Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 164865541
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 2329
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t  i

Литературные конкурсы как средство самореализации подростков

В статье рассматривается участие в творческих конкурсах как возможность самореализации подростков, как средство раскрытия и развития задатков и способностей к словесно-художественному искусству. Представлены отзывы и творческие работы участников конкурсов программы "Интеллектуально - творческий потенциал России", дается литературно-психологический анализ эссе 10-классниц с точки зрения уровня развития словесных способностей и личностного роста.

Ключевые слова: адаптация, интеллектуально - творческий потенциал, конкурс, приоритетный национальный проект "Образование", литературные задатки, способности, эссе, личностный рост, самовыражение, самореализация.

Реалии сегодняшнего времени таковы, что нашим детям предстоит постоянно сталкиваться с изменениями в различных сферах жизни. Скорость и масштабы происходящих изменений требуют непрерывной и хорошо продуманной адаптации молодого поколения. Чтобы подготовить детей к решению проблем, которые ожидают их в будущем, необходимо научить их учиться постоянно, в течение всей жизни, формировать в них желание достойно осваивать новое, дать возможность стать активным гражданином мира. Эти задачи ставит перед собой Общероссийская организация «Малая академия наук «Интеллект будущего», возглавляемая кандидатом педагогических наук, подвижником, искренно преданным своему делу, Л.Ю. Ляшко. Являясь одним из организаторов  Национальной образовательной программы "Интеллектуально - творческий потенциал России", «Малая академия наук «Интеллект будущего», один из лидеров интеллектуально-творческого образования России; проводит свыше 70 различных Российских заочных и очных конкурсов, конференций, турниров, фестивалей, олимпиад. Новые необычные творческие задания, возможность испытать свой интеллект и с интересом провести время – это и есть тот путь, следуя которым, ребенок может выйти на орбиту успешного будущего, может открыть в себе задатки, способности, скрытые ранее. Вот лишь некоторые из причин популярности конкурсов программы "Интеллектуально - творческий потенциал России":

• Участие в проектах Программы позволяет участникам реализовать свой творческий потенциал более чем в 70 номинациях по различным направлениям.

• Повышается авторитет учащихся, педагогов и образовательного учреждения – об этих достижениях узнает вся Россия!

• Всероссийские конкурсы позволяют сравнивать подготовку учащихся из разных образовательных учреждений страны. Победителями гордится Россия!

• Проекты Программы входят в перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодёжи (в рамках приоритетного Национального проекта "Образование").

• Министерство образования и науки России, Федеральное агентство по образованию, ведущие ВУЗы страны поддерживают деятельность Малой академии наук "Интеллект будущего".

• В рамках программы действует система поощрения учащихся, педагогов и образовательных учреждений.

• Школы, активно внедряющие инновационные образовательные программы, могут претендовать на государственную поддержку в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в размере 1 млн. руб., а педагоги в размере 100 тыс. рублей. Участие в Программе даёт дополнительный шанс для победы в конкурсе.

• Портфолио участников: каждый участник по итогам конкурса получает свидетельство Участника или Лауреата, победителям вручаются специальные дипломы, сертификаты.

А самое главное, на наш взгляд, это то, что участие в мероприятиях, организованных «Малой академией наук «Интеллект будущего», развивает жизненно необходимые способности, о которых следует сказать подробнее.

Во-первых, это способность принимать и осуществлять перемены. Выполняя разнообразные креативные задания конкурсов, каждый участник интеллектуальных состязаний научается этому качеству. Во-вторых, это способности критически мыслить и осуществлять собственный выбор, ставить и решать проблемы. И, конечно же, способности проявлять творчество, фантазию и изобретательность. Вот лишь некоторые из отзывов участников. Примечательно единодушие конкурсантов разного возраста, уровня развития и с различной мотивацией к участию в интеллектуально-творческих соревнованиях.

«Я благодарю вас за хорошо составленные задания.  Эта работа помогла мне усовершенствовать навык отбора нужного материала, перелистать множество сборников, справочников, энциклопедий. Знания, полученные мной во время работы над олимпиадой, помогут мне при подготовке к ЕГЭ. Я собираюсь поступать на факультет журналистики. Я люблю работать с серьезными литературоведческими работами. Меня восхитила работа Н.Н. Петруниной. В этой работе очень глубоко сопоставлена «Пиковая дама» и сказки Пушкина. Мне пришлось впервые прочитать «Портрет Дориана Грея». Несколько затруднительным для меня было задание по расшифровке стихотворения. Это задание потребовало от меня усиленного упорства. Особенно благодарю за творческое задание. Заявленная тема позволила попробовать свои силы в небольшом рассказе. С уважением Киселёва Маргарита, ученица 11 класса, Лицей 130 «РАЭПШ», г. Барнаул».

«Как пираты ищут сокровища, искал я материалы для того, чтобы справиться с заданиями. Вопросы, которые сначала казались сложными, находили интересное решение (особенно долго я не мог найти ответа на самый первый вопрос, а он оказался таким простым). В итоге я сумел с разных сторон взглянуть на авантюристов, жаждущих приключений, увидеть их сильные стороны (например, оптимизм, способность находить выход их самых безвыходных ситуаций) и стороны, которые мне кажутся совсем не привлекательными (например, способность совершать низкие поступки ради достижения своих целей). Признаюсь, и я в своей жизни иногда совершаю авантюры, но мне ближе образ мечтателя Дон Кихота, чем, например, обаятельного мошенника Остапа Бендера. Рыбкин Александр, ученик 7 класса, Гимназия, г. Арзамас, Нижегородская обл.».

«Книга «Королевство кривых зеркал» - одна из моих любимых книг! Мне давно хотелось разгадать какую-нибудь викторину по этой сказке. И я очень обрадовался, когда увидел этот конкурс в Вашей программе. Оказалось, что задания связаны не только с изучением текста самого произведения. И это было очень интересно! Особенно мне понравилось выискивать сказки, стихи и повести для задания № 2. Я даже устроил как будто соревнование с самим собой – смогу ли вспомнить ещё что-то? Испытанием стало для меня задание № 14. Мама провела со мной занятие по изучению видов рифм и стихотворных ритмов. Когда-то я уже пытался сочинять стихотворение по Вашему заданию, но всё равно в этот раз было очень трудно. Пришлось много раз переписывать и пробовать новые варианты. Полученное стихотворение мне самому нравится! И мама тоже меня похвалила. Много открытий для себя я сделал при выполнении задания №6. Обнаружил в домашней библиотеке книгу «Истории обыкновенных вещей» и понял, что у каждого обычного домашнего предмета есть удивительная история! … Будет интересно увидеть новые конкурсы и по другим произведениям! Даниил Субботин, ученик 3 класса, МАОУ «Лицей №4», г. Пермь».

В качестве иллюстрации проявления способностей детей предлагаем творческие работы участников литературных конкурсов «Познание и творчество».

Что же представляют собой задатки, способности к литературному творчеству? Как вовремя разглядеть и поддержать их проявления в первых пробах пера юных авторов? К такому размышлению мы и приглашаем читателей.  В педагогической и психологической литературе наиболее распространено мнение, что литературные способности наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте. Такого мнения придерживался Л.С. Выготский. Он считал, что литературному творчеству принадлежит особая роль в становлении самосознания ребенка. Когда у детей впервые возникает искренний, неподдельный интерес к собственному внутреннему миру, тогда же возникает желание письменно оформить результаты исследования душевной жизни как своей, так и других людей. С учетом этой потребности юных авторов в духовно-нравственных поисках, в личностном росте и построены задания креативного тура по литературе «Золотые россыпи» для учащихся 10 классов. Предлагаются фрагменты конкурса «Гений и злодей».

Одно из заданий этого конкурса – написать эссе на тему «Диалог с гением».

Авторы эссе рассуждают о проявлениях таких философских понятий как гениальность и умственная ограниченность, добро и зло. Представляют интерес разные взгляды авторов эссе на природу совместимости этих понятий. По-разному отвечают участники на вопрос, поставленный А.С. Пушкиным в гениальной драме о Моцарте и Сальери – совместимы ли гений и злодейство? В эссе используются приемы эмоционального выражения чувств и логические рассуждения, сравнение  литературных примеров, обращение к истории и др. Но главное, - авторы выражают свое собственное, глубоко индивидуальное отношение к этому важному для любого думающего человека вопросу.

ДУХОВНОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ

Л. Ветошкина

Колледж, г. Абакан

Одна из лучших работ в номинации «Золотые россыпи» для учащихся 10 классов, конкурс «Гений и злодей». Автор эссе рассуждает о проявлениях таких философских понятий как гениальность и умственная ограниченность, добро и зло и считает, что злодейство является проявлением недоразвитого человеческого духа. А добро есть проявление развитого, достигшего гениальной зрелости человеческого духа.

С древнейших времен до наших дней человек задумывался над тем, что есть добро и зло, жизнь и смерть. Я считаю, что в каждом человеке есть злодейство и гениальность. Это сложный путь, по которому не каждый может пройти. Но поскольку природа одарила нас всех неисчерпаемыми гениальными способностями, то у каждого из нас больший или меньший масштаб продвижения по пути раскрытия своего гения, по пути установления того факта, что его гений, и вообще всякий гений, несовместим со злодейством. То есть злодейство является проявлением недоразвитого человеческого духа. А добро есть проявление развитого, достигшего гениальной зрелости человеческого духа.

Суть дела в том, что несовместимость гения и злодейства для каждого индивидуальна, и достижение её является высшим нравственно-интеллектуальным достижением личности. Почему высшим? Потому, что путь злодейства бесплоден и разрушителен, а путь добра, в конечном счете, прогрессивен. Злодейство, дремлющее в большинстве людей, вообще неосуществимо, ибо человеческий гений его вытеснит. Свойство таланта очень непредсказуемо. Оно может появиться либо однократно, либо очень кратковременно. Возможно, что человек может не осознать этот моментальный проблеск гениальности. У гения проявляются проблески гениальных озарений, в которых он, творя нечто гениальное, настолько поглощен этим делом, что не способен ни на какие злодейства. Талант в порыве глубокого самопогружения случайно не совершит акт злодейства. Человек начинает понимать, что злодейство не только мешает проявлению его гения, но и вообще недостаточно развит в современном ему обществе. Открытие каждым гением того, что гений и злодейство не совместимы, глубоко лично, индивидуально и неповторимо у каждого из гениев.

Что такое злодейство и почему оно несовместимо с гением? Это причинение существенного вреда человеку, группе людей, всему человечеству, которое может уживаться с гением в одном человеке, но мешает реализации гения, разрушая его.

Исходя из тезиса Гете, что «гений – это человек, достигший идеала гениальности и познания своего назначения», заключаем, что он злодеем быть не может, ибо он достаточно духовно пробудился, чтобы, отличая добро от зла, следовать пути добра и избегать пути зла.

НА ВЕСАХ ВЕЧНОСТИ

М. Кожушкова

Бийский государственный колледж, г. Бийск

Представлен взгляд начинающего прозаика на природу совместимости понятий гениальности и злодейства. Автор эссе понимает, что злодейство и злодеи никогда и никуда не исчезнут, что гении приходили и будут приходить в мир. Но навсегда с нами останется пушкинская «шкала измерения» их значимости: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Одна из лучших работ в номинации «Золотые россыпи» для учащихся 10 классов, конкурс «Гений и злодей»

Перечитываю снова и снова восемь страничек «Моцарта и Сальери» Пушкина. Нахожу уже знакомые строки «...Мой Requem меня тревожит», «...Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек». Вот сейчас, где-то рядом будут строки о «гении» и «злодействе»... Да, я не ошиблась в предположении, что Пушкин вложил их в уста Моцарта:

…А гений и злодейство-

Две вещи несовместные. Не правда ль? Но что это? В заключительных строках они повторяются ещё раз, но теперь их говорит Сальери, попрощавшись с Моцартом. Странно, как же я не задумалась об этом при первом прочтении!

...Ты заснешь

Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,

И я не гений? Гений и злодейство

Две вещи несовместные. Неправда...

Навечно столкнул Пушкин слова гений и злодейство, правда и неправда! Ваше злодейство, господин Сальери, - ваша неправда! Ваш гений, Моцарт, - ваша правда!

А «наша» правда, Александр Сергеевич, в чём она?

Почти два века «гениальные злодеи» и «злодейские гении» всего мира спорят с Вами, стремясь втиснуть свои имена в Вечность. Напрасно спорят! Они, наверное, так же, как и я при первом чтении, не придали значения последним строкам «Моцарта и Сальери».

Вы, Александр Сергеевич, сказали всё, добавить нечего: злодей не гений, гений не злодей! Есть одно изречение: великий ум проявляет свою силу не только в умении мыслить, но и в умении жить. Жаль, что я не помню человека, сказавшего это. Но так ли это важно?

Умение Жить добродетельно на весах Вечности перевешивает умение Мыслить! Что вы оставили для Вечности, господин Наполеон, господин Гитлер? Она смотрит на вас нашими глазами с презрением и жалостью.

Я здраво смотрю на жизнь и понимаю, что злодейство и злодеи никогда и никуда не исчезнут, что гении приходили и будут приходить в мир. Но навсегда с нами останется пушкинская «шкала измерения» их значимости: «Гений и злодейство – две вещи несовместные».

БОРЬБА С СОБЛАЗНАМИ

Ю. Сергеева

МОУ СОШ № 2, г. Верхняя Салда, Свердловская обл.

Одна из лучших работ в номинации «Золотые россыпи» для учащихся 10 классов, конкурс «Гений и злодей». Рассуждения о проблеме добра и зла в человеке. Гений должен совершить выбор. Человек, в котором есть стержень, может считать себя человеком в полном смысле этого слова.

Гений… Кто он? Слыша это слово, я представляю очень умного, порой даже странного и не похожего на других людей человека. Его ум и поступки отличаются от обычных людей. Он видит в нашем мире то, что другие порой увидеть просто не в силах.

Говорят, что гениальность дается от Бога, а это значит, что гениальный человек не может быть плохим и совершать злодеяния. Но, к сожалению, история приводит нам неутешительные примеры. Личность, известная почти каждому человеку – Адольф Гитлер, обладавший гениальными способностями убеждения людей. Он мог повести за собой любую толпу, и люди шли за ним, не задумываясь ни о чем. Но история всем известна, и все знают, как Гитлер при помощи своих способностей убеждал людей, что можно убивать и уничтожать другие, не арийские нации. В этом случае «гений и злодейство» совместимы.

Выходит, что нельзя полностью согласиться с утверждением Моцарта, героя маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери», что «гений и злодейство – две вещи несовместные…». Каждый человек хочет жить комфортно, я думаю, что если любого спросить о том, как он хочет жить: плохо или хорошо, то, несомненно, без лукавства, ответ будет в пользу комфортной жизни. Другое дело, что просто желание отличается от действий, ведь с неба ничего просто так не падает. Если человек хочет хорошо жить, то он не сидит на диване и не причитает, а начинает действовать и менять свою жизнь к лучшему. И вот опять же встает вопрос, как добиваются успеха разные люди. Кто-то, не обладая выдающимися способностями, использует незамысловатый труд, путь к цели у него прост и понятен: поработал – получил деньги и улучшил свою жизнь. А другой человек, который может делать больше и обладает более выдающимся способностями, вполне способен получить лучший результат, нежели другой.

Мне кажется, что люди, обладающие гениальными способностями, чувствуют свое превосходство, и тогда перед таким человеком становится выбор: он честно может подумать, что вправе рассчитывать на большие блага, чем обычные люди, ведь он «другой». В этой ситуации такой гений должен совершить выбор. Искушение… Соблазн… Запретные слова, не правда ли? Не каждый может стойко пройти мимо очередного соблазна.

Человек, в котором есть стержень, который понимает, что его гениальность - не цель для достижения своей выгоды, а цель для помощи другим людям, может считать себя человеком в полном смысле этого слова. Такой человек не станет «злым гением», вот тогда и открывается смысл мудрого высказывания пушкинского героя: «гений и злодейство – две вещи несовместные...»

СОВМЕСТНЫ ЛИ ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО?

А. Трушина

ГНОУ лицей-интернат, г. Кемерово

Нужно бережно, заботливо относиться к талантам людей и никогда не забывать, что доброе и злое начала ведут вечную борьбу за душу человека. Обращаясь к истории человечества, автор анализирует и сравнивает достижения известных личностей с точки зрения гениальности и злодейства. Одна из лучших работ в номинации «Золотые россыпи» для учащихся 10 классов, конкурс «Гений и злодей».

Один из героев А.С. Пушкина утверждал, что «гений и злодейство - две вещи несовместные...»Учёные подсчитали, что за всю историю человечества родилось едва ли больше двухсот людей, которых можно назвать гениями. Леонардо да Винчи, А.С. Пушкин, И. Эйнштейн, Бетховен, Д. Менделеев… Ежегодно мир аплодирует нобелевским лауреатам. Кто они: необыкновенно талантливые люди или гении? Время всё расставляет по своим местам.

Всему просвещённому человечеству известно имя Моцарта, гениального композитора 18 века. Через века мы наслаждаемся музыкой, которая была создана столетия назад. Будучи маленьким ребёнком, Моцарт играл перед публикой, умиляя и удивляя зрителей чистотой исполнения и новизной интерпретаций. Творения гения пережили своего творца. Вспоминая загадочную смерть молодого Моцарта, многие называют имя Сальери. Но говорят не о музыке, которую он создавал; Сальери принято считать убийцей гениального Моцарта. Эта история нам рассказана другим гением. Гением русской литературы А.С. Пушкиным. Сколько здесь правды, сколько вымысла – определённо не скажешь. Но в трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкин решает философский вопрос: совместны ли гений и злодейство?

Однозначный ответ найти трудно. Зависть и ревность к таланту другого, навязчивая идея спасти талант друга от бездумного, с точки зрения Сальери, расточительства, толкнули его на убийство. Казалось бы, дорога к триумфу свободна… Но это преступление не прибавило Сальери славы, не дало признания и напрочь перечеркнуло его собственный музыкальный талант.

Обратившись к истории, вспоминаем величайшего полководца времён и народов Александра Македонского. Гениальный стратег, не проигравший ни одного сражения, человек, одарённый великолепной памятью, разбирающийся в искусстве, он, одержимый упрямой идеей завоевания Вселенной и превращения её в единую державу, стёр с лица земли множество городов, залил кровью земли покорённых народов. Кто он: гений или злодей?

А вот другая история. Изобретатель динамита Альфред Нобель называл себя пацифистом и считал, что если у противников появится оружие, которое может моментально уничтожить друг друга, то они поймут, что ничего не выиграют от войны и прекратят конфликт. В 1888 году по ошибке опубликовали сообщение о смерти Нобеля и некролог, в котором его называли «миллионером на крови» и «торговцем взрывчатой смертью». Не захотев оставаться в памяти человечества злодеем, Нобель завещал своё состояние на учреждение научных премий.

Не один писатель поднимал в своих произведениях проблему гениальности и злодейства. Главный герой повести А.Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», одержимый идеей мирового господства, пытается перевернуть и переустроить жизнь на земле. В глазах одних он – герой, сверхчеловек, победитель. Обладатель несметных богатств. В глазах других – преступник и подлец, злодей, которого нужно остановить. Но главное злодейство Гарина неизвестно окружающим. Свои дерзкие замыслы инженер осуществляет, бессовестно присвоив гениальное открытие профессора Манцева, обречённого Гариным на медленную, но верную смерть. Ну, чем не Сальери и Моцарт! Произведение фантастично, но какая суровая правда жизни прописана на его страницах!

Как стать гением? В небольшой повести М.Булгакова «Собачье сердце» талантливый до гениальности профессор Преображенский в результате смелого эксперимента получает неожиданный результат: «очеловечивание» дворовой собаки Шарика. Но этот новый, экспериментальный человек генетически унаследовал самые отвратительные качества человека, гипофиз которого использовал профессор для опыта. Очень скоро добрый, безобидный пёс превратился в подлеца, хама, негодяя. Интересен разговор профессора Преображенского и его ученика доктора Борменталя о том, каков был бы результат эксперимента, если бы был использован гипофиз мудреца Спинозы? Профессор Преображенский замечательно отвечает, что природа мудрее человека, и гения может родить любая женщина, как когда-то простая крестьянка родила великого Ломоносова. То есть, рождение гения, как и рождение злодея, совершенно непредсказуемо.

Сравним статьи из «Толкового словаря русского языка» В.И. Даля. «Гений – незримый, бесплотный дух, добрый или злой». «Злодей - … закоренелый противник божеских и людских законов». Они совсем близко - гений и злодейство. Человек бывает слаб и может поддаться соблазну использовать необыкновенные открытия и гениальные достижения в целях, далёких от добрых и гуманных. При этом он старается оправдать себя в глазах других, да и своих собственных, ложными идеями, теориями. Нужно бережно, заботливо относиться к талантам людей и никогда не забывать, что доброе и злое начала ведут вечную борьбу за душу человека. И ещё я считаю, что человек, руководимый эгоистичными, низменными целями, противными человеческому разуму, как бы талантлив он не был, ничего по-настоящему великого совершить не может. Ведь «Гений и злодейство – вещи несовместные».

Попробуем проанализировать предложенные Вашему вниманию эссе с точки зрения проявленных авторами литературных способностей. Н.С. Лейтес писал: «Психологической основой литературно-творческих способностей, как и всех остальных способностей к художественному творчеству, является особое отношение человека к миру. Суть этого отношения в том, что оно преодолевает раздельность человека и мира. Весь мир благодаря ему становится продолжением человека, а человек – частью мира»[8].  Подобное отношение к миру многие художники слова считают первоосновой, фундаментом своего творчества. Слова удивительного русского писателя М. Пришвина подтверждают это: «…Только потому, что мы в родстве со всем миром, восстанавливаем мы силой родственного понимания общую связь и открываем свое же личное в людях другого образа жизни…» [7]

В своих эссе каждая из десятиклассниц выразила свое неповторимое отношение к обсуждаемой теме. Литературоведческий словарь определяет эссе как «прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета» [3]. Особенность данных творческих работ в том, что их форма сочетает в себе признаки художественно-критического и философского эссе. Это позволяет авторам через анализ произведения автор предложить cвой взгляд на мир, и вcе cредcтва выразительноcти жанра направлены на то, чтобы донеcти этот взгляд до читателя.  Кроме этого, объектом осмысления в эссе являются философские категории и теории, общие размышления о мире и о человеке. Такой широкий взгляд на общечеловеческие проблемы делает работы участниц конкурса не только литературными сочинениями, но и своего рода психотерапевтическими пособиями, позволяющими сделать шаг не только к литературному, но и к личностному самовыражению. Эта особенность наиболее удачно содействует личностному росту юных творцов.

Мы видим, что в эссе в разной степени проявляются такие составляющие словесного искусства, как языковые способности, языковое чутье, воображение. И, самое важное, – у девушек сформирована собственная эстетическая позиция. В единое целое юные авторы связывают и собственное личностное отношение к миру, и подчиненное этому воображение, и речевые способности. Здесь нельзя не сказать о составителях заданий конкурса «Золотые россыпи». Подбирая задания, они учли несколько моментов: для написания эссе выбрано гениальное произведение мировой классики – поэтическая драма А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»; выбран точный адресат задания – ученики 10 классов наиболее склонны к размышлениям, раздумьям о серьезных философских категориях. И, наконец, к написанию эссе участники были подготовлены выполнением предыдущих заданий конкурса. Они прошли путь скрупулезных научных исследований, изучили множество литературных источников, не раз задумались о смысле жизни, о добре и зле, проанализировали другие литературные произведения и, можно сказать, «доросли» до «Диалога с гением».

Таким образом, обобщая вышеизложенное, мы можем утверждать, что участие в творческих конкурсах способствует раскрытию и дальнейшему развитию литературно-художественных способностей, а также таких жизненно необходимых способностей, как способности критически мыслить, осуществлять собственный выбор, ставить и решать проблемы, проявлять творчество, фантазию и изобретательность. Все вместе это является мощным средством личностного становления, самовыражения, самореализации, а значит, и адаптации к постоянно меняющемуся миру.

Литература

1.      Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983. – 173 с.

2.      Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. С. 182 – 195.

3.      Литературный энциклопедический словарь 1987: 516]

4.      Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. Татлыбаевой А.М. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.

5.      Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.

6.      Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Издательство "Наука", 1976. – 302 с.

Сведения об авторах

Исакова Инга Николаевна

Педагог-психолог высш.катег, Почетный работник общего образования РФ, «Малая академия наук «Интеллект будущего», г. Обнинск