Интеллектуально - Творческий Потенциал России
Национальная Образовательная Программа
Номинация | Работа | Баллы | Результат |
---|---|---|---|
История (рецензия) | Роль государства в развитии общества | лауреат II степени | |
Мнение эксперта: I. Представленная на конкурс работа имеет исследовательский характер и посвящена актуальному вопросу государственного управления обществом посредством законов. II. Рассмотрены основные социальные процессы и соответствующие законодательные акты на примере США с 1964 по 2023 год. «Проведен анализ развития общества …, который показал, что социальное общество управляемо и зависимо от решений государства, следовательно, государство может регулировать развитие общества через принятие законов». «Политика формирует убеждения и ценности населения, а также отношение к другим людям и группам в обществе. Целенаправленная политика может способствовать процветанию и благополучию общества, в то время как ошибочная политика может привести к потрясениям общества». III. Текст работы преимущественно соответствует требованиям, предъявляемым к учебным исследованиям в части • грамотности; • лексики; • стиля изложения; • корректности изложения фактов. IV. В числе достоинств работы, наряду с указанным выше: - авторский замысел; - оригинальность текста; - способность к поиску информации; - умение обобщать литературные сведения; - значительный объем выполненных работ; - лаконичное изложение содержания работы; - соблюдение принципов научной этики в части (не)использования местоимения «я» и его производных; - практическая значимость исследования; - аккуратное оформление текста. Наиболее благоприятное впечатление производят новизна и оригинальность темы исследования. V. Для совершенствования текста в части соблюдения: • структуры текста и логики изложения; • правил цитирования и работы с литературой предлагается учесть приведенные ниже рекомендации. 1. Структура текста и логики изложения. 1.1. Структура текста не вполне соответствует требованиям к учебным исследованиям В соответствии с Требованиями к конкурсным работам ( https://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=145:2010-01-14-14-20-59&catid=58:2010-01-14-14-20-07&Itemid=57 ) во введении необходимо формулировать проблему для содействия которой выполняется исследование, а также определять объект и предмет исследования, что автором не сделано. Понимание объекта и предмета исследования, в частности, позволяет более точно и конкретно формулировать тему работы, определив, например, что роль государства в развитии общества рассматривается на примере США в четко определенный период истории и касается преимущественно законодательного регулирования. 1.2. Методы не отрываются от задач. Каждой задаче соответствует хотя бы один метод ее решения (т.е. работа, которую необходимо выполнить, чтобы решить задачу). Для каждой задачи должна выдерживаться логическая цепочка: тема работы – проблема – актуальность – предмет – гипотеза – цель – задача – метод(ы) решения каждой задачи – результат(ы) решения каждой задачи – вывод(ы) по каждой задаче (требуются с 5 класса) – заключения о результатах проверки гипотезы, достижении цели, решении задач и практической значимости работы. Если такая последовательность не выдержана – нарушена логика исследовательской работы. Что мы и имеем в данном случае. 1.3. Вслед за изложением фактов («Основная часть» работы, с. 3‒9) должен следовать раздел «Результаты и обсуждение», что предусмотрено упомянутыми выше Требованиями к конкурсным работам. Данный раздел позволяет осмыслить и обобщить изложенный в работе фактический материал, и, по возможности, выявить принципы или закономерности в управлении обществом посредством законов. Таким образом готовится основа для формулирования кратких емких выводов по каждой задаче, которые в работе отсутствуют. 1.4. В соответствии с задачей «найти доказательства того, что государство может управлять обществом» в разделе «Результаты и обсуждение» логично было бы представить краткий перечень доказательств ‒ что и было бы результатом решения задачи 2. 1.5. Что касается задачи 3 «доказать, что развитие общества идёт последовательно развитию государства», то ‒ помимо перечня доказательств ‒ целесообразно было бы уточнить, что именно в данном случае имеется ввиду под словом «последовательно». ‒ Государство и общество развиваются во взаимодействии: «Если государство возникло на определенном этапе развития общества, оно не может не взаимодействовать с ним. Оглянувшись на весь наш исторический опыт, можно высказать следующую мысль, что вышеназванное взаимодействие носит очень противоречивый и сложный характер, отражающий сложные и неоднозначные процессы развития самого общества».( https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-obschestva-i-gosudarstva ). При этом «гражданское общество оказывает влияние на государство. Оно является определяющим по отношению к своему государству, ибо всякое государство — это концентрированное выражение и воплощение общества. Отсюда вытекает следующее: каково общество, таково и его государство. В свою очередь, государство оказывает обратное влияние на гражданское общество, его структуры. Так, принимаемые государством правовые акты либо стимулируют его развитие, либо оказываются тормозом. В правовом государстве правотворческая деятельность находится под контролем общества, обеспечивает его поступательное развитие и демократизацию всех сторон его жизни». ‒ Маилян С.С., Миронов А.Л. Взаимоотношение государства и общества // Вестник Московского университета МВД России, 2015 ( https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimootnoshenie-gosudarstva-i-obschestva ) 1.6. Выдвигая гипотезу «государство регулирует развитие общества через принятие законов», важно иметь ввиду, что государственное регулирование не ограничивается законами, и помимо правового регулирования выделяется правовое воздействие на общество. Превентивное воздействие ‒ лишь одна из форм общесоциального воздействия права на общественные отношения ( https://poznayka.org/s53314t1.html ). «Методы государственного регулирования могут быть классифицированы по нескольким основаниям. В частности, в зависимости от характера все методы государственного регулирования могут быть подразделены на правовые и неправовые, в зависимости от принадлежности к публично правовым или частно правовым отраслям права – на императивные и диспозитивные, в зависимости от принадлежности к «родственным» отраслям права – на методы «административно-правовых», методы «гражданско-правовых», методы «уголовно-правовых» и методы процессуально-правовых отраслей» ( https://cyberleninka.ru/article/n/metody-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ponyatie-sostav-vidy/viewer ). 2. Соблюдение правил цитирования и работы с литературой. 2.1. Ссылки на источники в тексте отсутствуют. Так что, несмотря на наличие списка литературы, невозможно установить, откуда взята информация. Ссылки на источники необходимо приводить, в частности, если заимствуются не общеизвестные: • определения/цитаты/фрагменты текста; • идеи/мысли; • факты. Ссылки необходимы также при «перефразированном, недословном воспроизведении чужого текста» ( https://kilinson.com/story/2019/01/26/pravila-nauchnogo-tsitirovaniya-2/ ). 2.2. В список литературы включаются только источники, которые отвечают трем требованиям: а) изучены авторами; б) применялись в ходе работы; в) применены при написании текста работы, т.е. на них есть ссылки в тексте – в квадратных скобках после взятых в кавычки заимствований указываются номера источников в соответствии со списком литературы. В противном случае список существует сам по себе, в отрыве от работы, и не имеет смысла. 2.3. В ссылках на интернет-источники указываются как минимум: -- фамилия и инициалы автора/авторов; -- название (заголовок) цитируемого материала; -- название сайта/портала; -- URL («адрес») страницы, на которой расположен цитируемый материал. 2.4. Об оформлении цитат, ссылок и списка литературы в текстах учебных проектов и исследований целесообразно почитать, например, на сайте «Молодой ученый»: «Оформление списка литературы» ( http://moluch.ru/information/bilbio ) и «Правила оформления цитат» ( http://moluch.ru/information/citation/ ). |