Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru
 

Статистика

Просмотрено статей : 164876441
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 3136
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t  i

12 месяцев – и сказка, и наука 

Электронная почта для отправки материалов на конкурс  Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

платежи Стоимость участия - 290 руб.

 Как правильно оформить работу


       с1                  с2 с3 

Наверное, каждый из вас читал сказку С.Я. Маршака «12 месяцев» или видел замечательный мультфильм.
Давайте вместе еще раз вернемся в мир этой сказки и узнаем много интересного, увидим, что научные факты, описания природных явлений можно найти не только в учебниках, но и в художественной литературе.

Сказка «12 месяцев» была написана 1942-43 годах. Надеемся, вы все помните, что в это время была Великая Отечественная война, время было очень тяжелое. С.Я. Маршак, в основном, писал военные очерки и стихи. В начале 1943 года в газете «Литература и искусство» Маршак опубликовал обращение «Моему читателю»:

«Мой шестилетний корреспондент спрашивает меня, почему я, которого дети считают своим собственным писателем, изменил им и в последний год писал только для больших.
…Я по-прежнему верен детям, для которых всю жизнь писал сказки, песни, смешные книжки. По-прежнему я очень много думаю о них. Думать о детях – это значит думать о будущем.
И вот, думая о будущем, я не могу не отдавать себя целиком простой и скромной службе писателя военного времени».

Тем не менее, эта просьба ребёнка, видимо, произвела на писателя впечатление. Маршак урывками находил время для создания сказки о двенадцати месяцах, собравшихся у костра в новогоднюю ночь.

Сюжет сказки Самуил Яковлевич, по его собственным словам, позаимствовал из чешской или богемской легенды. Он долго его дорабатывал, выстраивал четкую и стройную сюжетную линию. В результате на свет появился прозаический вариант сказки «12 месяцев». По нему видно, что для своей пьесы Маршак взял лишь завязку сюжета. Концовка в первоисточнике напоминала эпилог сказки «Морозко» – решив потребовать у месяцев побольше добра, в лес отправляется дочка мачехи и там замерзает. Но вы, скорее всего, знаете не краткий текст сказки, а пьесу, которую Маршак написал через несколько лет, ввел в нее новых героев – королеву, ее свиту. Пьеса стала полностью самостоятельным и уникальным произведением, над доработкой которого Маршак трудился еще долгие годы. Так, последняя и очень значительная правка, была внесена им в текст пьесы «12 месяцев» уже в 1962 году.

Если вы не читали пьесу, то обязательно прочитайте и посмотрите еще раз мультфильм. Это интересно и понадобится для ответов на вопросы конкурса. Найдите иллюстрации к сказке ( их делали несколько художников). Какие из них вам больше нравятся и почему?

В июне 1943 года Маршак читает пьесу артистам МХАТ. К сожалению, воплотить «12 месяцев» на сцене удалось только после войны – в 1947 году.
Военное время помешало и ещё одному замыслу. Уолт Дисней узнал о пьесе и хотел снять по ней мультфильм. К сожалению, письмо Диснея из-за военного времени дошло с большим опозданием, и проект не осуществился.

Но сказку экранизировали в СССР. В 1956 году вышел рисованный в классической манере мультфильм И. Иванова-Вано и М. Ботова. А в 1980-м «12 месяцев» уже экранизировали в жанре «анимэ» японцы Т. Имадзава и Я. Кимио (совместно с «Союзмультфильмом»). Интересно, что в японском прокате сказка шла под названием «Ва Мори – ва Икэтэйру» («Лес – живой»).

Но, конечно, самой известной экранизацией стал фильм Анатолия Граника, вышедший в 1972 году. Съёмки проходили летом, в павильоне, поэтому и зима, и подснежники были искусственными. Но это совершенно не сказалось на популярности фильма, благодаря замечательной игре актёров, которых вы, надеемся, знаете по другим фильмам. Это и бывший «Старик Хоттабыч» Н. Волков в роли Профессора, и Л. Куравлёв в роли Солдата, и Т. Пельтцер в роли Гофмейстерин

С.Я.Маршак долго думал о финале пьесы: «...Я долго думал над финалом. Нельзя же было оставить падчерицу в царстве месяцев и выдать ее замуж за Апреля-месяца. Я решил вернуть ее домой – из сказки в реальную жизнь – с тем, чтобы все месяцы гостили у нее по очереди и приносили ей в подарок то, чем каждый из них богат».

Интересно сложилась судьба исполнителей ролей Падчерицы (Н. Попова) и Апреля (А. Быкова). То, что Маршак запретил делать героям в сказке, актёры воплотили в реальной жизни – то есть, взяли и поженились.

В пьесе, в отличие от сказки, одна из основных героинь – королева. И она очень похожа на избалованную школьницу, да к тому же наделённую большой властью. Кстати, подумайте, почему она королева, а не принцесса. Ведь она по возрасту - подросток.

Королеве взбредает в голову издавать указы против законов природы.

«КОРОЛЕВА. А если бы я захотела, чтобы сейчас наступил апрель?
ПРОФЕССОР. Это невозможно, ваше величество.
КОРОЛЕВА. Вы – опять?
ПРОФЕССОР (умоляюще). Это не я возражаю вашему величеству. Это наука и природа!
КОРОЛЕВА. Скажите пожалуйста! А если я издам такой закон и поставлю большую печать?»

И в сказке природа действительно, нарушает свои законы – но не ради королевы, а ради падчерицы. Месяцы делают это не просто из жалости, а потому что уважают девушку за ее добрый характер и трудолюбие. Каждый из них видел её где-нибудь за работой – на грядке, в поле, в лесу.

...Я старался избегнуть в своей сказке навязчивой морали. Но мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с трудом».
С.Я.Маршак.

А теперь давайте внимательно прочитаем текст пьесы, посмотрим мультфильм, будем отвечать на вопросы конкурса и делать различные опыты. Обещаем, что будет интересно. Ведь в самых обычных предметах и явлениях можно найти много нового и загадочного, а потом разгадывать эти загадки с помощью науки.

Таблица с вопросами размещена в конце текста, а сейчас перейдем к заданиям.

Экспериментальные задания.
1. Найдите данные о средней температуре в каждом месяце года в вашем регионе и сделайте график. Какой месяц у вас самый холодный, а какой – самый теплый?
2. Вы, наверное, знаете такие явления погоды – снег, град, метель, роса, иней, туман, метель, гроза, полярное сияние, мираж. В чем они заключаются? Если сможете, опишите физические причины этих явлений

Опыт 1. Получение радуги в домашних условиях.
Попробуем сделать это разными способами.

А - Оборудование: лист белой бумаги, стекло, источник света солнце.
Выберите время, когда светит яркое солнце, закройте чем-нибудь окно, оставив маленькую щель для проникновения света. Из-за преломления света через стекло на бумаге возникает радуга.

Б - Оборудование: пульверизатор, наполненный водой, источник света солнце.
Попробуйте с помощью пульверизатора создаем облако падающих в воздухе капель и на них наблюдать радугу. Условия такого опыта вполне соответствует природным, однако, получить требуемое облако совсем не просто.

В - Оборудование: таз, до краев наполненный водой; зеркальце, установленное в воде под углом 25°; источник света солнце.
В солнечный день поставьте около окна таз с водой и опустите в него зеркало. Зеркало нуждается в подставке, так как угол между ним и поверхностью воды должен составлять 25°. Если зеркальце «поймает» луч света, то в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене или на потолке возникнет радуга.
Этот опыт можно провести вечером, используя настольную лампу. Спектр получится в затемненном помещении.

Г - Оборудование: компьютерный диск, источник света солнце.
В солнечный день направьте компьютерный диск под углом 25° к свету. Если диск «поймает» луч света, то в результате преломления луча на стене или на потолке возникнет радуга.

Опыт 2. Как образуется роса?
Материалы для опыта: Жестяная банка, вода, кубики льда, ложка, градусник для воды.
Нальём в банку воду комнатной температуры. Добавим туда кубики льда для охлаждения воды. Когда охладятся стенки банки, остынет и воздух вокруг неё, а часть водяного пара снова превратится в воду и сконденсируется на стенках банки. Эти капельки и есть роса.

Опыт 3. Как образуется иней?
Материалы для опыта: Жестяная банка, вода, кубики льда, ложка, термометр для воды, соль.
Сделаем такой же опыт. Но прежде, чем положим кубики, добавим в воду соль, чтобы понизить температуру замерзания воды. Можно продолжить и с предыдущим опытом, подмешивая в воду соль и добавляя лёд. Как вы знаете, соль понижает температуру замерзания воды, таким образом, получим воду с температурой воды ниже нуля.

Опыт 4. Как появляются снежные узоры на окнах?
Зимой воздух около оконных стекол сильно охлаждается и часть водяных паров из него оседают на холодные стекла в виде кристалликов льда. Затем эти кристаллики начинают ветвиться и разрастаться, «рисуя» на стекле снежные (морозные) узоры. ( К сожалению, на современных пластиковых герметичных окнах это не получится. Поэтому ищите старые окна, где еще остались щели. Можно это явление наблюдать в автобусах и маршрутках)
Для того чтобы началась кристаллизация, первым ледяным кристалликам нужно на чем-то осесть – например, на пылинках, Льдинки группируются на неровностях, и постепенно вырастает ледяной сад на окне. Кстати, в Германии морозные узоры на стекле так и называют – «ледяные цветы».

Выделяют два основных вида морозных узоров – дендриты и трихиты.

Дендриты образуются, если охлаждение стекла начинается при положительной температуре и высокой влажности, тогда образовавшаяся на нем пленка воды при понижении температуры окружающей среды начинает кристаллизоваться.Вначале узор появляется в нижней части окна, там, где под действием силы тяжести накапливается больше воды. Здесь за счет большего количества влаги дендриты более выражены, чем в верхней части стекла. При дальнейшем похолодании дендриты обрастают более мелкими отростками и зазубринами льда.

Трихиты образуются у острых краев царапин на поверхности охлаждающегося стекла. При этом вначале кристаллы образуют узкие параллельные полоски инея, которые при дальнейшем охлаждении превращаются в достаточно плотные ледяные волокна, исходящие от основного стебля. В большинстве случаев, как основное волокно, так и прилегающие к нему тонкие полоски инея слегка изогнуты.
Постарайтесь найти окна, где образовались морозные узоры и сфотографировать их.

Если не получится, не огорчайтесь. В некоторых районах нашей страны и зимой не слишком холодно. Зато у вас раньше начнется весна, и вы сможете пойти за подснежниками, не нарушая законы природы.

Давайте попробуем получить искусственные узоры на стекле.

Надо приготовить раствор желатина – 5 г на 50-60 мл ( четверть стакана) холодной воды, дать ему хорошо набухнуть. Затем поставить его в водяную баню - кастрюлю с водой 50 градусов и проследить, чтобы желатин полностью растворился. На таком студне можно сохранить ледяные узоры. Еще теплый раствор надо вылить на кусок стекла и сразу поставить в морозилку. Вода будет кристаллизоваться, как на окнах зимой. Через три дня достаньте стекло и дайте оттаять желатину. На нем должен остаться четкий рисунок ледяных кристаллов.

Исследовательская работа.
Мы придумали три варианта исследований. Каждый участник может выбрать тему в соответствии со своими интересами.
Для любителей биологии:
Узнайте, какие растения - первоцветы растут в вашем регионе. Приведите их фотографии, названия, систематическое положение и биологические особенности. Если необходимо, проконсультируйтесь с учителем биологии.
Заполните таблицу.

Ваш регион  (область, край) Название растения К какому семейству относится В каких условиях растет в природе ( лес,  луг и т.д.) Обычное время цветения ( начало – массовое – окончание) Обычное растение или редкое и охраняемое.
           
           
           
           

 Есть ли среди первоцветов вашего региона редкие виды из Красной книги? Советуем познакомить с ними одноклассников и провести мероприятие в защиту редких растений. (Это задание можно выполнить и оформить как проектную работу и прислать потом на конкурс проектов).

Если есть возможность, найдите места, где растут первоцветы ( часто они бывают даже в городе – на участках оставшегося леса, в парках, лесопарках и т.д.). Может быть, у вас есть дачный участок или дом в деревне. Если необходимо, проконсультируйтесь с учителем биологии.
Когда найдете участок с первоцветами, опишите его ( это лес , парк и т.д.) Раз в несколько дней проводите наблюдения, чтобы отметить, когда появились первые цветки, когда происходит массовое цветение и его окончание. Обязательно сделайте фотографию самого цветущего растения и всего участка в разное время.
А если вы живете на севере, и там ничего не цветет в природе или зацветает очень поздно, то попробуйте вырастить весеннее растение дома – тюльпан, нарцисс, гиацинт и напишите, как вы это делали и какие результаты получились.

Исследование для любителей метеорологии
Как сделать календарь погоды – метеорологические наблюдения?

Для начала, надо решить, как вам будет удобнее вести календарь погоды: в тетради, с помощью условных обозначений или на компьютере, при помощи специальной программки. Из оборудования вам понадобятся термометр, флюгер и компас. Будет очень хорошо, если у вас еще будут барометр и гигрометр. Если вы решите записывать данные в тетрадь, то расчертите ее на 6 колонок и подпишите их:

  • дата;
  • температура;
  • влажность;
  • ветер;
  • облачность;
  • атмосферное давление.

Можно распечатать на цветном принтере такой лист (найдите его в Интернете) и вносить туда данные с помощью условных обозначений.

с4

Ведение календаря погоды требует внимания и каждодневной работы, причем измерения и записи желательно проводить в одно и то же время (например, в 12.00 или 15. 00, в зависимости от вашего расписания). Температуру воздуха на улице можно определять при помощи обычного термометра за окном. Но, если термометр расположен на солнечной стороне, показания могут несколько отличатся от действительных. Еще лучше, если есть возможность снять показания термометра утром, днем и вечером, сложить их и разделить на три. Полученный результат будет среднесуточной температурой.

Для измерения атмосферного давления, вам понадобится барометр. Если у вас его нет, то можно попросить в школе у учителя физики или у знакомых.

Направление ветра можно определять, самостоятельно сделав флюгер, или по направлению дыма из труб с учетом показаний компаса. Отмечайте также, характер ветра (ровный или порывистый).

Наблюдая за облачностью, обращайте внимание на наличие или отсутствие просветов на небе. Если небо чистое и нет ни одного облачка, поставьте в соответствующую графу прочерк. При небольшом количестве облаков пометьте «Облачно», небо, затянутое тучами, обозначьте как «Пасмурно» .

В графу «Осадки», заносите всю информацию о типе осадков и их интенсивности (сильный дождь, небольшой снег). При отсутствии осадков ставится прочерк. Также наблюдайте за всеми необычными явлениями природы, вызвавшими ваш интерес (гроза, радуга) и помечайте в графе «Особые явления». Влажность можно измерить при помощи гигрометра. ( В интернете можно найти разные варианты самодельных гигрометров).

Проводите такую работу хотя бы в течение 8-10 дней, а если хватит терпения, то в течение месяца. В ответе поместите таблицу со всеми показателями, которые вы определяли, по каждой дате.

Еще интереснее сравнить ваши данные с прогнозами на сайтах в интернете. Для этого выберите 2 популярных сайта (яндекс, мэйл, гисметео). Каждый день смотрите прогноз для вашего региона на три дня вперед и выписывайте в специальную таблицу. Закончив все наблюдения, сравните ваши собственные данные в этот день и прогнозы. Разумеется, надо сравнивать данные для одного и того же времени суток. Если вы замеряли температуру днем, то на сайте надо смотреть предсказание именно дневной температуры. Сделайте выводы, на каком сайте прогнозы оказались более точными?

Для любителей литературы:
Найдите несколько сказок, в которых присутствуют мачеха и падчерица. Это так называемый «бродячий сюжет». Заодно узнайте, что это такое. Сказки могут быть народными и авторскими, и не только русскими. Такой сюжет встречается в сказках многих народов. Особенно интересно сравнить сказки различных народов или народные и авторские сказки. Или одну и ту же сказку у разных авторов. (Например, известны 4 варианта сказки «Золушка» разных авторов).

Очень внимательно прочитайте каждую выбранную сказку, потому что надо будет отмечать даже мелкие детали. Проанализируйте тексты сказок и заполните таблицу.

Название сказки                                                                                                             

Автор (народ)                                   

       

Особенности характера мачехи         

       

Особенности характера падчерицы   

       
Заступается ли за свою дочь ее отец ( если он есть в сказке)?        
Какие трудные задания дает мачеха падчерице?        
Кто помогает падчерице справиться с этими заданиями?        
Чем заканчивается сказка для мачехи и для падчерицы?        

Если вы хорошо сделаете исследование по любому направлению , то не только станете лауреатом нашего конкурса, но и сможете послать работу на летний турнир - конференцию МАН «Юный исследователь -Эврикум» или «Шаги в науку - Эврикум» в зависимости от вашего возраста».

Таблица вопросов конкурса.

1 Мы   привыкли, что в календаре 12 месяцев.  А были когда-то у разных народов другие календари? И что означает само слово календарь?
2 Сейчас во всех странах год начинается 1 января. А у каких народов и   когда год начинался в другое время и почему?
3

Найдите древнеславянские названия месяцев. Сравните их с названиями в русском, украинском и белорусском языках. Как вы думаете, почему старинные названия месяцев не сохранились именно в русском языке?

4 Почему иногда среди зимы случаются оттепели? Объясните это явление с точки зрения науки.
5 Найдите стихотворения о том месяце года, который вам больше нравится ( в стихотворении должны быть описаны какие-то природные или погодные явления).
6

Какие герои пьесы « 12 месяцев» фольклорные, а какие характерны для авторской сказки?

7

В пьесе и мультфильме «12 месяцев» присутствуют различные придворные – гофмейстерина, канцлер, королевский прокурор, глашатаи, пажи. В чем состояла их работа при королевском дворе?

8 В самом начале текста пьесы заяц и белки играют в горелки. Что это за игра и почему она зазывает весну?
9

Бывают ли случаи, когда растения зацветают в неположенное время ( не в сказке, а в природе)? По какой причине это происходит? Приведите примеры.

10 В сказке среди зимы расцветают подснежники. В разных районах нашей страны подснежниками часто называют разные растения,  потому что они зацветают первыми. Но подснежником по ботанической классификации является только один из них. Найдите  названия и фотографии  таких растений и выясните, кто из них имеет право называться подснежником. А в мультфильме правильно показаны подснежники?

 Желаем вам интересных исследований и новых открытий! Не забудьте написать отзыв и заполнить анкету. 

Анкета.

  1. Откуда вы узнали о нашем конкурсе?
  2. Вы участвуете в конкурсе в первый раз или уже были участником?
  3. Почему вы выбрали именно этот конкурс?
  4. Какие науки вас больше всего интересуют?
  5. Какие конкурсы вы бы хотели видеть в будущем?
  6. Собираетесь ли вы приехать летом на турнир – конференцию?

 Как правильно оформить работу