31.05.2023
Интеллектуальное содружество в действии
Завершился проект «Интеллектуальное содружество», в котором педагоги и школьники, занимающиеся исследовательской и проектной деятельностью, смогли принять участие в российских конкурсах и конференциях. Проект проводился Малой академией наук «Интеллект будущего» с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
В ходе проекта была реализована программа деятельности, направленная на организацию системной работы по включению учащихся 5-11 классов из ДНР и ЛНР, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью, в образовательное пространство России. На первом этапе был разработан образовательный обучающий контент для педагогов-наставников. Были подготовлены 8 вебинаров по методологии и основным требованиям к выполнению и представлению исследовательских работ; по развитию интеллектуально-творческих способностей учащихся и мотивации учащихся. Два дистанционных курса были посвящены вопросам, связанных с основными требованиями к участию в российских конкурсах и конференциях, а также с методологической культурой педагога. Образовательный контент был предназначен для педагогов, чтобы успешно руководить исследовательской деятельностью учащихся. Чтобы проект успешно заработал, необходимо было обучить педагогов-наставников, замотивировать их, показать возможные форматы работы с учащимися, рассмотреть перспективы деятельности. Всё это стало возможным в результате проведения всероссийского форума «Образование: взгляд в будущее». В программе педагогического форума состоялись следующие мероприятия: 1. Курсы повышения квалификации по теме «Современные образовательные технологии», включая лекции, семинары-практикумы и мастер-классы ведущих ученых и педагогов России. 2. Научно-практическая конференция: выступления с докладами, отражающими инновационный опыт работы образовательных организаций. 3. Экспресс-сессия «Лучшие педагогические практики современного образования». Краткое представление опыта работы образовательных учреждений, педагогов как из ЛНР и ДНР, так и представителей других регионов России. 4. Командная профессиональная деловая игра «Содружество». 5. EduCamp — неформальная конференция, которая стала площадкой для тех, кто развивает новые подходы в образовании. 6. Форсайт-сессия «Образование: взгляд в будущее». Выстраивание дальнейшей траектории в исследовательской и проектной деятельности.
На форуме для педагогов из ЛНР и ДНР была реализована насыщенная программа: конференции, мастер-классы, форсайт-сессия, командные профессиональные игры. Круглые столы по обмену опытом работы создали условия для установления творческих контактов для дальнейшей совместной с российскими коллегами работы. Работа на форуме повысила педагогическое мастерство педагогов, дала веру в свои силы, позволила наметить ближайшие цели. На втором этапе для продвижения учащихся в сфере исследовательской и проектной деятельности, для создания развивающей образовательной среды был проведён интеллектуальный марафон «Мир науки и техники». Он включал проведение в ДНР и ЛНР серии ярких мероприятий по популяризации научной деятельности: - Организацию встреч с научными сотрудниками, проведение городских и региональных конференций учащихся, командных игр по разработкам оргкомитета проекта, мастер-классов, дней открытых лабораторий и т.д.; - Лекции с целью популяризации науки, исследовательской и проектной деятельности; вовлечение широкого круга специалистов для популяризации науки; - Выступления учащихся с сообщениями о наукоёмких предприятиях, о новых профессиях, связанных с наукой; об учёных, о новых технологиях. - Проведение конкурсов, школьных, городских конференций, защита учащимися проектов и исследований. - Командные интеллектуально-творческие игры для учащихся. Сами игры были разработаны экспертами МАН, а организованны силами педагогов-наставников. Командные игры помогли сплотить ребят, вовлечь новых ребят в деятельность НОУ. Ещё один вид деятельности в регионах - проведение интеллектуально-творческой исследовательской олимпиады по разработкам оргкомитета. Педагоги организовали подключение школьников к олимпиадам, которые включали две части. Первая на понимание и осознание исследовательских компетенций, вторая была посвящена надпредметным компетенциям: логике, смекалке, нестандартному мышлению. В марафоне участвовали 3328 детей и 333 педагога-наставника (всего – 3661 человек). Интеллектуально-творческий марафон «Мир науки и техники» повысил статус профессии ученого; статус самих исследователей, выявил область интересов учащихся для дальнейших занятий в научные объединения учащихся, позволил дополнительно вовлечь учащихся в НОУ, в совместную исследовательскую деятельность, в том числе, с представителями вузов, наукоемких предприятий. В ходе проекта была реализована целая серия заочных конкурсов исследовательских, проектных и творческих работ учащихся. По итогам конкурсов учащиеся из ДНР и ЛНР приняли участие в таких российских научных мероприятиях для школьников: Чемпионат «Познание и творчество», Фестиваль «Будущие Ломоносовы», Фестиваль наук и искусств «Творческий потенциал России», Конференция учащихся «Юность, наука, культура»; Конференция учащихся «Шаги в науку». По итогам конференций на сайте МАН «Интеллект будущего», в журнале «Академиан» размещены сборники тезисов работ учащихся. Обучающая и творческая программа, реализуемая на очных проектах, способствовала раскрытию творческого потенциала ребят из ЛНР и ДНР, развитию исследовательских компетенций, установлению дружеских контактов с учащимися из других регионов России, что способствовало их психологической реабилитации, мягкому вхождению в образовательное В рамках проекта была проведена работа с педагогами-наставниками, с руководителями научных объединений учащихся, действующих в России, а также в ДНР и ЛНР, по повышению уровня методических компетенций. По итогам специальных тренингов, семинаров-практикумов, мастер-классов ведущих ученых педагоги-наставники освоили эффективные инновационные технологии привлечения школьников к исследовательской деятельности, сформировали исследовательские компетенции, в том числе надпрофессиональные компетенции, связанные с командной работой, с креативностью. Для педагогов была проведена командная профессиональная деловая игра «Содружество», которая способствовала развитию навыков командного взаимодействия, помогла установить деловые и творческие связи педагогов из разных регионов России с педагогами из ДНР и ЛНР, что повысило мотивацию к саморазвитию, к занятиям исследовательской и проектной работой со школьниками. В ходе проекта постоянно в СМИ, в социальных сетях размещалась информация о проекте, об основных этапах проекта. На сайте МАН «Интеллект будущего» опубликованы лучшие работы учащихся и лучшие работы педагогов. Оргкомитет проекта получил позитивные отзывы учащихся и педагогов, где главная просьба – ещё раз провести такой проект! Данный проект завершён, но впереди у нас много других совместных проектов!
|