ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Экспериментальные площадки Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» (МАН) и Российской академии образования (РАО)

Уважаемые коллеги!

С 2010 года Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» совместно с Российской академией образования приступили к развертыванию и реализации проекта по созданию ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК. На сегодняшний день организация исследовательской деятельности школьников является наиболее эффективной технологией для поддержки и выявления детей и подростков с исследовательской одаренностью. Кроме этого данная технология является эффективной для решения воспитательных целей развития инновационной личности, столь востребованной в наше время. Богатый опыт МАН «Интеллект будущего» и РАО позволит вам в короткие сроки организовать экспериментальную площадку, разработать программу развития потенциала своих воспитанников и решить серию задач, поставленных проектом «Наша новая школа». Опыт организаций, достигших значительных результатов, будут заслушиваться в РАО, а руководители и исполнители программ приглашаться для оформления соискательства степени кандидата и доктора педагогических наук. Опыт таких экспериментальных площадок будет тиражироваться посредством публикаций в лучших педагогических журналах.
МАН «Интеллект будущего» берет на себя консультационную, информационную, организационную и обучающую функции. Для дополнительных обучающих семинаров и консультаций будут составляться дополнительные договоры. Ученые РАО, известные педагоги осуществят кураторскую поддержку организации исследовательской деятельности школьников в вашей организации, также возможно назначение научного руководителя экспериментальной площадки.
Для оформления статуса Экспериментальной площадки МАН «Интеллект будущего» необходимо: ознакомиться с положением; написать заявление и подписать договор с МАН «Интеллект будущего». После рассмотрения ресурсов для организации экспериментальной площадки, разрабатывается совместная программа развития с учетом особенностей региона.
Принимаются заявки на деятельность Экспериментальных площадок, связанных с раскрытием интеллектуально-творческого потенциала личности обучающихся на основе исследовательской и проектной деятельности, на основе активной деятельности в познавательной, социальной, предпринимательской областях.
Приводим примеры возможных тем экспериментальных площадок:
Создание модели непрерывного формирования исследовательской культуры учащихся.
Формирование инновационной личности в условиях сельской школы.
Сопровождение раскрытия потенциала интеллектуально одаренных детей через исследовательскую деятельность.
Эффективные программы для развития лидерства, предприимчивости и социальной активности обучающихся.
Формирование инновационной личности через организацию работы научного объединения учащихся (НОУ).
Формирование навыков будущего через организацию специальной деятельности.
Открытая школа: модели взаимодействия школы с бизнесом и городскими управляющими структурами через социально и экономически значимые проекты.
Организация исследовательской работы обучающихся в рамках НОУ.

Приложения:
Положение об экспериментальной площадке МАН «Интеллект будущего» и РАО.

Перечень экспериментальных площадок МАН «Интеллект будущего».

 

Перечень экспериментальных площадок
ОДОО МАН «Интеллект будущего» и Российской академии образования

В 2014 году продолжили работать первые две площадки, которые стартовали в 2011 году. Руководители площадок предоставили материалы о количестве участвующих в проекте учащихся и их результативности.

1. Экспериментальная площадка на базе МОУ «Хохольский лицей» (п. Хохоль, Воронежская обл.). Тема опытно-экспериментальной работы – «Развитие интегративного потенциала инновационной личности в условиях сельского лицея» (2011–2014 г.). Авторы инициативы: Порядина Светлана Михайловна, директор МОУ «Хохольский лицей», кандидат педагогических наук; соруководитель ОЭР – Васильев Валерий Витальевич, кандидат педагогических наук, профессор ВОИПКиПРО (Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования); научный руководитель – Е.О. Федоровская, заместитель председателя МАН «Интеллект будущего» по научно-методической работе, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии Среднерусского университета; координатор от РАО – доктор педагогических наук, профессор Л.В. Суходольская-Кулешова.

В конкурсах МАН «Интеллект будущего», которые являются важным компонентом формирующего эксперимента, ежегодно принимали участие  более 100 человек.

В прошлом учебном году организован и завершен этап констатирующего эксперимента, проанализированы особенности мировоззрения и мотивационной сферы старшеклассников. По результататам работы площадки сделано экспертное заключение. Главным результатом ее работы было   существенное увеличение познавательной мотивации  учащихся при массовом участии в исследовательско-проектных конкурсах. Это в свою  очередь  привело  к увеличению  качественных  и количественных показателей х всех  итоговых   тестирований.

2. Экспериментальная площадка «Создание психолого-педагогических условий поддержки и развития одарённых детей» средней общеобразовательной школы № 7 г. Туймазы Республики Башкортостан (2011–2014 гг.). Авторы инициативы: А.В. Михеев, директор школы, С.Р. Тухватшина, зам. директора по УВР, А.И. Кагарманова, руководитель НОУ «Шонкар», С.Н. Минебаева, учитель начальных классов; научный руководитель от МАН «Интеллект будущего» – Е.О. Федоровская; консультант от РАО – Л.В. Суходольская-Кулешова.

В рамках формирования системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных школьников, их самореализации, профессионального самоопределения организован региональный этап Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ среди учащихся и студенческой молодёжи «Юность. Наука. Культура – Туймазы». Этот конкурс является важной частью программы и обеспечивает создание высокоинтеллектуальной среды для одаренных детей Башкортостана. В 2012 году на конкурс были представлены 350 работ. Проведен опрос участников конференции, исследованы их мотивационные установки.

В 2014-2017 году на этой площадке стартует новая программа ««Стратегия сопровождения одарённых детей и создание модели индивидуального образовательного маршрута школьника»

Продолжают работу пять площадок, кторые начали свою экспериментальную деятельность в 2012/2013 учебном году:

3. Экспериментальная площадка «Создание модели сельской школы, способствующей становлению творческой, компетентной и конкурентоспособной личности через вовлечение учащихся в научно-исследовательскую и проектную деятельность» на базе Муниципального автономного образовательного учреждения СОШ №2 ст. Павловской (Павловский р-н Краснодарского края). Автор инициативы – Роман Вагифович Кадыров, директор МАОУ СОШ №2 ст. Павловской; научный руководитель, координатор от МАН «Интеллект будущего» – Татьяна Васильевна Ляшко, руководитель Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», лауреат премии Правительства РФ в области образования; координатор от РАО – Л.В. Суходольская-Кулешова.

Тема опытно-экспериментальной работы – «Создание модели сельской школы, способствующей становлению творческой, компетентной и конкурентоспособной личности через вовлечение учащихся в научно-исследовательскую и проектную деятельность» – соответствует основным положениям национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (2010 г.), нацелена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), ФГОС основного общего образования (2011 г.). Коллектив МАОУ СОШ №2 ст. Павловской в течение предыдущих пяти лет вел работу с одаренными детьми по формированию исследовательских навыков, развитию интеллектуальных способностей и имеет возможность создать модель сельской школы, реализующую индивидуальные творческие запросы участников образовательного процесса.

4.  Экспериментальная площадка «Технопарк – инновационная платформа исследовательского образования» на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «ПолиТехн. лицей» г. Мурманска. Автор инициативы – Татьяна Викторовна Шовская, директор МБОУ «Мурманский полиТехн. лицей», Заслуженный учитель РФ; соруководитель ОЭР – Андрей Геннадьевич Горельцев, проректор Мурманского государственного технического университета по социальной и организационно-воспитательной работе, кандидат педагогических наук, почетный работник сферы молодежной политики РФ; научный руководитель, координатор от МАН «Интеллект будущего» – Е.О. Федоровская; научный руководитель от РАО – Л.В. Суходольская-Кулешова.

Тема опытно-экспериментальной работы «Технопарк – инновационная платформа исследовательского образования» соответствует основным положениям «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» (2000 г.), национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (2010 г.), нацелена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта общего образования (2009 г.), ФГОС основного общего образования (2011 г.).

Коллектив МБОУ МПЛ в течение предыдущих 10 лет вел работу с одаренными, способными и мотивированными детьми по формированию исследовательских навыков, развитию интеллекта и имеет возможность включить в этот процесс всех учащихся лицея с целью воспитания инновационной личности, повышения уровня конструкторско-технологической деятельности обучающихся, развитию навыков исследовательской деятельности.

5. Экспериментальная площадка «Исследовательский туризм как фактор развития одаренности детей (в условиях дополнительного образования)» на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей», г. Снежногорска. Автор инициативы – Евгения Сергеевна Хиневич, педагог дополнительного образования, заместитель директора по научно-методической работе МБОУ ДОД ЦДОД; координатор от МАН «Интеллект будущего» – Е.О. Федоровская; координатор от РАО – Л.В. Суходольская-Кулешова.

Современные тенденции социального развития ставят перед учреждениями дополнительного образования новые задачи – отход от ориентации на «среднего» обучающегося, повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия, развития их способностей в процессе образования. Главной задачей, таким образом, становится разработка программ, развивающих не столько одаренность, какие-то ее грани или функции, отдельные диагностированные способности или задатки, сколько в целом личность одаренного ребенка – носителя этой одаренности. Все дети по своей природе обладают какими-либо особыми способностями. Поэтому важно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую творческую, развивающую образовательную среду, при которой задатки ребенка становятся способностями, а это, в свою очередь, обеспечивается сохранением могучей, даруемой нам природой, познавательной потребностью.

Таким образом, актуальность создания экспериментальной площадки определяется:

– социальным заказом на самостоятельную личность, способную как к познанию окружающего мира (осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации), так и организовывать свою познавательную деятельность, проходя по её этапам – от осознания цели через планирование действий к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата;

– потребностью учреждений дополнительного образования в разработке педагогической технологии развития исследовательских умений у одаренных школьников;

– необходимостью обогащения существующей в учреждении дополнительного образования практики организации занятий исследовательской работой с одаренными детьми в рамках внеурочной занятости.

6. Экспериментальная площадка «Создание психолого-педагогических условий поддержки и развития одарённых детей» на базе государственного общеобразовательного учреждения «Тувинский лицей-интернат» Республики Тыва. Автор инициативы – И.Н. Биче-оол, директор Тувинского лицея-интерната; научный руководитель от МАН «Интеллект будущего» – Е.О. Федоровская; координатор от РАО – Л.В. Суходольская-Кулешова.

Программа этой экспериментальной площадки включает в себя комплексную работу с обучающимися, учителями и родителями. Организация обучения одаренных детей связана с внедрением передового педагогического опыта, инновационного движения и научных разработок педагогических технологий, способствующих дальнейшему развитию творческих и интеллектуальных возможностей обучающихся, «вооружающих» их универсальными приемами, которые помогают находить нестандартные решения различных проблем. При этом приоритетное направление в развитии одаренности учащихся – это проектно-исследовательская деятельность и участие в олимпиадах российского и международного уровня.

Образовательное направление включает в себя:

1. Привлечение обучающихся к участию в олимпиадах и к деятельности НОУ. К участию в олимпиадах привлекаются обучающиеся, проявившие свои способности по предметам по итогам лицейской олимпиады. Для участия в олимпиаде необходимо состоять в научном обществе лицея-интерната, быть членом олимпиадной группы и быть допущенным к участию в лицейской олимпиаде.

2. Формирование ключевых компетенций через проектную и исследовательскую деятельность обучающихся. Проектная деятельность в учебном процессе особенно широко должна быть представлена в старшей профильной школе.

По итогам конференции лицея-интерната обучающие принимают участие в различных конкурсах, например:

  Заключительный этап Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ среди обучающихся и студенческой молодёжи «Юность. Наука. Культура».

              Российское соревнование молодых исследователей «Шаг в будущее – Юниор», г. Москва.

              Научная и инженерная выставка «Шаг в будущее», г. Москва.

             Всероссийская олимпиада школьников «Шаг в будущее».

             Российские заочные конкурсы-олимпиады – проект «Познание и творчество».

3. Организация летней академической практики, профильного лагеря. После проведения школьной и районной научно-практических конференций, обучающиеся выбирают тему научно-исследовательской работы по одному из представленных направлений. Разрабатывается план работы, список исследуемой литературы, схемы экспериментальных исследований, организуется предзащита исследовательских работ; обучающийся получает задание на летние каникулы. В течение лета ребята работают над выбранной темой. В июле организуется профильный лагерь «Олимпиец». Он открывается на базе лицея-интерната.

        7.    Экспериментальная площадка «Расширение поликультурного пространства учащихся для развития инновационной личности» : НОУ «Лицей № 35 ОАО «Российские железные дороги» Руководитель:  Ключникова Антонина Ивановна, директор Лицея, Сахарова Галина Павловна, учитель русского языка и литературы,Иванова Анна Павловна, заместитель директора Лицея №35 ОАО «РЖД», учитель немецкого языка Дроздова Анна Михайловна, учитель немецкого языка. Научный руководитель от МАН «Интеллект будущего» – Е.О. Федоровская; координатор от РАО – Л.В. Суходольская-Кулешова.

Основные цели:

  1.   развитие  поликультурного  образовательного  пространства, ставящего ученика в ситуацию самоопределения, предоставляющего ему возможность реализоваться как саморазвивающаяся личность, обладающая языковой, речевой, информационной, коммуникативной компетентностью, мышлением (логическим, критическим, креативным), устойчивой духовно-нравственной и гражданской позицией.
  2. формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры.

Задачи  ЭП:

  • Разработка и обоснование поликультурного пространства лицея в целях повышения качества образования, духовно-нравственного и гражданского воспитания учащихся.
  • Усиление гуманитарных, поликультурных функций образования и воспитания путем актуализации ценностно-смыслового аспекта изучаемых учебных дисциплин.
  • Широкое использование технологий личностно-ориентированного образования и воспитания, усиление их индивидуально-развивающих и гуманитарных функций.
  • Обоснование системы учебно-исследовательской деятельности учащихся как условие развития их интересов, способностей, одаренности.
  • Развитие в лицее системы образования, обеспечивающей его высокое качество, а также условия для становления толерантного сознания, предполагающее понимание и уважение к представителям других культур, умение жить в мире и согласии с их представителями и с самим собой, способствующего активной и эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде.
  • Внедрение педагогических технологий, формирующих позицию ценностно-смыслового равенства всех субъектов образовательного процесса и обеспечивающих установку на диалоговое общение, сотрудничество и сотворчество как главного условия реализации модели школы поликультурного образования.

В  2013/14  учебном году стартовала еще две площадки  экспериментальная площадка:

8. Экспериментальная площадка "Формирование общих и профессиональных компетенций у студентов посредством привлечения к исследовательской деятельности" на базе Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования
Нефтекамского нефтяного колледжа (г. Нефтекамск). Авторы инициативы –  директор колледжа Казырбаев Фуат Муталипович и  Виля Рафаиловна Вильданова, руководитель научно-методического отдела; научный руководитель, координатор от МАН «Интеллект будущего» – Е.О. Федоровская; координатор от РАО – Л.В. Суходольская-Кулешова. Главной целью   этой площадки является разработка программы и опытно-экспериментальной методики, которая обеспечит формирование общих и профессиональных компетенций у студентов посредством привлечения к исследовательской деятельности.

9. В апреле 2014 года начала функционировать  экспериментальная инновационная площадка ГАОУ СПО «Стерлитамакский  техникум физической культуры»по теме: «Особенности формирования саногенной направленности личности студентов в образовательном учреждении СПО физкультурно-спортивного профиля».  Руководитель учреждения и экспериментальной площадки: М.Б.Мускаев к. пед,наук, профессор, директор СТФК  , коорлинатор от ГАОУ СПР СТФК  - Сладков С.Н., руководитель регионального отделения МАН «Ступени к Олимпу». координатор от МАН «Интеллект будущего» –  к.б. наук, психолог, Лауреат премии  Правительства РФ в области образования Е.О. Федоровская; координатор от РАО –  д.пед.наук, профессор Л.В. Суходольская-Кулешова.