Навигатор исследования 

 «Исследование представлений моих сверстников о красоте»

(1-4 класс)

(задания конкурса в .word) 

Первый этап конкурса завершен! По итогам конкурса будут высланы наградные документы.

Работы на II этап конкурса принимаются c 13 декабря по 15 мая 2017 года.

e-mail  конкурса: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Немного теории: представления, что это такое и как их исследовать

Представле́ние — образ предмета или явления, которые ранее воспринимались органами чувств, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов.

Представления — это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как образ представления — итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях. Поэтому представление, обобщая конкретный предмет (или явление), одновременно может служить обобщением и целого класса похожих предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств. Вам предстоит изучить представления о красоте ваших сверстников.

1. ЗНАКОМСТВО С МЕТОДИКАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Представление о выборке.

Выборка – это то количество участников, которое участвует в эксперименте. Обычно исследователь дает подробное описание выборки, то есть группы людей, их возраста и других особенностей. Вам будет необходимо собрать данные у своих сверстников, возможно, это будут ваши одноклассники. Чтобы исследование получилось научным и интересным, необходимо собрать информацию, связанную с представлениями о красоте, не менее чем у 20 сверстников.

Эксперементальная группа Кол-во Мальчиков/девочек Средний возраст
Группа сверстников 20 человек    

 План исследования

1. Дать определение красоты (3-4 словаря + собственное определение).
2. Определить гипотезу, цель и предмет исследования.
3. Эксперимент первый «Что у меня ассоциируется с КРАСОТОЙ?
   3.1. Заполнить таблицу 1 Что у меня ассоциируется с красотой.
   3.2. Заполнить таблицу 2. Классификация ассоциаций, связанных с КРАСОТОЙ.
4. Рисунки «Мир красоты». Анализ рисунков.
5. Анкетирование участников исследования. Работа с анкетами
    5.1. Представление моих сверстников о красоте.
    5.2. Какие чувства и эмоции испытывают мои сверстники, когда видят красивое?
    5.3. Как отличить «красивое» от «некрасивого»
6. Анализ подтверждения или опровержения гипотезы.
7. Выводы. Интерпретация полученных результатов.
8. По итогам проведенной работы выступление перед аудиторией, организация выставки рисунков «Мир КРАСОТЫ».

  Выполнение работы

ВВЕДЕНИЕ.

1. Что такое красота?

Выпиши из доступных словарей определение красоты.
Красота – это…….
Красота – это…….
Красота – это…….
Что я сам думаю о красоте:

2. Гипотеза исследования

Представления о красоте моих сверстников очень разнообразны, но в них есть общее для всех.
Предмет исследования: особенности представлений моих сверстников о красоте.
Цель: исследование особенностей представлений моих сверстников о красоте.

Основная часть.

3. «Что у меня ассоциируется с КРАСОТОЙ?»

Инструкция испытуемым: «Напишите, пожалуйста, что у вас ассоциируется с красотой». Гораздо проще для этого ответить на вопрос «Что красиво?» (5 минут).

3.1. Все полученные ассоциации (ответы на вопрос: Что ассоциируется с красотой? – вносятся в таблицу 1).

Таблица № 1

 

То, что ассоциируется с красотой

 

Кол-во сходных ответов
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    
7.    
  И далее  

  Напиши выводы.

 3.2. Классификация ассоциаций. Анализ результатов. 

Найдите ассоциации, относящиеся к одному классу. (Например, если дано слово берёза, то ассоциации свистулька, матрёшка, трещотка – можно отнести к классу ИГРУШКИ).

Распределите слова из таблицы №1 по классам в таблице №2.

Посчитайте количество слов в каждой строке.

Таблица 2

Классификация ассоциаций, связанных с КРАСОТОЙ

Классы Ассоциации, связанные с красотой Общее количество в классе Рейтинг
  Люди      
  Явления природы      
  Объекты архитектуры      
  музыка      
  Картины      
  Растения      
  Поступки людей      
  Одежда      
  Животные      
  Эмоции      
  Иные классы      

 Отмечаем наиболее часто встречающиеся ассоциации (первое место в рейтинге у объектов, которых больше всего) в эксперименте. Анализируем. Делаем выводы:

Наиболее часто мои сверстники считают красивым … 

  4. Рисунки «Мир КРАСОТЫ». 

Каждому участнику эксперимента предлагается выполнить рисунок по теме «Мир красоты».

Таблица 3

Анализ рисунков «Мир красоты»

Что нарисовали по теме «Мир КРАСОТЫ» Кол-во сходных ответов Рейтинг
       
       
       
       
       
       
  И далее    

Отвечаем на вопросы и переходим к анализу рисунков «МИР Красоты».

• Какие объекты нарисовали дети? Перечислите.
• Какие объекты встречаются наиболее часто?
• Какой рисунок удивил тебя? Почему?
(Отсканируй несколько лучших рисунков и размести в результатах.)

5. Работа с анкетами:

Анкетирование участников исследования «Представление о красоте»

5.1. Вопрос первый. Как, по-твоему, у всех людей одинаковое представление о красоте?
(Внести в таблицу варианты ответов. Построить гистограмму.)

Таблица 4

Представление моих сверстников о красоте

  Вариант ответа Кол-во
1. Да, у всех одинаковое  
2. Слово одно, а представления разные  
3.

Не могу ответить

 

Выводы: 

 

5.2. Вопрос второй. Какие чувства и эмоции испытывают мои сверстники, когда видят красивое?

(Внести слова, обозначающие чувства и эмоции, в таблицу, посчитать частоту встречаемости.)

Таблица 5

Чувства и эмоции, связанные с красотой 

Чувства Кол-во Рейтинг
1. Радость    
2. Нежность    
3. Грусть    
4. Очарование    
5. Разочарование    
6. Восторг    
7. Уныние    
8. Дух захватывает    
9. Злость    
10. Восхищение    
11. Страх    
12. Сердце бьется часто    
13. Рот от удивления открыт    
       
       

Выводы: 

5.3. Вопрос третий. Как отличить «красивое» от «некрасивого»?

Тебе предстоит сложная работа. Необходимо внимательно прочитать ответы сверстников. Увидеть в них главное и посчитать количество похожих ответов. Поэтому лучше всего результаты занести в следующую таблицу.

Таблица 6

Как отличают красивое от некрасивого мои сверстники.

Способы, которые используют сверстники Кол-во Критерии, которые используют сверстники Кол-во Что еще они пишут?
         
         
         
         
         
         
         

  6. Анализ: подтвердилась ли выдвинутая гипотеза или опровергнута. 

Представления о красоте моих сверстников очень разнообразны, но под красотой понимается нечто общее для всех.

7. ВЫВОДЫ. Интерпретация полученных результатов.

Теперь переходим к интерпретации полученных результатов (интерпретация – это толкование, раскрытие смысла, объяснение)

Ответьте на вопросы:

• Что могут означать полученные результаты?
• Какие смыслы мы можем вложить в полученные результаты?
• Какие новые гипотезы и предположения выдвинуты?
• Как можно использовать в практике полученные результаты?

8. Организация выставки рисунков. Выступление на конференции.

  Использованная литература

1. Серкин В.П. Методы психосемантики. Учебное пособие. М.: Аспет-пресс. -2004. – 207 с.

  http://www.koob.ru/serkin/metodi_psihosemantiki

2. Дополни своими литературными источниками

Скачать бланк эксперимента