута и приведен ряд интересных фактов о нем. Показано, что слово «курут» происходит от тюркского «сухой». Автору «посчастливилось побывать в гостях у нашей семейной знакомой Гильфановой Анузы Мустафовны, которая проживает в с. Кашкино Аскинского района», и не только попробовать ее курут, но и принять участие в изготовлении продукта. «При изучении этой темы я побывал у врача-диетолога Хасановой Луизы Радиковны. (Приложение №3). Из её уст я узнал о полезных свойствах курута» (приведено фото беседы). С целью выяснения осведомленности жителей района о куруте проведен опрос 32 человека в возрасте от 14 до 55. Выяснено, что слышали о куруте 30 респондентов, из которых 22 курут пробовали, а понравился курут 20 опрошенным. «О том, что курут очень полезен, знают 30 человек». III. Текст работы преимущественно соответствует требованиям, предъявляемым к учебным исследованиям и проектам в части • лексики; • грамотности; • оформления. IV. В числе достоинств работы, наряду с указанным выше: - комплексность исследования; - способность к поиску информации и использованию различных источников; - сочетание теории и практики при выполнении работ; - логичность и обоснованность действий, предпринятых в ходе работ; - лаконичное изложение содержания всех аспектов работы; - наличие иллюстративного материала; - практическая направленность работы. Наиболее благоприятное впечатление производят интересные сведения, приведенные в работе. V. Для совершенствования текста в части соблюдения: • структуры; • логики проектной/исследовательской работы; • авторских прав; • правил цитирования и работы с литературой; • стиля изложения предлагается учесть приведенные ниже рекомендации. 1. Структура текста и логика проектной/исследовательской работы. 1.1. Работа не вполне соответствует Требованиям к подготовке и оформлению конкурсной работы. В соответствии с Требованиями ( https://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=145:2010-01-14-14-20-59&catid=58:2010-01-14-14-20-07&Itemid=57 ) необходимы такие подразделы введения как «Проблема» и «Актуальность», «Гипотеза», «Методы», а также раздел «Выводы». 1.2. В целом должна выдерживаться логическая цепочка: тема работы – проблема – актуальность – предмет – гипотеза – цель – задачи – метод(ы) решения каждой задачи – результат(ы) решения каждой задачи – вывод(ы) по каждой задаче – заключения о результатах проверки гипотезы, достижении цели, решении задач и практической значимости работы. Если такая последовательность не выдержана – нарушена логика исследовательской работы. 1.3. Целью и задачами не может быть «изучить», а также анкетирование, поскольку изучение и анкетирование всегда проводятся с какими-то целями и должны иметь четко понимаемый результат. Фактически вместо цели и задач представлены методы, т.е. виды работ, которые надо выполнить, чтобы решить задачи. Определение результатов поможет перейти от формулировок методов к постановке цели и задач. 1.4. Объект и предмет исследования перепутаны: предмет должен быть частью объекта. 1.5. Опрос. «Изучив ответы, я пришел к выводу: люди действительно хотят употреблять этот продукт, готовить его в домашних условиях, а не покупать в магазинах». – Из приведенных в работе вопросов и ответов не следует, что люди хотят готовить курут в домашних условиях, а не покупать в магазинах. Кроме того, уместно было бы представить различие в ответах респондентов старшего, среднего и младшего поколений. 2. Авторские права, правила цитирования и работы с литературой. 2.1. Далеко не все факты подтверждены ссылками. При этом полностью отсутствуют ссылки на интернет-источники. Немногочисленные примеры: • «Как профилактическое средство курут можно употреблять ежедневно, так как он благотворно влияет на работу желудочно-кишечного тракта: желудка, кишечника и печени». – Источник: ( https://vk.com/wall283224129_2452 ). • «Сухой несолёный курут использовали как соску для детей, а в рацион кормящей матери входил бульон с курутом». – ( https://kitaplong.ru/page8403479.html ). • «В народной медицине курут применяется при простудных заболеваниях, тошноте, потере аппетита, расстройстве желудка. В этих случаях его используют с красным перцем, топленым маслом, в различных бульонах как общеукрепляющее средство». – ( https://башкирскийкорот.рф/ ). • «После всех долгих, трудных процедур у него появляются отменный вкус и изысканный аромат». – ( https://vk.com/wall415837061_188 ). 2.2. Из интернета заимствовано содержание раздела «Виду курута», например: «Варёный курут предварительно варят 2-3 часа. После варки его процеживают и скатывают в форме шариков. Соль при этом не добавляется. Получившиеся шарики сушат на солнце в течение нескольких дней» ( https://dzen.ru/a/W6OAhi42hACpIUdE ). 2.3. Заимствовано из интернета все содержание беседы с диетологом Хасановой Л.Р.: • со слов «белки, биологически активные вещества, углеводы, ферменты» до слов «в профилактике и лечении раковых заболеваний» ( https://m.ok.ru/domovnicca/topic/66497660234557 ); • «курут используется при анемии, подавляет тошноту, повышает артериальное давление» ( https://tutknow.ru/meal/12230-kurt-polza-vred-i-recepty-suhogo-syra.html ); • «Благодаря этому продукту пища усваивается быстрее и эффективнее» ( https://foodandhealth.ru/molochnye-produkty/kurt/ ); • «как профилактическое средство курут можно употреблять ежедневно, так как он благотворно влияет на работу желудочно-кишечного тракта: желудка, кишечника и печени» – из уже упомянутой публикации ( https://vk.com/wall283224129_2452 ); • со слов «сухой несолёный курут использовали как соску» до слов «в различных бульонах как общеукрепляющее средство.» – также из упомянутой выше статьи ( https://башкирскийкорот.рф/ ); • «Сыворотка курута полезна. В народе говорят, что она растворяет камни в печени. В косметологии сыворотку используют для мытья волос, она придаёт им блеск, делают маски для омолаживания лица» ( https://infourok.ru/izgotovlenie-starinnogo-nacionalnogo-blyuda-orot-3599019.html ); • «Башкирский корот отличается от аналогичных наличием лечебных свойств. Этому способствует природа республики. В рационе питания домашнего скота около 1700 видов растений, из них 800 – лекарственные» ( https://kulturarb.ru/ru/news/sobytiya-na-pro-kultura-rf/konkurskorot-bajramy784 ). 2.4. Вопросы социологического исследования и часть заключения заимствованы из работы 2022 года «Алтайский продукт – признанный в мире», автор Чилбакова С.О., обучающаяся 5 класса МБОУ «Беш-Озёкская СОШ ( https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-teme-altajskij-produkt-priznannyj-v-mire-5-klass-6131956.html ). 2.5. Недопустимо таким образом – без указания авторов и источников – вставлять в работу чужие тексты. Подобное заимствование чужого представляет собой: б) нарушение принципов научной этики; а) неуважение к авторам; в) в случае отсутствия ссылок – попытку выдать чужие тексты за свои; г) нарушение правил цитирования; д) неумение работать с литературой: • ( http://new.gramota.ru/spravka/letters/54-kav1 ); • ( http://moluch.ru/information/bilbio/ ); • ( http://moluch.ru/information/citation/ ). 2.6. Ссылки на источники необходимо приводить, в частности, если заимствуются не общеизвестные: • определения/цитаты/фрагменты текста; • идеи/мысли; • факты; • данные исследований. Ссылки необходимы также при «перефразированном, недословном воспроизведении чужого текста» ( https://kilinson.com/story/2019/01/26/pravila-nauchnogo-tsitirovaniya-2/ ). 2.7. Для сведения. Плагиат (лат. plagiatus – похищенный) – копирование и перефразирование без подтверждения ссылками на источники ради собственной выгоды ( Словарь иностранных слов. – М.: «Русский язык», 1989. – 624 с. ), ( https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1843617#CITEREFACT_BSSS2011 ). Выгода – т.е. польза, преимущество ( https://znachenie-slova.ru/выгода ) – может состоять, например, в том, чтобы занять место на конкурсе. 2.8. Нарушено положение Требований к представляемым на конкурс работам: «Руководитель проекта гарантирует … оригинальность представленных материалов и соблюдение авторских прав третьих лиц в соответствии с Федеральным Законом «Об авторском праве и смежных правах» … Все работы проверяются на оригинальность. Проекты, полностью или частично заимствованные из других источников, будут выявлены и не допущены до конкурса». ( https://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4464&Itemid=2832 ) 3. Стиль изложения. Рассказ в тексте ведется от первого лица – как в повседневной речи или в художественном произведении. Правилам научной этики, распространяющимися на проектные и исследовательские работы, соответствует безличная форма повествования – без употребления местоимения «я» как в единственном, так и во множественном числе в любом падеже, а также отсутствие притяжательных местоимений ( https://clck.ru/V5zng ) или ( https://is.gd/PmXt5w ), ( https://studbooks.net/70372/buhgalterskiy_uchet_i_audit/otdelnye_trebovaniya_napisaniyu_nauchnoy_stati ). Отступление от правила допускается для учащихся младших классов. |