Одаренность как проблема

(Серьезный разговор с родителями)

«Креативность–

это значит копать глубже,

смотреть лучше, исправлять ошибки,

беседовать с кошкой, нырять в глубину,

проходить сквозь стены, зажигать солнце,

строить замок на песке, приветствовать будущее».

П. Торренс

Кого считать одаренным ребенком?

  1. Одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми по следующим параметрам: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству, психомоторные способности).
  2. «Одаренный  ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда  выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)  в  том или  ином  виде  деятельности» («Рабочая концепция одаренности»).

Легко ли быть одаренным?

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте почувствовать себя в роли одаренного ребенка. Сначала испытайте возможности своего воображения.

  1. Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать.
  2. Используя нарисованные изображения, постарайтесь придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовывать к фигуркам любые детали и объединять фигуры в один рисунок.

Теперь  проверьте гибкость мышления при создании слов. Попробуйте выполнить следующее задание

  1. Дается слово «одуванчик». Необходимо из букв этого слова составить как можно больше новых слов. Два раза использовать одну и ту же букву нельзя.
  2. Сколько слов у вас получилось? Если хотя бы 15 – ваш результат приближается к результатам людей с гибким мышлением.

Прочитайте сочиненные талантливыми детьми сочинения-сказки на свободную тему.

Друзья Март, Апрель и Май.

Жили три друга, которые очень любили  друг  друга.  Жили они  в общем трехэтажном доме: Март на первом этаже, Апрель на втором, а Март на третьем этаже. Всем это очень нравилось, потому что их оберегала Весна  -  их  общий дом. И вот однажды у Марта был день рождения, и все прекрасно провели время.

Сказка про карандаш, ручку и резинку

Жили-были карандаш, резинка и ручка. Жили они в пенале. Заспорили ручка и карандаш, кто важнее. Долго-долго они спорили. Но  в  их   спор  вмешалась резинка. Она  сказала:  «Если  вы  будете  спорить  дальше,  я  сотру  вас».Испугались карандаш и ручка и с тех пор не стали спорить.

  • Сравните эти примеры со своими. Легко ли вам было придумать такую историю, которую никто другой придумать не сможет?

Виды одаренности

Существуют разные подходы к классификации одаренности. Предлагаем вам один из них.

  • Художественная одаренность
  • Общая интеллектуальная и академическая одаренность
  • Творческая одаренность
  • Лидерская одаренность
  • Практическая одаренность

Почему младший школьный возраст

наиболее благоприятен для развития одаренности?

  1. Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.
  2. Учебная деятельность становится ведущей.
  3. Активно развивается мотивация (учебно-познавательные мотивы). В ее основе лежит познавательная потребность и потребность в саморазвитии.
  4. Ребенок становится способным к самоконтролю, может адекватно принимать оценку окружающих и оценивать себя.
  5. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление .
  6. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению .
  7. В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: группы «теоретиков» или «мыслителей» и "творцов".
  8. Несмотря на значимость наглядно-образного мышления, непосредственно воспринимаемое ребенком уже не мешает ему рассуждать и делать правильные выводы.
  9. Память  развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.
  10. В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, он приобретает умение выполнять задания самостоятельно – сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть собственно произвольное внимание ученика.

Какой педагог нужен одаренным детям

  • Кроме высокого профессионализма, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к людям, в особенности к детям. Одна из главных отличительных черт такого учителя — наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого.
  • Учителя, реализующие личностно-ориентированный подход, должны быть более ориентированы на создание для учащегося возможностей занимать активную, инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый учителем материал, но познавать мир, вступать с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине.

Какие  действия могут быть совершены

для решения проблемы одаренности

  • Просветительская, консультативная работа по принятию взрослыми одаренности ребенка, его поведения, интересов и склонностей. Уже само понимание взрослым одаренности ребенка позволяет снять многие проблемы.
  • Cоздание в школе социально-психологических условий для проявления и развития одаренности школьников (н-р, специально развивающие тренинговые занятия для детей и педагогов). Педагогам необходима помощь со стороны специалистов в разработке и анализе индивидуальных программ обучения одаренных школьников.
  • Организация социальной жизни одаренного ребенка, расширение и углубление его социального опыта, представлений о мире. Необходимы меры по включению одаренного ребенка в коллектив, в систему эмоциональных отношений со сверстниками.
  • Психолого-педагогическая работа с самим ребенком, испытывающим различные психологические проблемы. Часто нужна и психокоррекционная, и психотерапевтическая работа, направленная на решение внутренних психологических конфликтов, снятие тревожности, страхов, агрессии, расширение имеющегося репертуара поведения, его коррекция, осознание ребенком собственной одаренности и построение системы отношений с миром и самим собой.