Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 164877827
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 1699
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГОВ «БУДУЩЕЕ РОЖДАЕТСЯ СЕГОДНЯ»

Итоги конкурса

Конкурс педагогов «БУДУЩЕЕ РОЖДАЕТСЯ СЕГОДНЯ» проводился в рамках проекта «НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ: создание социального лифта для юных исследователей».
Проект проводился с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
На конкурс педагогов «Будущее рождается сегодня» были представлены 216 работ по различным направлениям и номинациям. Большинство работ соответствуют конкурсным требованиям. Представляем вашему вниманию авторов лучших работ и их краткое содержание.

I. Социальные лифты в образовании

Леонов Александр Александрович, педагог дополнительного образования МБОУДО ЦРТДИЮ «Созвездие» г. Калуги. Формирование надпрофессиональных компетенций будущего на примере дополнительной программы «CAD системы». Автор представляет свою работу в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» по компьютерному дизайну и конструированию 3D-моделей. Первые представления о компьютерной графике учащиеся школ получают уже в начальных классах, школьники учатся работать с простейшими информационными объектами. В основной и старшей школе превалирующее внимание уделяется созданию и обработке растровых изображений, использованию устройств ввода изображения. На дополнительных занятиях учащиеся знакомятся с различными форматами графических файлов и моделями цветообразования, приобретают навыки работы в растровых графических редакторах. Представленная программа «CAD системы» направлена на формирование личности современных детей, заинтересованных в жизненном и профессиональном самоопределении, представляющих себя как творчески активных и технически грамотных начинающих инженеров.

Падерина Елена Владимировна, Лянтор, МБОУ СОШ №25. Социальный лифт в образовании и науке для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Автор, учитель-логопед, размышляет о социальных лифтах для детей с ограниченными возможностями здоровья. В школе в плане равенства предстоит сделать еще большую работу. Возможна ли их полная и эффективная интеграция в общество? В городских школах, считает автор, возможно более ровное и равное обучение, а в сельской местности, при ограниченности возможностей среды (отсутствие интернета, старые парты и учебные пособия, отсутствие проектора, то есть элементарной техники), интеграция детей с ОВЗ становится еще более проблематичной. Хотя им, пишет автор, должны быть представлены условия лучше, чем в среднем. Понимание социальных лифтов в работе с детьми с ОВЗ необходимо развивать и совершенствовать.

Попов Станислав Юрьевич, Кемерово, ГБНОУ "ГМЛИ". Создание видео-практикума «Химический кружок» на youtube-канале. В своей работе С.Ю. Попов высказывает мнение, что одним из популярных, удобных социальных лифтов 21-ого века оказался Интернет, способный стать как рекламой, так и критиком со своей оценкой созданному продукту от людей самых разных категорий. Но самое главное, такой лифт более удобен и понятен современным обучающимся. А их вовлечённость в организованную учителем работу станет ценным педагогическим достижением. Более того, увлёкшись темой, они сами помогут реализовать идеи, а где-то даже подсказать, как что-то выполнить лучше. Некоторое время назад автор создал свой практикум по химии, его не удалось издать в печатном варианте, но получилось выпустить в виде видео-практикума, который стал доступен каждому желающему. Автор анализирует секреты успеха, когда даже несведущие в химии зрители захотели ознакомиться хотя бы с одним из опытов, а соавторами стали его ученики.

Худяшова Наталья Ивановна, педагог-психолог МБОУ СОШ №24 города Белово Кемеровской области. «Секрет успеха в том, чтобы начать» (Примеры действия социального лифта на примере портфолио обучающегося). Яркой иллюстрацией результатов действия социального лифта, безусловно, является портфолио обучающегося, отражающего его достижения. Высокие результаты – это видимая, фактическая часть, но не менее ценная часть – это навыки, приобретенные качества, изменения в мотивационной направленности личности, повышение статуса обучающегося. Признание персональных достижений обществом; стремление к высоким целям; навыки исследовательской деятельности и публичных выступлений; вертикальная или восходящая социальная мобильность; желание получить хорошее образование и актуальную специальность служат факторами, подтверждающими успешное действие социального лифта в образовании. Далее автор рассматривает конкретный пример такого портфолио и анализирует образовательную траекторию конкретной своей ученицы. «Секрет успеха в том, чтобы начать» (М. Твен), это высказывание подтверждается педагогическим опытом.

II. Обучение педагогов и школьников исследовательским компетенциям: актуальность, формы, описание опыта

Агасиева Наида Мамедалиевна, Дербент, республика Дагестан, ГБПОУ «ДППК им. Г.Б. Казиахмедова. г. Методическая разработка Обучение исследовательским компетенциям через учебно-исследовательскую деятельность в рамках изучения предметов обществоведческого цикла (из личного опыта работы). Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного процесса, дающего возможность каждому студенту систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Однако, как показывает практика, вчерашние школьники не умеют использовать полученные знания в ситуациях, когда необходимо сравнивать, делать выводы, обосновывать ответы, интерпретировать и обобщать результаты деятельности, применять их в повседневной жизни. Это обусловлено тем, что они слабо владеют навыками самостоятельной исследовательской работы, в том числе с книгой и другими источниками информации, не умеют выделять главное, существенное, не имеют внутренних мотивов самостоятельной познавательной деятельности, не владеют объективными критериями самооценки. В моей педагогической практике, пишет автор, сложилась методическая система, в рамках которой выступает интеграция современных эффективных технологий обучения и воспитания, особое место среди которых отводится проектным и исследовательским технологиям на всех ступенях обучения.

Варламова Софья Александровна, Косухина Людмила Васильевна, Моршанск, Моршанское лесн-во, ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж». «Наставничество в сопровождении проектной и творческой деятельности обучающихся. Стратегия кружка 2.0 «АиС». Работа представлена в виде презентации новых форм и методов обучения в образовательном учреждении, в котором работают авторы, в целях развития способности находить решение проблемы и учиться работать с информацией с акцентом не на получение готовых знаний, а на их выработку, в сотворчестве наставников и студентов. В колледже создан кружок сообщества энтузиастов технического творчества, построенный на принципе горизонтальных связей людей, идей и ресурсов, на базе соответствующей дорожной карты НТИ. Он позволяет запустить процесс вовлечения молодежи в техническое творчество; поработать с задачами из мира реальной инженерии, познакомиться с опытными практиками, инженерами- проектировщиками. В рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в общеобразовательных организациях в малых городах открываются центры образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста". Для оформления центров разработан фирменный стиль, для каждой школы – свой дизайн-проект, привязанный к конкретному помещению. Сложность оформления центров состояла в том, что надо было сделать это в кратчайшие сроки, выбрать качественные, но недорогие материалы.
Студенты разработали проекты для «Точки роста» МБОУ СОШ № 2 имени Героя Советского Союза Н. И. Бореева и МБОУ «Гимназия» г. Моршанска, наша команда получила положительные отзывы и благодарность за помощь в оформлении центров.

Сухоруков Евгений Геннадьевич, педагог дополнительного образования КГБУ ДО «Алтайский краевой детский экологический центр», г. Барнаул. Из опыта исследовательской работы в питомнике голубей Алтайского краевого детского экологического центра. Автор анализирует свой опыт руководства исследовательской деятельностью школьников на базе Алтайского краевого детского экологического центра в питомнике декоративных отечественных пород голубей. Общественной организацией Краевое объединение «Голубеводы Алтая» было принято решение о возрождении редких пород голубей. Рассматривая образовательную траекторию конкретного обучающегося, который включился в такую работу, автор описывает содержание его работы, достижения, выступления на Всероссийских конкурсах исследовательских работ, слетах голубеводов, награды: за достигнутые успехи в изучении алтайских пород голубей Федерация голубеводов России наградила обучающегося орденом «За заслуги в голубеводстве 1 степени». В настоящее время юный исследователь, начинавший работу под руководством своего наставника, - студент «Института биологии и биотехнологии» Алтайского государственного университета, волонтер питомника голубей Алтайского краевого детского экологического центра.

Нерчинская Любовь Ивановна, Ростов-на-Дону, МАОУ "Гимназия № 76". Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся в контексте требований ФГОС (на примере научного общества учащихся «Юный филолог». Научное общество учащихся «Юный филолог» МАОУ «Гимназия №76» г. Ростова-на-Дону было создано в 2006 году, и автор работы является его руководителем. В работе представлены различные аспекты деятельности НОУ: заседания научного общества, индивидуальные консультации для участников научного общества, Неделя науки, Интеллектуальный марафон, предметные олимпиады по русскому языку, истории, обществознанию, иностранному языку, научно-практические конференции учащихся, выступления на районных и городских краеведческих конференциях, участие в городских и областных конкурсах и проектах, участие в реализации городской целевой программы «Одаренные дети», проект «Сбережем русский язык – сохраним духовность россиян и культуру России», День словарей и энциклопедий, конкурсы сочинений, издание газет «Слово» и «Гимназический вестник», участие во Всероссийской акции «VIVAT, НАУКА!», посвященной Дню Российской науки, городской целевой программе «Ветераны и старшее поколение города Ростова-на-Дону» и др.

III. Формирование надпрофессиональных компетенций

Романенко Татьяна Валентиновна, ГОУ ЛНР ПШ№22 имени генерал-майора М.М. Шаймуратова. Формирование профессиональной мобильности педагогов в условиях трансформации общества. Профессиональная мобильность специалистов становится важнейшим условием инновационного развития всех сфер жизнедеятельности человека. Системное изучение проблем профессиональной мобильности педагогов сегодня является объективной необходимостью, усиливающей эффект результата модернизации образования. Автор подчеркивает специфику педагогического аспекта проблемы, суть которого заключается в формировании профессиональной мобильности педагога как фактора инновационного развития образовательного учреждения. В ГОУ ЛНР ПШ №22 проводится работа с педагогами по стимулированию работников к профессиональному развитию, росту и самообразованию, с целью повышения мотивации и интереса к саморазвитию, самосовершенствования. Описаны условия формирования такой мобильности: участие в различных конкурсах, тематических педагогических советах, использование активных методов и форм повышения профессиональной квалификации, учет изменений, связанных с введением новых форм обучения, в том числе, дистантных.

IV. Методические находки и достижения

Голубенко Татьяна, МОАУ "Лицей №1" г. Оренбурга – «Системный подход к реализации образовательных технологий как условие формирования универсальных учебных действий». Автор рассматривает модель внутришкольной интеграции как взаимосвязь и взаимодействие различных педагогических средств на нескольких уровнях: осуществление внутренних связей используемого средства (например, внутри-предметные связи); осуществление связей между педагогическими средствами (например, межпред-метные связи); интегрирование одних средств в систему другого средства (например, интегрированный урок); интеграция средств, которая приводит к возникновению нового педагогического средства (например).

Голубь Ирина Анатольевна, Абакан, МБОУ "СОШ №1" – «Приемы исследовательской работы на уроке музыки». Ирина Анатольевна делится своим опытом организации исследовательской деятельности на уроке музыки: «Исследовательская деятельность... Когда мы говорим эту фразу, у большинства людей возникает ассоциация с предметами научно-естественного цикла. А как же обстоят дела с этим на уроках искусства? Можно ли заниматься исследованием на уроке музыки? Можно и нужно! Ведь любая исследовательская деятельность − это поиск истины, это не только интеллектуальный, но и увлекательный творческий процесс. Ирина Анатольевна делится своими практическими находками.

Джинисян Наталья Генриховна, Томск, МАОУ Гимназия №13 - «Формирование проектно-исследовательских навыков у учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности». В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть школьная дисциплина – математика. Общепризнанно, что «математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению», «математика ум в порядок приводит» как отмечал М.В. Ломоносов. Наталья Генриховна считает, что использование исследовательского метода в обучении математике позволяет создать наиболее благоприятную развивающую среду для каждого обучающегося и успешно сформировать УУД. И сегодня очень актуально звучат слова В.П. Вахтерова о том, что «образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания. Он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; «важность умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы и в самой элементарной форме».

Катаева Светлана Викторовна, Димитровград, МБОУ МПЛ - «Разработка внеклассных мероприятий, формирующих акмеологическую позицию учащихся. Литературный квест «В поисках сокровищ». В последние десятилетия появляется много новых и перспективных информационных технологий обучения, с помощью которых педагог получает действенный способ формирования мотивации учения, творческого осмысления материала, тщательного закрепления знаний. Такие технологии позволяют сделать учебный процесс интересным для учащихся, вооружают субъект деятельности знаниями, обеспечивающими возможность успешной самореализации в различных сферах деятельности. Одна из них – технология «квестов». «Квест» в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, связанное с поиском мест, объектов, людей, информации. Для выполнения квеста используются ресурсы какой-либо территории, в границах которой происходят перемещения или иные действия участников, информационные или иные ресурсы. На наш взгляд, интересен тот квест, который придуман самими же ребятами. Так был подготовлен и проведен литературный квест учениками 8 класса.

Кузнецова Галина Ивановна, Березники, МАУ ДО ДЮЦ "Каскад" - «Краеведческий квест «БереZники, мои БереZники». Квест имеет краеведческую направленность и способствует актуализации имеющихся у обучающихся знаний по истории и современной жизни Березников, а также создает условия для развития наблюдательности и способности решать игровые задачи в коллективной деятельности, использовать различные способы получения информации.

Рябова Ольга Николаевна, Сыктывкар, МАОУ "Гимназия №1" - «Использование приёмов формирующего оценивания на уроках английского языка». Формирующее оценивание сегодня представляет интерес как для учителей, так и методистов образовательных организаций, участвующих в разработке и использовании новых подходов к оценке учебных достижений обучаемых. М.А. Пинская трактует формирующее оценивание как «оценивание для обучения». Это значит, что данное оценивание используется не при итоговом контроле, а в процессе обучения в целях повышения образовательных достижений каждого ученика, сокращения разрыва между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении. Формирующее оценивание необходимо, чтобы понять, как идёт процесс обучения не только конечной стадии, но и начальной, и промежуточной.

Степанова Наталья Романовна, Бийск, КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края» - «LAPBOOK-технология как прием исследовательской работы на уроке в классе и в условиях дистанта». Lapbook-технологии в образовании – это мощный справочный инструмент, интересная форма организации учебного материала, а также основа проектной деятельности. В процессе такой деятельности, учащиеся осваивают командную работу, учатся анализировать, ставить определённые цели, решать поставленные задачи. Главной особенностью метода выступает процесс изучения информации в занимательной игровой форме. Лэпбук позволяет быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить уже изученную. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Стрежнева Екатерина Сергеевна, Самара, МБОУ СОШ №72 - «Разработка и использование шахматного тренажера для внеурочных занятий клуба «Боевая пешка» как эффективный ресурс для обучения шахматам младших школьников». Тренажер может помочь в освоении некоторых конкретных задач обучения, развития интереса к шахматам, как к интеллектуальному виду спорта. Особый интерес для обучения шахматам представляют такие моделирующие программы, позволяющие представить в виде компьютерной задачи какую - либо шахматную комбинацию, которая к тому же может управляться самим учеником, работающим на компьютере. При разработке обучающей программы необходимо составить алгоритм работы компьютера, который отнюдь не копирует, а моделирует деятельность педагога и даже те же самые функции реализует иными способами. В этом случае школьник, решая задачу, видит непосредственно изменение позиций шахматных фигур на доске, сможет представить основные закономерности взаимодействия фигур в конкретных позициях, что помогает понять сущность этой задачи.

Шепелева Галина Юрьевна, Мелихово, ОГБОУ "Мелиховская СОШ" Белгородской области «Формирование картографической грамотности школьников через использование личностно-развивающих ситуаций в процессе организации деятельности с геоизображениями». В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования картографической грамотности школьников в условиях развития современной школы. Исходя из опыта работы, автор считает, что геоизображения являются инструментом обучения творчеству. В основе применения картографического метода обучения лежит проблемно-поисковый метод, когда обучающиеся самостоятельно ищут решения творческих задач.

V. Дистанционное обучение. Реалии и перспективы

Уточникова Виктория Игоревна, учитель географии, Невьянск, Нижний Тагил, МАОУ СОШ №2. План онлайн курса «Карта-второй язык географии. GIS-технологии». Разработанный автором курс "Карта - второй язык географии" способствует всестороннему развитию личности, успешной социализации выпускников и овладению важным средством анализа информации. Он ориентирован на учащихся 9-11 классов и дает представление о методах работы с современными картографическим материалом (электронными картами и географическими информационными системами (ГИС)), предполагает развитие у обучающихся практических навыков работы с картой, что в условиях расширения международных экономических, политических и культурных связей, международного туризма является важным средством анализа информации, и в будущем будет способствовать более успешной социализации выпускников. В современных условиях все чаще приходится пользоваться электронными и спутниковыми картами, которые необходимо уметь читать и анализировать. В этой связи актуальным становится изучение ГИС-технологий и GPS-навигационных систем. Формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Предусмотрены практические и тестовые задания, а также выполнение проектных и исследовательских работ.

VI. Дополнительное образование – важный стратегический резерв для развития человеческого капитала страны

Афонина Тамара Дмитриевна, Кинель, СП ДОД "Вдохновение" ГБОУ СОШ № 11 г. Кинеля Самарской области - «Модель гражданско-патриотического воспитания обучающихся в дополнительном образовании средствами музейной педагогики». Школьный музей с его разносторонней краеведческой и идейно – нравственной работой – хороший помощник в деле воспитания подрастающего поколения. Это «мастерская» для формирования детской души, хорошая и умная, добрая и содержательная. Без музея сегодня не обойтись.

Кулагина Нина Николаевна, Междуреченск, МБУ ДО ЦДТ - «Исследовательская деятельность по направлению краеведения как средство патриотического воспитания обучающихся». Как считают многие политики, ученые и практики, формирование патриотизма является одним из условий дальнейшего общественного развития и прогресса, национального возрождения России как великой державы. К данному процессу должны быть причастны многие социальные институты, и, в первую очередь, образование.

Скворцова Светлана Юрьевна, Железнодорожный, МБОУ «Гимназия №4» г. Новосибирска – «Экопослание на французском языке». Идея проекта – совместить изучение французского и экологическое просвещение. Методический банк педагогических наработок в области организации исследовательской и проектной деятельности учащихся младших классов пополнился исследовательскими проектами, экологическими сказками, экопосланиями на французском языке. Тематика была выбрана с учётом возраста и интересов школьников – экологические проблемы нашего города Новосибирска. Ученики совместно с родителями подготовили серию видеороликов, в которых они рассказывают о современных экологических проблемах на французском языке.

VII. Выявление, поддержка и развитие одарённых и высокомотивированных детей

Ханеева Наталья Викторовна, Колывань, МБОУ "Колыванская СОШ №1" «Система выявления, поддержки и развития одаренных и высокомотивированных детей в условиях сельской школы». После изучения и обобщения опыта педагогов разных школ, автором была создана модель по работе с одаренными детьми через создание детских общественных организаций, постепенно сменяющих друг друга во времени.

VIII. Исследовательские подходы к воспитанию и обучению

Кубаева Лиза Флюровна, Туймазы, МАОУ СОШ №7 г. Туймазы – «Мастер-класс: «Химия-это жизнь». Лиза Флюровна считает: «Нужно не только сообщить сумму знаний, изучить законы природы, но воспитывать думающего человека, умеющего разумно относиться к природе, беречь, сохранять ее, то есть дать ему те знания, которые нужны в жизни. Одна из задач данного мастер-класса состоит в том, чтобы показать, какими интересными могут оказаться даже самые элементарные сведения из школьного курса химии, если только приглядеться к ним повнимательнее».

Благодарим всех участников за интересные работы! Оргкомитет.