Интеллектуально - Творческий Потенциал России
Национальная Образовательная Программа
Номинация | Работа | Баллы | Результат |
---|---|---|---|
Литературоведение (рецензия) | Концепт «беды», «утраты» как сюжетообразующий элемент в русской литературы | лауреат I степени | |
Мнение эксперта: Исследование Бударевой Татьяны является тем редким случаем, когда при чтении текста работы хочется отойти от выявления формальных признаков соответствия научной работы каким-либо требованиям «формата» (структура, гипотеза, источники и т.п.), хотя и это, в целом, соблюдено, и подумать над содержанием, углубиться в проблему, вступить в диалог по существу. Перед нами замечательное и по глубине мысли, и по исполнению исследование. Материалом для него стали, казалось бы, тщательно и многократно изученные произведения русской классической литературы - «Евгений Онегин» и «Преступление и наказание», а также рассказ Чехова «Казак» и «Повесть о Горе-Злочастии». Что тут можно добавить нового, тем более ученице средней школы? Тем не менее, у Бударевой Татьяны это получилось. В качестве «ключа» к прочтению и сопоставлению текстов стал концепт «беда, утрата». Почему он? Автор работы так объясняет свой выбор: «Актуальность данной темы связана с тем, что реальная жизнь становится для многих чаще источником «бед и утрат», чем радости и безоблачного счастья. Статистика свидетельствует о неумении большинства современных людей выходить из этого несчастливого состояния несломленными» (с. 2). Трудно не согласиться с этим утверждением, однако мы бы поспорили с уместностью использования слова «статистика», так как ни цифр, ни таблиц, ни ссылок на источники не приведено. В первой главе работы Бударева Татьяна рассматривает содержание концепта «беда, утрата», опираясь на широкий круг научных исследований: концепт описан автором как научная категория и как «собственно художественное явление, существующее в литературе». Во второй главе исследователь применяет понятие концепта, во-первых, для систематизации вариантов образа концепта «беда (утрата)», каким он предстает в произведениях, изучаемых в школьном курсе литературы, во-вторых, проводит анализ образов героев, преодолевших \ не преодолевших личную утрату, – Татьяны Лариной, Родиона Раскольникова, Максима из рассказа Чехова «Казак» и героя из «Повести о Горе-Злочастии». Бударева Татьяна приходит к выводу, что горе, утраты испытывают героя русской литературы на «духовную прочность» и либо способствуют его духовному совершенствованию, либо ведут его к нравственной деградации. Таким образом, рецензируемую работу можно признать состоявшейся, интересной, выполненной на высоком исследовательском уровне. Небольшие замечания по оформлению работы: надо подправить «Содержание» (номера страниц), на стр. 5 нет обозначенного в «Содержании» пункта «1.1. Понятие «концепта» в науке», кое-где проверить правильность написания кавычек. | |||
Рекомендация к участию: ЮНК - Север, очная конференция | |||
Форма участия: доклад |