«Terra-Experimentum. Физика вокруг нас. Удивительные свойства снега и льда» Конкурс для учащихся 1-6 классов.
Дорогие ребята! Всем, кто интересуется наукой, любит узнавать новое, проводить разные исследования, мы предлагаем наши новые экспериментальные конкурсы. Большинство заданий конкурса можно выполнить буквально за один день, но они помогут вам научиться: Искать информацию в книгах и интернете.
Использовать научные данные для решения житейских ситуаций.
Проводить опыты по предложенной методике.
Обрабатывать и анализировать результаты, формулировать выводы.
Делать таблицы и строить графики.
Придумывать и планировать новые опыты.
В итоге, участвуя в таких конкурсах, вы сможете выполнять настоящие научные исследования, а самое главное – вы увидите что, мир гораздо интереснее, чем нам кажется! Выберите конкурс, который вам более интересен. (А если есть время и желание, то можно выполнить все задания). Внимательно прочитайте весь текст. Точно поймите, какие опыты и как именно надо сделать. Заранее подготовьте все, что понадобиться для экспериментов, и только потом приступайте к заданиям. Не забывайте делать фотографии, записывать результаты. Хорошо продумайте ответы на вопросы. Все ответы на вопросы и задания конкурса надо записать в специальную таблицу. Она размещена в конце всего текста конкурса. Ответы должны быть краткими – несколько предложений, которые надо самостоятельно сформулировать, а не просто переписать из источника информации. Под этой таблицей надо поместить фотографии, о которых говорится в заданиях, и написать отзыв о конкурсе. В отзыве напишите, как вы выполняли задания, что вам показалось самым интересным, самым сложным, что нового вы узнали благодаря конкурсу и что еще хотели бы узнать. Внимание! Ответы надо присылать в виде одного файла. В нем должны быть: таблица с ответами, несколько фотографий и отзыв о конкурсе. РЕЗУЛЬТАТЫ БУДУТ ПОДВОДИТЬСЯ ОТДЕЛЬНО ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ 1-2, 3-4 и 5-6 КЛАССЫ. Желаем всем юным исследователям успеха в работе и в конкурсе! Зимой, когда идет снег, можно рассмотреть, как разнообразны и красивы снежинки. Интересно, что любая снежинка всегда имеет 6 лучей. Чтобы понять, почему снежинка имеет такую форму, посмотрим, как выглядит молекула воды в виде модели. Она состоит из атома кислорода (красный шарик) и двух атомов водорода (белые шарики). Каждая молекула воды представляет собой треугольник.
Кристаллы льда имеют форму шестигранника, который состоит из таких треугольников. Этот самый первый кристаллик и есть будущая снежинка. Дальше он растет за счет присоединения новых молекул к кристаллику.
Порядок присоединения новых молекул случайный, но в итоге они выстраиваются в шестигранники, такие же, как и первый кристаллик.
Далее у снежинки начнут расти ответвления. Как именно они будут выглядеть, зависит от температуры, влажности, давления и других факторов. Кристаллики присоединяются друг к другу всегда гранью и никогда углом, поэтому луч снежинки всегда будет шестиугольным. От луча могут отходить ветки, но они всегда будут расти под углом 60° или 120°.
Так должна выглядеть идеальная снежинка. В реальности огромное скопление «веток», которые прирастают в случайном порядке, делает каждую снежинку уникальной. Вы не задумывались, почему снег белый? Белый свет состоит из лучей разного цвета, как радуга – от красного до фиолетового. Когда солнечный свет проходит сквозь снежинку, то он частично теряет лучи красного и желтого цвета, они не отражаются, и только лучи голубого, ярко-синего или голубовато-зеленого цвета становятся видимыми. На девяносто пять процентов снег состоит из воздуха, поэтому проходя между кристаллами, свет отражается от их поверхностей, потом рассеивается в воздухе, расположенном между этими кристаллами, и становится белого цвета. Внимательно прочитайте текст о снежинках, затем проделайте опыты и ответьте на вопросы. Все ответы и результаты опытов запишите в специальную таблицу. Почему снежинки всегда шестиугольные? Представим, что снежинка падает с высоты 3 км. Сколько времени ей понадобится, чтобы долететь до земли? Опыт 1. Таяние снега. Возьмите на улице немного свежего рыхлого снега и положите его в стакан. Можно попросить у взрослых специальный мерный стакан для продуктов и жидкостей. У многих он есть на кухне. Если такого стакана нет, то можно взять любой, но надо обязательно отметить уровень снега в стакане. Дома опустите в стакан со снегом термометр и следите за его показаниями. Записывайте данные о температуре каждые 2 минуты, пока снег полностью не растает. Почему объем воды меньше, чем объем растаявшего снега? Многие поэты писали стихи о снеге, о снежинках. Найдите такие стихотворения и в ответе напишите то, которое всего Вам понравилось. Все знают, что вода может быть в трех состояниях – пар (газообразное вещество), жидкость и лед (твердое вещество). Опыт 2. Превращение воды в лед. Опыт 3. Таяние льда в разных условиях. Таблица . Зависимость температуры замерзания от концентрации соли в воде ( в %).
Какая вода быстрее превратиться в лед зимой – речная или морская?
Желаем успехов! Ждем Ваши отзывы о конкурсе!
Оргкомитет.
|