Научите ребенка мыслить творчески!

(ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ)

Раскрытие творческого потенциала каждого ребенка – это, пожалуй, главная задача педагогики завтрашнего дня. Каждый неравнодушный взрослый, педагог или родитель понимает – для того, чтобы ребенок смог реализовать себя в жизни, его нужно научить мыслить творчески. А особая роль педагогов учреждений дополнительного образования в том, чтобы вовремя заметить эти таланты, создать условия для их развития, дать детям возможность радоваться собственным открытиям и достижениям. Предлагаем познакомиться с опытом Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» – одного из лидеров интеллектуально-творческого образования России. Наш коллектив, увлеченный идеями педагогики развития, знает, как открыть ребенку дорогу к знаниям, увлечь его сначала познавательным творчеством, потом – наукой. Вместе с педагогами, в том числе и из учреждений дополнительного образования, которые являются кураторами участников наших конкурсов и представляют практически все регионы России, мы создаём ту образовательную среду, которая позволяет раскрыть потенциал детей, проявить их таланты!

Российский заочный конкурс «Загадочный остров», являющийся составной частью Всероссийского творческого проекта "Созвездие талантов", один из немногих конкурсов, которые сейчас представлены на образовательном пространстве России, непосредственно направлен на раскрытие творческих способностей его участников, а также на помощь школьникам в овладении отдельными специальными приемами нестандартного мышления.

Мы получили от участников конкурса оригинальные, интересные работы. В своей статье на примере заданий конкурса и ответов ребят, мы раскроем отдельные приемы развития творческого мышления и, что очень важно, способы повышения познавательного интереса детей, которые с успехом могут применяться на практике педагогами дополнительного образования.

Если ребенок увлекся заданиями, если ему хочется найти как можно больше вариантов их выполнения, значит, цель достигнута – произошел запуск познавательной активности, включились в работу механизмы творчества. Познавательная деятельность ребенка будет приносить конкретные творческие результаты, если обучить его специальным приемам мышления. К таким приемам относятся: генерирование идей, поиск аналогий, выделение противоположных свойств, прием ассоциаций, постановка вопросов, преобразование, сочетание различных комбинаций и другие. Этим приемам можно обучить ребенка уже в младшем школьном возрасте, именно такова была цель конкурса «Загадочный остров». Часть заданий не имеет единственно правильных ответов (например, придумать интересные названия к необычной фотографии, сочинить невероятные истории про березового волка, летающий трамвай, придумать способы использования необычного вещества и др.). Другая часть заданий направлена на развитие художественно-образных представлений (дорисовать картинку, изобразить такие понятия, как «смех», «щекотка»). Очень понравилось ребятам задание, когда нужно было придумать мысли от имени разных персонажей стихотворения.

Анализ присланных работ показал, что именно необычные, оригинальные задания, в которых не содержится ограничивающих рамок единственно правильного ответа, стимулируют воображение школьников, будят фантазию, выводят на новый уровень восприятия, заставляют посмотреть по-новому на привычные вещи.

Если судить по отзывам и общим результатам, полученным ребятами, легче всего им было выполнять более привычные задания – разгадывать ребусы, кроссворды. Наиболее трудными оказались так называемые открытые задания, требующие выдумки, гибкости мышления, выхода представлений за рамки привычного.

Рассмотрим на примере первого задания, каких результатов могут достичь дети, используя специальный прием развития творческого мышления – генерирование идей.

Задание «Необычное фото».

Придумайте не менее трех интересных подписей к фотографии. Ребятам была предложена фотография с необычным сюжетом, которая в реальности или невозможна, или маловероятна ( на фото изображен восторженный человек, стоящий на перилах на одной ноге). Выполнение этого задания развивает способность перевода наглядно-образного восприятия в словесные образы. Нужно было как можно более ярко представить себе эту ситуацию, вчувствоваться в нее и высказать как можно больше гипотез о том, что же может произойти, какие названия можно придумать к фото.

Участники нашего конкурса применили различные подходы при выборе названий. Например, Ногайцев Дмитрий (Кемерово, МОУ "Гимназия № 17") придумал варианты, используя такие приемы, как рифма, метафора, придумывание фраз по аналогии с афоризмами: "Силён не умом, а волей", "Если бы Джеймс Бонд был кавказец", "Ноги в руки и вперёд! Так душа моя поёт! ". Для Газизова Егора (Оренбург, МОУ "Гимназия № 4") это задание оказалось одним из сложных. При его выполнении школьник использовал стихотворную форму, в которой воплотились приемы ассоциаций (йог и человек на фото) и ситуативных связей (сравнение конкурса с позой на фото): "Есть чудеса еще на свете: танцует йог на парапете", "Хотите на обнинский конкурс попасть, Попробуйте в позу похожую встать! ".

Возникает вопрос, каким образом придумывать такие оригинальные названия? Разберём один алгоритм.

1. Рассмотрим фотографию и найдём, на что или на кого похож наш «объект» на фото. Возможны следующие варианты:

а) по позе рук — на джигита, танцующего лезгинку;

б) по строгому костюму и белой рубашке — на выпускника школы или на офисного работника;

в) по «закрученной» ноге — на йога;

г) по позе на одной ноге — на журавля;

д) по расположению на кромке балкона – на воробья на жердочке, на акробата на канате;

е) по расположению над уровнем горизонта – на орла, парящего в небе;

ж) по контуру, который образует персонаж на фото – на страуса; и так далее. Ребята, участвующие в конкурсе, не имели перед собой такого алгоритма и действовали больше по интуиции. Видимо, именно поэтому большинство из конкурсантов отмечали, что это задание интересное, но сложное. А теперь посмотрим, как интуитивно найденные решения удивительным образом согласуются с алгоритмом. Но его наличие не отнимает творчества, ведь дальше нужно сделать красивые интересные сравнения, какие получились, например, у следующих ребят. Протас Мария (Казань, МОУ Гимназия № 96) придумала много названий. При этом ее ответы отличаются чувством юмора и разнообразием подходов к ситуации. Приведем несколько примеров из работы: "Дяденька! Ну, возьмите меня в цирк, пожалуйста! ", "Эй, там, внизу! Сейчас к вам слетит птичка...", "Жизнь прекрасна–а-а-а-А-А-А-ААААА!", "Ну, похож я на ласточку?", "Стоп-стоп! А где страховка? Как нет?!?! Мама!!!", "Вот он какой – карьерный взлет...", "Через перила – к звёздам!", "Ак Барс" – чемпион! Ура-а-а!", "И когда у них уже спортзал освободится?" Ответы Разухиной Дарьи (Чебоксары, МОУ "Гимназия № 5") лаконичны и выразительны, девочка использовала крылатые фразы и сочетание противоположностей: "Джигит во фраке", «…А мне летать охота!», "Чечётка на балконе", «…Главное, чтобы костюмчик сидел!», "Особенности национальной хореографии".

Задание  «Факир на дудочке играл».

Факир на дудочке играл И змей искусно заклинал Волшебным словом на устах. Плясали змеи на хвостах! (Марк Львовский).

Представьте, что вы стоите рядом вместе с толпой зевак и смотрите на факира и его змею. Напишите, что, по вашему мнению, в это момент думает факир; змея; дудочка; коврик, на котором сидит факир; дедушка; мальчик.

Выполнение этого задания позволило ребятам проявить свою фантазию, представить себя в роли различных персонажей и даже неодушевленных предметов. Этот приём «вживания» в роль называется методом эмпатии и широко используется в литературе, в написании сценариев для кинофильмов, где весь сюжет ведется, например, от лица собаки или дельфина. Совсем простое с виду изменение точки зрения – я смотрю на мир глазами черепашки, змеи, листочка на дереве, солнечного лучика – сразу меняет тон повествования, появляется личностное отношение, эмоциональная окрашенность, сопричастность. Познакомим лишь с одним примером. Горностай Ангелина (Кондрово, МОУ "КСОШ № 1") сочинила занимательный рассказ с интересными дополнениями, экскурсами в историю. Очевидно, что здесь пришлось поработать с разными источниками информации.

«Как-то раз в цирке мне довелось посмотреть выступление факира. После того, как конферансье объявил следующий номер цирковой программы, зазвучала «восточная» музыка, и на арену цирка вышел факир, кланяясь зрителям. Факир был одет в широкие дхоти. (Дхоти это традиционная индийская мужская одежда. Даже сегодня в Индии повсеместно мужчины любят носить национальный костюм.) В одной руке он нёс большую корзину, а в другой держал коврик с длинной бахромой по краям. Факир-заклинатель, лукаво улыбнувшись, ловко разложил инвентарь и, усевшись на коврике, округлым жестом циркового фокусника извлёк флейту, чтобы выманить из круглой плетёной корзины своего грозного питомца. Этим питомцем, как позже выяснилось, оказалась королевская кобра, чей укус влечёт почти мгновенную смерть. Воцарилась мёртвая тишина, и зал с замиранием ждал начала номера. Рядом со мной по соседству сидели дедушка с внуком, мальчиком лет 6-7. В эти минуты все мы стали зрителями чудесного номера. Едва факир открыл корзину, оттуда стрелой вылетела кобра больше двух метров в длину, чья раскрытая пасть не оставляла ни малейших сомнений по поводу её намерений. Кобра встрепенулась, распустила капюшон с явно видимым рисунком очков и кинулась на дрессировщика. Но тот был настороже и встретил её во всеоружии. Этим оружием была флейта. Факир начал играть на флейте, вернее, исторгать из неё тонкий пронзительный звук, качая при этом головой сверху вниз. Кобра тут же успокоилась и, не отрывая ледяного взора от инструмента, начала покачиваться в такт мелодии. (Хотя змеи практически ничего не слышат, они реагируют на высокую по тональности музыку флейты. Согласно одной из теорий, определенная вибрация воздуха ударяет по чешуйкам кожи или кончикам ребер змеи – примерно так же, как ступни о землю при ходьбе). Я думаю, что факир, наверное, в этот момент думал: «Поднимая крышку, убедись, что змея успела рассмотреть твою флейту! Сиди и не двигайся!» И, действительно, известно, что кобры так и не выучиваются, они просто боятся флейты.

Дедушка, сидевший по соседству со мной, думал: «Я убеждён, что дрессировка змей и крокодилов невозможна. Вот уже сколько лет выступают на арене дрессировщики львов, тигров, пантер и белых медведей, но до сих пор еще не появился никто, кто бы заставил аллигатора сделать что-либо более содержательное, чем сожрать на глазах у публики дрессировщика. Ласка не имеет действия на пресмыкающихся, на змей в частности. И все же и к этим упрямцам подобрать ключи можно. Но как?» А его внук шептал: «А что, если она укусит факира?» Я подумала: «Интересно, а сколько надо учить змею, прежде чем она сможет выступать на публике, и сколько стоит змея?» Каковы были мысли флейты и коврика? «Запах этой змеи напоминает запах нашатырного спирта». «Я знаю, что флейта не играет никакой роли в заклинании, потому что змеи лишены слухового аппарата». Когда факир закончил своё выступление, зрители долго громко аплодировали ему».

Подобные конкурсы дают детям возможность подумать, поэкспериментировать, попробовать различные варианты решения творческих задач. Ведь, к сожалению, порой мы, взрослые, требуем от ребенка быстрого, порой сиюминутного выполнения заданий. И дети, как правило, стараются вспомнить знакомые варианты, известные решения или машинально повторяют действия взрослых. А развитие креативности, творческости предполагает большую самостоятельность, независимость от знакомых решений. Поэтому для воспитания творческих способностей следует запастись временем, терпением и, в первую очередь, желанием развивать и развиваться.

Мы советуем начинать с того, чтобы снять внутренние запреты на творческость, необычность, оригинальность. Разрешите себе и ребенку быть людьми свободными, независимыми, позвольте себе иметь собственные взгляды, мнения и стиль мышления. Почувствуйте себя готовыми к созданию новых идей, ищите нестандартные решения. Откройте себя и свое сердце для новых знаний. Приготовьтесь к использованию всего своего творческого потенциала. Станьте уникальным человеком. Позвольте сделать это и своим детям.

Не беда, что на первых порах детям потребуется ваша помощь. Придумывая нестандартные решения, изображая несуществующие понятия, предметы, явления, представляя непредставимое, вы выходите за рамки привычных ограничений, за которыми радость познания, свобода творчества, счастье самовыражения.

Кроме рассмотренных выше, мы рекомендуем некоторые способы и упражнения для развития креативности, которые вы сможете использовать для выработки творческих идей.

Людям творческим хорошо известна фраза физика Лайнуса Полинга «Лучший способ создать хорошую идею иметь много идей». Эти слова раскрывают сущность приема «генерирование идей». Этот способ развития творческого мышления можно предлагать ребенку при решении самых разных задач. Смысл его прост придумать как можно больше идей, вариантов по поводу какого-либо вопроса. Этот прием часто используют участники наших конкурсов при выполнении творческих заданий. При этом совсем не обязательно, чтобы каждая идея была правильной. На первых порах можно даже сказать ребенку, что все его варианты будут правильными. Важно, чтобы ребенок почувствовал успех, поэтому, сначала принимайте все его предложения, а когда ребенок почувствует радость созидания, начинайте осторожно обсуждать придуманные идеи, отбирая наиболее удачные. В этом процессе могут реализовываться самые необычные, невероятные, удивительные и нелепые идеи. Важно, чтобы их было как можно больше. И чем больше идей, тем вероятнее, что среди них будут толковые, интересные, удивительные идеи.

Любая мысль или идея в мозге человека приобретает какую-либо определенную кодовую форму: буквенную, цифровую, зрительно-пространственную, словесно-образную, акустическую и др. Каждый из нас может использовать все эти формы, но, как правило, преобладает какая-то одна или две. Это и определяет индивидуальность и неповторимость нашего восприятия и мышления. Однако, несмотря на некоторую природную предопределенность, заданность, мы можем развивать и совершенствовать свои возможности. Ведь чем разнообразнее наши способы представления и осмысления реальности, тем быстрее и качественнее мы развиваемся. Поэтому очень важно учить детей оперировать различными кодовыми формами.

Задача развития творческих способностей детей в школьном возрасте состоит, прежде всего, в том, чтобы увеличить число привычных для них вариантов решения поставленной задачи, расширить опыт пользования разными кодами. Например, для ребенка, склонного к зрительно-пространственному мышлению, желательно вырабатывать навыки владения буквенными и цифровыми символами. И, наоборот, у ребенка с логическим складом необходимо стимулировать наглядно-образное мышление. Наши задания как раз и помогают детям понять, какие символы, какой код является для них оптимальным, наиболее приемлемым. При выполнении подобных заданий мышление становится более результативным, а творческий потенциал значительно выше.

Познакомившись с примерами выполнения таких заданий, вы можете попробовать сами и предложить своим детям следующие приемы, игры, упражнения для развития творческого мышления.

Упражнение «Что, Откуда, Как»

Покажите ребенку какой-нибудь необычный, незнакомый для него предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию).  Пусть он ответит на три вопроса: «Что это такое?», «Как, откуда это взялось?», «Как это можно использовать?». При этом повторяться не разрешается, нужно придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов.

Самый простой способ добыть материал для этого упражнения брать не предметы целиком (их назначение, как правило, более или менее ясно), а части чего-либо такие, чтобы по ним сложно было понять, откуда они взялись.

Смысл этого задания в том, что эта легкая «интеллектуальная разминка» стимулирует скорость мышления, позволяет выдвигать оригинальные идеи и ассоциации. Упражнение заканчивается обсуждением. Скажите ребенку, какие ответы вам запомнились, понравились больше всего, какие показались самыми интересными и оригинальными.

Упражнение «Не может быть»

Детям предлагаются невероятные, необычные ситуации или события, которые в реальности произойти не могут, показываются необычные фотографии, картинки, изображения. Нужно сказать, к чему бы они могли привести. Например, что произойдет, если: человеку станет не нужен сон; дети перестанут ходить в школу; исчезнет ночь; снег будет идти не переставая; время повернется в обратном направлении и др.?

Пусть ребенок как можно более ярко представит себе эти ситуации, вчувствуется в них и выскажет как можно больше гипотез о том, что же может произойти. Пусть представит себя одним из героев ситуации, фото или картинки.

Игра «Придумай причину»

Эта игра обучает навыкам поиска широкого круга причин. Она позволит ребенку рассматривать самые разные причины происходящего, чтобы после этого принять правильное решение.

Опишите какую-нибудь ситуацию. Например: «Вы приходите домой, открываете дверь, а по столу на кухне прыгает попугайчик». Детям необходимо назвать как можно больше причин возникновения этой ситуации (в нашем примере – появления попугая). Можно называть как реальные версии («Попугайчик залетел в открытую форточку», «Папа решил подарить мне птичку и оставил ее, а сам ушел на работу»), так и фантастические («Этот попугайчик улетел с НЛО, когда пришельцы приземлились ночью около нашего дома», «Это волшебный попугайчик, который может превращаться в разные предметы. Вечером он был чайником, а когда все ушли, прыгнул на стол и стал прогуливаться, ожидая нашего прихода»). За каждый новый вариант игрок получает балл, в конце игры подсчитывается количество заработанных баллов и определяется победитель.

Вот еще несколько ситуаций для игры:

1. Утром, выходя из дому, вы увидели на дереве  котенка.

2. Дождь шел 2 недели и затопил весь двор.

3. Ночью вдруг стало очень светло.

4. Из окна выпал какой-то предмет.

5. Во дворе школы раздался мелодичный звон.

Игра «Каляки-маляки»

Игра для развития зрительно-образного воображения. Вместе с ребенком возьмите по карандашу, закройте глаза и нарисуйте на листе бумаги непрерывные запутанные линии. У вас получатся каракули. Затем предложите детям найти в этих линиях какие-то образы (предметы, животных, растения и др.) и обвести (или заштриховать) их карандашами разного цвета. Одна линия может использоваться в создании нескольких образов. Обсудите получившиеся образы. Можно придумать истории про получившихся персонажей.

Упражнение «На что это похоже?»

Покажите детям необычные картинки. Пусть они придумают как можно больше ассоциаций по каждой из них. Оцените количество и оригинальность ответов. Можно нарисовать придуманные образы.

Процесс развития творческого мышления удивительно разнообразный и неисчерпаемый. Но, несмотря на это, существуют определенные алгоритмы, которые помогают улучшить и оригинальность мышления, и беглость возникновения ассоциаций. Здесь мы рассмотрели на примере конкурса «Загадочный остров» возможные варианты заданий. Но есть еще другие конкурсы, которые проводит Малая академия наук «Интеллект будущего» –  предметные и общеинтеллектуальные, – в которых тоже представлены образцы творческих заданий. Участвуя в разноплановых конкурсах, школьники тем самым развивают свое мышление и воображение, из аналитических записок узнают, какие оригинальные версии были предложены детьми со всей России. Стать частью такого интеллектуально-творческого содружества – отличная перспектива и стимул для дальнейшего развития. Сайт Малой академии наук future4you.ru стал в этом смысле объединяющим и обучающим, и даже само название – «Будущее для тебя» – говорит о потенциальных возможностях каждого, кто готов к совместной творческой работе. Впереди следующие конкурсы и новые творческие задания.