Итоги Рождественского Фестиваля-2 сессия

01.02.2018

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ-КОНФЕРЕНЦИЯ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Вторая сессия традиционного XIII Российского Рождественского Фестиваля-конференции «Юный исследователь» прошла с 23 по 26 января 2018 года в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Место проведения: парк-отель "Яхонты Таруса".

На фестиваль собрались учащиеся 1–4 и 5–6 классов и педагоги, которые представляли следующие населенные пункты и образовательные организации:
Армавир (Краснодарский край) ЧОУ СОШ "Развитие";
Барсово (Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО) МБОУ "Барсовская СОШ №1";
Бобров (Воронежская обл.) МБОУ Бобровская СОШ №2;
Братск (Иркутская обл.) МБОУ "Гимназия №1 им. А.А. Иноземцева";
Горки-10 (Московская обл.) МБОУ СОШ "Горки-X";
Женева (Швейцария) СОШ с УИАЯ при Постоянном представительстве России при отделении ООН в Женеве;
Жуков (Калужская обл.) МОУ "СОШ № 2 им. академика А.И. Берга";
Кондрово (Калужская обл.) МКОУ "Кондровская СОШ №2";
Красная Яруга (Белгородская обл.) МОУ "Краснояружская СОШ №1";
Ленинградская (Краснодарский край) МБОУ СОШ №12;
Мирный (Архангельская обл.) МБОУ СОШ №1 город Мирный Архангельской области;
Москва (г. Москва) ГБОУ г. Москвы "Школа №814", ГБОУ г. Москвы "Школа "Покровский квартал";
Мытищи (Московская обл.) МБОУ "Лицей №23";
Нерюнгри (Респ. Саха /Якутия/) МОУ "Гимназия №1 г. Нерюнгри имени С.С. Каримовой";
Новокуйбышевск (Самарская обл.) ГБОУ гимназия №1 г. Новокуйбышевска, ГБОУ ООШ № 21;
Ноябрьск (Ямало-Ненецкий АО) МБОУ "Гимназия №1";
Обнинск (Калужская обл.) МБОУ "СОШ №11", МБОУ "СОШ №13" г. Обнинска, МБОУ "СОШ №16", ЧОУ "ОСШ";
Обшаровка (Самарская обл.) ГБОУ СОШ №2 с. Обшаровка;
Омск (Омская обл.) БОУ г. Омска "Лицей № 137";
Пенза (Пензенская обл.) МБОУ Гимназия №44 г. Пенза;
Реутов (Московская обл.) МБОУ "СОШ №2";
Рыбинск (Ярославская обл.) Лицей №2, МБУ ДО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий" им. Е.П. Балагурова;
Салехард (Ямало-Ненецкий АО) МБОУ СОШ №3;
Самара (Самарская обл.) МАОУ Самарский медико-технический лицей, МАОУ СамЛИТ г.о. Самара, МБОУ гимназия "Перспектива";
Сортавала (Респ. Карелия) МБОУ ДО Сортавальского МР РК ЦРТДЮ;
Сосновый Бор (Ленинградская обл.) АНОО "Сосновоборская частная школа";
Старый Оскол (Белгородская обл.) МБОУ "СОШ №11";
Тарко-Сале (Ямало-Ненецкий АО) МБОУ "СОШ №1" г.Тарко-Сале;
Уфа (Респ. Башкортостан) МБОУ Школа № 18;
Чесноковка (Респ. Башкортостан) МОБУ СОШ с. Чесноковка;
Энгельс (Саратовская обл.) МБОУ "СОШ № 1".

Формирование исследовательской установки по отношению к учебе, к наукам, к жизни в целом сегодня является важнейшей задачей не только современной школы, но и семьи. Именно поэтому вместе с учениками родители и педагоги из разных регионов получили уникальный опыт, расширяющий возможности школьного обучения. Более 250 ребят представили свои исследовательские и проектные работы на 14 секциях, охватывающих практически все сферы науки.
Почему заниматься исследовательской работой нужно как можно раньше? Чтобы при переизбытке информации дети не превратились в интеллектуальных потребителей, чтобы, по словам А.Н. Леонтьева, не произошло «обнищание души при обогащении информацией». Самым благоприятным периодом для формирования активной исследовательской позиции является младший школьный возраст. Это время становления личности, формирования «человеческого» в человеке. А приобщение детей к поисково-исследовательской деятельности как раз и создает среду, «питающую и растящую» личность, расширяет ее возможности, обогащает интеллект, развивает волю, чувства. Происходит активное развитие детской души, ориентация на индивидуальность, неповторимость личности. Это успешно доказывают участники Рождественского фестиваля, начиная с 2005 года.
Удивляет разнообразие выбранных детьми тем и та увлеченность, с какой они буквально вживаются в поисковую и экспериментальную деятельность! Вот лишь несколько работ, представленных на конференции: «Роботизированная система уборки снега», «Разработка проекта дома в стиле эко-минимализм», «Почему народы Крайнего Севера поклоняются вороне?», «Сопоставительный анализ зоонимов в русском и английском языках»... Мир интересов наших детей поражает и вызывает искреннее уважение!

На этом фестивале на конференции «Юный исследователь» на каждой секции были выбраны лучшие работы. Представляем авторов лучших работ:
Секция «Биология и медицина»
Зобян Тигран, 4 класс, МБОУ "Гимназия №1", г. Ноябрьск, тема работы: «Какие науки спрятались в борще?».

Секция «Биология и химия»
Петренко Юрий, 3 класс, МБОУ Бобровская СОШ №2, г. Бобров, тема работы: «Изготовление таблеток для рассады в домашних условиях».
Айвазова Даниэла, 1 класс, ЧОУ СОШ "Развитие", г. Армавир, тема работы: «Как сделать посуду чистой без вреда для здоровья»

Секция «Биология»
Третьяков Глеб, 3 класс, МАОУ СамЛИТ г.о. Самара, г. Самара, тема работы: «Способны ли растения к быстрым движениям?».
Мангушева Мария, 4 класс, МБОУ ДО Сортавальского МР РК ЦРТДЮ, г. Сортавала, тема работы «Грибное царство во дворе моего дома».

Секция «Биология и экология»
Шевченко Софья, 3 класс, ЧОУ СОШ "Развитие", г. Армавир, тема работы: «Польза и выгода маленькой экопривычки».
Степанова Вероника, 3 класс, Лицей №2, г. Рыбинск, тема работы: «Родник Петровского парка».

Секция «Техническое творчество и физика»
Россеев Илья, 2 класс, МБОУ Гимназия №44 г. Пенза, г. Пенза, тема работы: «Конструкции "Тенсегрити"».
Литицкая Ева, 5 класс, МБОУ "СОШ №16", г. Обнинск, тема работы: «Исследование и разработка проекта дома в стиле эко-минимализм. Макет дома».
Кусков Илья, 5 класс, МБОУ "СОШ №16", г. Обнинск, тема работы: «Исследование и практическое применение платформы "Arduino" в робототехнике».

Секция «Физика и астрономия»
Султанов Артур, 6 класс, МБОУ Школа № 18, г. Уфа, тема работы: «Определение подъемной силы модели самолета с применением тензометрического датчика».
Булохов Матвей, 1 класс, МАОУ Самарский медико-технический лицей, г. Самара, тема работы: «Космические полёты к планетам - будущее человека».

Секция «Искусство, культурология, этнография»
Ягафарова Дина, 4 класс, МБОУ Школа № 18, г. Уфа, тема работы: «Роль и значение башкирского народного танца в сохранении культурного наследия Башкортостана».
Правосудов Даниил, 2 класс, МАОУ СамЛИТ г.о. Самара, г. Самара, тема работы: «Исследование в области коллекционирования».
Ананьев Георгий, 4 класс, МБОУ СОШ №3, г. Салехард, тема работы: «Почему народы Крайнего Севера поклоняются вороне?»
Боган Софья, 3 класс, ГБОУ гимназия №1 г. Новокуйбышевска, г. Новокуйбышевск, тема работы: «Авторская футболка».

Секция «Информатика и математика»
Логинов Алексей, 2 класс, МАОУ Самарский медико-технический лицей, г. Самара, тема работы: «Роботизированная система уборки снега»

Секция «Мир человека»
Пацева Нина, 3 класс, МБОУ СОШ №12, ст. Ленинградская, тема работы: «Хлебная история: от зернышка в поле до ломтика на столе».
Тюменев Илья, 3 класс, МОУ "СОШ № 2 им. академика А.И. Берга", г. Жуков, тема работы: «Как газета ёлку спасала».

Секция «Педагогика и психология»
Заболотная Анастасия, 6 класс, ЧОУ СОШ "Развитие", г. Армавир, тема работы: «Влияние вида деятельности на состав микрогрупп».
Христосов Тимофей, 2 класс, БОУ г. Омска "Лицей № 137", г. Омск, тема работы: «Игры со словами как средство обогащения словарного запаса младшего школьника».
Кудрявцева Василиса, ЧОУ "ОСШ", г. Обнинск, тема работы: «Для чего школьнику получать "пятерки"».

Секция «Литературоведение»
Климова Алиса, 3 класс, БОУ г. Омска "Лицей № 137", г. Омск, тема работы: «Сравнительный анализ повести Элинор Портер "Поллианна" и её одноименной экранизации режиссёра Сары Хардинг».
Якусевич Екатерина, 7 класс, МАОУ СамЛИТ г.о. Самара, г. Самара, тема работы: «Актуальность сказок В. Бондаренко в современном мире».

Секция «Лингвистика (русский и английский язык)»
Северина Виктория, 3 класс, БОУ г. Омска "Лицей № 137", г. Омск, тема работы: «Использование этимологического анализа в запоминании словарных слов младшими школьниками».
Красноложкин Артемий, 2 класс, МБОУ "СОШ №13" г. Обнинска, г. Обнинск, тема работы: «Профессии в русских фамилиях».
Деденева Валерия, 5 класс, ГБОУ г. Москвы "Школа "Покровский квартал", г. Москва, тема работы: «Русские и английские потешки».

Секция «История и краеведение»
Аверьянова Дарья, 3 класс, Лицей №2, г. Рыбинск, тема работы: «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи».

Секция «Краеведение»
Макаров Сергей, 4 класс, МКОУ "Кондровская СОШ №2", г. Кондрово, тема работы «Дорогами солдат 33 армии».
Алексеева Вероника, 2 класс, МБОУ "СОШ №11", г. Старый Оскол, тема работы: «Символические знаки в народной вышивке Старооскольского края».
Овчаренко Виктория, 2 класс, МБОУ "СОШ №11", г. Старый Оскол, тема работы: «Символические знаки в народной вышивке Старооскольского края».

Каждый, кто представил свою работу на конференции, получил бесценный опыт выступления перед аудиторией, возможность услышать мнение экспертов. Вопросы задавали не только члены жюри, но и участники конференции, поэтому важно было услышать и понять представляемую работу – и это отдельное большое умение – задавать вопросы. Эксперты остались довольны выступлениями детей, а школьники – благодарны экспертам за доброжелательное отношение и профессионализм.
Уникальная образовательная программа фестиваля была насыщенной и инновационной. Кроме конференции, например, были организованы оригинальные мастер-классы. Алла Александровна Нестеренко (кандидат педагогических наук, ТРИЗ-специалист, доцент кафедры развития образования АПК и ППРО. Автор статей и книги «Страна Загадок») занималась с ребятами развитием творческих способностей на основе ТРИЗ на мастер-классах «Изучаем признаки»; «Парадоксы вокруг нас» или «Необычное рядом» (занимательные задания) – такую тему рассматривал с участниками фестиваля Валерий Николаевич Клепиков, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» Российской академии образования, учитель математики и этики школы №6 города Обнинска; Исследовательскую игру-практикум «Новые технологии» - управление временем» для учащихся организовала Федоровская Елена Олеговна (кандидат биологических наук, ведущая семинаров и вебинаров Малой академии наук «Интеллект будущего»). Практикум по настольным играм «Технология игр», который стал уже любимым и традиционным на таких фестивалях, организовала Евгения Львовна Кузьмина (МАН «Интеллект будущего»). Тренинг по развитию памяти «Учимся легко» провела Маргарита Сергеевна Тиханова. Тренинг по «СИРС» (система интенсивного развития способностей) провели Вера Алексеевна Ушарова и Александр Юрьевич Самсонов; «В гостях у бабочек» – Елена Сергеевна Кузнецова; «Зимняя сказка» – ИЗО (коллективное креативное творчество с использованием нетрадиционных материалов – Елена Анатольевна Бондаренко – это всё были педагоги центра «РИО» из Обнинска.

Как всегда школьники, педагоги и родители с нетерпением ждали командные игры, которые разработала Бевилаква Акино Екатерина Львовна: Интеллектуальный квест «Временной портал», Футуристическая игра «Я, Робот», конкурс «Письмо из будущего». На каждом фестивале игры разные, никогда не повторяются, поэтому дети с нетерпением ждут, какие неожиданные задания будут в этот раз.
Научное шоу; творческая встреча с известным телеведущим Александром Олешко ещё больше подняли эмоциональный настрой всех, кто был на фестивале.
Все команды фестиваля уже не первый раз приезжают на этот проект, и каждая хотела быть первой в честном командном соревновании. По итогам этой сессии Рождественского фестиваля-конференции «Юный исследователь» кубок фестиваля увезли в свои города следующие команды: МАОУ СамЛИТ г.о. Самара, г. Самара, МБОУ Гимназия №44 г. Пенза, Лицей №2 г. Рыбинск (Ярославская обл.).
Неиссякаемое стремление детей к новым знаниям и впечатлениям не давало расслабиться и взрослым. Педагоги повышали своё мастерство на семинаре «Развитие познавательных и творческих способностей детей на основе ТРИЗ», который блестяще провела Алла Александровна Нестеренко. Родители с интересом узнавали у экспертов, как развить интерес детей к познанию, какую тему лучше выбрать, как подготовиться к блестящей защите на конференции.
На фестивале всегда происходит качественный скачок в развитии. И этот опыт вносит ценный вклад в формирование личности младших школьников, способствует их интеллектуальной активности, готовности к самоизменению и творческой деятельности. Было приятно услышать, как дети радостно объявляли педагогам или родителям: «Я уже знаю, с какой темой приеду на следующий фестиваль!»

Рождественский фестиваль организовала команда Малой академии наук «Интеллект будущего» силами представителей оргкомитета:
ОРГКОМИТЕТ ФЕСТИВАЛЯ
ЛЯШКО Лев Юрьевич – председатель Оргкомитета, председатель Общероссийской Малой академии наук (МАН) «Интеллект будущего»;
ЛЯШКО Татьяна Васильевна – зам. председателя Оргкомитета, руководитель образовательной программы Фестиваля;
БЕВИЛАКВА АКИНО Екатерина Львовна – ведущая открытия, закрытия, ведущая игр;
БЕВИЛАКВА АКИНО Диего – административный директор Фестиваля;
КУЗЬМИН Максим Олегович, директор по развитию МАН «Интеллект будущего»;
КУЗЬМИНА Евгения Львовна, руководитель направления «Технология игр».
ФЕДОРОВСКАЯ Елена Олеговна – руководитель исследовательской игры «Новые технологии»;
ШИРИНСКИЙ Сергей Георгиевич – координатор-менеджер Фестиваля, ответственный за расселение и финансовые документы;
ИВАНОВА Ольга Ивановна - координатор-менеджер Фестиваля, координатор конференции;
ЧУМАКОВА Татьяна Борисовна - координатор-менеджер Фестиваля, ответственный за наградные документы;
ЛЯШКО Максим Львович и СТАРОСЕЛЬСКАЯ Марина Алексеевна - специалисты службы технической поддержки Фестиваля, игротехники.

Мы благодарим всех, кто был с нами на фестивале. Чтобы ещё раз окунуться в замечательные моменты этих дней – посмотрите фотографии в нашей группе вконтакте https://vk.com/album-37822770_251298728