Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 143610213
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 981
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

Аналитическая справка по итогам конкурса педагогов

«РАЗВИТИЕ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОЕКТЫ»

На конкурс педагогов в номинации «Практика организации исследовательской и проектной деятельности учащихся сельской местности и малых городов» поступило 198 работ.

Конкурс проводился с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Участники конкурса: педагоги, методисты, заместители директоров по науке, молодые педагоги, опытные профессионалы, представляющие различные типы образовательных организаций из сельской местности и малых городов.

Задачами конкурса, в частности, являлось - выявление имеющегося у педагогов опыта организации исследовательской и проектной деятельности в сельской местности и малых городах; предоставление возможности для профессионального роста педагогов - научных руководителей (наставников) учащихся с целью развития исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Специфика образовательной деятельности в школах малых населенных пунктов такова, что учитель по-прежнему находится в центре культурной и общественной жизни. Педагог пользуется уважением, к его советам и рекомендациям прислушиваются, стараются выполнить задания учителя зачастую всей семьей, мнение педагога всегда авторитетно.

Одна из важных педагогических задач – проблема формирования напредметных компетенций в исследовательской деятельности. В практике работы руководителей исследовательских проектов в сельских школах и школах малых городов используются эффективные способы и формы выявления скрытых исследовательских способностей. Многие учителя начинают эту работу уже в 1 классе.

Педагоги сельских школ стремятся плавно, постепенно вводить учеников в исследовательскую деятельность, действуют по принципу «от простого к сложному, от понятного к неизвестному, новому». Постепенно простые задачи усложняется, дополняется публичной защитой и самостоятельными творческими работами.

Многие участники поделились своим успешным опытом проведения проектно-исследовательской деятельности обучающихся, которая требует методической грамотности учителя, владения набором приёмов, методов, технологий, необходимых для организации такой работы. Основной акцент в методической подготовке учителя делается на следующих аспектах: - владение методами организации учебного сотрудничества и проектной кооперации; - применение педагогических техник и приёмов, обеспечивающих самоопределение и самостоятельность обучающихся в процессе работы над проектом и исследованием, контроль за соблюдением всех этапов деятельности.

На конкурс специально принимались и работы не только из сельской местности и малых городов, но и из крупных городов. Они являлись, в том числе примерами выполнения работ, своеобразными образцами. В конкурсе «РАЗВИТИЕ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОЕКТЫ» выявлен очень интересный, успешный опыт, который заслуживает общественного признания. В рамках проекта «Будущие Ломоносовы» произошло распространение таких инновационных педагогических систем и лучших педагогических практик.

Но есть у педагогов из сельской местности и малых городов и проблемы. Анализ конкурсных работ показал, что учителей более всего волнуют проблемы реализации ФГОС, условия реализации инновационных проектов в школах малых населенных пунктов, инновационные компетенции современного педагога. Здесь своевременная компетентная поддержка учителей особенно важна. Высока потребность сельских учителей также и в профессиональной коммуникации, в повышении квалификации через освоение технологии проектной и исследовательской деятельности. И главное, что больше всего тревожит учителей – это стратегия развития сельской школы. Какой должна она быть? Есть ли у нее перспективы? Какой учитель нужен школам сельской местности и малых городов?

Таким образом, в рамках учебного предмета формируются напредметные компетенции: учебно-познавательные: ставить цель и организовывать её достижение, иметь опыт восприятия мира; социокультурные компетенции: определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе; коммуникативные компетенции: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями, выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос; информационные компетенции: владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками; природоведческие компетенции: иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде.

Предлагаем краткое описание некоторых лучших конкурсных работ по разным номинациям. Эта группа работ заслуживает весьма высокой оценки. Они выполнены самостоятельно, видна авторская позиция, сочетают хорошую теоретическую базу и адекватный способ представления собственного педагогического опыта, создают довольно полное представление о конкретной практике организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в сельской местности и малых городов.

НОУ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И МАЛЫХ ГОРОДАХ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Чудаева Н.Л., Абакан. Автор рассказывается о работе Клуба любителей изящной словесности (Клуб ЛИС), деятельность которого основана на межпредметной интеграции; об исследовательских проектах (например, «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны», «Имена Героев ВОв на карте Хакасии» и т.д.)...

ПРОВЕДЕНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ И КРАЕВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Орехова А.Н., д. Русскинская, Проект «Наши выпускники – солдаты». За время работы над проектом его участники научились грамотно работать с документами, систематизировать материалы, пополнили экспозицию школьного музея. Ребята из актива музея встречались с ветеранами, записывали и обрабатывали воспоминания, учились интересно преподносить информацию посетителям нашего музея, усовершенствовали свои знания и умения в музейном деле.

Скибина Л.В., Ярославль. Проект «Дети - Волге: проектируем будущее».
Только в деятельности рождаются переживания, формируются экологические убеждения, возникает ответственность к природе и в целом к социоприродной среде. Итогом становится формирование экологически грамотной личности, владеющей необходимыми компетенциями в вопросах взаимодействия с окружающей средой.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Айзвирт Е.Р., Березники. «Проект «Окна роста». Этот инновационный проект позволил привлечь к проектной деятельности подростков при взаимодействии с педагогами и родительской общественностью; ученики освоили технологию социального проектирования как базу для профильного роста и гражданской инициативы; школьники вышли на конкурсные площадки различных уровней по профильной и гражданской тематике. В ходе реализации проекта сложилось проектно-лицейское сообщество – кластер. Оформилась структура кластера, создан тематический сайт «Окна роста».

ФОРМИРОВАНИЕ НАДПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Михалёва Г.К., Мегет, «Формирование надпредметных компетенций в исследовательской деятельности». Исследовательская деятельность по окружающему миру способствует формированию интереса учащихся к проблемам своего края, развивает познавательную и творческую активность, надпредметные компетенции. Исследовательская работа в реальных полевых условиях, общение с природой способствуют гармоничному развитию личности и формируют ценностно- смысловые компетенции.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ «И ОДИН В ПОЛЕ – ВОИН!» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Одним из самых проникновенных и выразительных работ в этой номинации стало эссе Тимофеевой Ирины Ивановны, Кольцово, МБУДО "Созвездие". Вот несколько строк из работы Ирины Ивановны: «Направление, которым я занимаюсь – экологическое краеведение. Краеведение! Слово-то какое замечательное! Произносишь слово «край» и сразу всплывают в голове слова из любимой песни
«...То березка, то рябина.
Куст ракиты над рекой.
Край родной навек любимый.
Где найдешь еще такой...»
Ключевые слова «родной», «навек любимый». Именно в них заключен сакральный смысл той работы, результаты которой я вижу ежедневно на занятиях с детьми. Именно от моей позиции, моей твердой убежденности и любви к родному краю, Родине зависит успех моей работы и успех моих воспитанников».

ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ ЮНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ С ПРИЛОЖЕНИЕМ РАЗРАБОТОК НЕСКОЛЬКИХ ЗАНЯТИЙ
Грошева Алёна Сергеевна, Ангарск, МАОУ «Ангарский лицей №1», программа внеурочной деятельности «Проектируем вместе». Цель программы: формирование у обучающихся метапредметных результатов (проектной компетенции): основ культуры проектной деятельности и навыков разработки учебного проекта до уровня, позволяющего конкурировать им в разных условиях. Содержание курса построено по принципам доступности, учета возрастных особенностей обучающихся 7 классов, преемственности метапредметных результатов с предыдущими уровнями образования, связи теории с практикой, а также модульному принципу. Следует отметить, что программа сопровождается разработанной автором рабочей тетрадью, которая представляет собой продуманный комплекс заданий по всем темам программы и дополнительные тексты, раскрывающие некоторые аспекты теории проектирования.

Свидрицкая Елена Сергеевна, Новошахтинск, МБУ ДО ЦРТДиЮ, авторская общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа эколого-биологической направленности «Хранители». Экологический подход реализуется автором через технологию проблемно-исследовательского обучения и педагогики сотрудничества, а именно: исследовательские проекты, экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, проведении презентаций проектов, изготовление экосистем в различных изобразительных и прикладных техниках. Елена Сергеевна считает, что практическое решение задач с экологическим содержанием способствует формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА: РУКОВОДСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Жарикова Светлана Семеновна, МКОУ Табулгинская СОШ им. П.Д. Слюсарева, Табулга Новосибирской обл. Главное направление педагогической деятельности Светланы Семеновны - разработка эффективных способов организации проектно-исследовательской деятельности в обучении физики в старших классах во внеурочное время. Автор отмечает положительные моменты в этом направлении: исследовательские работы учащихся отличаются выдвижением гипотез, чёткой постановкой целей и задач исследования, пониманием исследовательских методов, формулировкой выводов, видением перспектив работы, правильным оформлением. При оценке проектно-исследовательской деятельности обучающегося педагог старается помнить, что самой значимой оценкой для школьника является общественное признание, поэтому положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Батодалаева Оюуна Баировна, Согда, МБОУ ООШ № 12, работа «Опыт организации исследовательской деятельности учащихся в сельской местности и малых городах». Оюуна Баировна поделилась интересным опытом привлечения родителей к исследовательской и проектной деятельности в начальной школе. Автор пишет: «Когда дети видят, что их родители участвуют в учебной работе, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них. Хорошие, дружеские отношения между семьёй и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию». О.Б. Батодалаева представила свою практику совместных проектов в малокомплектной сельской школе для всего класса, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

Новикова Зинаида Юрьевна, Краснокамск, МАОУ "СОШ №3", Краснокамск, «Привлечение родителей для проведения исследовательской и проектной деятельности, развития потенциала детей». Автор делится опытом привлечения родителей к проектной технологии. Это позволяет сделать наше сотрудничество плодотворным и успешным. Педагог совместно с родителями развивает познавательный интерес учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, развитие коммуникативных навыков при умелой поддержке взрослых. Вот как Зинаида Юрьевна описывает совместные исследовательские экспедиции: «Во время летних путешествий не просто приобретается практический опыт, изменяется эмоционально-чувственная сфера, накапливаются незабываемые впечатления, фотографии, материалы наблюдений. Основная часть работы ждет в школе. Мы обрабатываем собранный материал, составляем отчеты, фоторепортажи, выпускаем газеты, монтируем видеосюжеты, продолжаем и оформляем исследования. В основу работ ложатся личные впечатления от экскурсий и походов, а дальше кропотливая работа с литературными источниками, творчество и полет фантазии. Родители, как и учителя, выступают консультантами, оказывают информационную поддержку».

ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА: РУКОВОДСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Покашникова Мария Владимировна, Боровичи, МАОУ СОШ №8 с УИМ и АЯ, «Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность». В статье в полной мере представлены профессиональные компетенции автора как руководителя исследовательской и проектной деятельностью в области биологии. Мария Владимировна пишет: «Вместе с учащимися, изучая объекты живой природы, я поняла: чтобы знание стало важным для ученика, он должен принять активное участие в его созидании». Автор логично и увлекательно представила многолетний опыт внедрения в образовательный процесс научно-исследовательской деятельности, способствующей развитию одаренных обучающихся.

Лучшими работами по итогам конкурса можно с уверенностью назвать также работы следующих педагогов:
1. Азбаева Г.Ю., г. Мегион, ХМАО-Югра. Опыт организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в МАОУ №5 «Гимназия» - модель работы с одаренными и талантливыми детьми.
2. Брагина Н.И., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда. Как выглядит на практике системно-деятельностный подход?
3. Водичко А.А., МУ ДО «РЦДТ», педагог ДО, п. Тимирязевский, Челябинская область. Развитие способностей детей через исследовательскую и проектную деятельность.
4. Калашникова Т.Н., учитель физики высшей категории МАОУ «Ангарский Лицей № 1». Формирование культуры исследовательского труда лицеистов как один из возможных этапов развития одаренности (методические рекомендации).
5. Кожаринова Т.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №1, г. Мичуринск. Составление задач эвристического характера в рамках реализации проектов Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» при работе с одарёнными детьми.
6. Равко В.С., педагог дополнительного образования, МБУДО «ДТДТиМ», г. Белово. Типичные ошибки в научно-исследовательских работах обучающихся младших и средних классов.
7. Сухих О.А., МБОУ «Лицей», г. Протвино. 1) Инновационные компетенции современного педагога: руководство исследовательской и проектной деятельностью. 2) Патриотическое воспитание юных исследований на примере проведения этнографических и краеведческих исследовательских работ.
8. Шакирова В.Ф., учитель начальных классов МБОУ «Федоровская СОШ № 2 с углублённым изучением отдельных предметов». 1) Проектная деятельность как средство повышения мотивации к познавательной активности младших школьников. 2) Проектная деятельность как средство достижения метапредметных результатов младших школьников.

В то же время необходимо отметить довольно слабый уровень некоторых работ. Основные ошибки представленных на конкурс работ, снижающих общее впечатление, заключаются в следующем:
• Некоторые педагоги не различают проекты и исследования как жанры педагогической деятельности, используют понятие «проектно-исследовательская деятельность» как шаблон, обозначая ими даже те виды своей работы, которые не являются ни проектами, ни исследованиями.
• Ряд работ представляют собой конспекты теоретических материалов других авторов, из конспектов совсем непонятно, использован ли какой-то материал в собственной деятельности.
• Некоторые материалы, присланные на конкурс, вообще не имеют никакой аналитической части, хотя педагогическая рефлексия, умение вводить в тему и делать выводы на основе представленной выше информации являются профессионально важными качествами педагога.
• Некоторые материалы откровенно страдают недостатком культуры оформления, например, в десятках работ можно увидеть кем-то неправильно скопированный и далее используемый с ошибкой шаблон «Практика организации исследовательской и проектной деятельности учащихся сельской местности и малых форм» (вместо малых городов – МВ). И это не единственная техническая или грамматическая ошибка. Получается, что педагоги не читают внимательно свою работу, не редактируют ее, перед тем, как отправить на конкурс.

К счастью, все ошибки из серии «На ошибках учатся», все довольно легко и эффективно устранимо. Есть хорошая почва, на которой возможно дальнейшее профессиональное развитие. Например, мероприятиями, повышающими культуру проектной и исследовательской деятельности педагогов малых городов и сельской местности, могут стать:
• вебинар по разбору основных ошибок;
• индивидуальные консультации и дальнейшее сопровождение работы, которая получает свое продолжение, развитие;
• групповые очные семинары, например, в местах, откуда было прислано много работ (например, Зерноград активно участвовал в конкурсе, и теперь хорошо видно, что им можно посоветовать, как можно поработать именно с этими педагогами, которые прислали на конкурс большое количество работ, и в каждой есть потенциал развития);
• может быть, надо писать методическое пособие по организации проектной и исследовательской деятельности (именно учитывая специфику малых городов и сельской местности), из двух частей: авторской (автора пособия) и материалов из работ участников конкурса, анализа лучших работ и основных типичных ошибок.

В общем, педагогов нужно и можно учить писать работы на конкурсы!