Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

 Интеллект, креативность, развитие

Дополнительная общеразвивающая программа «Интеллект, креативность, развитие» (далее - Программа) имеет социально-гуманитарную направленность.

Программа направлена на овладение обучающимися навыками системного, творческого, исследовательского мышления.

Программу реализует некоммерческое партнёрство «Обнинский полис» при участии Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего».

В программе участвует 600 школьников Калужской области из Обнинска, Малоярославца, Балабаново, Кондрово, Белоусово. Программа поддержана субсидией министерства образования и науки Калужской области.

Актуальность, педагогическая целесообразность

В указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728) отмечается, что необходимо «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи...».
Для Калужской области и для Обнинска, как для региона с высокой концентрацией наукоемких предприятий и организаций, включение детей в интеллектуально-творческую деятельность – это приоритет и возможность сохранить высокую интеллектуальную планку, удержать молодежь в своём регионе, показать радость творческого труда, перспективы интересной, социально важной работы.

«Образование является ситом, которое тестирует и просеивает, отбирает и распределяет индивидов по различным стратам и позициям, то есть фактически оно может быть каналом для усиления или уменьшения социального неравенства». (Т.А. Рубанцова «Образование как фактор социальной стратификации» (https://portalus.ru/modules/philosophy/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1109153578&archive=0217&start_from=&ucat=&).

Программа предусматривает повышение доступности развития школьников, приобретение ими основ творческого, нестандартного, креативного мышления, в том числе рамках дистанционного обучения, когда учащиеся могут пройти обучение в любое удобное время, получить консультации и рекомендации, принять участие в творческих интеллектуальных состязаниях, а также в рамках очного обучения, когда занятия проходят в группе в комфортных условиях и стимулируют творческое развитие.

Программа отталкивается от идеи, что такая деятельность позволит обучающимся изменить своё положение в обществе, как за счет включения в творческую, социально-активную жизнь, так и за счет предоставления им самых разнообразных возможностей выхода за рамки своей образовательной организации.

Программа позволит каждому участнику совершить творческий и интеллектуальный прорыв в своём развитии, выйти на новый уровень активности, самоопределения и принятия новых вызовов в виде начала новых исследовательских и проектных работ.

Программа «Интеллект, креативность, развитие» предполагает создание таких условий, при которых учащиеся самостоятельно могут обучаться, проходить тренинги, выполнять практические развивающие задания. Предусматривается прохождение системы развивающих заданий на логику, нестандартное мышление, развитие памяти, воображения.
Важно создать среду, которая будет постоянно стимулировать развитие школьников, такой средой являются постоянные творческие задания.

В работе «Социально-экономическое и территориальное неравенство учеников и школ» авторы исследования И.Д. Фрумин, М.А. Пинская, С.Г. Косарецкий https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskoe-i-territorialnoe-neravenstvo-uchenikov-i-shkol/viewer) показывают, что результативность работы образовательных организаций зависит не только от уровня профессиональной подготовки педагогов и уровня образования родителей школьников, но и от того, насколько «учителя прикладывают максимум усилий, чтобы развить учебную мотивацию учащихся, сориентировать на максимально возможные учебные результаты, поддержать интерес и стимулировать активность в учёбе» …
Одним из средств мотивирования учащихся к освоению окружающей действительности, к освоению способов работы с научной информацией, к формированию исследовательского стиля мышления, станут мини-исследования. Особенно это актуально для обучающихся младшего возраста, поскольку именно на этом этапе ведущей является учебная деятельность, которая определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся научных знаний и способов деятельности. С этой целью в программе предусматривается проведение экспериментов и наблюдений.

Актуальность предлагаемой Программы обусловлена тем, что делается акцент на развитие каждого ребёнка – участника программы, на его успешное продвижение в учебной деятельности, самореализацию. Программа позволяет сформировать актуальные в настоящее время компетенции: умение мыслить системно, креативно, уметь работать в команде, бесконфликтно общаться.

Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что она направлена на раскрытие интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка – участника программы. Технология организации занятий включает в себя совокупность практических развивающих заданий, упражнений, тренингов, направленных на самостоятельную работу обучающихся.

Особенности программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИНТЕЛЛЕКТ, КРЕАТИВНОСТЬ, РАЗВИТИЕ» предназначена для обучающихся 5-7 лет и 8-12 лет. Это возраст, когда даже непродолжительная по времени интеллектуально-творческая поддержка и интенсивное развитие могут вывести ребёнка на новый уровень развития, представить сверстникам и педагогам его способности и возможности, помогут самому учащемуся по-новому оценить свой потенциал.
Основное достоинство программы состоит в том, что каждый участник может выполнять задания в соответствии со своей подготовкой и кругозором. Участники могут решать задания, не только используя имеющиеся у них знания и опыт, но и помощь различных информационных источников.

Разнообразие заданий позволяет заинтересовать детей и подростков с различными индивидуальными предпочтениями: и тех, кому нравятся задания, не требующие много времени для решения (выбрать один или два варианта ответа), и тех, кто предпочитает более сложные задания и головоломки, требующие большого количества времени.
Важно отметить, что навыки и умения, приобретенные при решении предлагаемых курсом нестандартных заданий, участники успешно смогут перенести на учебные предметы и повседневную жизнь. Они начинают активнее участвовать в делах, требующих новаторства, постепенно меняя свое отношение к процессу обучению в целом. Следует отметить так же, что проведение подобного курса повышает самооценку участников и их уверенность в себе в связи с созданием ситуации успешности.

В рамках программы планируется, что школьники освоят:
- методы запоминания словарных слов;
- приёмы изобретения новых объектов (несколько способов);
- способы быстрого устного счёта;
- составление ассоциативных цепочек;
- запоминание текста с помощью пиктограмм и многое другое.

Благодаря субсидии, школьники могут дополнительно заниматься своим развитием, осваивать приёмы эффективного мышления, развивать память, внимание, нестандартное мышление. Это благотворно сказывается и на развитие детей, и на их самосознание, на позитивное восприятие обучения в школе, на бесконфликтное общение в своих классах.

Специальный методический сайт, подготовленный для педагогов, содержит целую серию специальных развивающих пособий и материалов, которые необходимы для проведения занятий:
- карточки для устного счёта;
- тренажёры развития памяти;
- олимпиадные задания для каждого возраста с ответами для групповой и индивидуальной работы;
- методические материалы для развития творческих способностей;
- методические материалы для работы с текстами и так далее.

Для того, чтобы у ребят формировалось умение работать сообща в команде, программой предусматривается организация интеллектуально-творческих турниров. А для проверки продвижения интеллектуально-творческого развития каждого школьника были подготовлены тест-рейтинговые олимпиады.
Специально организованные занятия с подготовленной методической базой дают высокий педагогический и образовательный эффект, поэтому так важно продолжить практику занятий по субсидии, что позволяет подключать школьников к развивающим занятиям на бесплатной основе.

Такой положительный опыт Калужской области может быть использован во всех регионах России.