25.11.2015
Итоги интернет-конференции "Внедрение современных моделей организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей "
25 ноября 2015 года проходила интернет-конференция по вопросам внедрения современных моделей организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей в условиях стационарной образовательной организации отдыха детей и их оздоровления в Дальневосточном Федеральном округе.
Время проведения интернет-конференции: 9.00 -11.00 по московскому времени - выступление основных докладчиков (спикеров), с 11.00 – ответы на вопросы, свободное общение, обсуждение предложений.
Интернет-конференция по вопросам внедрения современных моделей организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей в условиях стационарной образовательной организации отдыха детей и их оздоровления в Дальневосточном Федеральном округе проводится по поручению Министерства образования и науки РФ. Курирующая организация - Автономная некоммерческая организация «Центр научно-практических разработок и экспертиз в области образования».
Поддерживающие организации - Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего», Некоммерческое партнерство Центр развития образования, науки и культуры «ОБНИНСКИЙ ПОЛИС», Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3» города Вилючинска Камчатского края, Отдел образования Администрации Вилючинского городского округа.
ПРОБЛЕМАТИКА ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИИ, ТЕМАТИКА И ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
механизмы внедрения новых принципов развития системы отдыха, основанных на опыте успешных проектов;
лучшая региональная практика;
примеры эффективного нормативно-правового регулирования;
проблемы развития современных моделей организации системы отдыха,
система ключевых параметров оценки развития современных моделей организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей;
сценарии внедрения новых механизмов современных моделей организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей в условиях стационарной образовательной организации отдыха детей и их оздоровления.
ФОРМАТ КОНФЕРЕНЦИИ
Для участия в Интернет-конференции необходимо было зарегистрироваться. Зарегистрированные участники получали уведомление о регистрации и ссылку на сайт.
Зарегистрированные участники могли выступить на конференции, задать вопрос, высказать своё мнение, суждение, предложение.
Высказаться можно было следующими тремя способами:
- в рамках чата в режиме реального времени, который функционировал во время проведения Интернет-конференции, в этом случае необходимо было написать текст в специальном окошке, данный текст видели все участники конференции;
- выступить перед всеми в режиме реального времени (если у участника конференции имелась камера) – в этом случае необходимо было обратиться к ведущему, попросить слово и участнику предоставлялась возможность включиться в Интернет-конференцию, все видели его выступление в режиме онлайн (изображение и звук);
- прислать на электронную почту
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
свои предложения, замечания, высказывания (даже после завершения конференции).
Наиболее распространённым способом коммуникаций был чат.
В рамках Интернет-конференции выступали заранее выбранные докладчики (спикеры), которые являются специалистами в данной области.
Ведущий конференции – Ляшко Лев Юрьевич, председатель Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего», кандидат педагогических наук, Лауреат Премии Правительства РФ в области образования
В рамках Интернет-конференции выступили следующие ученые, педагоги, специалисты (указывается тема выступления, имя, отчество и фамилия докладчика, его регалии):
Новая парадигма организации отдыха и оздоровления детей и молодежи
Виктор Петрович Голованов, главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель Российской Федерации.
Стратегия развития детского отдыха и оздоровления: проблемы и перспективы
Ольга Григорьевна Панченко, профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО), кандидат философских наук.
Педагогическая позиция вожатого (руководителя) различных организаций отдыха и оздоровления детей; система профессионально-педагогической подготовки
Людмила Ивановна Маленкова, профессор Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук.
Творческие детские лагеря как ресурс воспитания и социализации современных подростков
Владимир Витальевич Круглов, Московский городской педагогический университет; кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального развития педагогических работников. Возглавляет Педагогический отряд "Авангард", который проводит летние и зимние творческие лагеря по программе "Дети-детям". Создатель и бессменный руководитель (в течение 20 лет!) пионерской дружины «Сигнальщики» (г. Москва).
Организация летней занятости детей детского эколого-биологического центра города Хабаровска
Татьяна Геннадьевна Борзенкова, директор Детского эколого-биологического центра города Хабаровска, руководитель отделения МАН «Интеллект будущего».
Об опыте работы Ленинградского областного центра развития одаренных детей и юношества «Интеллект»
Ростислав Викторович Самсонов, директор ГБОУ ДОД «Ленинградский областной центр развития одаренных детей и юношества «Интеллект»
Интеллектуально-творческие модели организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей
Татьяна Васильевна Ляшко, директор образовательных программ МАН «Интеллект будущего», руководитель проектов в системе отдыха, оздоровления и временной занятости детей, Лауреат Премии Правительства РФ в области образования.
Образовательные возможности системы организации отдыха детей и их оздоровления: лагерь для интеллектуально-одаренных детей
Елена Олеговна Федоровская, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии СУГТИ, зам. председателя МАН «Интеллект будущего» по научно-методической работе, Лауреат премии Правительства РФ в области образования.
Психологические особенности работы с детьми в образовательной организации отдыха детей и их оздоровления: из опыта работы летних проектов МАН
Инга Николаевна Исакова, психолог высшей категории, Почётный работник общего образования РФ, методист по организации психологического сопровождения исследовательской деятельности и личностного роста учителя МАН «Интеллект будущего».
Опыт организации летних проектов МАН «Интеллект будущего»
Ольга Васильевна Синицына, зам. председателя МАН «Интеллект будущего» по научно-методической работе
О предварительных итогах конференции «Современные модели организации системы отдыха детей» в городе Вилючинске Камчатского края
Лариса Валентиновна Михайлова, директор школы №3 города Вилючинска Камчатского края
Ответы на вопросы были даны в процессе Интернет-конференции.
Всего было осуществлено 104 регистрации, из них 58 в режиме онлайн-интернет-конференции, остальные 46 получили материалы интернет-конференции в записи.
Из Дальневосточного Федерального округа было осуществлено более 30 регистраций (34), но участников конференции было больше, т.к. в ряде регионов Интернет-конференция транслировалась на большой экран и её могли наблюдать группа лиц.
ГЕОГРАФИЯ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (субъекты РФ)
Амурская область (Благовещенск),
Еврейская автономная область (Биробиджан),
Камчатский край (Вилючинск, Елизово, Петропавловск-Камчатский);
Магаданская область (Магадан),
Приморский край (Владивосток),
Хабаровский край (Хабаровск),
Республика Саха /Якутия (Якутск).
В целом, в интернет-конференции приняли участие следующие специалисты:
- специалисты системы управления образованием субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере отдыха детей и их оздоровления:
специалисты Министерства образования Республика Саха (Якутия);
начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования Министерства образования и наук Камчатского края, Петропавловск-Камчатский;
специалисты Министерства образования и науки Хабаровского края;
главный специалист-эксперт Комитета образования Еврейской автономной области, г. Биробиджан;
главный специалист Отдела воспитательной работы и дополнительного образования детей управления образования Министерства образования и молодежной политики Магаданской области.
- специалисты, реализующие внедрение современных моделей организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей в условиях стационарной организации отдыха детей и их оздоровления из следующих учреждений:
ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования", г. Благовещенск;
МАУ ДОД ЦЭВД "Отрада", г. Хабаровск;
МАУДОД ДЭЦ "Косатка", г. Хабаровск;
Областное государственное бюджетное учреждение «Центр по организации оздоровительного отдыха детей», г. Магадан;
ГАУ ДО "Центр отдыха и оздоровления детей "Сосновый бор", Якутск;
Магаданское областное государственное автономное учреждение «Детско-юношеский оздоровительный центр» и др.
- специалисты, реализующие внедрение современных моделей организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей:
Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»;
Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО);
Московского городского педагогического университета;
Ленинградского областного центра развития одаренных детей и юношества «Интеллект;
Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего».
Пи итогам Интернет-конференции была принята резолюция, составленная из предложений участников конференции (текст резолюции приводится ниже).
РЕЗОЛЮЦИЯ интернет-конференции по вопросам внедрения современных моделей организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей в условиях стационарной образовательной организации отдыха детей и их оздоровления в Дальневосточном Федеральном округе
25 ноября 2015 года состоялась конференция по вопросам внедрения современных моделей организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей в условиях стационарной образовательной организации отдыха детей и их оздоровления в Дальневосточном Федеральном округе. В рамках конференции обсуждались механизмы внедрения новых принципов развития сектора, основанных на опыте успешных проектов, лучшей региональной практике, примерах эффективного нормативно-правового регулирования.
По итогам конференции выявлены общераспространенные проблемы развития современных моделей организации системы отдыха, определена система ключевых параметров оценки развития современных моделей организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей и предложены сценарии внедрения новых механизмов современных моделей организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей в условиях стационарной образовательной организации отдыха детей и их оздоровления
Количество участников конференции более 100 человек из числа представителей педагогического сообщества системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей в условиях стационарной организации отдыха детей и их оздоровления, специалистов органов управления образованием.
Участники Интернет-конференции предлагают:
Воспитательная работа в рамках организаций (учреждений) детско-юношеского отдыха, оздоровления и различных форм занятости детей и молодёжи.
- Необходимо составить общий реестр (перечень, рекомендательный список…) возможных организаций (учреждений) детско-юношеского отдыха, оздоровления и различных форм занятости детей и молодёжи с кратким описанием основных сведений о них: цель, назначение, субъекты деятельности (взрослые и дети), принципы организации, функционирования и развития, правовой статус, материальное обеспечение, рекомендуемые модели, содержание деятельности, средства и организационные формы и другое. Определение системы управления, профессионально-педагогическая подготовка кадров (руководителей, вожатых, педагогов-воспитателей и т.д.). Это положение должно стать достоянием всех организаций и учреждений основного, дополнительного и профессионального образования (педагогов, детей, родителей, общественности).
- Распространить передовой педагогический опыт среди педагогов-практиков (посредством размещения на соответствующих сайтах Интернета, издания специальной научно-методической литературы, брошюр, периодических изданий – буклетов, памяток, журналов, методичек…).
- Рекомендовать Педагогическому обществу России периодически переиздавать Книгу вожатого (по типу книги: «Как вести за собой. Большая книга вожатого. Коллектив авторов под руководством Маленковой Л.И. М., 2004). Восстановить издание общественно-педагогического журнала «Вожатый века» для методического обеспечения педагогов-организаторов, вожатых и воспитателей различных организаций и учреждений, работающих с детьми (журнал до сих пор востребован среди педагогов).
- Восстановить во всех регионах России статус старшего вожатого школы (теперь – образовательной организации), обеспечить его успешное функционирование как одного из эффективных субъектов воспитания подрастающего поколения.
- Создать инициативную группу учёных-педагогов и практических работников сферы детско-юношеского отдыха, оздоровления и различных форм занятости детей и молодёжи в свободное время с целью изучения и последующего внедрения оправдавшего себя прогрессивного опыта советского и постперестроечного времени для продуктивного использования в современных условиях. Соотнести с принятой «Стратегией воспитания». Изучить опыт педагогических и макаренковских отрядов, Клубов вожатых, коммунарского движения, шефских организаций, Домов и Дворцов пионеров и школьников, волонтёрских объединений и других полезных инициатив. Определить и рекомендовать к внедрению наиболее эффективные их формы, выдержавшие проверку временем.
- Изучить с этих позиций богатый опыт и методические накопления лагерей: « Артек», «Орлёнок» и «Океан», используя полезный опыт их старейших работников, и вообще опыт и знания старейших работников детско-юношеских общественных организаций - пионерии и комсомола.
- Создать продуманную и чётко выстроенную систему профессионально педагогической подготовки кадров для сферы детско-юношеского отдыха, оздоровления и различных форм занятости детей и молодёжи. С этой целью в педагогических вузах страны:
- Восстановить обязательные педагогические практики студентов: практикумы по подготовке к летней практике, инструктивные лагеря, практику в летних и зимних лагерях (оздоровительных, профильных, лагерях различных детско-юношеских движений, объединений и организаций), практику в школе и в различных типах учебно-воспитательных заведений в качестве воспитателей, классных руководителей, работников сферы дополнительного образования….
- Возобновить деятельность специальных кафедр и факультетов по теории и методике воспитательной работы с детьми и молодёжью, по профессионально-педагогической подготовке дипломированных специалистов (вожатых, руководителей, волонтёров…) для различных категорий оздоровительных учреждений, детско-юношеских движений, объединений и организаций.
- Стимулировать деятельность педагогических отрядов, клубов и специализированных школ вожатых, различного типа детско-взрослых творческих объединений (на основе оправдавшей себя методики коллективной творческой деятельности И.П. Иванова и другие).
- Разработать и внедрить в практику специальные проблемные курсы для этой сферы воспитательной работы с детьми и молодёжью.
- В соответствии с ФГОС все учащиеся должны быть вовлечены в проектную и исследовательскую деятельность. В связи с этим предлагается:
- Разработать программу регионального детского оздоровительно-образовательного центра (детского лагеря) "МАН" как детского ресурсного центра проектно-исследовательской деятельности. - В рамках реализации Указа Президента о создании Всероссийской детско-юношеской организации предложить оформить движение юных исследователей, и соответственно проводить постоянные летние оздоровительно-обучающие профильные смены, которые будут направлены на обучение юных исследователей технологиям исследовательской работы и при этом улучшат своё здоровье.
- Подготовить и распространить буклет с предложениями по летним проектам МАН «Интеллект будущего», которые предусматривают оздоровление, восстановление и обучение юных исследователей и педагогов-кураторов (информация в печатном виде в ряде случаев более актуальна и общедоступна, особенно в ОУ, в отдаленных регионах, буклет можно распечатывать и удобно предлагать для ознакомления детям и родителям). - Провести Всероссийские профильные смены "Летняя школа юного исследователя» в «Океане», «Орленке», «Артеке». - Подготовить и издать пособие для детей и педагогов "Педагогическая лоция юного исследователя"
- Оздоровление и профориентация
- Привлечение региональных бизнесов к решению проблемы организации летнего отдыха детей, через поддержку специализированных трудовых лагерей.
- Специализированные лагерные смены могут стать предпрофессиональной подготовкой к дальнейшему обучению в ВУЗЕ и техникуме.
- Развивать системную организацию детского отдыха в каждом регионе.
- Профессиональным группам наукоемких производств необходимо разработать специализированные программы дополнительного образования для летнего отдыха (современное общенаучное содержание обучающих модулей (за пределами школьных программ), кейсы, управление проектами и исследовательской деятельностью).
- Опираясь на наследие деятелей философии, педагогики, психологии и лучший опыт современности, вводить в культуру детского оздоровительного отдыха инновационные и экспериментальные программы и проекты, прогнозирующие перспективное развитие сферы отдыха и оздоровления детей и молодежи, позволяющие отрабатывать новые технологии в образовании, такие как формирование навыков будущего.
- Согласовать и составить план дальнейших конференций, привлечь новых участников и провести следующую конференцию в феврале, сделав упор на конкретные предложения по лету 2016 г.
Государственно-общественное и государственно-частное партнёрство
- Создать Координационный совет по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей с целью формирования современной модели отдыха и оздоровления детей, основанной на принципах государственно-частного и/или государственно-общественного партнерства, и создания на федеральном уровне системы координации деятельности соответствующих государственных органов и организаций.
- Проведение всероссийских конкурсных мероприятий для организаций и специалистов сферы организации отдыха и оздоровления детей и молодежи, предусматривающих учреждение номинаций, денежных грантов, премий и материальных поощрений;
- выставление тендеров на организацию летнего отдыха, в которых могут принимать участие общественные организации и индивидуальные предприниматели.
- развитие новых инновационных форм летнего и круглогодичного отдыха, сочетающего как оздоровление, так и обучение, в том числе исследовательским навыкам. В связи с этим рассмотреть законодательное утверждение новых форм образовательных учреждений, например, таких как Ленинградский областной центр развития одаренных детей и юношества «Интеллект» в Ленинградский области, проводящий круглогодично образовательные сессии для детей.
|