«Исследование представлений моих сверстников о красоте»

(5-7 класс)

НАВИГАТОР ИССЛЕДОВАНИЯ 

Первый этап конкурса завершен! По итогам конкурса будут высланы наградные документы.

Работы на II этап конкурса принимаются c 13 декабря по 15 мая 2017 года. 

e-mail  конкурса: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.  

I. Немного теории

Немного теории: представления, что это такое и как их исследовать?

Представле́ние — процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались органами чувств, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов.

Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нём материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представления – это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как образ представления – итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях. Поэтому представление, обобщая конкретный предмет (или явление), одновременно может служить обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств. Вам предстоит изучить представления о красоте ваших сверстников.

Представление о выборке.

Выборка – это конкретно то количество участников, которое участвуют в эксперименте. Обычно исследователями дается подробное описание выборок, то есть групп людей, их возраста и других особенностей. Вам необходимо будет собрать данные у своих сверстников, возможно, это будут ваши одноклассники. Чтобы исследование получилось научным и интересным, необходимо собрать информацию, связанную с представлениями о красоте не менее чем от 20 сверстников.

Эксперементальная группа Кол-во М/Д Средний возраст
Группа сверстников 20 человек  

ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ И ХОДА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для исследования используется методика «Ассоциативный эксперимент». (См. Серкин В.П. Методы психосемантики.)

1. Ассоциативный эксперимент первый: «Что у меня ассоциируется со словом КРАСОТА?»

Для того, чтобы получить все ассоциативные отклики на слово-стимул «красота», необходимо выполнить следующую инструкцию.

Инструкция испытуемому: «После того, как я назову тебе ключевое слово, напиши, пожалуйста, первые пришедшие в голову слова, связанные с ключевым словом. Ты должен записать всё, что приходит тебе в голову, не относясь к этому критически, даже если тебе кажется, что это бессмысленно, не имеет отношения к теме, неудобно или неприятно. Ты согласен? Внимание, ключевое слово: красота». (5 минут)

2. Ассоциативный эксперимент второй

Инструкция испытуемому: «Напиши, пожалуйста, как можно больше глаголов, которые у тебя ассоциируются с красотой.

Гораздо проще вспомнить глаголы, которые связаны с красотой, если задать вопросы: «Что делает красота? Как создавать красоту?» Ты должен записать всё, что приходит тебе в голову, не относясь к этому критически, даже если тебе кажется, что это бессмысленно, не имеет отношения к теме. (5 минут)»

3. Ассоциативный эксперимент третий

Инструкция испытуемому: «Напиши, пожалуйста, как можно больше прилагательных, которые у тебя ассоциируются с красотой.

Гораздо проще вспомнить прилагательные, если ответить на вопрос: «Какое оно (она, он) красивое (красивая, красивый)?»» (5 минут).

4. Анкетирование участников исследования

Всем участникам предлагается заполнить следующую анкету с закрытыми и открытыми вопросами.

1. Как, по-твоему, у всех ли людей одинаковое представление о красоте?
А) Да, у всех одинаковые
Б) Слово одно, а представления разные
В) Не могу ответить
2. Вспомни что-то красивое. Напиши свои эмоции и чувства, которые ты испытываешь, когда видишь красивое. (Внеси в таблицу 6–10 чувств или эмоций, которые вызывает красота)
3. Как ты отличаешь «красивое» от «некрасивого»?

3. ОБРАБОТКА ПЕРВИЧНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВТОРИЧНЫХ ДАННЫХ:

а) Готовим массив данных для дальнейшей обработки результатов. Можно использовать для анализа EXCEL – таблицу. Ассоциация вписывается вместе с данными о частоте встречаемости (сколько раз использовали данную ассоциацию) в массиве данных по группе. Можно перейти к относительным долям или процентам.
Для этого частоту упоминания данной ассоциации в группе разделить на общее количество ассоциаций в каждом отдельном эксперименте.

б) Отбираем наиболее часто встречающиеся ассоциации (первый – пятый рейтинг-место) по первому, второму и третьему эксперименту. Выписываем их. Анализируем.
Делаем выводы.

в) Следующий этап анализа ассоциаций связан с их классификацией.
Какие объекты наиболее часто твои сверстники считают красивыми?

Все данные заносим в таблицы, и будет прекрасно, если вы построите гистограммы.

II. План исследования

1. Дать определение красоты (3-4 словаря + собственное определение).
2. Определить гипотезу, цель и предмет исследования.
3. Эксперимент первый: «Что у меня ассоциируется со словом КРАСОТА?»:
3.1. Заполнить таблицу 1 «Ассоциации, связанные со словом КРАСОТА у моих сверстников».
3.2. Заполнить таблицу 2 «Классификация ассоциаций, связанных со словом КРАСОТА».
4. Эксперимент второй «Какие глаголы связаны со словом КРАСОТА?»:
4.1. Заполнить таблицу 3 «Глаголы, связанные со словом КРАСОТА».
5. Эксперимент третий «Какие прилагательные связаны со словом КРАСОТА?»:
5.1. Заполнить таблицу 4 «Прилагательные, связанные со словом КРАСОТА в ответах сверстников».
6. Рисунки «Мир красоты». Анализ рисунков:
6.1. Заполнить таблицу 5 «Анализ рисунков “Мир красоты”».

7. Анкетирование участников исследования. Работа с анкетами:
7.1. Заполнить таблицу 6 «Представление моих сверстников о красоте».
7.2. Заполнить таблицу 7 «Чувства и эмоции, связанные с красотой».
7.3 Как отличить «красивое» от «некрасивого»?
8. По итогам проведенной работы – выступление перед аудиторией, организация выставки рисунков «Мир КРАСОТЫ».

III. Ход выполнения работы

1. Определение красоты (3-4 словаря + собственное определение).

Определение красоты, данное в словарях:
Красота – это…….
Красота – это…….
Красота – это…….

2. Гипотеза, цель и предмет исследования.

Гипотеза исследования

Представления о красоте моих сверстников очень разнообразны, но имеют общее универсальное содержание.

Предмет исследования: особенности представлений моих сверстников о красоте.

Цель: исследование особенностей представлений моих сверстников о красоте.


3. Эксперимент первый «Что у меня ассоциируется со словом КРАСОТА?»

3.1. Заполнить таблицу 1 «Ассоциации, связанные со словом КРАСОТА у моих сверстников».

3.2. Заполнить таблицу 2 «Классификация ассоциаций, связанных со словом КРАСОТА».

Какие слова наиболее часто мои сверстники употребляют при ответе на предъявление слова-стимула КРАСОТА? (Выпиши их из анкеты).

Таблица 1

Ассоциации, связанные со словом КРАСОТА у моих сверстников

Красивый объект Кол-во сходных ответов
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    
7.    
  И далее  

  Выводы.

 Таблица 2

Классификация ассоциаций, связанных со словом КРАСОТА 

Ассоциации Общее количество в классе
     
     
     
     
     
     
     

4. Эксперимент второй «Какие глаголы связаны со словом КРАСОТА?»

4.1. Заполнить таблицу 3 «Глаголы, связанные со словом КРАСОТА».

Таблица 3

Глаголы, связанные со словом КРАСОТА

Название  Кол-во сходныхответов
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.  

Выводы:

5. Эксперимент третий «Прилагательные, которые связаны со словом КРАСОТА»

5.1. Заполнить таблицу 4 «Прилагательные, связанные со словом КРАСОТА в ответах сверстников».

Таблица 4

 Прилагательные, связанные со словом КРАСОТА в ответах сверстников 

  Кол-во сходныхответов
1.                                               
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    

Выводы.

6. Рисунки «Мир КРАСОТЫ». 

Каждому участнику эксперимента предлагается выполнить рисунок по теме «Мир красоты» (подписать, что нарисовано).

Таблица 5

Анализ рисунков «Мир красоты»

Что нарисовано по теме "МИР КРАСОТЫ" Кол-во сходных ответов Рейтинг
       
       
       
       
       
  И далее    

Отвечаем на вопросы и переходим к анализу рисунков «МИР Красоты». 

Какие объекты нарисовали дети? Перечислите.

Какие объекты встречаются наиболее часто?

Какой рисунок удивил тебя? Почему?

 (Отсканируй несколько лучших рисунков и размести в результатах.)

7. Работа с анкетами.

Анкетирование участников исследования «Представление о красоте»

7.1. Вопрос первый: Как, по-твоему, у всех людей одинаковое представление о красоте?

(Внести в таблицу варианты ответов. Построить гистограмму.)

Таблица 6

Представление моих сверстников о красоте 

1. Вариант ответа Кол-во
2. Да, у всех одинаковое  
3. Слово одно, а представления разные  
4. Не могу ответить  

Выводы.

7.2. Вопрос второй: Какие чувства и эмоции испытывают мои сверстники, когда видят красивое?

(Внести слова, обозначающие чувства и эмоции, в таблицу, посчитать частоту встречаемости.)

Таблица 7

 

Чувства и эмоции, связанные с красотой

Чувтсва Кол-во Рейтинг
1. Радость    
2. Нежность    
3. Грусть    
4. Очарование    
5. Разочарование    
6. Восторг    
7. Уныние    
8. Дух захывтывает    
9. Злость    
10. Восхищение    
11. Страх    
12. Сердце бьется часто    
13. Рот от удивления открыт    
       

  Выводы:

7.3. Вопрос третий: Как отличить красивое от некрасивого?

Тебе предстоит сложная работа – необходимо внимательно прочитать ответы сверстников. Увидеть в них главное и ответить, посчитать количество похожих ответов. Поэтому лучше всего ее результаты занести в следующую таблицу.

Таблица 8

Как отличают красивое от некрасивого мои сверстники?

Способы, которые используют сверстники Кол-во Критерии, которые используют сверстники Кол-во Что еще они пишут?
         
         
         
         
         
         
         

 8. Анализ: подтвердилась ли выдвинутая гипотеза или опровергнута.

Представления о красоте моих сверстников очень разнообразны, но имеют общие универсальное содержание.

9. ВЫВОДЫ. Интерпретация полученных результатов.

Теперь переходим к интерпретации полученных результатов (интерпретация –это толкование, раскрытие смысла, объяснение)

Ответьте на вопросы:

Что полученные результаты могут означать?

Какие смыслы мы можем вложить в полученные результаты?

Какие новые гипотезы и предположения выдвинуты?

Как можно использовать в практике полученные результаты? 

10. Организация выставки рисунков. Выступление на конференции.

Использованная литература

1. Серкин В.П. Методы психосемантики. Учебное пособие. М.: Аспет-пресс. -2004. – 207 с.

 http://www.koob.ru/serkin/metodi_psihosemantiki

2. Дополни своими литературными источниками 

Скачать бланк эксперимента

 

5.        Эксперимент третий «Прилагательные, которые связаны со словом КРАСОТА»

5.1.    Заполнить таблицу 4 «Прилагательные, связанные со словом КРАСОТА в ответах сверстников».

 

Таблица 4

Прилагательные, связанные со словом КРАСОТА в ответах сверстников