ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ: ИТОГИ ПРОЕКТА

28 февраля 2017 года завершился проект «Образовательный потенциал России».

Организаторы проекта: Автономная некоммерческая организация «Академический учебно-исследовательский центр информационно-коммуникационных технологий», Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего», Некоммерческое партнёрство Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис».
При реализации проекта были использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».

Проект «Образовательный потенциал России» представлял собой комплекс мер и мероприятий, направленных на дополнительное профессиональное образование педагогов, их включение в сферу актуальных образовательных трендов через погружение в высокопрофессиональное педагогическое сообщество в рамках очного форума, проведение заочного конкурса педагогов, выявление лучших практик; проведение вебинаров по теме проекта.
Основным мероприятием проекта был Форум «Образовательный потенциал России», где встретились инициативные педагоги, заинтересованные в развитии образования, готовые продвигать новые направления в образовании.
В рамках форума проходили детские мероприятия, которые являлись площадкой для знакомства педагогов с рядом образовательных технологий, с практикой их применения.

Цель проекта – создание площадки для обмена опытом работы и повышения квалификации педагогов, в том числе молодых педагогов, в области актуальных надпредметных компетенций через погружение в высокопрофессиональное педагогическое сообщество в лице передовых педагогов и научных сотрудников Российской академии образования (РАО), других организаций.

Задачи проекта
Вовлечение педагогов в сферу актуальных трендов в образовании.
Выявление и анализ лучших практик в области формирования надпредметных компетенций среди педагогов России через проведение конкурса педагогов.
Привлечение к проекту опытных педагогов из регионов РФ для создания информационно насыщенной среды для успешной работы молодых педагогов.
Организация профессионального взаимодействия педагогов и экспертов российского уровня, занимающихся вопросами образования и повышением квалификации педагогов.
Ознакомление педагогов с практикой применения образовательных технологий на примере работы со школьниками непосредственно в рамках форума.

В рамках проекта был создан раздел на сайте future4you.ru, на котором размещена информация о проекте «Образовательный потенциал России», а также сайт заочного педагогического конкурса «Образовательный потенциал России» (http://pedkurs.ru/obrpotencial), на котором была размещена информация о конкурсе.

Одним из направлений реализации проекта «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ» являлось проведение вебинаров. Записи вебинаров можно посмотреть на канале МАН «Интеллект будущего» на Ютубе.
В рамках проекта были проведены очный проект (педагогический форум) и заочный конкурс.

Итоги форума «Образовательный потенциал России»
Форум «Образовательный потенциал России» - ключевое очное событие проекта.
Форум проходил с 6 по 9 декабря 2016 года на территории парка-отеля «Яхонты Таруса» недалеко от Обнинска.
Программа педагогического форума «Образовательный потенциал России» была очень насыщена. В рамках форума обсуждались актуальные проблемы образования в формате экспресс-сессий и круглых столов, деловых игр, форсайт-сессии.

Обсуждали темы, связанные с надпредментными компетенциями: эмоциональный интеллект и его развитие, развитие нестандартного мышления, развитие системного мышления. Участники, делились лучшими педагогическими практиками современного образования.

Содержательным и насыщенным был семинар В.П. Голованова, главного научного сотрудника Института изучения детства, семьи и воспитания РАО и доктора педагогических наук и профессора Л.И. Маленковой, автора курса «Человековедение». Тема их семинара «Эмоциональный интеллект и его развитие».

Очень полезными для участников форума оказались выступления М.В. Волковой, психолога; доцента МПГУ по теме «Развитие творческого нестандартного мышления», Е.И. Синицыной (члена Союза журналистов, Союза писателей России, педагога дополнительного образования из Обнинска) по теме «Основы речевого развития», И.В. Леках (кандидата биологических наук, зам. директора Обнинский свободной школы, преподавателя ИАТЭ НИЯУ МИФИ, эксперта секции «Биология и медицина» конференции «Юность, наука, культура») по теме «Развитие навыков исследовательской деятельности учащихся».
Формирование надпредметных компетенций требует участия не только школы, но и включения учреждений дополнительного образования. Об этом в выступлении «Социокультурная среда образовательного туризма как средство интеграции формального и неформального образования школьников» рассказал Д.В. Смирнов, Президент Международной общественной организации «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова», доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО.
«Навыки будущего: развитие системного мышления» - эта тема выступления Е.О. Федоровской (кандидата биологических наук, доцента кафедры психологии СУГТИ, зам. председателя МАН «Интеллект будущего» по научно-методической работе, Лауреата премии Правительства РФ в области образования).
«Инновационная методология социального проектирования» - такую тему для обсуждения предложил Д.В. Сергеев, директор Авторского агентства «Новые социальные и педагогические технологии».
Одним из самых важных элементов программы форума была форсайт-сессия «Формирование надпредметных компетенций как тренд современного образования». Было много обсуждений, размышлений, предложений. По итогам сессии был сформирован список предложений, которые ценны уже потому, что составлены таким уникальным сообществом, в котором были представлены ученые и педагоги-практики.
Также на форуме была представлена обширная программа мастер-классов - «Как стать успешным» (Л.И. Маленкова), «Эффективная коммуникация и работа в командах» (М.В. Волкова), «Основные методы активизации творчества» (Т.В. Ляшко), мастер-класс по стори-теллингу (Е.О. Федоровская), «Развитие креативности» (И.Н. Исакова), тренинг по актерскому мастерству (О.В. Синицына), «Мнемотехника на уроках русского языка» (В.Н. Гришковец), «Игровые технологии» (Е.Л. Кузьмина).

В рамках форума проходили детские мероприятия, которые явились площадкой для знакомства педагогов с рядом образовательных технологий, с практикой их применения: для школьников состоялись Российский фестиваль проектов «Созидание и творчество» и Рождественский фестиваль-конференция для младших школьников «Юный исследователь». Мероприятия включали олимпиаду, конференцию (работало 6 секций), интеллектуально-творческие игры и конкурсы «Хочу всё знать», «Школа социальных проектов», турнир по настольным играм «Технология игр», интеллектуально-творческий квест «Сам себе режиссер» и другое.

Все участники фестиваля представили свои групповые или индивидуальные проекты — биолого-экологические, естественно-научные, гуманитарные или социальные.
В рамках культурной программы фестиваля состоялась творческая встреча "Помоги сделать мир добрее". Участники встречи: Генеральный продюсер кинокомпании "Кинопрограмма XXI век" Владимир Григорьевич Есинов, представители Продакшн-группы "Вместе"- директор Дикарева Ольга Борисовна, заместитель Проняев Сергей Павлович. В рамках встречи участники посмотрели фильм «Частное пионерское».
В последний день фестиваля перед участниками выступил фольклорный ансамбль "Друженька" (худ. руководитель Мартынова Марина, г. Обнинск).
В работе форума приняли участие 92 человека, в том числе 72 педагога из 24 регионов России. Форум собрал также кроме педагогов около 100 детей. Педагогам были вручены удостоверения о краткосрочном повышении квалификации.
Форум объединил интеллектуально-творческую работу школьников и повышение квалификации педагогов, так как не только лекции и форсайт-сессии дают понимание, как дальше работать в школе, но и конкретные деловые игры, мастер-классы служат качественным образцом того, как формирование надпредметных компетенций встраивается в образовательный и воспитательный процесс.

Образовательный потенциал России: итоги заочного конкурса педагогов
Всероссийский заочный педагогический конкурс – главное заочное мероприятие проекта.
Одним из приоритетных направлений развития современного образования является создание условий для развития потенциала человека во всех сферах интеллектуальной культуры. Какими должны быть формы, методы образовательных систем, какой должна быть содержательная наполненность? Какие новые технологии возникают в обучении? Как организовать работу социального лифта для талантливой молодежи в современных условиях динамично меняющейся России? Что подразумевается под готовностью выпускников школы осваивать инновационные профессии? Во всех концах России работают талантливые педагоги, создающие свои авторские системы раскрытия потенциала человека. В рамках конкурса оргкомитет пригласил педагогов поделиться своим опытом, идеями и открытиями.
Цель проведения конкурса: выявление и поддержка творческих педагогов, распространение опыта эффективной образовательной деятельности по развитию интеллектуально-творческого потенциала учащихся.
К участию в конкурсе были приглашены педагоги общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, как молодые педагоги, так и имеющие опыт работы в этом направлении.

Основные направления конкурса:
• Формирование надпредметных компетенций в начальной школе.
• Развитие метапредметных компетенций в современной школе.
• Компетенции будущего: ключевые типы грамотности и базовые навыки XXI века.
• Педагогическое эссе.
• Методические разработки в области формирования надпрофессиональных компетенций.
• Методические разработки командных игр.
• Навыки будущего.
• Формы работы с Атласом новых профессий.

Россия велика и многообразна во всех проявлениях. И это разнообразие одна из сильных сторон, в том числе образования. Талантливые педагоги находят такие неожиданные пути решения поставленных жизнью задач, что приходится удивляться неиссякаемости мудрости и смекалки, высокому уровню профессионального мастерства и стремлению осваивать новые технологии. Это утверждение возникло в результате подведения предварительных итогов масштабного всероссийского конкурса «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ». Свои работы на конкурс прислали свыше 1000 участников из более 400 населенных пунктов, представляющих более 70 субъектов Российской Федерации. В конкурсе также приняли участие представители Белоруссии, Казахстана и Украины.
Участники из различных регионов России щедро поделились своими взглядами, мнениями, профессиональным и личным опытом.
Работы участников конкурса показали, что педагогов искренне волнуют вопросы дальнейшего развития российского образования. В стране есть серьезный педагогический потенциал, с помощью которого возможно решить возникающие проблемы. И этот потенциал – в каждом из педагогов!

***

По итогам конкурса работы, отобранные экспертами и редакционным советом, опубликованы в специальном сборнике «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ», в нашем электронном журнале «Академиан» на сайте www.future4you, так что все желающие могут подробно познакомиться с идеями своих коллег.

Да, педагогическое мастерство, несомненно, возросло. И уровень понимания своей ответственности не только за своих учеников, но и за то, какой будет страна, ведь именно от образовательного потенциала нации зависит и её будущее.