Авторизация




Статистика

Просмотрено статей : 132531699
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 1608
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

ИТОГИ КОНКУРСА НАУЧНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»

В результате участия научных объединений учащихся в заочном конкурсе выявлен лучший опыт работы по организации исследовательской и проектной деятельности.
Конкурс научных объединений учащихся позволил выявить имеющийся в регионах опыт. В конкурсе участвовали представители из каждого федерального округа из 48 субъектов РФ.
Конкурс научных объединений учащихся проходил по трём номинациям:
- «Портфолио научного объединения учащихся»;
- «Научно-методическая составляющая НОУ» (для педагогов);
- «Лучшая исследовательская работа в естественно-научной и технической области» (для учащихся);

В номинации «Портфолио научного объединения учащихся» были выявлены наиболее результативные НОУ, опыт которых будет полезен для других научных объединений. Конкурс в данной номинации проводился по направлениям:
- портфолио НОУ: история научного объединения, основные достижения; - история работы моего ученика;
- описание структуры организации НОУ;
- привлечение молодых ученых и педагогов к деятельности НОУ;
- мониторинг качества работы НОУ;
- и другим направлениям.
В конкурсе приняли участие НОУ детских образовательных центров и школ из разных уголков России. Были представлено 84 работы от 48 организаций 39 городов 25 субъектов Российской Федерации.
В номинации «Научно-методическая составляющая НОУ» (конкурс педагогов) был выявлен лучший педагогический опыт по таким направлениям как:
«Методика организации деятельности научного объединения учащихся»;
«Основные принципы выполнения исследовательской и/или проектной работы учащимися»;
«Исследовательская работа учащихся как социальный лифт в науку»,
«Технологии привлечения учащихся к исследовательской деятельности»,
«Программы обучения школьников основам исследовательски деятельности».
На конкурс в данной номинации было прислано 138 работ от 110 участников 56 организаций 46 городов 29 регионов России. Дополнительно участвовало в конкурсе педагогов не за счёт средств гранта - 258.
В номинации «Лучшая исследовательская работа» выявлены лучшие работы школьников в области робототехники; медицины, физики, химии; экологии; космонавтики и т.д. Эти работы будут примерами, образцами для других иных исследователей и техников, что будет способствовать повышению качества работ в НОУ. В конкурсе приняли участие 326 участников из 83 организаций 73 городов 42 субъектов Российской федерации. Было представлено 348 работ. Дополнительно (не за счет средств гранта) приняли участие 170 учащихся из 88 организаций 69 городов из 40 субъектов России. Было представлено 170 работ. Таким образом, всего было представлено 518 работ.
Всего в конкурсе Научных объединений учащихся по всем номинациям приняли участие 924 участника, ими было представлено 1014 работ.

Представляем информация по итогам каждой номинации конкурса научных объединений учащихся.

Номинация «Портфолио научного объединения учащихся»
Цель конкурса: выявление наиболее результативных научных объединений учащихся (НОУ), опыт которых будет полезен другим объединениям.
Одним из эффективных инструментов привлечения молодежи в науку является создание научных объединений учащихся и профильных научных исследовательских кружков, которые могут быть одной из форм организации НОУ.
Научные общества учащихся в России имеют более, чем полувековую историю. В первую очередь такие общества возникали при Дворцах пионеров. Но в результате отсутствия поощрения деятельности педагогов в научных обществах и кружках в 90-х годах, это движение потеряло такую массовость, какую оно имело в 60-70 годах. Поэтому, именно в детских центрах, возникших на месте бывших дворцов пионеров, продолжала непрерывно развиваться научно-исследовательская деятельность школьников, которая имела сложившиеся традиции.
Конкурс позволил увидеть благоприятную тенденцию в открытие новых обществ в современных школах. Так, более половины НОУ, представившие свои портфолио, возникли 3-5 лет назад.
В конкурсе приняли участие 60 НОУ детских образовательных центров и школ из разных уголков России, от Хабаровского края до Белгородской области, от Псковской области до Краснодарского края. Как уже указывали, были представлены работы от 48 организаций 39 городов России 25 субъектов России и от Луганской области.
На номинацию «Портфолио научного объединения учащихся» было прислано свыше 100 различных документов, описывающих деятельность НОУ и их достижения. Следует отметить, что деятельность НОУ всегда связана с деятельностью педагогов энтузиастов, увлеченных наукой. Иногда это бывает яркая личность, а иногда и творческая команда педагогов.

География участников КОНКУРСА НАУЧНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ РОССИИ» (номинация «Портфолио научного объединения учащихся»):
Абага (Респ. Саха /Якутия/), МБОУ "АСОШ им. А.Г.Кудрина-Абагинского";
Анна (Воронежская обл.), МБОУ Аннинская СОШ №3;
Белгород (Белгородская обл.), МБУДО ЦДЮТЭ;
Бижбуляк (Респ. Башкортостан), МОБУ СОШ № 2 с.Бижбуляк;
Большая Уваровщина (Тамбовская обл.), МБОУ "Уваровщинская СОШ";
Великие Луки (Псковская обл.). МБОУ СОШ №6 им. Героя Советского Союза А.В. Попова;
Волгоград (Волгоградская обл.), МОУ Гимназия №5, ЧОУ школа "Вайда";
Губкин (Белгородская обл.), МАОУ "Гимназия № 6" , МБУ ДО "СЮН ";
Екатеринбург (Свердловская обл.), МБОУ СОШ №107, МБОУ СОШ №75;
Железногорск-Илимский (Иркутская обл.), МБОУ "Железногорская СОШ №4";
Иркутск (Иркутская обл.), МБОУ г. Иркутска СОШ №35;
Казань (Респ. Татарстан), ФГБОУ ВО "КГЭУ", ФГБОУ ВПО "КГЭУ" школьный научный кружок "Защитник природы";
Каневская (Краснодарский край), МБОУ СОШ №4 им. А.С.Пушкина;
Кемерово (Кемеровская обл.), ГПОУ КемПК;
Кирсанов (Тамбовская обл.), МБОУ "СОШ № 1";
Колывань (Новосибирская обл.), МБОУ "Колыванская СОШ №1";
Куксово (Тамбовская обл.), МАОУ "Татановская СОШ";
Курган (Курганская обл.), МБОУ г. Кургана "Гимназия №47";
Лазарев (Хабаровский край), МБОУ СОШ р.п. Лазарев;
Мичуринск (Тамбовская обл.), МБОУ СОШ №2 г. Мичуринска;
Моршанск (Тамбовская обл.), ТОГБПОУ "Многоотраслевой колледж";
Новосибирск (Новосибирская обл.), МБОУ СОШ №160 , МБУДО ДДТ им. В. Дубинина;
Оренбург (Оренбургская обл.), ГБУ ДОД "ООДТДМ им. Поляничко";
Павловск (Алтайский край), МБОУ "Бродковская СОШ";
Пушкинские Горы (Псковская обл.), ГБООУ "Пушкиногорская санаторная школа-интернат";
Ростов-на-Дону (Ростовская обл.), МБУ ДО ДТДМ;
Снежногорск (Мурманская обл.), МБОУ ДО "ДДТ "Дриада";
Старый Оскол (Белгородская обл.), МБОУ "ООШ №17", МБОУ "СОШ №11", МБОУ "СОШ №16 с УИОП";
Стаханов (Луганская обл.), ГБОУ ЛНР "Стахановский учебно-воспитательный комплекс № 29";
Таврическое (Омская обл.), ОУ "Таврическая школа";
Тамбов (Тамбовская обл.), МАОУ СОШ № 4 г. Тамбова;
Токаревка (Тамбовская обл.), МБОУ Токарёвская СОШ №2;
Толпино (Курская обл.), МКОУ "Толпинская средняя общеобразовательная школа";
Уфа (Респ. Башкортостан), МБОУ ДО "Центр детского творчества "Парус";
Хор (Хабаровский край), МБОУ СОШ №1 р.п.Хор;
Чебоксары (Чувашская Республика), МБОУ "Лицей №44" г. Чебоксары;
Челябинск (Челябинская обл.), ГБПОУ "ЮУрГТК";
Череповец (Вологодская обл.), МБОУ ДОД "ДДиЮТ им. А.А. Алексеевой";
Элиста (Респ. Калмыкия), МБОУ "Элистинский лицей".

Наиболее ярко представили свою работу следующие авторы:
Мындра Людмила Николаевна, Филиппова Ольга Юрьевна (Анна, Воронежская обл. МБОУ Аннинская СОШ №3)
Димиянова Вера Егоровна (Тоновка, Тамбовская обл., МБОУ "Уваровщинская СОШ")
Конюхов Игорь Николаевич (Подымалово,Респ. Башкортостан, МБОУ ДО "Центр детского творчества "Парус")
Воронецкая Вера Ивановна (Иркутск, Иркутская обл., ИГУ, МБОУ г. Иркутска СОШ №35)
Бородовская Елена Львовна (Новосибирск, Новосибирская обл. МБУДО ДДТ им. В. Дубинина)
Бабина Елена Ивановна (Губкин, Белгородская обл. МАОУ "Гимназия № 6")
Долганова Елена Юрьевна (Череповец, Вологодская обл. МБОУ ДО "ДДЮТ имени А. А. Алексеевой")
Петрова Елена Робертовна (Великие Луки, Псковская обл. МБОУ СОШ №6 им. Героя Советского Союза А.В. Попова)
Корюкина Татьяна Михайловна (Курган, Курганская обл. МБОУ г. Кургана "Гимназия №47")
Гущина Юлия Андреевна (Челябинск, ГБПОУ «ЮУрГТК»)
Яловская Анжела Васильевна (Белгород, Белгородская обл., МБОУ "Гимназия №5", МБУДО ЦДЮТЭ)

Примером НОУ с традициями может служит 24 -летняя деятельность НОУ Дворца детского и юношеского творчества имени А.А. Алексеевой г. Череповца. Здесь занимаются с ребятами, которые имеют склонность к исследовательской деятельности, в том числе и естественнонаучного направления. С 2010 года в учреждении реализуется Программа деятельности НОУ «Молодая наука», цель которой - создание оптимальных условий для развития познавательных интересов и способностей учащихся, формирования навыков научно-исследовательской и поисковой деятельности, воспитания творческой личности в условиях учреждения дополнительного образования. В настоящее время научное общество учащихся «Молодая наука» состоит из 5 секций: историческое краеведение, фольклор и этнография, биология и экология, литература, математика, в которых занимается 119 человек в возрасте от 8 до 18 лет, реализуется 7 программ.

Примером молодого НОУ является объединение и его программы МБОУ ДО «ЦДТ Парус» ГО г. Уфа РБ, которое возникло благодаря энтузиазму Конюхова Игоря Николаевича. Это НОУ занимается созданием радиоуправляемых моделей, и освоением технологий, которые для этого необходимы. Под задачи образовательного процесса руководитель НОУ формировал и материальную базу, помощь в этом оказывали и учреждение, и родители учащихся, и просто знакомые.
Тем не менее, наибольшее количество НОУ связаны с деятельностью гимназий. Так, например, НОУ «ШАНС» МБОУ г. Иркутска СОШ№35 представлено Воронецкой. В. И. Автор описывает начало своей работы: «Свою работу по организации исследовательской деятельности учащихся я начинала c одним, двумя заинтересованными детьми, 15 лет назад. Проецируя свои знания и умения, как химика-аналитика на возможности ребенка провести то или другое исследование, но, сначала только в рамках моего предмета... После анализа успехов и неудач я поняла, что, организуя исследовательскую работу нужно исходить из:
• потребностей ребенка;
• возможностей школы;
• и сообщников учителей, которым интересен этот вид работы с детьми.
Больше всего сложности возникают на третьем вопросе – учителя не хотят, не умеют, или не хватает времени, проводить исследовательскую работу.
У меня возникла мысль пригласить к руководству работой старшеклассников, бывших выпускников нашей школы, или членов научных студенческих обществ вузов Иркутска.
Пусть первые доклады исследования оказались не очень глубокими, но учащиеся нашей школы были представлены практически на всех секциях. И на всех возможных городских и областных конференциях, некоторые заняли призовые места, главным для того этапа, я считала формирование секций в работе школьного научного общества учащихся, которое имеет приставку С- сотрудничество. Во второй части работы старшеклассники помогали ученикам среднего звена, то есть 9-11 класс руководили работой и помогали готовиться к конференции учащимся 5-8 классов. Очень интересным мне показался опыт, когда в марте несколько пятиклассниц, стали руководить исследовательской работой первоклассников, которую они представили на ежегодной школьной конференции. В этом году, у нас самыми активными, по части исследовательских работ, как раз являются эти два класса, 2 и 6 классы. Они почувствовали вкус такого рода деятельности и сами пытаются найти темы и область своего исследования. На сегодняшний день, в школе с 5 по 11 класс учатся 845 учеников. Из них, 300 входят в состав школьного научного общества. Учащиеся работают над своими докладами, проводят опыты и эксперименты, анализируют литературные источники.»

Примером успешной работы НОУ в техническом колледже является портфолио, подготовленное Гущиной Юлией Андреевной (Челябинск, ГБПОУ «ЮУрГТК»).
Следующие авторы представили лучшие описания истории исследовательской работы учащегося:
Мындра Людмила Николаевна (Анна, Воронежская обл. МБОУ Аннинская СОШ №3)
Бабина Елена Ивановна (Губкин, Белгородская обл. МАОУ "Гимназия № 6")
Бабина Мария Александровна (Губкин, Белгородская обл. МАОУ "Гимназия № 6")
Воронецкая Вера Ивановна (Иркутск, Иркутская обл., ИГУ, МБОУ г. Иркутска СОШ №35)
Яловская Анжела Васильевна (Белгород, Белгородская обл., МБУДО ЦДЮТЭ)
Дженис Юлия Андреевна (Челябинск, ГБПОУ «ЮУрГТК»)
Уйгурова Раиса Иннокентьевна (Абага, МБОУ "АСОШ им. А.Г.Кудрина-Абагинского")
О деятельности Яловской Анжелы Васильевны написала замечательный отзыв её ученица, которая теперь тоже работает в МБУДО ЦДЮТЭ Эртман Татьяна Сергеевна.
«Работа с детьми – это ответственное дело. Работу с детьми можно сравнить с путешествием, в котором постоянно открываются новые горизонты. Но каким должен быть педагог дополнительного образования? Анжела Васильевна научила тому, что основное внимание нужно уделять росту познавательной активности учащихся. Рассказала, что необходимо владеть содержанием образовательных программ, объяснительными, репродуктивными, инструктивно-практическими, частично-поисковыми, интерактивными методами обучения. Это мне помогло в развитии формирования творческого подхода к научно-исследовательской и педагогической деятельности.
И сегодня Анжела Васильевна показывает основные черты своего характера: доброжелательность, вежливость, корректность, общительность и ответственность. И я по-прежнему чувствую её поддержку.»
Одним из лучших материалов, посвященным организации исследовательской деятельности НОУ, стала работа Димияновой Веры Егоровны (Тоновка, Тамбовская обл., МБОУ "Уваровщинская СОШ").
В её работе представлен положительный опыт организации исследовательской деятельности учащихся сельской школы во взаимосвязи с различными социальными партнерами, включая вузы и предприятия агробизнеса. Данная система организации исследовательской и проектной деятельности позволяет не только приобщать одаренных школьников к научной работе, развивать у них исследовательскую культуру, но и готовит их к осознанному выбору профессии в рамках интересующего направления исследования, помогает поступать в престижные вузы страны и успешно обучаться в них, продолжая заниматься научной деятельностью.
Примером мониторинга качества работы НОУ (развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе углубленного изучения ими одной из наук) также явилась разработка Яловской Анжелы Васильевны (Белгород, Белгородская обл., МБОУ "Гимназия №5", МБУДО ЦДЮТЭ) на примере НОУ «Эрудит». Главным критерием мониторинга является количество лауреатов и победителей всероссийских и международных конкурсов исследовательских работ. Такой же подход к оценке деятельности НОУ используют и другие участники.

Номинация «Научно-методическая составляющая НОУ» (конкурс педагогов)

Успешно завершился Всероссийский конкурс Научных объединений учащихся в рамках проекта «Интеллектуальный потенциал России».
Участники конкурса: научные объединения учащихся (научные общества, малые академии наук, клубы юных исследователей и т.д.), отделения МАН «Интеллект будущего», коллективные члены и представительства МАН «Интеллект будущего», учащиеся школ и училищ, представители научных учреждений и наукоёмкого бизнеса.
Как уже указывали, на конкурс в номинации «Научно-методическая составляющая НОУ» было прислано 138 работ от 110 участников 56 организаций 46 городов 29 регионов России.

Геогргафия участников конкурса в номинации «Научно-методическая сотавляющая НОУ»:

Абага (Респ. Саха /Якутия/) МБОУ "АСОШ им. А.Г.Кудрина-Абагинского";
Абакан (Респ. Хакасия) МБОУ "СОШ №10";
Анна (Воронежская обл.) МБОУ Аннинская СОШ №3;
Астрахань (Астраханская обл.) МБОУ "Гимназия №4" г.Астрахани;
Березники (Пермский край) МАУ ДО ДЮЦ "Каскад";
Бижбуляк (Респ. Башкортостан) МОБУ СОШ № 2 с.Бижбуляк;
Бирюч (Белгородская обл.) МБУ ДО "Станция юных натуралистов" Красногвардейского района;
Большая Уваровщина (Тамбовская обл.) МБОУ "Уваровщинская СОШ";
Бондари (Тамбовская обл.) МБОУ Бондарская СОШ;
Великие Луки (Псковская обл.) МБОУ СОШ №6 им. Героя Советского Союза А.В. Попова;
Волгоград (Волгоградская обл.) МОУ Гимназия №5, МОУ ДЮЦ г.Волгограда, ЧОУ школа "Вайда";
Горнозаводск (Пермский край) МАОУ "СОШ №3" г. Горнозаводска;
Губкин (Белгородская обл.) МАОУ "Гимназия № 6" , МБУ ДО "СЮН ";
Екатеринбург (Свердловская обл.) МАОУ Гимназия №94, МБОУ СОШ №107;
Зерноград (Ростовская обл.) МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда;
Иркутск (Иркутская обл.) МБОУ г. Иркутска СОШ №35;
Кирсанов (Тамбовская обл.) МБОУ "СОШ № 1";
Колывань (Новосибирская обл.) МБОУ "Колыванская СОШ №1";
Курган (Курганская обл.) МБОУ г. Кургана "Гимназия №47";
Липецк (Липецкая обл.) МАУ ДО ЦРТД "Левобережный";
Магнитогорск (Челябинская обл.) МАУ ДО "ДТДМ" г. Магнитогорска;
Мичуринск (Тамбовская обл.) МБОУ СОШ №2 г. Мичуринска, МБОУ СОШ №9;
Москва МГУ им. М.В. Ломоносова;
Нижний Новгород (Нижегородская обл.) ГБПОУ "Нижегородский индустриальный колледж";
Нижний Тагил (Свердловская обл.) МБУ ДО ГорСЮТ;
Николаевск-на-Амуре (Хабаровский край) МБОУ СОШ №5 имени Героя Советского Союза Г.Е. Попова;
Новозаведенное (Ставропольский край) МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного;
Новосибирск (Новосибирская обл.) МБОУ СОШ №160 , МБУДО ДДТ им. В. Дубинина, МОУ СОШ №92;
Павловск (Алтайский край) МБОУ "Бродковская СОШ";
Патрикеево (Ульяновская обл.) МКОУ Патрикеевская ООШ;
Ростов-на-Дону (Ростовская обл.) МБОУ "Гимназия №117";
Сафоново (Смоленская обл.) ОГБПОУ СмолАПО;
Североморск (Мурманская обл.) МБОУ Гимназия №1 ЗАТО г. Североморск;
Совхоз Селезневский (Тамбовская обл.) ТОГБ ПОУ "Аграрно-технологический техникум";
Старый Оскол (Белгородская обл.) МАОУ "ОК "Лицей №3" ОДО "Креатив", МБОУ "СОШ №11";
Стаханов (Луганская обл.) ГБОУ ЛНР "Стахановский учебно-воспитательный комплекс № 29";
Тамбов (Тамбовская обл.) МАОУ СОШ №1 - "Школа Сколково-Тамбов", МАОУ СОШ №24;
Тугулук (Ставропольский край) МКОУ СОШ №8;
Умет (Тамбовская обл.) МБОУ Уметская СОШ;
Уссурийск (Приморский край) МБОУ ДО Центр детского творчества;
Уфа (Респ. Башкортостан) МБОУ ДО "Центр детского творчества "Парус";
Хор (Хабаровский край) МБОУ ООШ № 2;
Чебоксары (Чувашская Республика) МАОУ "Лицей №4" г. Чебоксары, МБОУ "Лицей №44" г. Чебоксары;
Чегдомын (Хабаровский край) МБОУ СОШ №6;
Челябинск (Челябинская обл.) ГБПОУ "ЮУрГТК";
Череповец (Вологодская обл.) МБОУ ДОД "ДДиЮТ им. А.А. Алексеевой".

Достигнута главная цель этого проекта – популяризация и повышение престижа науки, научных объединений учащихся среди школьников 5–11 классов. Выполнены поставленные задачи конкурса: пропаганда достижений науки и техники, вовлечение в научно-исследовательскую и изобретательскую деятельность школьников и молодежи, поощрение деятельности научных обществ учащихся, малых академий наук России, отделений общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего».
Одной из эффективных форм развития интеллектуального и культурного потенциала школьников, привлечения юных эрудитов к исследовательской и проектной деятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения являются научные объединения учащихся.

Творческие, креативные, способные люди имеют в нашем обществе поистине широкие возможности для счастливой и успешной жизни. Сегодня необходимо как можно раньше начинать формирование и развитие исследовательских и творческих качеств в детях. Наиболее последовательно и эффективно подходят к этому НОУ – научные общества учащихся. При этом ведущим фактором развития и обучения является личность учителя. Именно педагог организует и мотивирует учебную деятельность, которая должна способствовать расцвету творческих возможностей ребенка. Если педагог организует, поддерживает и направляет развитие своих подопечных в ходе обучения, то создаются условия для раскрытия их творческого потенциала. Мы рады, что предложенная номинация «Научно-методическая составляющая НОУ» в рамках КОНКУРСА нашла живой отклик среди педагогов.
Процесс формирования личности современных школьников требует эффективных методов обучения, помогающих адаптироваться в окружающем мире. Педагоги из разных регионов России поделились своим опытом работы в НОУ, прислали методические разработки, которые содержат инновационные методы обучения, используемые в процессе освоения основ проектной и исследовательской деятельности в общеобразовательной школе, в дополнительном образовании.
Следует отметить, что наши участники показали высокий уровень методической подготовки и профессионального мастерства.

Лучшими были признаны следующие работы.
Аникина Зинаида Николаевна, Большая Уваровщина, МБОУ "Уваровщинская СОШ". Работа «Организация проектно-исследовательской работы в начальной школе как одно из условий реализации требований ФГОС НОО». Зинаида Николаевна представила курс «Я - исследователь», основанный на методике и программе исследовательского обучения А.И. Савенкова и идеи образовательной системы УМК «Планета знаний». Автор рассказала также о том, как каждый год ее ученики защищают свои научно-исследовательские работы на конференциях различного уровня – от школьного до федерального. Исследовательская деятельность ярко проявляется при участии детей в сетевых проектах и веб-квестах.

Бородовская Елена Львовна, Новосибирск, МБУДО ДДТ им. В. Дубинина. Работа «Научное общество учащихся «ИМПУЛЬС». Автор разносторонне представила результаты образовательного процесса и научного подхода в работе НОУ. Одно из интересных направлений - тематические экскурсии по истории родного края. В работе последовательно описывается системный и комплексный подход к организации научно-практической деятельности участников НОУ «Импульс», показано, насколько успешно решаются проблемы как исследовательского характера, так и патриотического воспитания.

Воронецкая Вера Ивановна, Иркутск, МБОУ СОШ №35. Вера Ивановна прислала сразу несколько работ, среди которых - «НОУ как эффективный способ интеграции основного и дополнительного образования детей». Учреждение имеет качественные материально-технические условия для успешного решения задач, нацеленных на высокий уровень развития одаренности каждого ученика. Детям разного возраста предоставляется возможность полноценно и с пользой провести свой досуг, раскрыть и реализовать свои способности в том или ином виде деятельности.

Димиянова Вера Егоровна, Тоновка, МБОУ "Уваровщинская СОШ". В работе «Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках взаимодействия сельской школы, вузов и предприятий агробизнеса» представлен положительный опыт организации исследовательской деятельности учащихся сельской школы во взаимосвязи с различными социальными партнерами, включая вузы и предприятия агробизнеса. Данная система организации исследовательской и проектной деятельности позволяет не только приобщать одаренных школьников к научной работе, развивать у них исследовательскую культуру, но и готовит их к осознанному выбору профессии в рамках интересующего направления исследования, помогает поступать в престижные вузы страны и успешно обучаться в них, продолжая заниматься научной деятельностью.

Иванова Елена Николаевна, Чебоксары, МБОУ "Лицей №44", «Научное общество лицея: расширение ресурсов для самореализации школьников». Елена Николаевна делится опытом работы научного общества лицея «Шаг в будущее» и доказывает в своей статье эффективность это объединенного научного общества лицеистов и педагогов. Деятельность НОЛ разумно структурирована: педагоги отвечают за организацию олимпийской подготовки и научно-исследовательской работы, а старшеклассники – за проектную деятельность. В результате в те или иные события НОЛ включены до 80% учащихся лицея.

Трусова Лариса Викторовна, Нижний Тагил, МБУ ДО ГорСЮТ, «Использование Метода фокальных объектов (МФО) при проектировании новых предметов». Представлена разработка, раскрывающая суть метода фокальных объектов и пример практического применения этого метода. Также отмечена работа автора «Использование ассоциативно - синектического метода при проектировании новых устройств». При разработке любого проекта важно, в первую очередь, выявить проблему. Но найти новые оригинальные решения существующей проблемы непросто. И все – таки можно, если научиться пользоваться инструментарием Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методами развития творческого воображения (РТВ).

Козодаева Ирина Сергеевна, Умет, МБОУ Уметская СОШ, «Деятельность научного общества учащихся как форма работы в области экологического образования и просвещения». В Уметской школе экологическое направление содержания образования является ведущим фактором работы, есть возможности для экспериментальной деятельности. Функционирует научное общество по экологическому краеведению, организованное в 2002 году в связи с необходимостью расширения исследовательской деятельности обучающихся и достижения практических результатов. Разработано и проведено большое число мероприятий по экологической тематике с привлечением исследований учащихся, в которых использовались краеведческие данные, например, составлен сборник «Фауна позвоночных Уметского района» и многое другое.

Конюхов Игорь Николаевич, Подымалово, МБОУ ДО "Центр детского творчества "Парус", работа «Научно-методическая составляющая НОУ». Идея Игоря Николаевича состоит в максимально гармоничном развитии ребенка в рамках занятий в одном кружке, объединении дополнительного образования, в период учебного года. Программа, рассчитанная на 3 года, предусматривает поэтапное повышения степенью овладения учениками компетенциями (знаниями, умениями, навыками) от года к году: первый год – просто личное знакомство со всем спектром направлений обучения, второй год – начало освоения навыков, и третий – выход на практическое применение этих навыков для решения жизненных, учебных задач. Причем учебный процесс построен с учетом сезонной направленности интересов учеников.

Ляпкова Нина Ивановна, Череповец, МБОУ ДОД "ДДиЮТ им. А.А. Алексеевой", «Технология проблемного обучения на занятиях научного общества учащихся секции «Экология и биология» (на примере исследования качества продуктов питания)». Автором показана эффективность данной технологии, когда обучающиеся постоянно находятся в активной позиции: с момента постановки проблемы и сбора фактов до ее решения.

Перевозная Леонора Геннадьевна, Маго, МБОУ СОШ №5 имени Героя Советского Союза Г.Е. Попова. В работе «Организация исследовательской деятельности учащихся – перспективный путь развития одаренных детей» рассматриваются вопросы создания ЦОРа, содержащего методические рекомендации и дидактические средства, позволяющие развивать исследовательские навыки учащихся при изучении регионального компонента.

Пожидаева Светлана Анатольевна, Старый Оскол, МБОУ "СОШ №11", «Школьное лесничество как одна из форм повышения уровня биолого-краеведческих знаний обучающихся». В работе показано, что занятия в школьном лесничестве позволили повысить уровень сформированности биолого-краеведческих знаний в 2014-2017 гг., а используемые учителем методы и формы работы являются эффективными для достижения поставленной цели. Был сделан вывод об эффективности педагогических условий формирования знаний по биологическому краеведению у обучающихся, созданных через организацию работы школьного лесничества.

Рябченко Евгения Анатольевна Ростов-на-Дону МБОУ "Гимназия №117" «Межпредметный проект «Космический полигон»» как эффективный способ интеграции основного и дополнительного образования детей». Актуальность проекта состоит в том, что в настоящее время необходимо воспитывать интерес к пониманию стремительного развития научно-технического прогресса и выхода человеческой цивилизации на новый уровень развития (освоение космоса, появление новых профессий); к изучению естественно-математических наук, в частности астрономии; к изучению иностранного языка и других гуманитарных дисциплин по новым методикам.

Титова Ирина Юрьевна Кирсанов МБОУ "СОШ № 1", «Создание новой образовательной среды для одаренных детей посредством взаимодействия школы и предприятия». В соответствии с инновационным курсом развития экономики потребовалось значительное совершенствование системы подготовки технических и профессиональных кадров. Поэтому школой совместно с отделом обучения и развития персонала ГК «АСБ» была разработана специальная интегрированная программа, предполагающая выявление, сопровождение и поддержку одаренных учащихся средствами и возможностями крупнейшей промышленной и сельскохозяйственной производственной компании. Цель программы: создание условий для целенаправленного выявления, обучения и развития, поддержки и сопровождения одаренных детей, их самореализации в различных видах деятельности, в том числе проектной и научно-исследовательской, профессионального самоопределения в соответствии с интересами и способностями, формирование потенциального кадрового резерва ГК «АСБ» из числа одаренных детей.

Чернышова Наталья Ивановна, Североморск, МБОУ Гимназия №1 ЗАТО г. Североморск, «Роль гимназического интеллектуального клуба «На пути к Олимпу» в развитии интеллектуального и культурного потенциала младших школьников». ГИК «На пути к Олимпу», являясь стартовой площадкой в большую науку, играет важную роль в развитии интеллектуального и культурного потенциала младших школьников. Использование многообразных типов проектов позволяет педагогам максимально эффективно использовать воспитательный и образовательный арсенал внеурочной деятельности для развития компетентной личности в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Номинация «Лучшая исследовательская работа»
В номинации «Лучшая исследовательская работа в естественно-научной и технической области» выявлены лучшие работы школьников в области робототехники; медицины, физики, химии; экологии; космонавтики и т.д. Эти работы будут примерами, образцами для других иных исследователей и техников, что будет способствовать повышению качества работ в НОУ. В конкурсе приняло участие 326 участников из 83 организаций 73 городов 42 субъектов Российской федерации. Было представлено 348 работ. Дополнительно (не за счет средств гранта) приняло участие 170 учащихся из 88 организаций 69 городов из 40 субъектов России - было представлено 170 работ. Таким образом, всего было представлено 518 работ.

География участников конкурса:
1. Абага (Респ. Саха/Якутия/), МБОУ "АСОШ им. А.Г.Кудрина-Абагинского";
2. Алексеевка (Белгородская обл.), МОУ СОШ №2;
3. Амурск (Хабаровский край), МБОУ СОШ № 2;
4. Анапа (Краснодарский край), НЧОУ гимназия "Росток";
5. Анна (Воронежская обл.), МБОУ Аннинская СОШ №3;
6. Астрахань, МБОУ г. Астрахани "Гимназия №4", МОУ СОШ №54;
7. Баевка (Ульяновская обл.), МОУ Баевская СШ;
8. Барш (Респ. Башкортостан), МОБУ СОШ № 2 с.Бижбуляк;
9. Батайск (Ростовская обл.), МБУ ДО ЦД(Ю)ТТ г. Батайска;
10. Березники (Пермский край), МАУ ДО ДЮЦ "Каскад";
11. Березовский (Кемеровская обл.), ГПОУ КемПК;
12. Бижбуляк (Респ. Башкортостан), МОБУ СОШ № 2 с.Бижбуляк;
13. Бирюч (Белгородская обл.), МБУ ДО "Станция юных натуралистов" Красногвардейского района;
14. Большая Уваровщина (Тамбовская обл.), МБОУ "Уваровщинская СОШ";
15. Боровичи (Новгородская обл.), МАОУ СОШ №8 с УИМ и АЯ;
16. Вейделевка (Белгородская обл.), МОУ "Вейделевская СОШ";
17. Виноградное (Респ. Калмыкия), МКОУ "Виноградненский лицей им. Дедова Ф.И.";
18. Волгоград, МОУ Гимназия №5;
19. Волчки (Тамбовская обл.), МБОУ Волчковская СОШ;
20. Горнозаводск (Пермский край), МАОУ "СОШ №3" г. Горнозаводска;
21. Грязное (Рязанская обл.), МОУ "Чапаевская СОШ";
22. Губкин (Белгородская обл.), МАОУ "Лицей №5", МАОУ "СОШ №16", МБУ ДО "СЮН ";
23. Давлеканово (Респ. Башкортостан), МОБУ "Башкирская гимназия № 3";
24. Дубровка (Брянская обл.), МБОУ Дубровская №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.;
25. Екатеринбург (Свердловская обл.), ГАПОУ СО "ЕЭТК";
26. Железногорск-Илимский (Иркутская обл.), МБОУ "Железногорская СОШ №4";
27. Жердевка (Тамбовская обл.), ТОГБПОУ "Жердевский колледж сахарной промышленности";
28. Забайкальск (Забайкальский край), МАОУ СОШ №1 п.г.т. Забайкальск;
29. Зерноград (Ростовская обл.), МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда;
30. Инжавино (Тамбовская обл.), МБОУ "Инжавинская СОШ";
31. Иркутск , МБОУ г. Иркутска СОШ №35;
32. Ишеевка (Ульяновская обл.), МОУ Ишеевский многопрофильный лицей имени Н.К. Джорджадзе;
33. Кемерово, ГПОУ КемПК;
34. Кирсанов (Тамбовская обл.), МБОУ "СОШ № 1", МБОУ "Уваровщинская СОШ";
35. Колывань (Новосибирская обл.), МБОУ "Колыванская СОШ №1";
36. Красноярск, МАУ "Парк флоры и фауны "Роев ручей";
37. Курган, МБОУ города Кургана "Гимназия №47";
38. Курск, МБОУ "СОШ № 60";
39. Лабытнанги (Ямало-Ненецкий АО), МАОУ "СОШ №1";
40. Маго (Хабаровский край), МБОУ СОШ № 5;
41. Малоярославец (Калужская обл.), МОУ СОШ №2 им. А. Н. Радищева;
42. Маслова Пристань (Белгородская обл.), ГБОУ "Шебекинская гимназия-интернат";
43. Мирный (Архангельская обл.), МБОУ СОШ №1 город Мирный Архангельской области;
44. Мичуринск (Тамбовская обл.), МБОУ СОШ №1, МБОУ СОШ №2 г. Мичуринска;
45. Моршанск (Тамбовская обл.), ТОГБПОУ "Многоотраслевой колледж";
46. Москва, ЦОМТМП;
47. Нижний Новгород, МБОУ "Лицей №165";
48. Нижний Тагил (Свердловская обл.), МБУ ДО ГорСЮТ;
49. Николаевск-на-Амуре (Хабаровский край), МБОУ СОШ №5 имени Героя Советского Союза Г.Е. Попова;
50. Новосибирск, МБОУ СОШ №160;
51. Омск, БОУ ДО г. ОМСКА "ГДДюТ";
52. Оренбург, ГБУ ДОД "ООДТДМ им. Поляничко", МОБУ "СОШ № 31";
53. Павловск (Алтайский край), МБОУ "Бродковская СОШ";
54. Петрозаводск (Респ. Калмыкия), МБОУ "Лицей №40";
55. Приволжск (Ивановская обл.), МОУ СОШ №1;
56. Ростов-на-Дону (Ростовская обл.), МБУ ДО ДТДМ, МБУ ДО ЦД(Ю)ТТ г. Батайска;
57. Садовый (Тамбовская обл.), МБОУ "Уваровщинская СОШ";
58. Самара, МАОУ Самарский медико-технический лицей, МБОУ гимназия "Перспектива";
59. Саранск (Респ. Мордовия), МОУ "Средняя школа №25";
60. Сафоново (Смоленская обл.), ОГБПОУ СмолАПО;
61. Снежногорск (Мурманская обл.), МБОУ ДО "ДДТ "Дриада";
62. Совхоза Селезневский (Тамбовская обл.), ТОГБ ПОУ "Аграрно-технологический техникум";
63. Среднеуральск (Свердловская обл.), ГАПОУ СО "ЕЭТК";
64. Старый Оскол (Белгородская обл.), МАОУ "ОК "Лицей №3" ОДО "Креатив", МАОУ "ОК "Лицей №3", МБОУ "СОШ №11", МБОУ "СОШ №16 с УИОП";
65. Сулук (Хабаровский край), МБОУ СОШ №20;
66. Тамбов, МАОУ СОШ №36;
67. Токаревка (Тамбовская обл.), МБОУ Токарёвская СОШ №2;
68. Толпино (Курская обл.), МКОУ "Толпинская средняя общеобразовательная школа";
69. Тугулук (Ставропольский край), МКОУ СОШ №8;
70. Умет (Тамбовская обл.), МБОУ Уметская СОШ;
71. Уфа (Респ. Башкортостан), МБОУ ДО "Центр детского творчества "Парус";
72. Хор (Хабаровский край), МБОУ ООШ № 2 , МБОУ СОШ №1 р.п.Хор;
73. Челябинск, ГБПОУ "ЮУрГТК";
74. Череповец (Вологодская обл.), МБОУ ДОД "ДДиЮТ им. А.А. Алексеевой";
75. Шадринск (Курганская обл.), МБОУ "Лицей №1";
76. Шебекино (Белгородская обл.), ГБОУ "Шебекинская гимназия-интернат";
77. Элиста (Респ. Калмыкия), МБОУ "Элистинский лицей";
78. Ярославль, МОУ СОШ №10.

 По направлениям, работы распределились следующим образом.

Номинация Авторы Работы Населенные пункты Регионы (субъекты РФ)
Робототехника   13 12 
Энергетика   8
Транспорт   2
Медицина   28 26  15 12 
Физика   31 31   18 13 
Химия   33  36  16  11
Экология  133  144  38  26 
Космонавтика   12 12 
Биотехнологии  17  17  14 
Информационные технологии  27  25  19 16 
Изобретательство   35 34  16  13 
История и краеведение 
Лингвистика (русский язык)   1
Итог   
(без повторений)
326  350   78 42 

Как видно из таблицы, максимальное количество работ прислано по номинациям «Экология» -144 работы, «Химия» - 36, «Изобретательство» -34, «Физика» -31, «Медицина»» -26, «Информационные технологии» -25.
Чуть меньше работ представлено по приоритетным, но сложным направлениям: «Биотехнологии» - 17, «Робототехника» - 12, «Космонавтика» – 12, «Энергетика» – 8.

Данная статистика подтверждает тот факт, что естественно-научные направления необходимо развивать, поддерживать и стимулировать на всех уровнях: от деятельности общественных организаций, ученических научных объединений, и также на государственном уровне. Поэтому грантовая поддержка позволила принять участие на бесплатной основе тем детям и регионам, которые раньше не могли этого сделать из-за отсутствия финансирования.
Был определены более 100 лучших работ. Лучшие работы будут опубликованы в журнале «Академиан» на сайте futur4you.ru.

***

В целом, по итогам конкурса научных объединений учащихся достигнута главная цель этого проекта – развитие и поддержка научных объединений учащихся как эффективной формы привлечения учащихся к исследовательской и проектной деятельности, профориентации учащихся на научные и инженерные профессии, вовлечения действующих ученых и специалистов в работу с интеллектуально одаренными детьми.
Выполнены поставленные задачи конкурса: пропаганда достижений науки и техники, вовлечение в научно-исследовательскую и изобретательскую деятельность школьников и молодежи, поощрение деятельности научных обществ учащихся, малых академий наук России, отделений общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего».