Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 165203323
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 983
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

PDF Печать E-mail
03.11.15 11:13

03.11.2015

Пост-релиз о всероссийском семинаре-совещании  «Организация музейной работы в образовательных учреждениях» 

В рамках реализации ведомственной программы Минобрнауки России по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы 22-23 октября 2015 г. в Москве состоялся Всероссийский семинар-совещание с руководителями музеев образовательных учреждений «Организация музейной работы в образовательных учреждениях».

Всероссийский Cеминар-совещание проводился в соответствии с поручением Президента Российской Федерации (от 16 января 2014 г. № ПР-78) в целях расширения использования возможностей музеев в образовательной деятельности, повышения эффективности их работы в части совершенствования системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. 
Задачи Семинара-совещания:
- обсудить стратегические ориентиры развития патриотического воспитания;
- разработать новые подходы к формированию патриотического сознания обучающихся;
- продолжить совершенствование организационно-методической базы патриотического воспитания детей и молодежи;
- способствовать активному распространению позитивного опыта деятельности музеев образовательных организаций, использованию их возможностей в части удовлетворения интересов и потребностей молодого человека в духовной, нравственно-гуманистической и профессиональной сферах;
- способствовать дальнейшему развитию музейной педагогики в Российской Федерации.
Семинар-совещание проходил на базе ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет гражданской авиации» и ГБОУ «Школа № 1494» города Москвы.
Непосредственную организацию Семинара-совещания осуществляла Межрегиональная общественная организация содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса» при участии ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи», ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет гражданской авиации», ГБОУ «Школа                      № 1494» города Москвы.
Информационными партнерами Семинара-совещания выступили журналы «Образование личности», «Воспитание школьников», «Юный краевед», а также Центр «Педагогический поиск» и Пресс-служба Московского государственного технического университета гражданской авиации.
В рамках Семинара-совещания реализован  ряд мероприятий: пленарное заседание, мастер-классы, дискуссионная площадка по обмену опытом, презентация передовых практик.
В рамках Семинара-совещания была организована тематическая выставка, на которой была представлена научно-методическая литература по музейной педагогике, патриотическому воспитанию и гражданскому становлению детей и молодежи.
Культурная программа включала экскурсию по двум музеям образовательных организаций Москвы в сопровождении гида: музей ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет гражданской авиации» и музей Боевой Славы 150-й Идрицко-Берлинской ордена Кутузова 2 степени стрелковой дивизии ГБОУ «Школа № 1494».
В работе Семинара-совещания приняли очное участие более 130 участников из 44 регионов Российской Федерации, заочное участие – более 80 человек (тематические презентации для выставки, стендовые доклады, статьи в сборник научно-методических материалов). Также, осуществлялась веб-трансляция пленарного заседания в режиме открытого доступа через сеть Интернет.
Председательствующими  Пленарного заседания Семинара-совещания (22 октября) были Синягина Наталья Юрьевна, д.псх.н., профессор, Президент МОО содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса» и Константинов Юрий Сергеевич, д.п.н., ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ЦПВиСППДМ», советник директора ФГБОУ ФЦДЮТиК.
С приветственным словом к участникам Семинара-совещания обратились:
- Синягина Наталья Юрьевна, д.псх.н., профессор, Президент МОО содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса»;
- Борзова Анжела Сергеевна, к.э.н., доцент, проректор по учебно-методической работе ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет гражданской авиации»;
- от Министерства образования и науки Российской Федерации - Омельченко Владимир Иванович, заместитель директора, начальник управления краеведческо-исследовательской деятельности ФГБОУ ДОД ФЦДЮТиК;
- от Министерства обороны Российской Федерации - Матюхин Константин Николаевич,  к.техн.н., подполковник ВУНЦ ВВС и ВВА имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина;
- Балясная Любовь Кузьминична, член Президиума Педагогического общества России.
В адрес участников Семинара-совещания поступила Правительственная телеграмма от депутата Государственной Думы Российской Федерации, заместителя председателя Комитета по образованию Надежды Анатольевны Шайденко.
В ходе Пленарного заседания с докладами выступили:
- Константинов Юрий Сергеевич, д.п.н., советник директора ФГБОУ ФЦДЮТиК, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ЦПВиСППДМ»;
- Сокольникова Валентина Александровна, к.псх.н., начальник управления воспитательной и профориентационной работы МГТУ ГА;
- Голованов Виктор Петрович, д.п.н., профессор, гл. науч. сотрудник ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства РАО»;
- Смирнов Дмитрий Витальевич, д.п.н., президент МОО «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остапца-Свешникова»,  ведущий научный сотрудник Центра дополнительного образования и профессионального самоопределения обучающихся ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», профессор ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»;
- Озеров Александр Григорьевич, к.п.н., советник директора ФГБОУ ФЦДЮТиК;
- Александрова Наталья Анатольевна., к.п.н., начальник отдела «Музей истории детского движения» ГБПОУ города Москвы «Воробьевы горы»;
- Решетников Николай Иванович., к.ист.н., профессор кафедры истории культуры и музееведения Московского государственного института культуры;
- Кондакова Нина Ивановна, руководитель рабочей группы по организации музея РАНХиГС при Президенте Российской Федерации;
Участники Семинара-совещания обсудили следующие вопросы: правовые основы функционирования школьных музеев; стратегические ориентиры развития патриотического воспитания; перспективы развития музейной педагогики; вопросы взаимодействия с организациями культуры, национальными парками, заповедниками, воинскими частями и организациями, входящими в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, организаций в сфере обороны страны и др.
Состоялись два мастер-класса:
- «Исследовательская деятельность учащихся на экспозициях музеев». Ведущая – Великовская Галина Викторовна, ведущий научный сотрудник отдела научно-просветительской и методической работы Государственного литературного музея, заслуженный работник культуры Российской Федерации, Отличник народного просвещения;
- «Организация тематических выставок музеем образовательной организации». Ведущая – Александрова Наталья Анатольевна, к.п.н., начальник отдела «Музей истории детского движения» ГБПОУ города Москвы «Воробьевы горы».
Модераторами дискуссионной площадки по обмену опытом организации деятельности музеев в образовательных организациях Российской Федерации (23 октября) являлись Березина Валентина Александровна, к.п.н., доцент, советник директора ФГБНУ «ЦПВиСППДМ» и Константинов Юрий Сергеевич, д.п.н., советник директора ФГБОУ ФЦДЮТиК, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ЦПВиСППДМ».
В рамках дискуссионной площадки выступили 18 представителей регионов Российской Федерации – Акбаева Халимат Ильясовна (Карачаево-Черкесская Республика), Гаврилова Галина Николаевна (Саратовская область), Давидович Анна Павловна (г. Москва), Ионова Оксана Сергеевна (г. Санкт-Петербург), Юдина Елена Владимировна (Свердловская область), Решетников Николай Иванович (г. Москва), Мясникова Наталия Николаевна (г. Санкт-Петербург), Огородникова Светлана Витальевна (Кировская область), Перегудова Ольга Васильевна (Волгоградская область), Дорофеева Елена Николаевна (Архангельская область), Глазкова Наталья Борисовна (Псковская область), Нагаев Игорь Михайлович (Калужская область), Хераскова Ирина Сергеевна (Ставропольский край), Хорошевская Александра Павловна (Республика Дагестан), Балина Татьяна Степановна (Республика Коми), Карлова Анна Николаевна (Красноярский край), Чупрова Дина Ивановна (Республика Коми).
«Ключевые» тезисы выступлений: нормативно-правовые основы туристско-краеведческой и музейной деятельности образовательных организаций России, роль школьных музеев в охране культурно-исторических памятников России, роль музея в патриотическом воспитании обучающихся, музейная педагогика в системе дополнительного образования детей, музей образовательной организации – пространство интеграции основного и дополнительного образования детей, исследовательская деятельность учащихся на экспозициях музеев, организация тематических выставок музеем образовательной организации, музеи детского движения, роль школьных музеев в сохранении культурного и природного наследия, программа «Школьные музеи» Всероссийского туристско-краеведческого движения учащихся Российской Федерации «Отечество», взаимодействие школьных музеев с архивными учреждениями, гражданско-патриотическое воспитание учащихся в деятельности школьного музея, роль музея педагогической славы Саратовской области в сохранении исторического и культурного наследия региона; музей «Звёзды в пустыне» - многообразие форм работы в патриотическом воспитании молодёжи, музейно- образовательный проект (из опыта работы школьного музея), память о войне из семейных архивов, музейная педагогика в сфере деятельности региональной инновационной площадки, фильм видео-экскурсия как эффективный метод формирования у школьников и молодежи чувства сопричастности к истории своего города и страны, музей и образовательная деятельность Струго-Красненской школы, документальные источники Архивного Фонда Российской Федерации  как основа обновления (пополнения) экспозиций школьных музеев, от приюта для беззащитных - к истории гимназии №25 - о музее истории гимназии, организация музейной работы в учреждениях дополнительного образования Дагестана; музей телевизионного отряда краеведов-следопытов (ТОКС), музейные уроки, музей как культурно-образовательная ниша.
По итогам работы состоялось обсуждение проекта резолюции, конструктивных предложений участников Семинара-совещания по решению актуальных проблем, перспективам дальнейшего развития музейной работы в образовательных организациях страны.
Предложения по развитию музейной работы в образовательных организациях:
- разработать новые подходы к формированию патриотического сознания обучающихся с учетом социально-экономических и политических изменений в нашей стране и мировом сообществе;
- способствовать активному распространению позитивного опыта деятельности музеев образовательных организаций, использованию их возможностей в части удовлетворения интересов и потребностей молодого человека в духовной, нравственно-гуманистической и профессиональной сферах. Координацию деятельности музеев образовательных организаций возложить на муниципальные и региональные центры и станции юных туристов, ресурсные центры дополнительного образования детей;
- оказать содействие дальнейшему развитию музейной педагогики в Российской Федерации,   укреплению   материально-технической базы музеев образовательных организаций, для чего:
продолжить в 2016 году  паспортизацию музеев образовательных организаций;
разработать на федеральном уровне рекомендации в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию нормативно-правового и программно-методического обеспечения деятельности музеев образовательных организаций;
каждому музею образовательной организации разработать конкретную программу деятельности музея на среднесрочную и долгосрочную перспективу развития, оказывать грантовую поддержку музеев в рамках соответствующих конкурсов на муниципальном и региональном уровнях по различным номинациям (программа развития музея, общеобразовательная программа, программа патриотического воспитания и т.п.);
подготовить и опубликовать методические материалы в помощь работникам школьных музеев по сбору, хранению, документированию материалов в школьных музеях;
регулярно проводить на региональном и федеральном уровнях семинары-совещания, научно-практические конференции (в том числе в режиме он-лайн) с участием организаторов музеев образовательных организаций;
включать лучшие музеи образовательных организаций в экскурсионно-туристические маршруты регионов;
использовать для оплаты труда руководителей музеев образовательных организаций ставки педагога дополнительного образования, педагога-организатора;
- постоянно повышать профессиональное мастерство руководителей и специалистов музеев образовательных учреждений, организаторов патриотического воспитания обучающихся образовательных организаций общего, дополнительного и профессионального образования, специалистов центров патриотического воспитания в освоении ими новых инновационных практик.
Состоялось торжественное возложение цветов к памятнику Лейтенанту Алексею Бересту, установленному во дворе ГБОУ «Школа № 1494» города Москвы.
В рамках культурной программы были организованы две экскурсии по образовательным организациям Москвы в сопровождении гида:
- Музей ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет гражданской авиации». Музей занял второе место в конкурсе музеев САО, проводимом в 2014 году;
-  Музей Боевой Славы 150-й Идрицко-Берлинской ордена Кутузова  2 степени стрелковой дивизии ГБОУ «Школа № 1494». В 2015 году музей занял I место в смотре-конкурсе музеев образовательных организаций города Москвы, посвящённом 70-летию Великой Победы. Конкурс проводился Департаментом образования города Москвы совместно с Городским Советом ветеранов.
Все участники Семинара-совещания получили комплекты раздаточных научно-методических и информационных материалов и Сертификат участника.
Резолюция, после доработки с учетом всех замечаний и предложений участников Семинара-совещания, размещена на сайте www.moocv.ru