Интеллектуально - Творческий Потенциал России
Национальная Образовательная Программа
Номинация | Работа | Баллы | Результат |
---|---|---|---|
Литературоведение (рецензия) | Фольклорная символика в стихотворениях сызранского поэта XIX века Николая Панова | лауреат III степени | |
Мнение эксперта: Изучение фольклорной традиции в творчестве писателей и поэтов, безусловно, тема интересная, но вовсе не простая, как порой представляется начинающим исследователям. Уже первое прочтение стихотворений Н.А. Панова позволяет увидеть в его творчестве такое явление как стилизация. Для XIX века это весьма характерно. Изучение особенностей стилизации у того или иного писателя или поэта требует и хорошей начитанности в области устного народного творчества, и значительной теоретической подготовки. Кроме того, необходимо ясно понимать предмет своего исследования. Александра взяла предметом исследования символику в поэзии Н.А.Панова и поставила целью «определить, как переосмысливаются фольклорные поэтические символы в лирических стихотворениях Николая Панова.». В первой части работы отражено знакомство Александры с учебником по устному народному поэтическому творчеству Т.В.Зуевой и Б.П.Кирдана. Это правильный подход, но недостаточный. Учебник дает общее представление о конкретных проблемах, а научное исследование требует более глубокого знания о том, что сделано по выбранной для изучения проблеме. Надо было сосредоточить внимание именно на понятии «символ», обратить внимание на то, что образы необрядовой лирики сохраняют архаичное значение, определяющее их смысловое содержание: «необрядовая лирика свободна от обряда, но не от обрядового значения». Очень помогла бы в освоении этих вопросов книга Г.И.Мальцева «Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики» Основная часть работы — самостоятельный анализ произведений Н.А.Панова — вызывает много вопросов. Например, читаем: «Композиция стихотворения близка к композиции народной обрядовой песни: стих организуется в строфы - восьмистишия (октавы), каждая из которых заканчивается рефреном». Получается, что все обрядовые песни представляют собой октавы, что, конечно же, вовсе не так. Сразу обращаем внимание на использование терминологии: стих — это одна стихотворная строка; когда анализируется стихотворный текст, обращение с соответствующими терминами должно быть аккуратным. Далее читаем: «Образ черемухи олицетворяет молодость <...> лебеда является олицетворением несчастной любви». Черемуха, как и лебеда, не может олицетворять что-то, а вот быть символом может, о чем далее в работе сказано. Александра обращает внимание на использование эпитетов, но ограничивается лишь их перечислением, тогда как надо было посмотреть, только ли постоянные эпитеты использовал поэт (и как использовал) или есть еще и другие. Если есть, то как они «работают» в тексте. Говоря о лирической героине, автор исследования пишет: «Она тонко чувствует природу, сопереживает ей». Непонятно, почему девушка должна сопереживать природе. Вывод по анализу стихотворения совершенно не соответствует задачам работы, сформулированным во Введении, в частности, положению 3: «выявить, как переосмысливаются фольклорные поэтические символы в лирических стихотворениях Николая Панова.» Как же они переосмысливаются? К анализу следующих трех стихотворений те же требования. Александра по результату заочного конкурса становится лауреатом третьей степени. На очной конференции можем более подробно поговорить о проблемах анализа. | |||
Рекомендация к участию: ЮНК - Обнинск - очная конференция | |||
Форма участия: доклад (доработка) |