Итоги педагогического конкурса «Образовательный потенциал России»

Подведены итоги масштабного всероссийского конкурса «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ». Свои работы на конкурс прислали свыше 1000 участников из более 400 населенных пунктов, представляющих более 70 субъектов Российской Федерации. В конкурсе также приняли участие представители Белоруссии, Казахстана и Украины.

При реализации проекта были использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».

Участники из различных регионов России щедро поделились своими взглядами, мнениями, профессиональным и личным опытом. Работы участников показали, что педагогов искренне волнуют вопросы дальнейшего развития российского образования. В стране есть серьезный педагогический потенциал, с помощью которого возможно решить возникающие проблемы. И этот потенциал – в каждом из педагогов! Спасибо за труд, за вдохновение, творчество и готовность двигаться вперед самим и продвигать нашу педагогику к новым высотам!

Цель конкурса – выявление и поддержка творческих педагогов, распространение опыта эффективной образовательной деятельности по развитию интеллектуально-творческого потенциала учащихся.

По итогам конкурса работы, отобранные экспертами и редакционным советом, опубликованы в электронном журнале «Академиан» на сайте future4you, так что все желающие могут подробно познакомиться с идеями своих коллег.

Общие тенденции

Все присланные на конкурс работы объединяет стремление педагогов формировать и развивать метапредметные и надпредметные компетенции, творческие качества в детях и в самих себе. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что творческие, креативные, способные люди имеют в нашем обществе поистине широкие возможности для счастливой и успешной жизни. Каждый согласится с тем, что необходимо как можно раньше начинать формирование и развитие творческих качеств в детях. При этом ведущим фактором развития и обучения является личность учителя. Именно педагог организует и мотивирует учебную деятельность, которая должна способствовать расцвету творческих возможностей ребенка. Если педагог организует, поддерживает и направляет развитие креативности своих подопечных в ходе обучения, то создаются условия для раскрытия их творческого потенциала. Мы рады, что предложенные номинации нашли живой отклик среди педагогов. Одним из приоритетных направлений развития современного образования является создание условий для развития потенциала человека во всех сферах интеллектуальной культуры. В работах педагогов рассказано об успешном применении новых технологий в обучении. Немаловажно, что многие педагоги думают о том, как организовать работу социального лифта для талантливой молодежи в современных условиях динамично меняющейся России. И отдельно хочется отметить, что в нашей стране есть и такие педагоги-новаторы, которые заботятся о формировании готовности выпускников школы к освоению инновационных профессий.

Можно со смелостью утверждать, что практически все конкурсанты всероссийского проекта «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ» обладают высоким творческим потенциалом, регулярно развивают его и умело применяют в педагогической практике. Наши участники не видят внешних причин, которые тормозят внедрение в практику школ новаторства. Учителя готовы к инновационным педагогическим идеям, стремятся к полной реализации собственного опыта, сил и способностей. Направленность на самосовершенствование, самостоятельность творческих поисков, углубленная работа с одаренными и высоко мотивированными детьми определяют характер работы большинства участников конкурса. В своей деятельности они активно стимулируют сложные познавательные процессы, часто предпочитают самостоятельную работу, ориентацию на творческие задания, поощряют учащихся к принятию нестандартных решений.

Предлагаем познакомиться с авторами и фрагментами конкурсных работ, которые экспертный совет выделил в каждой из номинаций.

Номинация «Формирование надпредметных компетенций в начальной школе»

Наибольшее количество участников этой номинации делятся опытом, как правильно организовать исследовательскую деятельность в начальной школе, как при помощи предметной деятельности научить школьников самостоятельно искать информацию и работать с ней. Немало интересных работ посвящены проектной деятельности учащихся как средству формирования социальной активности детей, внедрению здоровьесберегающих технологий, новым направлениям в профориентации школьников.

Ломоносова Елена Валерьевна, МАОУ СОШ №186 "Авторская академическая школа", Нижний Новгород, «Примеры формирования УУД в рамках урока». Елена Валерьевна задается вопросом: «Как же нашему маленькому ученику стать самостоятельной личностью, если взрослые полностью монополизировали учебную рефлексию – основу умения учиться?» Отвечая на этот вопрос, Елена Валерьевна предлагает апробированную автором и действенную систему критериального оценивания и эффективных методов и приемов, способствующих развитию надпредметных компетенций в начальной школе.

Михалёва Галина Константиновна, МБОУ "Мегетская СОШ", Мегет, Иркутская обл., работа «Исследовательская деятельность в начальной школе». Автор считает, что «привлекать школьников к занятиям исследовательской деятельностью следует уже в 1 классе. Ребята еще не умеют достаточно хорошо читать и техника чтения очень низкая, но изучить объект и рассказать о нем первоклассники уже могут. Все исследования в 1 классе носят творческий характер и дают каждому ребенку возможность самовыражения». Галина Константиновна делится опытом интересного проекта в 1 классе «Моя малая родина поселок Мегет».

Атаманенко Елена Владимировна, МБОУ "Гимназия №1 им. А.А. Иноземцева", Братск, мастер-класс «Формирование целостного представления о мире у младших школьников». Автор пишет: «Одной из основных задач современного образования является формирование целостной картины мира, которая является необходимой предпосылкой становления личности и означает, что человек способен полно и глубоко понимать окружающий мир, отводя себе в нём вполне определённое место. Несмотря на то, что становление и развитие картины мира как школьников, так и взрослых, широко изучается представителями разных наук и с различных позиций, проблема формирования целостной картины мира у младших школьников раскрыта недостаточно. Пути для достижения поставленной задачи могут быть разными, мой выбор – организация единого образовательного пространства через интеграцию учебной и внеурочной деятельности».

Орлова Татьяна Михайловна, МБОУ СОШ №153, Новосибирск, работа «Формирование коммуникативных УУД на уроках математики». Татьяна Михайловна считает, что «вполне справедливо мнение о том, что математика является одним из предметов, где возможны дискуссии. На самом деле наиболее актуальной проблемой является подбор содержания и разработка конкретных заданий. Решающим условием успешного формирования коммуникативных действий является овладение учителями методиками организации в классе учебного сотрудничества. Конечно, это требует отхода от сложившихся традиций и дополнительных усилий со стороны учителя. Краткая характеристика математического содержания призвана помочь учителю в формировании коммуникативных УУД на математических занятиях».

Головина Ирина Сергеевна, МБОУ "СОШ №10", Абакан, работа «Создание коллективного проекта на уроках литературного чтения». Внедрение инновационных образовательных технологий в процесс обучения и воспитания младших школьников увлекает учеников работой над темами проектов, повышая их мотивацию к использованию данной технологии.

Попрыгина Алёна Андреевна, ФГБОУ ВО "ОмГПУ", Омск, работа «Интеграция предметных областей как способ формирования целостной картины мира младших школьников». Внедрение интегративных курсов в начальную школу способствует развитию понятийного, словесно-логического мышления младших школьников посредством переноса знаний из одной отрасли в другую, формируя при этом у них целостную картину окружающего мира во взаимосвязи всех его компонентов, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности.

Архипова Маргарита Валерьевна, ГБОУ гимназия №168, Санкт-Петербург, работа «Мастерская «Мои первые исследования»: опыт организации и проведения научно-практической конференции младших школьников во внеурочной деятельности». Автор пишет: «Отличие данного подхода к проведению научно-практической конференции «Мастерская – Мои первые исследования» по сравнению с аналогичными, традиционно используемыми в образовательном процессе формами, заключается в создании условий для включения всех участников образовательного процесса в процесс организации мероприятия от этапа формирования идеи до этапа реализации. В этом смысле, предлагаемый к рассмотрению опыт, в настоящее время не имеет прямых аналогов».

Левенкова Юлия Аркадьевна, МАОУ "СОШ №80", Пермь, проект личностно–ориентированной деятельности «Языковая школа «В мире английского» для школьников 3-6 классов в период зимних каникул. Особенностью данного проекта является широкое использование игровых технологий для обучения иностранному языку. Каждое занятие – это занятие общения, чтобы ребята как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Для создания коммуникативной обстановки на лабораториях важную роль играет поддержка высокой активности каждого ребенка. Программа досугового проекта предлагает методику погружения в иностранный язык, интерактивные игры и работу по краеведению.

Панкова Татьяна Владимировна, МБОУ СОШ №3, Кавалерово, проект «Приёмы развития творческих способностей учащихся начальной школы в учебной деятельности». Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. В проектной деятельности предусматривается анализ проблемной ситуации, поиск ответа на проблемный вопрос. И только творческий человек способен найти способы поиска ответов на него. Задания данного проекта направлены на развитие у обучающихся навыков творческой, познавательной, исследовательской и проектной деятельности, умения общаться и взаимодействовать с командами из разных регионов, повышение уровня владения информационно-коммуникативными технологиями.

Капко Светлана Васильевна, ГБОУ СОШ № 619, Санкт-Петербург, работа «Развитие коммуникативных навыков младших школьников в рамках проектной деятельности на примере проекта «Игры Интеллектуалов». Автор пишет: «Занимаясь олимпиадным движением в школе более 10 лет, я задалась вопросом: как объединить ведущие технологии в образовании для создания среды, удобной для развития олимпиадного мышления и надпредметных компетенций в начальной школе. Были изучены три технологии: информационно-коммуникационная, игровая и проектная. Они и легли в основу создания нового проекта «Игры Интеллектуалов».

Номинация «Развитие метапредметных компетенций в современной школе»

Это одна из наиболее востребованных номинаций конкурса. Большая часть работ посвящена организации исследовательской деятельности школьников, обучению их самостоятельно искать информацию и работать с ней. Радует, что на конкурс участники присылают все больше материалов, посвященных внедрению здоровьесберегающих технологий, новым направлениям в профориентации школьников, развитию воспитательной системы образовательной организации.
Рассмтрим несколько лучших работ, которые соответствуют всем критериям и характеризуют авторов как системно мыслящих, видящих перспективу своих начинаний и имеющих успешно реализованный опыт развития метапредметных компетенций.

Красовский Дмитрий Александрович, МБОУ Школа № 86, Самара, работа «Активные методы обучения как условие достижения метапредметных результатов у школьников в процессе изучения математики». Дмитрий Александрович считает, что учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему нужно научиться?», «Как этому научиться?» Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым обучающимся конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. «Ведь цель и задача образования сегодня состоит в переводе обучающегося в режим саморазвития», - убежден Дмитрий Александрович.

Крашенинникова Валентина Николаевна, ОГБОУ «Школа №10», Рязань, практико-ориентированный проект «Профессии, которые мы выбираем». Понимая важность профориентации как неотъемлемой части социальной адаптации детей и подростков с особыми образовательными потребностями, педагогом-психологом и учителями школы систематически проводится мониторинг их профессионального самоопределения. С целью совершенствования профориентационной работы выявляются ее успехи и недостатки на основе диагностики профессиональных предпочтений учеников.

Плетнёв Александр Эдуардович, Лицей ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет», Могилёв, работа «Развитие информационных и коммуникативных компетенций учащихся через организацию и проведение уроков-конференций», Ведущая идея опыта: «Поскольку получение информации и грамотная её обработка – оптимальный путь к новым знаниям, то на уроках целесообразно создавать образовательные ситуации для развития коммуникативной и информационной компетенций учащихся».

Торшина Диана Евгеньевна, МБОУ ДО ЦДТ "Прикубанский", Краснодар, программа "Мир на ладошке". В построении программного материала учитываются ключевые идеи основателя международной Лаборатории образовательных технологий А. Гина; обучение по программе носит проблемно-эвристический характер, где получение новых знаний происходит путем их самостоятельного поиска и «открытия»; широко используются технологии развития критического мышления; большое значение уделяется реализации разновозрастного подхода в обучении, что позволяет построить образовательный процесс на основе принципа «равный-равному», в процессе которого, дети учатся думать, объяснять материал друг другу, следуя девизу «научился сам – научи другого», у ребят вырабатывается чувство социального партнерства и ответственности.

Смурова Татьяна Станиславовна, МАОУ СОШ №15, Тобольск, Тюменская обл., работа «Отряд "Добротехников" как способ адаптации и социализации учащихся с ОВЗ и детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации». Автор пишет: «Задача данного отряда принять детей на правах равных возможностей, через внеурочную творческую, благотворительную и волонтерскую деятельность, в которой каждый сможет проявить свои возможности в полной мере. Каким бы ни был слабым человек, у него всегда есть возможность делать добро для кого-либо. Заниматься творчеством, перед которым все равны. Ребята смогут оказать помощь старикам, животным, другим детям, помогая, таким образом, и себе.

Мухамедзянова Лариса Васильевна, МАОУ Петелинская СОШ, Петелино, Тюменская обл., работа «Экологические практики как средство формирования социальной активности школьников». С апреля 2016 года учащиеся 4 класса МАОУ Петелинская СОШ принимают участие во Всероссийских экологических уроках, организованных Зеленым движением России ЭКА. Лариса Васильевна представила опыт проведения таких уроков и реализации на их основе экологических проектов в своем регионе.

Филатова Надежда Олеговна, МАОУ Сибирский лицей, Томск, работа «Использование смартфона в качестве инструмента для реализации проектно-исследовательских работ по физике». Сегодня в педагогическом обществе все больше и больше обсуждается вопрос о пользе мобильных устройств и возможности их использования в рамках урока. Мобильные устройства в руках обучающихся, да и в руках педагога, давно уже не только средство для коммуникации и развлечений, но и лаборатория, которая позволит обучающимся организовывать и реализовывать различные исследования. Надежда Олеговна предлагает использовать встроенные в смартфон датчики для проведения физических исследований и экспериментов.

Светлова Елена Владимировна, ГБУ ДО БелОДЭБЦ, Белгород, работа «То, что в детстве упущено - наверстать невозможно". Работа посвящена ответу на вопрос: как научить детей относиться к своему здоровью как к одной из самых важных человеческих ценностей?

Айзвирт Елена Рихардовна, МАОУ "Лицей №1", Березники, работа «Педагогика сотрудничества как инструмент для формирования метапредметных результатов учащихся». Основная идея проекта – формирование системы ценностей, установок поведения, нравственных качеств, обогащение сознания и мышления знаниями об истории Отечества через призму судеб реальных людей. В ходе реализации проекта сложилось проектно - лицейское сообщество историков - кластер (англ. cluster –«гвоздь, пучок, скопление»). Кластер юных историков стал организационной, инновационной формой объединения учеников и учителей сначала только истории, а затем некоторых других предметных кафедр лицея. Основа организационной структуры кластера создавалась по аналогии со структурой университетско - школьного кластера ВШЭ (Володина Г.Е., Оболонская А.В. Ратт Т.А. «Университетско – школьный кластер - инновационная форма совершенствования профессиональной компетенции учителей и предметных компетенций учащихся»).

Васильева Елена Викторовна, МАОУ гимназия №18, Нижний Тагил, работа «Проектная деятельность учащихся в рамках Первоклассного Интеллектуального Клуба ПИК – как средство формирования социальной активности и инициативы». Создание и работа Первоклассного Интеллектуального Клуба ПИК «Хочу всё знать» – важнейшее направление в организации и проведении работы со способными и одаренными детьми. Участниками Клуба являются учащиеся 1А и 11А классов, учителя, родители, педагоги дополнительного образования. Интеллектуальные игры в форме Первоклассного Интеллектуального Клуба ПИК – это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное. К тому же игры приучают думать самостоятельно, принимать решения и отвечать за эти решения, обучают взаимопониманию и уважению, саморегуляции.

Стебловская Лариса Станиславовна, МБОУ «Лицей №10», Белгород, «Формирование информационной компетентности учащихся 8-11 классов через использование технологии развития критического мышления на уроках химии». Автор предлагает опыт выстраивания последовательности действий в некий алгоритм внедрения технологии развития критического мышления на уроках химии для формирования информационной компетентности. Умение критически мыслить необходимо в повседневной жизни, так как поток информации, которую ежедневно вынужден перерабатывать учащийся, достаточно велик. Поэтому, высокий уровень развития информационной компетентности позволит выпускникам выполнять жизненные и профессиональные задачи.

Шевалдина Елена Юрьевна, МБОУ СОШ № 19 г. Белгорода им. В. Казанцева, Белгород, методическая разработка "Как создать QR-проект?". Цель проекта - показать обучающимся возможности некоторых современных программ, с помощью которых САМИ ребята могут создавать продукты, направленные на образовательные цели, и применять технические средства для получения информации.
Штаб Вероника Андреевна, Кемерово, ГБНОУ "ГМЛИ", работа «Видео-сочинение как форма организации проектной деятельности на уроках литературы в современной школе». В данной работе представлен опыт организации проектной деятельности в форме видео-сочинения. Это коллективный проект, в ходе которого обучающиеся создают видео-продукт по прочитанной книге. Вероника Андреевна описывает преимущества такой формы работы на уроках литературы и представляет примеры видео-сочинений.

Лебедева Ирина Александровна, МАУ ДО ДЮЦ "Рифей", Пермь, проект «Профессиональные пробы как один из способов формирования профессиональных качеств личности». Главная идея проекта заключается в том, чтобы профессиональные пробы стали для учащихся не только возможностью определить свои профессиональные склонности и предпочтения, а стали толчком, первым действенным способом формирования личностных качеств, обозначенных в профессиональных стандартах профессий различных направлений. Соединить в одно общее поле профессиональные пробы, развитие личностных качеств их участников, требования к работникам, обозначенные в профессиональных стандартах - вот ключевая задача проекта.

Апт Юлия Ефимовна, ГБОУ гимназия №74, Санкт-Петербург, «Развитие метапредметных компетенций на уроке иностранного языка на примере обучающей презентации-книги «Можно ли коснуться мантии Земли?» На конкурс представлена интерактивная обучающая книга для чтения на английском языке "Can We Touch the Earth Mantle?" ("Можно ли коснуться мантии Земли?"). Все тексты книги написаны лично автором на материалах ее собственных научных исследований. Разработка предназначена для использования на уроках английского языка в 9-11 классах.

Номинация «Компетенции будущего: ключевые типы грамотности и базовые навыки XXI века»

Следует отметить, что в этой номинации участвовало относительно небольшое количество педагогов по сравнению с другими. Очевидно, это связано с желанием и необходимостью для многих участников конкурса полностью решить сначала профессиональные вопросы сегодняшнего дня, а потом уже переходить к компетенциям будущего. Из тех материалов, что были присланы, наиболее популярными темами были: «Эмпатия и эмоциональный интеллект», «Сотрудничество (как критический навык, который должен быть встроен в разные аспекты работы и обучения)», «Навыки в сфере ИКТ и медиа, включая программирование и информационную гигиену», «Гибкость и адаптивность».

Акиндина Анна Сергеевна, ГБОУ «СОШ №207 с углубленным изучением английского языка», Санкт-Петербург, работа «Сетевое взаимодействие младших школьников во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности». Педагогическое кредо автора: «Я пришла в школу – научить и хочу, чтобы в моей руке была свеча, на яркий огонёк которой полетит душа каждого ребенка. Огонь сетевого взаимодействия. Я заметила, что чаще всего учитель использует компьютер лишь в качестве демонстрации, а иногда и в виде декорации. А ведь современные возможности компьютера – безграничны! И для меня именно компьютер, сеть, модель 1:1, сетевые ресурсы стали инструментом для получения знаний и развития мышления моих учеников».

Кожина Виктория Юрьевна, МАОУ "МПЛ им. 202-ой ВДБ", Хабаровск, программа сборов старшеклассников "Ледниковый период" с элементами сюжетно-ролевой экономической игры. В ходе реализации представленной автором программы решаются следующие задачи: раскрытие потенциала каждого участника, формирование ответственного отношения к собственному выбору через ситуационно–игровую модель; создание условий для творческого роста ребенка; развитие организаторских и лидерских качеств ребенка.

Бочкарёва Светлана Владимировна, МБОУ "Гимназия №19" г. Кургана, Курган, элективный курс "Cоздание художественного образа сквозь призму эмпатического познания". Это метапредметный курс на стыке таких учебных предметов, как литература и мировая художественная культура. Данная программа нацелена на реализацию требований Стандарта к развитию личностных характеристик обучающихся. Новизна программы сопряжена с формированием эмпатии у обучающихся «как осознанного понимания чувств других и сопереживания им, выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия», что является одним из личностных УУД согласно ФГОС.

Номинация «Педагогическое эссе»

В этой номинации рассматривались эссе по следующим темам: «Мое педагогическое кредо», «Самый важный навык будущего, который я хотел бы сформировать в своих воспитанниках», «Образ педагога, который повлиял на меня при выборе профессии», «Жизненные ситуации, которые сформировали мой характер», «Как формировать навыки будущего: 7 правил для начинающих педагогов», «Из опыта работы по формированию навыков командного взаимодействия», «Свободная тема».
Участники прислали более 400 работ, в которых делились своими воспоминаниями, рассказами о коллегах, размышлениями о труде учителя, планами, надеждами, сомнениями. Благодарим всех авторов за искренность, исповедальность, за желание выразить свое отношение к стремительно меняющемуся миру, за любовь к детям, за сопереживание проблемам прошлого, настоящего и будущего.
Экспертный совет оценивал эссе в соответствии с общепринятыми критериями, применяемыми к этому жанру.

Данилова Лариса Васильевна, МБОУ "СОШ с. Село-Чура", респ. Татарстан, эссе «Что посеешь, то и пожнёшь». Главная идея эссе Ларисы Васильевны – «Воспитание детей можно сравнить с посевной работой».

Молодкина Ирина Леонидовна, МОУ СОШ №1, Чистые Боры, Костромская обл., эссе "Я - учитель. Вечерние размышления". «Самое трудное – говорить о самых простых вещах. Всегда есть риск скатиться к надуманности, к чему-то пафосному, неискреннему, банальному... Вот как рассказать, например, о своем отношении к школе, к детям? Каким словом обозначить то чувство, которое плещется в душе, когда говоришь о профессии? Вот я, филолог, просто теряюсь... И это не из-за бедности языка, а от разности переполняющих душу чувств. Я думаю, что мир не терпит статичности, неизменности. Так и мое отношение к профессии претерпевало изменения».

Корнева Ольга Николаевна, МБОУ СОШ №3, Безопасное, Ставропольский кр., эссе «Учитель XXI века: залог успешности». В эссе – история поиска индивидуального подхода к сложному ученику как пример профессионализма педагога. «Как полюбить это неугомонное создание? Что я могу сделать для того, чтобы он услышал меня? Как удивить современного школьника, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причем в позиции активного игрока? Как решить одну из важнейших задач современного образования – задачу "формирования у учащихся готовности эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели»? Ответ очень простой: отдать ему частичку своей души, потому что я – учитель».

Стерхова Юлия Александровна, МБУ ДО ХМР, Горноправдинск, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, эссе «Мое педагогическое кредо». Главная мысль этого эссе - о поиске призвания: «Я считаю, что у каждого в жизни есть свое призвание. Человек появляется на свет со своим уникальным предназначением, со своим внутренним миром, со своими, свойственными только ему уникальными взглядами на жизнь.... Я совершенно не боюсь быть ребенком! Я играю с детьми. Ведь именно играя, дети познают этот мир. И пока в нас, взрослых людях, живет ребенок, мы можем читать тонкие, хрупкие детские души. Это касается не только детей младшего возраста, но и подростков. Ведь ребенок-подросток - это иной мир, иные взгляды и мнения. Подростки требуют к себе больше внимания, чем ребенок младшего возраста. И я считаю, что я должна быть для них не только педагогом, но и другом, готовым в любой момент прийти им на помощь...».

Макарова Ольга Викторовна, МАОУ Гимназия №56, Ижевск, Удмуртская Республика, эссе «Учитель – творец». Главной задачей автор считает вовремя заметить и поддержать своих учеников, раскрыть их потенциал. При этом и сама Ольга Викторовна находится в состоянии творческого полета: «Творческий поиск нового, интересного, еще непознанного, постоянно не даёт мне покоя. Я творю, рисую, леплю и пытаюсь научить этому своих учеников, стараюсь, чтобы дети находили доступ к своим творческим, внутренним состояниям, а значит, могли сами, опираясь на собственные возможности и силы, строить свою жизнь, решать проблемы. Ведь именно творчество помогает понять самого себя, а значит и других людей».

Вандакуров Дмитрий Евгеньевич, МБОУ СОШ №160, Новосибирск, эссе «По дороге к познанию: путешествуем вместе». Отрывок из эссе автора дает представление о его педагогической позиции: «Я видел лица ребят, видел, что им интересно узнавать то, что они ещё не знают. И тогда я понял, что открывать новый мир, делиться своими знаниями с ребятами увлекательнее, чем довольствоваться открытиями и знаниями одному. Вот тогда у меня и появилась цель – изучать географию вместе. Вместе с моими учениками. География – для меня не просто учебный предмет. Это неотъемлемая часть материального, внешнего, мира, и моего мира, в котором я живу».

Дамзина Татьяна Владимировна, МБОУ СОШ №160, Новосибирск, эссе «Физика и лирика». «Свою задачу как учителя физики я вижу в том, чтобы стимулировать поиск учащимися объяснения загадок природы на каждом уроке. Познание начинается с удивления. Ведь и мой интерес к физике возник именно тогда, когда я первый раз удивилась, взглянув на звездное небо. Почему горят звезды? Почему костер загорается и тухнет, а звезды горят и горят вечно?»

Грязев Николай Сергеевич, «Шегарская СОШ №1», Мельниково, Томская обл., эссе «Мое педагогическое кредо». Автор рассказывает о созданном на базе школы военно-патриотическом клубе "Комбат": «Окрылённые небольшими победами и успехами, комбатовцы стараются ещё больше. Здесь же закладываются основы взаимопомощи. Ребята стараются друг другу помочь, подставить дружеское плечо, особенно новеньким, дают дельные советы, становясь единым коллективом, где «один за всех и все за одного». Считаю, что это крайне важно в наш век индивидуалистов. Не хочется верить, что такие понятия как «коллективизм, взаимовыручка, взаимопомощь» не современны, изжили себя. Одной из своих задач вижу воспитание командного духа у своих бойцов. Ведь только вместе мы – сила!»

Москвич Ольга Тойвовна, ГБПОУ ЯНАО "Ямальский многопрофильный колледж", Салехард, Ямало-Ненецкий АО, эссе «Духовность на краю времени?» Автор размышляет о литературе начала XXI века и предлагает использовать лучшие произведения этого периода в курсе литературы для духовного развития современной молодежи, приводя в качестве примера опыт внеаудиторной проектной работы в рамках научного кружка на примере романа Т. Толстой «Кысь».

Волкова Ирина Викторовна, МБОУ "СОШ №69", Кемерово, эссе «Учителями славится Россия. Ученики приносят славу ей». В эссе рассказывается об учительской династии: «Секрет мастерства всех педагогов нашей учительской династии один и тот же. Мы честно и добросовестно трудились и трудимся, вкладывая в работу свою душу, отдавая ей всё свое время, свою любовь, свои мысли, надежды. Общая педагогическая деятельность моей семьи насчитывает 334 года».

Большакова Оксана Николаевна, МБОУ "СОШ №39 имени П.Н. Самусенко", Братск, Иркутская обл., эссе «Как сформировать навыки будущего: 7 правил для начинающего педагога». Оксана Николаевна выводит формулу успеха учителя: «Дорогой молодой коллега! Твоя работа имеет формулу из множества элементов: Учитель = интерес + знания + интуиция + смелость + умения + гибкость +... еще много того, чего ты сможешь постепенно добавить сам. И это будет только твоя формула, формула успешного и любимого учителя».

Носкова Наталья Ивановна, Омск, БОУ "Гимназия №43", эссе «Импровизируй по зову души». Наталья Ивановна пишет: «Придерживаюсь мысли, что «У каждой звезды свой цвет», а у каждого ребенка – свой мир. И жизнь больше школы, отношения важнее уроков, и вообще, ребенок интеллектуально развивается именно в те моменты, когда счастлив. В общении детей и педагогов важны «точки стабильности», что-то постоянное, неизменное, повторяющееся, делающее нашу жизнь спокойнее в современном обществе риска. Когда есть четко повторяющийся порядок, это помогает пережить стрессы».

Олегина Александра Владимировна, ППМС центр «Развитие», Санкт-Петербург, эссе «Самый важный навык будущего, который я хотела бы сформировать в своих воспитанниках». Лаконично, но емко автор доказывает, почему именно открытость новому опыту считает самым важным навыком, который хотела бы сформировать в воспитанниках.

Пальгина Екатерина Ивановна, ГБОУ школа №90, Санкт-Петербург «Слово о молодом Слове, или О Слове молодых». Проникновенные размышления о Слове. «Слово – единица речи, краткая, ёмкая, малосимвольная (из-за тенденции к экономии языковых средств), однако по-прежнему несущая информативные, коммуникативные, кумулятивные и прочие задачи... Что есть Слово? Много ли Слово значит в современном обществе? Каким Слово должно быть? Какие задачи стоят перед Словом ХХI века?»

Пооль Елена Константиновна, МБОУ СОШ №160, Новосибирск, эссе «Учителем быть...». Автор пишет: «Сейчас в нашей стране нет ужасающей безграмотности, а подвижничество в учительстве осталось. После уроков Учителя объясняют детям непонятные темы, готовят их к олимпиадам и научно-практическим конференциям - оказывают образовательные услуги. По собственному желанию. Бесплатно. Потому что у настоящего педагога в крови - желание развивать своего ученика, а не только стремление давать необходимый минимум знаний».

Прохорова Мария Павловна, Школа-интернат №30 ОАО «РЖД», Комсомольск-на-Амуре. В своем эссе Мария Павловна знакомит нас со своим поэтическим творчеством.
Я – педагог XXI века,
Учитель, наставник и друг!
Взрастить, воспитать человека –
Нелегкий и замкнутый круг!

Елистратова Ксения Александровна, МБОУ "СОШ №34", Череповец, эссе «Сокровенного слова педагогическое сияние (из ежедневников учителя словесности). Вот небольшой отрывок из этой работы: «Школа – обилие мыслей, эмоций и интересов. Для того чтобы организовать школьный хаос настроений, характеров и впечатлений, следует помнить о том, что дети (самые требовательные и чуткие граждане) руководствуются интересом к миру, а не сознанием долга и ответственности, которое в школе только еще начинает формироваться. Мало разглядеть в ребенке личность, необходимо ввести ее в круг других таких же личностей – создать не хаос и конфронтацию, а полифонию мыслей и взглядов».

Смирных Валентина Валерьевна, МКОУ СОШ, Пластун, Приморский кр., эссе «Письмо моему деду - учителю-фронтовику». Автор делится сокровенными мыслями и воспоминаниями: «Вырастая, поднимаясь по жизненной лестнице, мы не раз обращаем свой взор туда, откуда мы родом. Многое, если не все, заложено в нас с детства. Тихими вечерами достаю я старый семейный альбом. Твоя праправнучка с интересом знакомится с твоей учительской семьей. И, конечно же, мечтает стать педагогом. Именно тебе, Яков Евстафьевич, бесконечно благодарна я за то, что дал мне отправную точку в жизни. Ни на минуту, ни на секунду не сомневалась я в том, что выбрала профессию педагога».

Катайцев-Кокорин Юрий Николаевич, МАОУ Гимназия, Лабытнанги, эссе «Я - учитель». Кредо автора выражено в следующих словах: «Мы живем на Крайнем Севере, в Сибири. Издревле сибиряки славились могучим здоровьем, выносливостью, стойкостью к различным испытаниям. Много было здесь настоящих богатырей, о которых слагали песни. Несмотря на то что, у современной молодежи существует много проблем со здоровьем вследствие многих причин, я понимаю, что должен укреплять его каждым своим занятием. Я обязан помочь детям стать активными участниками спортивной жизни Гимназии, города, страны. Я должен приобщить их к ЕГО ВЕЛИЧИСТВУ СПРТУ раз и навсегда! Я за здоровый образ жизни, и свои убеждения никогда не предам! И добьюсь того, чтобы хоть один из моих учеников в будущем стал настоящим богатырем Земли Русской!»

Казакова Татьяна Владимировна, ГБОУ школа № 60, Санкт-Петербург, эссе «Нельзя любить то, чего не знаешь! (Мои размышления над романом Л.Н. Толстого «Анна Каренина»)». Автор делится своими размышлениями: «Я пытаюсь объяснять дочке, что самое главное в жизни – любовь, семья, дом, как основа всего человеческого. Можно сделать другого человека счастливым только тогда, когда ты примирился сам с собою, понял и принял себя, знаешь, чего ты хочешь получить от жизни, а что можешь предложить окружающим. Ведь гораздо важнее отдавать, чем брать. Прошу всех Вас читать и перечитывать Л.Н. Толстого! Хотя... у каждого на дне сумки лежит что-то своё... И это своё позволяет чувствовать себя «освежённым, облегчённым и очищенным, поднятым и укрепленным!»

Чигинцева Виктория Викторовна, МAОУ СОШ №7, Колпашево, Томская обл., эссе «Я – Учитель». Учитель-словесник пишет о наболевшем: «Так что же такое уроки русского языка и литературы сегодня? Это сама жизнь. Жизнь, где и знания, и открытия, и зрелищность, и чувства... Инженеры человеческих душ, архитекторы характера, врачи болезней роста, тренеры интеллекта и памяти, а ещё человековеды – всё это в разное время разные люди сказали об учителях словесности... Нам сдаваться нельзя. За нами стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной словесности. За нами – дети, будущее нации.

Кускова Елена Геннадьевна, МБОУ СОШ №48, Новосибирск, эссе «Мое педагогическое кредо». «В свое время один мудрый человек, моя наставница и Учитель сказала о том, что нельзя у людей принять два качества: непрофессионализм и равнодушие. Пример ее деятельности в профессии и данные слова стали для меня настоящим жизненным кредо. Поэтому и коллегам хочу пожелать быть профессионалами во всех делах, за которые беретесь, быть неравнодушными к окружающим вас людям, к себе и, конечно, к выбранной профессии. Поверьте, что так жить веселей, так жить радостней».

Максимчук Екатерина Михайловна, ГБОУ школа № 60, Санкт-Петербург, эссе «Книга – отправная точка (Мои педагогические наработки)». «Коллеги, хочу поделиться с Вами своими треволнениями в области филология! «Под знаком русской классической литературы и великого Русского слова»... Как здорово звучит и сейчас, рядом, но как давно=далеко на самом деле... Как лопнувшая чеховская струна. А главное – как далеки наши ученики, стоящие на пути просвещения, прогресса, от этого знака. А мы?» Далее автор делится своим опытом: «В своей практике я использовала интересный интернет-ресурс – RealTimeBoard. RealTimeBoard — это виртуальная белая доска, которая доступна для всех участников проекта и готова для совместного использования. Каждая группа создаёт свою доску и работает с ней, воплощая свой замысел, при этом участники могут вносить коррективы, выполнять порученное капитаном творческой группы задание, находясь у себя дома. В течение учебного года мои ученики ... работали над «Проектом с использованием ресурса RealTimeBoard», который состоял из двух частей: «Великая Отечественная война в изображении писателей 20 века» и «Мы идём по Петербургу». Работая над проектом, учащиеся должны были соблюдать определённые правила: все участники читали выбранные книги, совместно разрабатывали концепцию оформления доски, включали информацию, необходимую для понимания и анализа произведения, приглашали всех желающих воспользоваться наработками. На занятиях, посвящённых изучению произведений о войне, ученики анализировали текст, участвовали в диспутах на морально-этические темы, размышляли над нравственными проблемами, поднятыми писателями. В результате было создано 7 оригинальных досок, которые могли оказать помощь при подготовке к написанию сочинений по литературе».

Выборнов Кирилл Юрьевич, ГБУ ДО Центр внешкольной работы, Санкт-Петербург, эссе «Моё педагогическое кредо». Кредо автора можно выразить такими словами: «Как известно в музыке всего семь нот. Каждая нота – это отдельный звук, которому соответствует своя высота и своя функция в системе лада. Но если включить воображение, то в названии каждой ноты можно увидеть заложенный смысл, который поможет педагогу подобрать нужный подход к каждому ребенку, найти своеобразный ключик для раскрытия всех его возможностей».

Номинация «Методические разработки в области формирования надпрофессиональных компетенций»

Эта номинация предполагает разработки, формирующие у детей основные надпредметные компетенции (навыки будущего), в первую очередь, компетенции, которые необходимы для современного производства и бизнеса, деятельности инновационных и наукоёмких предприятий: умение работать в команде; умение нестандартно мыслить (иметь развитое творческое мышление), принимать решения в условиях неопределенности; умение мыслить системно.
Отметим особо две работы.

Владимирова Вероника Викторовна, ЧОУ СОШ «Родник», Волгоград, работа «Формирование системного мышления как одного из ключевых качеств успешной личности в 21 веке средствами обучения английскому языку». Автор убеждена, что изучение иностранного языка позволяет успешно использовать приемы развития системного мышления: «На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык. Примером такого метода является мультисенсорный подход, который очень эффективен. В его основе лежит «теория множественного интеллекта», разработанная Говардом Гарднером (Великобритания). Этот метод основан на принципе: «Если ребенок не учится тому, чему вы учите, смените метод и учите ребенка так, как он может выучить!» C его помощью можно эффективно задействовать три канала восприятия одновременно: слух, зрение, осязание. Регулярная смена заданий, ориентированных на различные каналы восприятия, помогает зафиксировать внимание каждого обучающегося во время урока, будь то аудиал, визуал или кинестет».

Коренкова Татьяна Сергеевна, МЦК - ЧЭМК Минобразования Чувашии, Чебоксары, Чувашская респ., работа «Творческая гостиная. Приглашение в импоссибилизм». Данная модель позволяет провести цикл занятий в кружковой работе с целью развития интеллектуальных способностей обучаемых, элементы материала возможно использовать в лекционной работе на предметах естественнонаучного цикла. Занятие включает в себя элементы майнд-мэппинга, работу в среде — галерее импоссибилизма, создание объекта интегрированной реальности и дополнение его музыкальным фоном в программе Csound, предусматривает использование модуля «Путешествие внутрь фрактала», работу в Adobe Photoshop CS5, Adobe Illustation CS5, Sony Vegas 10.0, Power Point 2010, Конструктор инфограмм (авторская разработка).

Номинация «Методические разработки командных игр»

В эту номинацию принимались игры, объясняющие школьникам алгоритм проектирования; алгоритм исследования; развивающие игры для младших школьников; разработки новой настольной игры; разработки, направленные на привлечение молодежи в науку с помощью игровых технологий.

Чиркова Татьяна Александровна, МАОУ гимназия №18, Нижний Тагил, Свердловская обл., методическая разработка командных игр по французскому языку для младших школьников. В данной методической разработке представлено 10 командных игр по французскому языку для школьников начальных классов. Каждая игра составлена согласно определенному плану. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребёнка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

Лапенкова Алиса Дмитриевна, ГБУ ДО ДДТ "Союз", Санкт-Петербург, интерактивная командная игра-квест «Литературные места Лесного». Познавательная игра-квест была задумана как открытие общепедагогического проекта «Наше культурное наследие» по теме «Литературный Петербург» на базе Дома детского творчества «Союз» города Санкт-Петербурга Выборгского района.

Балинец Ирина Александровна, ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», Йошкар-Ола Респ. Марий Эл, методическая разработка познавательной командной игры «АстроЦентр». «АстроЦентр» является сюжетно-ролевой командной игрой, благодаря которой подростки могут попробовать себя в качестве «научных сотрудников», задача которых: поиск, анализ и применение астрономических знаний. Любой может стать ученым, ассистентом и даже руководителем научного Центра.

Номинация «Навыки будущего»

Приоритетными темами данной номинации являются универсальные навыки, которые необходимо сейчас развивать у детей; новые образовательные модели; перспективные альтернативные модели образования; модели современной профориентационной работы; технологии обучения работе с большими объёмами информации; формирование навыка стратегического мышления; формирование умения учиться.
Отметим две работы.

Меркулова Марина Геннадьевна, ТемоЦентр, Москва, работа «Интернет-телеканал "Московский образовательный" как новая образовательная модель и прообраз телевидения будущего». Автор пишет: «Мы рассматриваем канал как «фабрику смыслов». Основой содержания программ становятся самые важные и интересные события в сфере столичного образования. Задача канала – не просто фиксировать и информировать зрителя о них, но давать аналитический комментарий, оценку и прикладные советы по использованию». Канал не имеет аналогов в мире – он является тематическим и при этом находит ракурс образовательной сферы в любом городском проекте. Ведь столичная школа сегодня концентрирует в себе все возможности города, она способна дать ученику компетенции 21 века, школа признает каждого ученика потенциально успешным и является пионером технологий, ибо оснащена передовой техникой. Один из девизов канала: «от ученика знающего – к ученику умеющему».

Ахмедова Халида Хусаиновна, МБОУ СОШ №55, Воронеж, работа «Суждение как единица образовательной деятельности в контексте предельной индивидуализации». Главная мысль статьи выражена в словах автора: «Одним из методов развития логических действий, критического мышления, креативности, сотрудничества, коммуникации учащихся является кроссенс, отвечающий целям системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Кроссенс актуален, ибо как метапредметное понятие, раскрывает новые грани понимания привычных вещей. Кроссенс интегративен, поскольку устанавливает взаимосвязь всех предметов, а также всех участников образовательного процесса. Кроссенс – это «индивидуальный образовательный маршрут» учащегося, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень для раскрытия своих интересов и способностей».
Тихонова Любовь Викторовна, МБОУ СШ №6, Котово Волгоградская обл., работа «Творческое содружество поколений как философия жизни и основа педагогики». Любовь Викторовна считает: «Именно в социуме (сфере ближайшего окружения личности) в процессе его гуманизации закладываются основы формирования жизненных установок человека, гармоничного взаимодействия личности с окружающей средой. Речь идёт о создании в микросоциуме такой нравственной атмосферы, которая бы содействовала воспитанию, обучению, развитию, социальной защите индивида».

Номинация «Формы работы с атласом новых профессий»

Участники прислали на эту номинацию разработки командных игр, классных часов, профориентационных уроков на основе атласа новых профессий, а также опыт работы с родителями по профориентации на основе Атласа новых профессий. Работ в этой номинации немного, однако, эта тема - одна из наиболее перспективных в современном образовании, особенно если говорить о необходимости подготовить детей к будущей жизни, о чем акцентируется внимание и в новых образовательных стандартах.

Шакирова Гузаль Дамировна, МБОУ «ЗООШ №1», Заинск, Республика Татарстан, командная игра на основе Атласа новых профессий «Атлас профессий будущего». Игра направлена на формирование у школьников представлений о мире будущих профессий; способствует формированию навыков взаимодействия и сотрудничества.

Все участники конкурса получают Диплом Лауреата конкурса педагогов «Образовательный потенциал России» (1-й, 2-й или 3-й степени) или свидетельство участника в зависимости от уровня представленной работы.

Что ожидает участников после участия в конкурсе
Авторы ряда лучших работ получат Грамоту от «Учительской газеты».
По итогам заочного тура конкурсанты приглашаются на очный проект – форум «Образовательный потенциал России», который состоится с 3 по 5 апреля 2017 года в парк-отеле «Яхонты-Таруса» под Обнинском или на форум «Педагогический олимп», который состоится с 4 по-9 июля 2017 года в пансионате "АКВАЛОО" (г. Сочи).

По итогам конкурса работы, отобранные экспертами и редакционным советом, будут опубликованы в печатном сборнике «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ».